Кратко охарактеризуйте разницу между психодиагностикой и психосоциальной диагностикой

Обновлено: 05.07.2024

Психологическая диагностика ― это процедура, проводимая психологом, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности специальными методами.

Психодиагностика используется практически во всех сферах жизни современного общества: в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия), в сфере образования и воспитания, трудовой деятельности, управления, в судебной экспертизе.

С помощью психологической диагностики можно узнать:

  • особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, памяти и внимания);
  • уровень интеллектуального развития и структуру интеллекта;
  • эмоционально-волевые качества, характеристики самооценки;
  • основные личностные черты;
  • особенности мотивации и самосознания;
  • а также многое другое.

Зачем психодиагностика нужна в процессе психотерапии?

Психотерапия как система лечебных воздействий на психику и через психику ― на весь организм человека, опирается на данные психологической диагностики. Ее результаты помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и содействовать процессу выздоровления человека.

Все виды психологической диагностики можно разделить на четыре основных направления. Каждое из них решает свою важную задачу на том или ином этапе лечения.

  • Дифференциальная диагностика (при непонятных симптомах помогает врачу исключить одно нервно-психическое заболевание и подтвердить другое).

На начальном этапе постановки диагноза необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Для этого клинический психолог, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача. Например, люди, обращающиеся за помощью, жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических или эмоциональных расстройств. Определить, симптомом какого психического расстройства или эмоционального состояния является тревожность, какой она тяжести и как влияет на состояние человека ― это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике.

  • Диагностика особенностей характера и личности.

Она важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое лекарство, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые, врач подбирает метод воздействия.

К этому направлению относится выявление особенностей характера взаимодействия супругов, родителей и ребенка, в семье или группе, что влияет на эффективность лечения.

Это направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с психикой человека, его личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.

Ответы на какие вопросы можно получить при помощи психологической диагностики?

Возможности современной психологической диагностики широки и рассчитаны на решение любых задач:

  • Всё ли со мной нормально? Что со мной происходит?
  • Почему со мной это происходит? Что с этим делать?
  • Какой я? Какой у меня характер или самооценка? Что такое личность? Из чего она устроена?
  • Почему у меня возникла такая проблема? С чем она связана?

В современных условиях жизни, при наших возможностях и ритме у многих родителей могут возникать вопросы, связанные с развитием ребенка, его нагрузками, с процессом воспитания, выяснением причин сложностей поведения и т.д. Существует ряд отдельных задач, разрешающих вопросы родителей о детях и подростках:

  • Страхи: нормально это или нет?
  • Как понять уровень нагрузки на ребенка?
  • Причины неуспеваемости?
  • Как определиться с будущей профессией ребенка?

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .

Психодиагностика

Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем. Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.

Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.

Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.

Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.

Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.

  • нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
  • диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
  • диагностику семейных и межличностных отношений,
  • проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
  • патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
  • определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.

Суть процесса

Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.

Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:

  • снятия электроэнцефалограммы;
  • генетических исследований;
  • проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
  • проведения МРТ - нейровизуализация мозга;
  • исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
  • психологическое консультирование.


Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.


В рамках этой логики мы не будем разводить два типа исследований: социальных и социально-психологических. Поскольку подобный тип исследований отнесен нами к междисциплинарным, то при описании исследовательских методов мы будем опираться как на социологические, так и на психологические научные понятия.

Сущность социально-психологического диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни людей в социуме. Социально-психологический диагноз предполагает сбор информации о людях, нуждающихся в социально-психологической поддержке в условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социально-психологической помощи.

В чисто социологическом понимании социальная диагностика является методологическим инструментом, который дает необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Социально-психологическая диагностика осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп и человека, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Социально-психологическая диагностика не должна быть оторвана от других форм работы педагогов и психологов с человеком, социальными объектами или явлениями. Диагностика имеет смысл только в единстве с принятием решений и их реализацией в социально-психологической практике, диагностика неразрывно связана с профилактикой и коррекцией.

Этапы социально-психологической диагностики

В. Суслова рассматривает этапы социальной диагностики с точки зрения традиционного общепсихологического подхода:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение [50].

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Определение диагноза не является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Принципы социально-психологической диагностики

Социально-психологическая диагностика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- диагностика конкретных данных всегда увязывается со всем комплексом проблем, потому что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявлениях;

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [50].

Основной фокус внимания социально-психологической диагностики – это особенности развития трудной жизненной ситуации человека, нарушение процесса социализации. Структура анализа трудной жизненной ситуации включает в себя:

- действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

- деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

- переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Факторы, влияющие на качество диагностики

Причины диагностических ошибок могут быть как объективные, так и субъективные. Объективные трудности обусловлены тем, что многие события в жизни индивидов происходят без какого-либо вмешательства социального диагноста, иногда они затрагивают большое число людей, например: стихийные бедствия, экономический рост и т.д. Но для социально-психологической диагностики важно, что во внешней среде произошло изменение одного из факторов, который может оказать важное воздействие на жизнь большого числа людей. Это создает возможность для исследования этих воздействии, однако в этом случае не всегда можно получить полные данные. Таким образом, можно сделать ряд важных выводов: социально-психологические изменения могут происходить как постепенно, так и неожиданно, поэтому понятие времени занимает важное место в социальной диагностике. Многие процессы, происходящие в социальной среде, требуют времени, чтобы стало очевидным их действительное воздействие. Либо это воздействие происходит насколько быстротечно, что исследователь не успевает фиксировать все параметры их воздействия на человека. Именно этим объясняется, что трудно подобрать адекватные методы для исследования явлений в масштабах общества.

Субъективными причинами диагностических ошибок могут являться недостаточная квалификация исследователя, плохо собранные сведения о социальном объекте, недооценка или переоценка возможностей специальных методов исследования и т.д.

Учет вышеперечисленных факторов поможет исследователю повысить надежность результатов диагностики.

В заключение необходимо отметить, что сам процесс диагностики, как и содержание диагностики не являются статичными. В современном мире появляются новые социальные условия, которые не может не учитывать диагност. Среди таких проблем стоит отметить тенденцию к индивидуализации, что предполагает учет специфики отдельных личностей, групп, организаций. В фокусе внимания социально-психологической диагностики находятся также вопросы влияния на человека бурного роста информационных технологий, расширение возможностей мобильности населения.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

2. Какие этапы включает в себя социально-психологическая диагностика?

3. Перечислите принципы социально-психологической диагностики.

4. Какие элементы трудной жизненной ситуации человека должен учитывать при социально-психологическом анализе педагог-психолог?

5. Какие трудности социально-психологического исследования должен учитывать диагност?

1. Ильницкий В.Г. Диагностика в системе социального управления организацией: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.08; Междунар. акад. образования – Тверь, 2007. – 228 с.

2. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.


В рамках этой логики мы не будем разводить два типа исследований: социальных и социально-психологических. Поскольку подобный тип исследований отнесен нами к междисциплинарным, то при описании исследовательских методов мы будем опираться как на социологические, так и на психологические научные понятия.

Сущность социально-психологического диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни людей в социуме. Социально-психологический диагноз предполагает сбор информации о людях, нуждающихся в социально-психологической поддержке в условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социально-психологической помощи.

В чисто социологическом понимании социальная диагностика является методологическим инструментом, который дает необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Социально-психологическая диагностика осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп и человека, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Социально-психологическая диагностика не должна быть оторвана от других форм работы педагогов и психологов с человеком, социальными объектами или явлениями. Диагностика имеет смысл только в единстве с принятием решений и их реализацией в социально-психологической практике, диагностика неразрывно связана с профилактикой и коррекцией.

Этапы социально-психологической диагностики

В. Суслова рассматривает этапы социальной диагностики с точки зрения традиционного общепсихологического подхода:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение [50].

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Определение диагноза не является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Принципы социально-психологической диагностики

Социально-психологическая диагностика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- диагностика конкретных данных всегда увязывается со всем комплексом проблем, потому что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявлениях;

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [50].

Основной фокус внимания социально-психологической диагностики – это особенности развития трудной жизненной ситуации человека, нарушение процесса социализации. Структура анализа трудной жизненной ситуации включает в себя:

- действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

- деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

- переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Факторы, влияющие на качество диагностики

Причины диагностических ошибок могут быть как объективные, так и субъективные. Объективные трудности обусловлены тем, что многие события в жизни индивидов происходят без какого-либо вмешательства социального диагноста, иногда они затрагивают большое число людей, например: стихийные бедствия, экономический рост и т.д. Но для социально-психологической диагностики важно, что во внешней среде произошло изменение одного из факторов, который может оказать важное воздействие на жизнь большого числа людей. Это создает возможность для исследования этих воздействии, однако в этом случае не всегда можно получить полные данные. Таким образом, можно сделать ряд важных выводов: социально-психологические изменения могут происходить как постепенно, так и неожиданно, поэтому понятие времени занимает важное место в социальной диагностике. Многие процессы, происходящие в социальной среде, требуют времени, чтобы стало очевидным их действительное воздействие. Либо это воздействие происходит насколько быстротечно, что исследователь не успевает фиксировать все параметры их воздействия на человека. Именно этим объясняется, что трудно подобрать адекватные методы для исследования явлений в масштабах общества.

Субъективными причинами диагностических ошибок могут являться недостаточная квалификация исследователя, плохо собранные сведения о социальном объекте, недооценка или переоценка возможностей специальных методов исследования и т.д.

Учет вышеперечисленных факторов поможет исследователю повысить надежность результатов диагностики.

В заключение необходимо отметить, что сам процесс диагностики, как и содержание диагностики не являются статичными. В современном мире появляются новые социальные условия, которые не может не учитывать диагност. Среди таких проблем стоит отметить тенденцию к индивидуализации, что предполагает учет специфики отдельных личностей, групп, организаций. В фокусе внимания социально-психологической диагностики находятся также вопросы влияния на человека бурного роста информационных технологий, расширение возможностей мобильности населения.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

2. Какие этапы включает в себя социально-психологическая диагностика?

3. Перечислите принципы социально-психологической диагностики.

4. Какие элементы трудной жизненной ситуации человека должен учитывать при социально-психологическом анализе педагог-психолог?

5. Какие трудности социально-психологического исследования должен учитывать диагност?

1. Ильницкий В.Г. Диагностика в системе социального управления организацией: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.08; Междунар. акад. образования – Тверь, 2007. – 228 с.

2. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.

Читайте также: