Кожлянская глиняная игрушка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.

4. Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.

Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.

Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.

Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.

В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.

Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.

5. Кожлянская (Курская) игрушка

Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.



Звонкоголосая кожлянская игрушка - издревле знаменитый керамический промысел села Кожля Курской области. Яркая, незамысловатая и предельно простая свистунья не похожа ни на одну другую игрушку в России.

Мир сюжетов игрушки прост. Это непосредственное окружение человека. С любовью и выдумкой создаются кокетливые барыни, парочки, бравые всадники на конях и баранах. Один из наиболее интересных сюжетов - всадник на трехглавом коне - своеобразный вариант русской тройки. Есть у мастериц и "курский соловей" - конусообразный сосуд, который при заполнении его водой издает подобие соловьиных трелей.

Кожлянской игрушке присущи основные мотивы росписи - ромбическая сетка, пятнышки, ёлочка, полоски, иногда розетки, цветовая гамма которых состоит из фиолетового, малинового, зелёного и жёлтого оттенков.

История

Когда возник кожлянский игрушечный промысел, точно сказать нельзя, но в 30-40-е гг. XIX века он был уже хорошо известен. Не менее знаменитый местный гончарный промысел существовал в Кожле давно, около 300 лет. О спутнице гончарства, игрушке, известно было мало - её не считали серьезным занятием, делали только ради забавы и на продажу. Лепкой занимались только женщины и девочки.

Для производства свистулек использовали привозную из соседнего села Дроняево глину бело-молочного цвета - "подонок" и местную жёлтую - "глею". В работу шла и сизая (голубая) глина. Каждый из вариантов или их комбинация после обжига давали белый звонкий черепок.

Для получения переливчатового свиста использовали особый инструмент - "шпичку" - палочку с острым и плоскими концами для прокалывания свистков.

Высушенные игрушки обжигали в самодеятельных горнах по 10-12 часов. После расписывали изделия, используя тонкие куриные перья и анилиновые красители. В краску добавляли молоко для сочности и яйцо для прочности, в зимнее время - сахар для блеска.

Сбыт изделий происходил различными путями, в основном, на крупных годовых ярмарках.

Состояние

Сегодня, несмотря на непростую судьбу кожлянского игрушечного промысла, у знаменитых мастериц - родных сестёр Ульяны Ивановны Ковкиной и Ольги Ивановны Дериглазовой, а также Валентины Венедиктовны Ковкиной есть последователи. Это их внуки и ученики. Представителей "ковкинской" школы отличает отточенность лепки и лаконичность росписи с ярким орнаментом и оригинальными деталями. Сегодня традиции промысла продолжает лучшая ученица В.В. Ковкиной Виктория Витальевна Пашкова, педагог, талантливая мастерица.

Кожлянскую игрушку с оплывшими формами в архаичном стиле лепят внучки народного мастера О.И. Дериглазовой - Татьяна Витальевна Коробова и Лилия Витальевна Тимофеева с мужем Валентином Алексеевичем.

Очень много сделала для сохранения и пропаганды промысла журналист, этнограф, краевед Татьяна Евгеньевна Скобликова (ушла из жизни в 2013 г.). Собранный ею музей гончарства на базе краеведческого музея г. Курчатова собрал более 500 изделий из глины, фотографий, писем и инструментов мастеров, образов глин, добытых вместе с воспитанниками детского объединения в поездках по местам гончарных и игрушечных промыслов Курской и соседних областей.

Впечатления

Кожлянская игрушка-свистулька хорошо известна в народном искусстве России среди музейных специалистов и этнографов. Она является частью экспозиций Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Русского Государственного музея, Музея этнографии, Курского областного краеведческого музея. Свистунью можно увидеть на областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях.

Колесникова Елена Васильевна

будущее, сохранив при этом своё национальное достоинство.

Духовное возрождение народного искусства поможет нам

(народный мастер Н. Фролова).

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому нами и была выбрана тема о старинном промысле Курского края – кожлянской игрушке. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.

Мне было интересно работать над проектом. Ведь задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и цвета для раскрашивания мастера также подбирали особенные. Но главную роль в сохранении промысла играют люди – замечательные женщины: те, кто в течение долгого времени сохранял традиции изготовления игрушек, и те, кто сегодня бережёт и передаёт нынешним поколениям секреты мастерства.

Душа глиняной игрушки.

История промысла в селе Кожля.

Кожлянская игрушка. Техника изготовления.

Мастера и сохранение традиций.

Издавна с воскресного или праздничного базара привозили выточенные из дерева волчки. Для грудничков были предназначены задорные погремушки из дерева или кости: нехитрые изделия в форме шара или бочёнка, внутрь которых насыпали горох. Поднимают настроение яркие игрушки из раскрашенной глины в виде фигурок людей и животных. По месту изготовления – слободе Дымково, близ Вятки – их так и называют: дымковские.

Глиняная игрушка была популярна у народа во все времена. Стоит вспомнить, что лепить их начали еще задолго до изобретения гончарного круга.

Душа глиняной игрушки.


С древних времен глиняную игрушку изготовляли, чтобы задобрить духов – охранителей человека, спасти и приумножить жилище, скот и посевы. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки очень прост: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепицей.

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, часто носила ритуальную функцию. Глиняные фигурки, так же, как и деревянные, участвовали в магических обрядах, были воплощением духов, богов, людей и животных, принесённых в жертву грозным силам природы.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная – махотки, квасники, корчаги, черепушки, пасочницы, копилки, опарницы. Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Рязани – Скопии да Сапожок, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, в Курске – Кожля и Дроняево.

История промысла в селе Кожля.

Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево. Кожля – родина Кожлянской игрушки, Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства. Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках по всей России.

Кожля практически никогда и не была деревней – она была настоящим Городом Мастеров. Тут испокон веков занимались гончарным делом. Могли гончарной посудой обеспечить всё население Курщины – глиняные горшки, кубаны, миски, плошки, кувшины – все было по силам кожлянским мастерам гончарного дела…

У каждого дома, теперь уже мертвого, – обязательно поросший травой бугор. Здесь у каждой калитки были горны. У каждого дома горел огонь, и мастера изготавливали свои глиняные изделия.

Но в Кожле среди мастеров были еще и Мастера мастерам. Не гончары – художники. Они-то и делали игрушки.

Веселые получались игрушки, яркие и нарядные. Так родился уникальный народный промысел – кожлянская игрушка. И ходили по городам и весям коробейники из Кожли, игрушки свои продавали или на продукты меняли. Их хорошо брали и в Фатеже, и в Рыльске, и в самом Курске брали добрую и веселую кожлянскую игрушку.

Кожлянская игрушка. Техника изготовления.

Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка.

Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом. Чаще всего элементами орнамента являются крестики, точки, полоски, черточки, сеточки, кружочки. Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц закрашивают сплошным цветом, чаще малиновым, зеленым, фиолетовым.
Свой первоначальный вид они приобрели еще во времена Пушкина, в начале XIX века, и до сегодняшнего дня основные сюжеты остаются.

Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.

Размеры изделия тоже бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства.

Игрушка, как любое произведение искусства, имеет свои особенности. Каноны лепки очень жесткие и строго соблюдаются мастерами. Иначе по их словам, этот народный промысел давно бы уже исчез.

Вся сложность – в свисте. Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. У игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька.

Игрушка уникальна. Причем исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки. Изготовление горшков было тяжелой работой и требовало большой физической силы, а игрушку считали баловством, развлечением. Но это же и очень тонкая работа. Женские руки с ней лучше справляются, чем мужские. Хотя сейчас лепят все, как парни, так и девушки.

Мастера и сохранение традиций.

До недавнего времени умелиц в Кожле было трое. В 2004 году не стало Ольги Дериглазовой, члена российского Союза художников. До этого, в 1994-м, немного не дожив до 93 лет, умерла ее родная сестра Ульяна Ивановна. Обе носили звание Народных мастеров России.

Валентине Венедиктовне Ковкиной, тоже народному мастеру и члену Союза художников, лауреату Государственной премии 2002 года "Душа России", уже исполнилось 88. Ее изделия хранятся в крупнейших российских музеях, в частных коллекциях как самобытные и уникальные произведения искусства.

Судьба мастерицы и жизнь игрушки тесно переплетаются. Еще в молодости, в карьере при заготовке материала на Валентину Венедиктовну свалился огромный пласт глины. Тогда молодая женщина получила травму позвоночника и стала инвалидом. Муж после этого оставил ее с тремя детьми. Однако врачи поставили ее на ноги, на всю оставшуюся жизнь одев на женщину корсет.

В годы коллективизации искусство лепки практически утратили. Все трудоспособное население деревни сгоняли в колхозы. На производство свистулек, которым зарабатывали себе на жизнь селяне, власть наложила вето.
Даже сейчас старушка боится потерять связь с корнями, с родиной кожлянской игрушки. Именно поэтому она до сих пор живет в старой избе, с земляным полом, низким полуобвалившимся потолком и маленькими окошками. Не так давно поставили колонки, а до этого бабушка брала воду из колодца. Ей предлагали переехать в ближайший город или дать новый дом, но она отказалась, сказала что не надо, свое есть.

В начале 80-х Кожлянская игрушка возродилась благодаря директору школы соседнего села Дроняево Светлане Гасниковой. По ее словам она не хотела, чтобы современное поколение забыло свои истоки и не знало, чем жили их деды. После этого в учебном заведении начали проводиться уроки лепки. В Кожле осталось тогда всего три мастерицы. Валентина Венедиктовна Ковкина – была одной из них. Она и стала учить детей старинному ремеслу.

Прекрасная мастерица только три года назад ушла из школы. Как говорят многие из учителей, Валентина Венедиктовна продолжала бы передавать тонкости мастерства, если бы не микроинсульт, отобравший у нее возможность работать.

Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.

Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.

Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.

Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.

© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.







· Место и время зарождения

Когда возник кожлянский промысел, точно сказать нельзя, но в 30-40-е годы XIX века он был уже известен. Зародился в селе Кожля Курчатовского района Курской обл..

· История промысла и особенности игрушки

Кожлянская игрушка – старейшая в России. По мнению современных исследователей, ей уже не менее 250 лет. До 30-х годов прошлого столетия в селе Кожля насчитывалось 370 дворов, и в 150 из них занимались лепкой игрушки. Лепили только женщины. Сбывали игрушку на крупных годовых ярмарках. Кожлянские игрушки попадали даже в Персию и Турцию. 20 век со своими войнами, революциями и коллективизацией, как и во многих других регионах страны, подорвали промысел. На производство был наложен запрет. Но даже в эти тяжелые годы в Кожле не оставляли старинного ремесла. Лепили скрытно, обжигали по ночам. Тяжкий труд игрушечников помог спастись многим семьям от голода. Мастера обменивали игрушки на муку или картофель. К началу 70-х, когда промысел почти угас, в деревне появились искусствоведы. Это означало, что запрет на игрушку снят, правда работать было уже почти некому. Лишь три потомственные мастерицы сумели возродить и передать новым поколениям (внукам, ученикам, исследователям, педагогам) традиции почти забытого промысла – родные сестры У.И. Ковкина и О.И. Дериглазова, а также В.В. Ковкина.

Сырье для игрушек брали в соседнем селе Дроняеве, где издавна занимались гончарством. На игрушки шла глина кремового или синеватого оттенка жирная и липкая, та, которая не годилась для вытягивания горшков. После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Высушенные игрушки закладывали большими объемами до 1000 шт в самодельные горны и обжигали 10-12 часов. Цвет глины под воздействием высоких температур менялся из сизого в белоснежный.

Размеры изделия бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства.

Читайте также: