Финансирование и кредитование капитальных вложений кратко

Обновлено: 17.05.2024

III. Финансирование и кредитование капитальных вложений

9. Капитальные вложения могут финансироваться за счет:

собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и других средств);

заемных финансовых средств инвестора или переданных им средств (облигационных займов и других средств);

привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

средств внебюджетных фондов;

средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

средств иностранных инвесторов.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников.

10. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

11. Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государственные заказчики представляют в Министерство финансов Российской Федерации графики проведения торгов (конкурсов) на соответствующий год, а также выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений и государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.98 N 216)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов Российской Федерации путем перечисления средств в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объемов государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд. Авансовые выплаты при открытии финансирования осуществляются в пределах плановых назначений и регулируются с учетом фактически произведенных затрат.

По поручению федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков открытие финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, может осуществляться входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным обществам, предприятиям.

Государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования государственных централизованных капитальных вложений.

Для оформления финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим операции по финансированию, следующие документы:

титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

сводные сметные расчеты стоимости строительства;

заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;

уточненные объемы капитальных вложений и строительно - монтажных работ по переходящим стройкам.

12. Федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики ежемесячно представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию об использовании средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений.

13. Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Министерству финансов Российской Федерации в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации в установленном действующим законодательством порядке.

Министерство финансов Российской Федерации направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами.

Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финансированию заемщиков (застройщиков), определяется Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики по представлению Министерства финансов Российской Федерации с учетом мнения Центрального банка Российской Федерации и министерств и ведомств Российской Федерации.

Полученные коммерческими банками от Министерства финансов Российской Федерации средства федерального бюджета на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений предоставляются заемщикам (застройщикам) на основе договоров. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики (застройщики) представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда), расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств.

Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и дата начала возврата их заемщиками (застройщиками) устанавливаются в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность.

Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера.

14. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством Российской Федерации.

15. Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной основе, производится в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Министерство финансов Российской Федерации возвращает кредит Центральному банку Российской Федерации в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации.

Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами. Выплата заемщиками (застройщиками) процентов за пользование указанными средствами начинается с даты начала возврата этих средств. Министерство финансов Российской Федерации выплачивает проценты за пользование кредитом Центрального банка Российской Федерации с момента образования задолженности.

Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

16. Условия долгосрочных договоров между государством (представляемым Министерством финансов Российской Федерации), банками и заемщиками (застройщиками) определяются на весь срок действия договора. В случае если после их заключения законодательством введены условия, ухудшающие положение партнеров, в договоры могут быть внесены изменения.

17. Банки, осуществляющие операции по финансированию:

проводят проверку представленных заказчиком (застройщиком) документов, сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд и при соответствии открывают (продолжают) финансирование строительства;

в случае если источником финансирования являются средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе, анализируют расчеты сроков возврата средств и процентов по ним и заключают с заемщиком (застройщиком) договор по установленной форме. При неподтверждении реальности возврата заемщиком (застройщиком) средств и процентов по ним в установленные сроки, а также при задержке заемщиком (застройщиком) по его вине оформления договора сообщают об этом Министерству финансов Российской Федерации;

финансируют стройки только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации.

18. Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного инвестирования за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических и физических лиц осуществляются в порядке, установленном настоящим Временным положением, с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.

19. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон.

20. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг.

Основные фонды создаются путем капитальных вложений. Каковы источники финансирования капитальных вложений и виды источников финансирования, расскажем в статье.

Характеристика источников финансирования капитальных вложений

Инвестирование основной финансово-хозяйственной деятельности в условиях современной российской экономики производится в первую очередь за счет капитальных вложений. Фонд накопления формируется посредством перераспределения прибыли между бюджетом разных уровней и непосредственно экономическими субъектами.

ИКФВ — это финансовые средства, которые находятся на счетах учреждения либо в целевых фондах и направляются на субсидирование капитальных вложений.

Капиталовложения аккумулируются за счет следующих видов ИКФВ:

  1. Федеральный бюджет — предоставляет субсидирование на безвозмездной или возмездной основе.
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации.
  3. Внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Дорожный фонд и проч.
  4. Собственные деньги, ресурсы и внутренние резервы. В данный вид ИФ входят чистая прибыль, амортизационные отчисления, накопления, выплаты от уполномоченных органов, возмещающие потери от чрезвычайных ситуаций и т. п.
  5. Привлеченные денежные средства — это средства, получаемые от эмиссии акций, паевых взносов в уставный капитал.
  6. Финансы, образующиеся за счет средств добровольных союзов, объединений организаций и финансово-промышленных групп.
  7. Иностранные инвестиции — средства, привлеченные за счет заинтересованных лиц, не являющихся резидентами РФ.

Так как за каждым ИФКВ стоит конкретное юридическое или физическое лицо, которое инвестировало денежные средства в качестве капитальных вложений, то организация, получившая финансирование, должна понести определенные издержки. Для того чтобы определить сумму затрат предприятия, необходимо раскрыть понятие стоимости источника финансирования, что это — совокупная сумма средств, перечисляемых за использование ИФКВ, которую необходимо платить на регулярной основе. Стоимость ИФ устанавливается в процентном выражении (годовая ставка процентов). Дивиденды акционерам, процент за предоставление ссуды банковскому учреждению, проценты, выплачиваемые инвесторам, — все это стоимость ИФ.

Особенности государственного регулирования ИФКВ

Действующее законодательство устанавливает формальный вид и методологию государственного регулирования ИФКВ путем:

  • обеспечения благоприятных условий для развития и распространения инвестиционной деятельности — улучшение актуальной налоговой системы, антимонопольные мероприятия, переоценка ОС в соответствии с текущим уровнем инфляции и проч.;
  • прямого воздействия государства на инвестиционную политику, реализуемого в форме капвложений — запуск проектов, финансируемых за счет ФБ и бюджетов субъектов РФ, разработка стандартов и постоянный контроль над их внедрением и т. д.

Средства ФБ и субъектных бюджетов предоставляются на срочной, возвратной и возмездной основах, а стоимость (процент) ИФ определяется текущими бюджетными законодательными актами.

Средства ФБ для капвложений выделяются из составных частей бюджетов развития, которые, в свою очередь, формируются из внутренних и внешних инвестиционных займов, доходов от продажи, приватизации, использования федерального имущества, отчислений от доходной части размещения государственных ценных бумаг и проч.

Субсидии из бюджета развития выдаются только на конкурсной основе и при обязательном выполнении следующих условий:

  • возвратность;
  • срочность;
  • платность.

Капитальные вложения также могут управляться органами местного самоуправления в соответствии с аналогичными методами регулирования.

Откуда финансируются капитальные вложения

Источник финансирования бюджетного учреждения может быть бюджетным и внебюджетным.

Бюджетные ИФ — это субсидии, выделяемые на выполнение учреждением государственного (муниципального) задания, бюджетные субсидии на цели, не связанные с выполнением ГЗ, МЗ, в которые входят субсидии на иные цели и на приобретение капвложений. В зависимости от ИФ, бюджетное учреждение финансируется за счет средств федерального, субъектного или местного бюджета.

Внебюджетные источники финансирования — это денежные средства, которое БУ получает от ведения предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельности. На данный вид поступлений также распространяется необходимость начисления и уплаты налогов, после чего внебюджетные ИФ могут использоваться для целей и нужд финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Источники финансирования здравоохранения включают:

  • суммы ОМС;
  • поступления из бюджетов всех уровней;
  • доходы от внебюджетной деятельности — оказание платных медицинских услуг;
  • доходы целевых фондов по охране здоровья населения;
  • часть поступлений от акцизов на алкогольные и табачные изделия;
  • иные источники в соответствии с действующим законодательством РФ.

При принятии решения об осуществлении инвестиций аналитики любого предприятия, сталкиваются с проблемой выбора источника, за счет которого они будут профинансированы. К основным источникам финансирования инвестиций в основные фонды обычно относят собственный капитал, рынки ценных бумаг, банковские кредиты и лизинг.

Большинство предприятий не имеет достаточных для осуществления необходимых капитальных вложений собственных источников финансирования. Занимать деньги на открытом рынке, путем размещения дополнительных эмиссий акций или корпоративных облигаций, в России могут позволить себе лишь единицы крупных компаний. В этих условиях наиболее реальным источником финансирования является кредитование, однако и здесь могут возникнуть проблемы: банки предпочитают работать с достаточно крупными предприятиями, имеющими хорошую кредитную историю.

Альтернативным по отношению к банковскому кредитованию способом финансирования капитальных вложений является лизинг. В развитых странах посредством этого механизма осуществляется от 20% до 30% всех инвестиций в оборудование, в то время как в России доля лизинга во внутренних инвестициях оценивается в 1,5%-3%.

В двух словах напомним общую схему лизинговой сделки. При всем многообразии лизинговых операций, классической считается трехсторонняя сделка с участием лизингополучателя — предприятия, нуждающегося в определенном имуществе (обычно оборудовании), поставщика данного имущества и лизингодателя.

Будущий лизингополучатель самостоятельно подбирает поставщика, располагающего необходимым имуществом. В силу недостаточности собственных средств, ограниченного доступа к кредитным ресурсам или при отсутствии необходимости в приобретении имущества в собственность он (лизингополучатель) обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Лизинговая компания приобретает необходимое имущество в собственность и передает его за плату во временное пользование лизингополучателю. В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, по истечении срока которого имущество переходит в собственность лизингополучателя.

Как правило, финансирование лизинговой сделки осуществляется за счет заемных средств, чаще всего — банковского кредита, привлекаемого лизинговой компанией. В этой ситуации возникает ощущение, что лизинговая компания — это лишь дополнительный посредник в отношениях между предприятием, поставщиком и банком, а дополнительные посредники обычно ведут к удорожанию продукта или услуги. Однако в лизинговой схеме это не совсем так, поскольку данный механизм инвестирования имеет целый ряд преимуществ, прежде всего, налоговых.

К основным налоговым льготам при применении лизинговых схем относятся:

  • возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3;
  • отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя;
  • отнесение процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией, на себестоимость лизингодателя в пределах норматива.

Кроме того, лизинговое имущество, как правило, учитывается на балансе лизинговой компании, что избавляет предприятие от уплаты налога на имущество.

Использование данных льгот позволяет значительно сократить реальные затраты предприятия на финансирование капитальных вложений, прежде всего за счет сокращения выплат по налогу на прибыль. При определенных условиях не смотря на то, что номинально сумма лизинговых платежей, как правило, выше, чем платежи по кредиту, привлекаемому на те же цели, совокупная сумма затрат при использовании лизингового механизма будет ниже, чем при кредите.

Суммарный денежный поток по финансированию капвложений посредством финансового лизинга можно оценить следующим образом (считая, что имущество находится на балансе лизингодателя):

ЛП t — сумма лизингового платежа в периоде t (без НДС);

DНнП ЛИЗ t — сокращение налога на прибыль;

D НДСзач ЛИЗ t — изменение суммы НДС с лизинговых платежей, подлежащей к зачету.

Сокращение налога на прибыль возникает вследствие включения лизингового платежа в себестоимость и численно равно произведению суммы платежа на ставку налога на прибыль.

Поскольку на лизинговые платежи, как правило, начисляется НДС, необходимо оценивать возможность предприятия быстро возместить этот НДС за счет текущей деятельности. При отсутствии такой возможности, предприятие не будет возвращать НДС, уплаченный лизингодателю с задержкой, что приведет к удорожанию схемы.

При финансировании инвестиций за счет банковского кредита денежный поток будет несколько сложнее:

ПП t — сумма платежа поставщику оборудования в периоде t (без НДС);

DКР t — изменение суммы основного долга по кредиту.

ПР КРЕД t — проценты за пользование кредитом;

НнИМ t — налог на имущество, начисляемый на приобретенные основные фонды;

DНнП КРЕД t — сокращение налога на прибыль;

D НДСзач КРЕД t — изменение суммы НДС на стоимость оборудования, подлежащего к зачету.

Сокращение суммы налога на прибыль, подлежащей к уплате в бюджет при использовании кредита, происходит вследствие уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму амортизации и налога на имущество в части приобретенного основного средства, а также на сумму льготы по капитальным вложениям.

При оценке денежных потоков необходимо помнить о том, что при лизинге, скорее всего, будет использоваться ускоренная амортизация, а при приобретении имущества за счет кредита, как правило, — нет. Вследствие этого временной горизонт, на котором будут сравниваться денежные потоки, должен быть равен сроку полной амортизации имущества без учета ускорения.

Поскольку денежные потоки по финансированию капитальных вложений за счет лизинга или кредита будут по-разному распределены во времени, то для корректного сравнения суммарных затрат необходимо использовать дисконтирование.

Как уже упоминалось, лизинговая схема финансирования является экономически более выгодной для предприятия, чем кредитная, но при выполнении определенных условий. К важнейшим из таких условий относятся:

Количественное сравнение лизинга и кредита показывает, что для предприятий, располагающих достаточной величиной прибыли, не имеющих возможности льготировать инвестиционные кредиты и регулярно уплачивающих НДС в бюджет, лизинговая схема с общей суммой платежей на уровне 137%-145% в валюте от суммы затрат на приобретение оборудование и сроком лизинга 3 года будет эквивалентна кредитованию под 9%-13% в валюте.

В случае если аналитики компании считают лизинг потенциально более выгодным для предприятия, чем другие источники финансирования, следующим вопросом становится выбор конкретной лизинговой компании и конкретной схемы лизинговой сделки.

При выборе лизинговой компании необходимо обращать внимание на следующие основные характеристики потенциального партнера:

  • оценка надежности компании: открытость информации о деятельности компании; опыт работы на рынке; информация о реализованных проектах; период, на который выдана лицензия на лизинговую деятельность; основные партнеры компании (поставщики, банки, страховые компании);
  • возможность привлечения компанией финансовых ресурсов: каковы источники финансирования деятельности компании и насколько они надежны; наличие ограничений по суммам и срокам финансирования;
  • специализация компании: по видам сдаваемого в лизинг имущества, по типам потенциальных лизингополучателей, по срокам сделок и др.;
  • регламент работы компании: объем требуемой компанией информации, гарантии конфиденциальности информации, сроки принятия решения;
  • требования по дополнительному обеспечению: на какую сумму необходимо обеспечение, что может рассматриваться в качестве такового.

При непосредственной оценке конкретной лизинговой схемы освещения требуют следующие основные ее аспекты:

Под финансированием понимается обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами (деньгами) предприятий, организаций, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности, строек и строящихся объектов. Финансирование может осуществляться из собственных, внутренних источников коммерческих предприятий (организаций) и из государственных источников в виде ассигнований из средств бюджетов (федерального, регионального, местного), а также кредитных средств, иностранной помощи, взносов других юридических и физических лиц.

В финансировании капитальных вложений выделяют так называемое венчурное финансирование — финансирование, сопряженное с повышенным риском. Венчурный финансовый капитал вкладывается обычно в новую технику, технологию, освоение новых видов производств. Венчурные операции (рискованные операции) — денежные операции в форме капитальных вложений и операции с ценными бумагами связаны с финансированием технических нововведений, научных исследований и проектно-конструкторских разработок, внедрения изобретений и открытий. Они проводятся в основном инновационными банками и венчурными фирмами.

Источники финансирования капитальных вложений подразделяются на централизованные и нецентрализованные.

За счет централизованных источников финансируются объекты, предусмотренные государственным планом-заданием. На эти цели используются бюджетные ассигнования. Нецентрализованные капитальные вложения финансируются за счет амортизационных отчислений на реновацию, прибыли коммерческих организаций и банковских кредитов.

Бюджетные ассигнования направляются главным образом на новое строительство объектов для государственных федеральных и республиканских нужд.

При реконструкции предприятий основным источником финансирования является часть амортизационных отчислений на реновацию основных фондов. Финансирование капитальных вложений имеет две формы: безвозвратное финансирование (безвозвратное финансирование составляет более 80% капитальных вложений) и возвратное.

Согласно правилам финансирования строительства финансируются только стройки и объекты, включенные в план капитальных вложений и титульные списки. Заказчик и подрядчик открывают в обслуживающем их банке счета финансирования. Заказчик открывает счет по финансированию капитальных вложений, а подрядчик — расчетный счет. Для открытия счета они предъявляют в банк заявление: устав (положение) организации, в котором изложены цели, задачи и права организации; приказ о назначении должностных лиц и образцы их подписей, заверенных нотариусом; доверенность (для неуставных организаций) и оттиск печати. На счет капитальных вложений поступают средства из источников финансирования капитальных вложений. Со счета финансирования капитальных вложений производится оплата за строительные материалы, оборудование, выполненные подрядчиком работы. На расчетном счете хранятся денежные средства подрядной организации, с него выплачивается заработная плата рабочим и служащим, оплачиваются материалы, конструкции, детали, транспортные расходы, выполненные подрядными организациями.

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений (из средств бюджета) и нецентрализованных (из средств инвесторов) имеет свои особенности.

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений

Государственные централизованные капитальные вложения финансируются за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Эти средства на инвестиции предоставляются на безвозвратной и возвратной основе.

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд. Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государственные заказчики представляют в Министерство финансов РФ:

1) выписки из утвержденного перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд с указанием объемов капитальных вложений;

2) договоры подряда по строительству объектов для государственных нужд.

Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов РФ путем перечисления им денежных средств в соответствии с утвержденным объемом капитальных вложений и перечнем строек и объектов. Авансовые выплаты при открытии финансирования осуществляются в пределах плановых назначений и регулируются с учетом фактически предполагаемых (прогнозируемых) затрат.

По поручению федеральных органов государственных заказчиков открытие финансирования государственных централизованных капитальных вложений может осуществляться департаментам, государственным объединениям, концернам, акционерным обществам, предприятиям, входящим в систему этих государственных органов. Министерство финансов РФ направляет эти средства заказчикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами.

Для оформления финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим операции по финансированию, следующие документы:

1) титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

2) государственные контракты (договоры подряды) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

3) сводные сметные расчеты стоимости строительства;

4) заключение государственной экспертизы по проектной документации и заключение экономической экспертизы;

5) уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Министерству финансов Российской Федерации в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации в установленном законом порядке.

Министерство финансов РФ направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами. Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финансированию заемщиков (застройщиков), определяется Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики по представлению Министерства финансов РФ, Росстроя и заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации. Полученные коммерческими банками от Министерства финансов РФ средства федерального бюджета на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений предоставляются заемщикам (застройщикам) на основе договоров.

При заключении договоров на получение указанных средств заемщики (застройщики) представляют в банки:

1) выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд;

2) договоры подряда;

3) расчеты, обосновывающие сроки ввода в действие производств;

4) расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним;

5) заключение государственной экспертизы.

Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, не могут использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, другого имущества с оформлением соответствующих документов по залогу.

Банки, осуществляющие операции по финансированию капитальных вложений на возвратной основе, наделены правами:

– проводить проверку представленных заказчиком (застройщиком) документов;

– анализировать расчеты сроков возврата и процентов;

– финансировать стройки только при наличии положительных заключений экспертизы по проектной документации.

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет средств банка осуществляется по договоренности сторон. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений. Порядок финансирования капитальных вложений на строительство зависит от способа выполнения строительных работ: подрядного или хозяйственного.

Финансирование капитальных вложений при подрядном способе ведения работ. При ведении строительства подрядным способом финансирование строительной организации (подрядчика) осуществляется путем перечисления средств со счета заказчика на счет подрядчика. Для финансирования капитальных вложений требуется представить в банк следующие документы:

1) план капитальных вложений;

2) план финансирования капитальных вложений;

3) титульный список строек и внутрипостроечный титульный список по форме № 1 (для крупных строек).

Кроме того, учреждение банка может потребовать представления подрядного договора (при ведении строительства подрядным способом) или плана по труду (при выполнении строительных работ хозяйственным способом). После проверки представленных документов учреждение банка открывает счет финансирования капитальных вложений. Для открытия счета организация-заказчик представляет в отделение банка заявление, приказ о назначении должностных лиц и образцы их подписей (руководителя, главного бухгалтера и их заместителей), оттиск печати. Учреждения банка присваивают открытым счетам постоянный номер. На счете зачисляются средства, поступающие из источников финансирования. Со счета производятся расчеты с подрядчиком.

Финансирование капитальных вложений при хозяйственном способе строительства. При хозяйственном способе строительные работы осуществляются силами организации без привлечения подрядчиков. При хозяйственном способе строительных работ организация сама без посредников приобретает строительные материалы, технику, оборудование, привлекает рабочих-строителей. Финансирование строительства при хозяйственном способе ведения работ осуществляется по элементам затрат или в меру выполнения объема работ. Финансирование по элементам затрат осуществляется по объектам, требующим небольшого объема капитальных вложений. В этом случае в банке открывают счет финансирования, с которого оплачиваются расходы по элементам затрат (стоимость проектов, строительные материалы, оборудование, зарплата и др.). Организация может финансировать также затраты и с расчетного счета.

Финансирование строительства в меру выполненного объема работ осуществляется по стройкам, требующим значительного объема капитальных вложений. При этом способе организация создает у себя отдел капитального строительства или дирекцию строящегося предприятия. В этом случае организация выступает в роли заказчика, а дирекция строящегося предприятия (или ОКС) — в роли подрядчика.

Дирекция строящегося предприятия открывает в банке расчетный счет. На этот счет организация перечисляет со своего счета средства (в виде аванса). Размер этих средств определяется на каждый квартал с учетом потребностей и сметы. С расчетного счета дирекции строящегося предприятия оплачивают счета в меру выполненного объема работ, а также за оборудование, строительные материалы, конструкции и др.

При оформлении финансирования коммерческий банк заключает с заказчиком договор. Предметом договора является финансирование затрат заказчика, возникающих в процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения за счет нецентрализованных источников.

В договоре о финансировании капитальных вложений за счет собственных средств заказчика указывается следующее. Вначале указываются наименование объекта, его уполномоченный представитель, наименование заказчика и его уполномоченный представитель, а также документы, на основе которых они действуют. Затем в договоре излагается содержание его разделов.

1. Предмет договора. Указывается, что банк обязуется финансировать по поручению клиента за счет предоставленных им средств капитальные вложения на объекте. Затем указываются объект, его характеристика, местонахождение, проектная мощность, генеральный подрядчик, субподрядчик, проектная организация, сметная стоимость, сроки строительства, ввод в действие по годам.

2. Порядок мобилизации средств инвестора для финансирования капитальных вложений. В разделе указываются обязанности клиента своевременно перечислять на счет финансирования средства, необходимые для капитальных вложений, и указывается сумма средств, которая должна быть перечислена на счет по годам.

3. Порядок открытия счета финансирования. В разделе указывается, какие документы клиент должен представить банку для открытия финансирования счета.

4. Права и обязанности сторон в процессе осуществления операций по счету финансирования капитальных вложений. В разделе предусматривается, что банк обязуется: осуществлять выполнение поручений клиента о перечислении денежных средств со счета финансирования на другие счета; предоставлять другие услуги (кредитование, факторинг и др.); обеспечивать клиента бланками расчетных документов; гарантировать тайну операций по счету. Клиент обязуется:

– совершать операции в безналичном порядке;

– выполнять требования инструкций;

– оплачивать стоимость услуг банка.

Клиент имеет право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете.

5. Контроль банка за ходом строительства объекта финансирования. По просьбе клиента и от его имени, за его счет банк может осуществлять контроль за использованием средств и деятельностью подрядных организаций.

6. Оплата услуг банка. Предусматривается вознаграждение банку за расчетное обслуживание клиента.

Финансирование геологоразведочных работ

Геологоразведочные работы ведутся с целью выявления перспективных запасов и поиска новых минерально-сырьевых баз для действующих и проектируемых предприятий, а также для создания резерва разведанных запасов полезных ископаемых в стране. Распределение геологоразведочных работ по видам полезных ископаемых в РФ характеризуется следующими данными (табл. 8.1).

В зависимости от характера и назначения геологоразведочных работ они могут финансироваться за счет:

1) бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

2) отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся у предприятий;

3) собственных средств основной деятельности горнодобывающих предприятий и организаций.

За счет бюджетных ассигнований, выделяемых на геологоразведочные работы (федерального и республиканских бюджетов), финансируются поисковые, разведочные, научно-исследовательские работы, связанные с поиском и разведкой полезных ископаемых, месторождений нефти и газа. За счет этих средств проводятся также работы по бурению скважин на нефть и газ. За счет отчислений, выделяемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы, финансируются работы по проектированию и строительству горнорудных предприятий, работы по бурению сверхглубоких скважин и др. За счет собственных средств предприятий и организаций финансируются работы по проектированию текущей производственной деятельности и капитальных ремонтов горнодобывающих предприятий.

В новых условиях хозяйствования геологические организации могут осуществлять финансирование дополнительно к плану за счет средств фонда развития производства, фонда науки и техники, а также централизованных фондов своих ведомств (концернов, акционерных обществ).

Геологоразведочные работы осуществляются на основе плана, который разрабатывается с учетом обеспечения народного хозяйства необходимыми запасами полезных ископаемых. Показателями плана по геологии являются:

1) количество полезных ископаемых, разведанных по месторождениям;

2) прирост запасов по категориям;

3) затраты на геологоразведочные работы.

Геологоразведочные работы осуществляются геологоразведочными организациями, находящимися на хозяйственном расчете. В составе организаций, как правило, имеются экспедиции, партии. Геологоразведочные работы выполняются на основе:

– государственных заказов, выполняемых за счет централизованных капитальных вложений;

– заказов министерств и ведомств.

На основе заказов геологоразведочные организации разрабатывают проекты и сметы на геологоразведочные работы по конкретным объектам. Проектно-сметная документация на геологоразведочные работы, независимо от их сметной стоимости, утверждается геологоразведочными организациями и объединениями. Исключение составляют особо важные объекты (по перечню Правительства РФ), на которые документация утверждается Правительством РФ либо по его поручению министерством (ведомством).

Геологоразведочные организации могут получать в банках кредиты на заготовку материальных ценностей, досрочно завозимых для выполнения геологоразведочных работ, на заготовку строительных конструкций, материалов, горючего, на различные платежные кредиты. Эти кредиты предоставляются в таком же порядке, как и строительно-монтажным организациям. Распределение геологоразведочных работ по источникам финансирования в России характеризуют данные, приведенные в табл. 8.2.

Читайте также: