Гений и злодейство две вещи несовместные смысл фразы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смотреть что такое "А гений и злодейство — Две вещи несовместные" в других словарях:

АФОРИЗМ — (греч. aphorismos, от aphorizein ограничивать, отделять). Краткая, отрывистая фраза, заключающая в сжатой форме какую нибудь определенную мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Моцарт ("Моц. и Сальери") — Смотри также По словам Сальери, как некий херувим, он несколько занес нам песен райских . Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь . Ба! право? может быть , отвечает М. Считает и себя и Сальери в числе немногих избранных, счастливцев праздных,… … Словарь литературных типов

Сальери ("Моц. и Сальери") — Смотри также Родился я с любовию к искусству, говорит сам С. Отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке . Ремесло поставил я подножием искусству . Звуки… … Словарь литературных типов

Моцарт и Сальери (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моцарт и Сальери (значения). Опера Моцарт и Сальери Композитор Николай Римский Корсаков Автор(ы) либретто А.С. Пушкин Источник сюжета … Википедия

"Гений и злодейство - две вещи несовместимые" - Пушкин мыслил высокими материями, исходил из своего мироощущения гения, как близкого к Богу, богодухновенного человека. Человека, которым руководит Бог, то есть, гениальность, талантливость, приносящая свет людям, как-то помогающая им ( в разных областях жизни) , не может порождаться злобой. Человек живущий в Боге, " гений красоты" и добра, не может быть злодеем по определению. Бог - есть любовь.

предполагаю, что это вместе пораждает жесткость. ну а это плохо. он предугадывал гитлера?

Пушкин описывает историю двух талантливых людей, они написали много красивой музыки для человечества. Сальери очень много лет с самого детства учился искусству музыки. Он целиком и полностью отказался от беззаботного детства, чтобы только его любимое дело могло жить. Сальери потратил много сил и эмоций, он хотел стать знаменитым. Сальери мечтал, чтобы его произведения знали все, чтоб его узнавали и восхищались им. Для Сальери его музыка была главной составляющей его дохода.

О Сальери все говорят, что он человек не завистливый и очень добрый. Всегда умеет порадоваться за друзей и разделить с ними их победы. Все это продолжается до момента знакомства Сальери с Моцартом.

Моцарт ведет разгульный образ жизни и деньги для него в жизни не главное. Моцарту очень легко дается написание произведений и его часто посещает муза. Он наслаждается своей музыкой и ему не совсем важны слава и награда за свое творчество.

После знакомства с Моцартом у Сальери возникает чувство зависти, которого до сих пор не было у него никогда. Он начинает злиться, что такому гуляке как Моцарт удается так быстро писать свои произведения, а ему иногда долгими неделями ничего не удается. Сальери приходит в ярость, что Музыку Моцарта начинают наигрывать даже бездомные, уличные музыканты, а он человек, который положил всю жизнь на искусство так и не добился такой славы как Моцарт.

В душе у Сальери черным облаком поселяется ненависть к Моцарту и он решает отравиться. Яд ему дала возлюбленная еще восемнадцать лет назад, но он таким им и не воспользовался. Иногда, у него возникали мысли убить себя, когда ему казалось, что нет выхода из его ситуации.

Сальери решает отравить Моцарта и таким образом избавится от знаменитого композитора. Они приходят в кабак отобедать и слушают произведение, которое написал Моцарт, Сальери вне себя от ярости. Моцарт в это время жалуется на то, что ему кажется, что его кто-то преследует. Потом Моцарт вспоминает о друге Сальери, который отравил человека и говорит ему, что если бы тот был гением, то никогда бы не совершил такого злодеяния.

Сальери все же подсыпает яд Моцарту, тот выпивает его и уходит. Сальери мучает фраза о гениальности. Он понимает, что совсем не гениален, как ему казалось раньше.

Проблема гениальности и таланта

Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря. Я уже не помню точно фраз…«(по Д.А. Гранину).

Позиция автора ясна и понятна. Гениальность – не столько степень таланта, сколько свойство его, добрый дух. Автор уверен, что гениальность может быть присуща любому человеку, но гением может стать только порядочный, светлый творец, тот, для кого важны понятия нравственности. Гранин убежден, что единственное средство отличить подлинный гений от мнимого – это нравственное испытание. Безнравственный человек не может стать гением.

Поистине прав поэт. Насколько талантлив не был бы человек, но если он упустил верный, праведный путь, то ему таланту не суждено развиться до гениальности. Для любого творца очень важно иметь высокие моральные принципы, ведь только тогда человек может быть в гармонии со своим внутренним миром.

Вступление к эссе может быть таким:

Или таким:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Думаю, Пушкин изучал историю преступлений, а все знаменитые преступники были в своем деле гении.

Вопрос о гении и злодействе, как оказалось, еще не раскрыт до конца и ответ о совместимости гения со злодейством найден критиками не по-пушкински простой, однобокий и слишком уж прямолинейный.

Богатый дом, красивая одежда, дорогая еда. И еще слава.

Ничему этому Сальери не завидует – богатства и славы у него поболее, чем у Моцарта. Учитель Бетховена, Листа, да отчасти и самого Моцарта, вряд ли мог быть бездарен.

Он завидует тому, чему позволительно завидовать талантливому человеку – еще большему таланту. Он один из немногих, понимающих, кто такой Моцарт.

Именно этот последний пункт приговора, приговора к посредственности, и стал для Сальери убийственным. Именно этого приговора боялся Сальери при жизни, боялся даже пуще убийства. Именно его вынес он сам себе незадолго до отравления Моцарта, что, отчасти, и подтолкнуло его к преступлению. Именно его получил Сальери и после смерти.

Заслуженным был этот приговор Сальери или нет? Но вот он прозвучал, был подхвачен и растиражирован. Да и как же иначе, ведь сам Пушкин сказал устами Моцарта в маленькой трагедии, что гений и злодейство ‒ две вещи несовместные.

Но позвольте, несовместные ли? И почему несовместные?

Обычно пушкинскую мысль толкуют в том смысле, что гений не способен на злодейство. Но, может быть, Пушкин имел в виду нечто другое – злодейство, совершенное гением, как бы и не совсем злодейство? Гения мерят иной мерой, судят по иным законам. Уже древний мир определил – что позволено Юпитеру, то не позволено быку.

Гений и злодейство… Интонация, с которой Пушкин словами Моцарта роняет эту фразу, да и поведение нашего национального гения, особенно в молодости, позволяет – что поделаешь! – именно так толковать смысл этой знаменитой сентенции.

А какова позиция другой стороны, как воспринимают гения обычные люди? Боготворят, восхищаются? Большинство людей относится к гению, как и положено относиться обычному человеку к необычному явлению. Как правило, гениальные люди из-за бытовой беспомощности и наивности неуживчивы, ведут странную, подозрительную, с точки зрения обывателя, жизнь. Их творчество опережает эпоху и обречено на непонимание.

То, что понятно в настоящем, принадлежит прошлому – эту парадоксальную истину они познают на себе. Слава приходит к ним после смерти, спустя десятилетия, а то и столетия.

Кеплер, Бах, Шекспир, Сервантес, Достоевский, Кафка и так далее…

В общей могиле, безымянным, похоронен Моцарт. В нищете умер Рембрандт. Бедствовали и были унижены Ван Гог, Сезанн, Модильяни, Верлен, Эдгар По, Мусоргский и многие, и многие. Чему тут завидовать!

И вообще, это для нас, потомков, они – великие. Для современников они часто совсем не великие, а просто неудобные соседи по эпохе. Может быть, прощая гениям то, что не прощаем всем прочим, мы искупаем историческую несправедливость, воздаем задним числом по заслугам?

Но это был очень правильный фильм, и правильным он останется на веки вечные, потому что бесспорен, полезен и гуманен.

Большинство людей ‒ так уж устроена человеческая психология ‒ с колоссальным скрипом идут на то, чтобы быть великодушным к недругам, чтобы под грудой пороков разглядеть то, что больше всего не хочется, ‒ талант. Признание искры Божьей в отсутствие добродетели требует определенного мужества. Рифеншталь воспела великое зло. И потому для многих сама осталась злодейкой навсегда. Бездарность нетерпима к таланту, выросшему на пороке.

Чем так поражает читателя герой романа, маньяк и убийца с мирной профессией сочинителя духов? Не жестокостью, не количеством жертв (этим нас сегодня не удивишь). Он поражает тем, что убивает с чисто творческой целью, чтобы похитить у жертв их запах (только мертвое тело отдает самый полный, самый чистый запах), запах, необходимый для составления его гениальных парфюмерных композиций.

Поражает гениальность и абсолютная уверенность в своей правоте. Мощь этой уверенности такова, что невольно подпадаешь под ее обаяние. Может, это и есть гениальность в чистом виде, без примеси чувств, выше морали, выше закона? Ведь он делает то, для чего рожден. Он единственный, кто может сделать это, только он и никто другой исполняет некую высшую миссию, и цена его не волнует, при чем тут цена, ведь он за этим пришел на нашу Землю! И так далее.

Впрочем, ни о чем таком сам герой не рассуждает. Эта гениальность несовместна не только с чувствами, но и с разумом. Эта машина запрограммирована на одно единственное действие – придумывание духов.

Да, постепенно возникает подозрение, что перед нами не живой человек. И это правда.

Он лишен главного, что делает человека действительно живым – души. В романе это обозначено, как отсутствие у героя собственного запаха, но речь идет, несомненно, о душе (пахнет только живое). Перед нами существо, лишенное души, а попросту антихрист, то есть анти(лже)Христос.

Это понимаешь не сразу, но стоит сравнить жизнь обоих, все проясняется. Путь героя романа – это путь Христа, отраженный в кривом зеркале, пародия, карикатура.

Один родился морозной ночью от девы, ставшей святой. Другой в страшную жару рожден базарной шлюхой, казненной за детоубийство.

Один перед выходом в мир постился в пустыне. Другой, запершись в пещере, устраивает (правда, воображаемые) оргии.

Один исцелял тела и спасал души. Другой убивает тела и ворует души (запахи).

Один, невиновный, был казнен, окруженный проклинающей толпой. Другой, виновный, оправдан, а ненавидевшая его вначале толпа очарована и подчиняется его воле.

Символ Христа – рыба. Героя романа зовут Гренуй (лягушка), а лягушка в каком-то смысле пародия на рыбу.

И самая главная параллель. Христиане всего мира каждый день причащаются тела Христова, того преображенного тела, что после земной смерти и Воскресения стало божественной энергией. Принимая в себя хлеб и вино, пронизанные этой энергией, мы становимся частью Христа, причащаемся.

Гений и злодейство…

Не оспариваю, но пытаюсь уяснить и расширить пушкинскую мысль. Злодей может быть гениален в своем злодействе. Но гений не может быть злодеем в своем творчестве.

Если он не антихрист…

Достоверных сведений о том, что Сальери действительно отравил Моцарта, не существует. Исторически для Пушкина не так уж важно, был ли факт отравления. Но для пьесы о губительной зависти, для сидевшего в голове поэта главного вопроса произведения о гениальности и злодействе, ‒ это была находка. Находка материала для работы. Возможно, находка самой идеи. Ему необходим был отрицательный герой, злодей. И он был найден. Но раз пушкинский Сальери злодей, значит он и не гений?!

Так что же получается, гений и злодейство совместимы?!

Неужели именно это и хотел показать нам Пушкин, не высказывая столь страшный тезис открыто, а наоборот, скрыв его под обратным высказыванием одного из героев? Какой из всего этого можно сделать вывод?

Идея Пушкина заключается в том, чтобы показать в действии губительность зла не столько для жертвы, сколько для его носителя. Да, злодейство совместимо с гением, как и с любым человеком. Злодейство, если ему позволено вступить во власть хоть на миг, овладевает гением (человеком вообще), начинает властвовать над ним и губит его. В конце концов, оно затмевает и саму гениальность, и тогда люди уже не замечают гения за чугунным занавесом зла. Вот что показал в своей трагедии Пушкин, поднимая вопрос о гении и злодействе. Он показал крах гения, который не захотел бороться со злом в самом себе, направив свое зло на другого. По сути, отравление Моцарта ‒ это самоубийство Сальери. Моцарт нисколько не противоречил себе, и когда назвал Сальери гением, и когда сказал, что гений и злодейство ‒ несовместны. Просто он глядел гораздо глубже. Не то, чтобы гений не способен на злодейство, зло есть во всем, как и добро. Но гений должен понимать пагубность зла для самого себя и своего же гения. Вот в чем их несовместимость.

Совершая зло, преступление, человек убивает свою душу, свою совесть, самого себя. Если преступление совершает гений, он убивает себя и как личность, и как творца. Он опускается до звериного уровня разума. Поэтому любой народ всегда отвергает зло, а вместе с ним и его носителя, будь тот даже гений. Это извечная непреложная истина.

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага…

А дальше читаем внимательней:

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье.

Читайте также: