Художественное объединение ост кратко

Обновлено: 30.06.2024

Общество художников-станковистов (ОХСТ), также известное как Общество станковистов (ОСТ) — это объединение советских художников, бывших учеников ВХУТЕМАСа. Существовало с 1925 по 1931 год.
Участники ОХСТ (ОСТ) в своём творчестве восхваляли советскую действительность в экспрессионистских стилях живописи, за что нередко подвергались обвинениям в формализме — преобладании формы над содержимым.
Председателем объединения выступал Давид Петрович Штеренберг, преподаватель во ВХУТЕМАСе. Одним из наиболее известных участников ОСТ был художник Александр Александрович Дейнека, покинувший объединение в 1928 году.
В 1931 году общество распалось, не выдержав идеологической конфронтации с Ассоциацией художников революционной России и Российской ассоциацией пролетарских художников.

КОЛЛЕКЦИЯ СОВЕТСКИХ ПЛАКАТОВ КАРТИНЫ ГРАФИКА СКУЛЬПТУРА КУПИТЬ ПРОДАТЬ СТАТЬИ ХУДОЖНИКИ

Общество художников-станковистов (ОСТ, ОХСТ)

ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов – художественное объединение, основанное в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности. В группировку входили живописцы, графики и скульпторы. Существовало до 1931 года.

Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой графики и живописи, книжной и журнальной иллюстрации, плаката, театрально-декорационного и монументального искусства. Объединившись под лозунгом борьбы против консервативного реализма художников АХРР, молодые выпускники ВХУТЕМАСа создали и утвердили новую реалистическую форму, придали современный вид станковой картине. ОСТ стал стилеобразующим объединением, его лидеры оказали влияние и на творчество других художников, никогда не входивших в объединение.

В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54), где принимали участие студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:

Членами-учредителями ОСТа стали: Ю. П. Анненков, Д. П. Штеренберг, Л. Я. Вайнер, В. А. Васильев, П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, С. Н. Костин, А. А. Лабас, Ю. А. Меркулов, Ю. И. Пименов. Устав ОСТа принят в сентябре 1929 года.

Председателем общества был избран Д. П. Штеренберг. В 1925–1926 годах в состав правления входили Л. Я. Вайнер, П. В. Вильямс, Н. Ф. Денисовский, Г. И. Пименов; в 1927 году – П. В. Вильямс, Г. И. Пименов, Л. Я. Вайнер, Н. А. Шифрин.

Творческая платформа ОСТа базировалась на достижениях левого искусства. Показательно, что почти все будущие остовцы в 1918–1924 годах были увлечены в живописи отвлечённо-формальными задачами в духе абстрактного искусства и конструктивизма. В ГСХМ–ВХУТЕМАСе учителями будущих остовцев, оказавшими сильное влияние на их художественное мировоззрение, были представители разных направлений левого искусства: В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, И. В. Клюн, П. В. Кузнецов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и другие.

Художники входившие в ОСТ должны были руководствоваться следующими рекомендациями программного характера, которые были оформлены в форме манифеста:

а) Отказ от отвлечённости и передвижничества в сюжете;

б) Отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма;

в) Отказ от псевдосезаннизма как явления, разлагающего дисциплину рисунка и цвета;

г) Революционная современность и ясность в выборе сюжета;

д) Стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры, в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет;

е) Стремление к законченной картине;

ж) Ориентация на художественную молодёжь.

На всех прошедших выставках ОСТа живопись, плакаты, театральные работы, станковая и книжная графика экспонировались вместе в одних залах. Члены нового объединения активно занимались плакатом, книжной и журнальной иллюстрацией, прикладной графикой. Тематические предпочтения остовцев во многом определялись индустриализацией, художники увлечённо изображали летящие самолёты и дирижабли, автомобили и поезда, производственные механизмы, проявляли исключительное внимание к техническим достижениям и открытиям. Интересовались темой воспитания нового, грамотного и физически развитого советского человека, способного к строительству и обороне первого в мире пролетарского государства. На своих картинах художники ОСТа писали физкультурные парады, спортивные соревнования и военные учения.

Несмотря на общую программу и в целом близкие взгляды на искусство, стилистически произведения художников ОСТа не были едиными. Основной была стилистика, близкая к конструктивизму и отчасти к экспрессионизму. Её выразительные приёмы в большой степени основаны на графических принципах (выверенная монтажная композиция, острые ракурсные построения, силуэтная выразительность форм, плакатность).


ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.

Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.

Содержание

Характеристика ОСТ

Создание объединения

В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) [1] , где принимали участники студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:

Членами-учредителями ОСТа были Ю. Анненков, Д. Штеренберг, Л. Вайнер, В. Васильев, П. Вильямс, К. Вялов, А. Дейнека, Н. Денисовский, С. Костин, А. Лабас, Ю.Меркулов, Ю.Пименов. Устав ОСТа принят в сентябре 1929 года.

  • Председатель общества — Д. П. Штеренберг.
  • Состав правления в 1925—1926 гг. — Л.Вайнер, П.Вильямс, Н.Денисовский, Ю.Пименов;
  • 1927 год — П.Вильямс, Ю.Пименов, Л.Вайнер, Н.Шифрин[1] .

Идеология


Исследователи отмечают, что на первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое — в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих [4] .

  1. индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека
  2. жизнь города и городского человека XX века
  3. массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества.

Характеристика живописи


из Устава ОСТ: [6]
Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа (. )
а) отказ от отвлеченности и передвижничества в сюжете;
б) отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма;
в) отказ от псевдосезаннизма как разлагающего дисциплину формы, рисунка и цвета;
г) революционная современность и ясность в выборе сюжета; д/ стремление к абсолютному мастерству (. );
e) стремление к законченной картине;
ж) ориентация на художественную молодежь.

Художники стремились выработать новый изобразительный язык, лаконичный по форме и динамичный по композиции. Для произведений характерны обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация, динамика композиции, графическая чёткость рисунка.

Конец объединения

Дейнека уходит из ОСТ еще 1928 году по соображениям принципиального характера. Одной из причин ухода было его несогласие с руководством общества, прежде всего с Штеренбергом, которым не нравилось, что молодёжь не ограничивается поисками живописной формы, а вторгается в смежные виды искусства — плакат, журнальный рисунок, театральную декорацию, пробует свои силы в создании монументальных тематических композиций.


Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 г. внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями [3] :

  • Одна из групп (в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
  • Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений.

Выставки

Общество организовало 4 выставки [1] :

  • 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
  • апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
  • апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
  • апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)

Официально ОСТ просуществовал до 1932 года — но после 1928 г. не было проведено ни одной выставки.

Члены ОСТ

Всего ОСТ объединял более 30 художников.

  • Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
  • Алфеевский, Валерий Сергеевич
  • Антонов, Федор Васильевич
  • Барто, Ростислав Николаевич
  • Барщ, Александр Осипович
  • Берендгоф, Георгий Сергеевич
  • Булгаков, Борис Петрович
  • Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
  • Вайнер, Лазарь Яковлевич
  • Васильев В.
  • Вялов, Константин Александрович
  • Горшман, Мендель Хаимович
  • Денисовский, Николай Федорович
  • Доброковский, Мечислав Васильевич
  • Зернова, Екатерина Сергеевна
  • Кищенков (Лик) Л. И.
  • Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
  • Козлова, Клавдия Афанасьевна
  • Костин, Сергей Николаевич
  • Кудряшев, Иван Алексеевич
  • Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
  • Люшин, Владимир Иванович
  • Мельникова, Елена Константиновна
  • Нисский, Георгий Григорьевич
  • Пархоменко К. К.
  • Перуцкий, Михаил Семенович
  • Побережская А. И.
  • Попков, Иван Георгиевич
  • Прусаков, Николай Петрович
  • Тряскин, Николай А.
  • Тягунов, Владимир Петрович
  • Щипицын, Александр Васильевич
  • Эллонен, Виктор Вильгельмович

Литература

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ОСТ (Общество художников-станковистов)" в других словарях:

ОСТ (общество художников) — ОСТ, Общество художников станковистов, организация, основано в 1925 в Москве группой выпускников Вхутемаса, которую возглавил Д. П. Штеренберг. Устав утвержден в 1929. Члены ОСТ (П. В. Вильямс, Б. И. Волков, А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, А. А.… … Большая советская энциклопедия

Общество художников-станковистов — см. ОСТ. * * * ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ СТАНКОВИСТОВ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ СТАНКОВИСТОВ, см. ОСТ (см. ОСТ (общество)) … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ — (ОСТ), 1925 1931, основано в Москве выпускниками Вхутемаса во главе с Д.П. Штеренбергом. Члены (А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.Г. Тышлер и др.) утверждали станковые формы искусства, стремились к отражению типичных явлений современной… … Современная энциклопедия

ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ — см. ОСТ … Большой Энциклопедический словарь

Общество художников-станковистов — ОСТ творческое объединение московских художников (1925 32). Создано группой выпускников Вхутемаса. В ОСТ входили Д.П. Штеренберг (председатель), П.В. Вильямс, Б.И. Волков, А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.Г. Тышлер, Н.А. Шифрин,… … Москва (энциклопедия)

Общество художников-станковистов (ОСТ) — творческое объединение московских художников (1925—32). Создано группой выпускников . В ОСТ входили Д.П. Штеренберг (председатель), П.В. Вильямс, Б.И. Волков, А.Д. Гончаров, , Ю.И. Пименов, А.Г. Тышлер, Н.А. Шифрин, А.А. Лабас, С.А. Лучишкин … Москва (энциклопедия)

Общество художников-станковистов — (1925 32) см. OCT (См. ОСТ) … Большая советская энциклопедия

Общество станковистов создано в начале 1925 молодыми художниками – выпускниками Вхутемаса, объединившимися под лозунгом борьбы против традиционного реализма ахрровского толка, за новую реалистическую форму, за создание современной станковой картины.



Стремление молодых художников перейти от формальных лабораторных исканий к созданию новой реалистической картины привело их к конфронтации как с конструктивистами, так и с беспредметниками. Это также стало одной из побудительных причин создания ОСта.

Членами-учредителями ОСта стали: Вайнер, В.А.Васильев, Вильямс, Вялов, Дейнека, Н.Ф.Денисовский, С.Н.Костин, Лабас, Меркулов и Пименов. Кроме молодых художников, среди учредителей общества были такие известные и сложившиеся мастера, как Ю.П.Анненков (эмигрировал в 1924, участвовал только во второй выставке ОСта) и Д.П.Штеренберг, последний был избран председателем правления ОСта. В уставе общества была сформулирована идейная платформа объединения: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области пере­устройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры. Линии, по которым должна идти работа:

а) Отказ от отвлечённости и передвижничества в сюжете;

б) Отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма;

в) Отказ от псевдосезаннизма как явления, разлагающего дисциплину рисунка и цвета;

г) Революционная современность и ясность в выборе сюжета;

д) Стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры, в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет;

е) Стремление к законченной картине;

За время своего существования Общество станковистов провело четыре выставки в Москве (1925–1928).

На всех четырёх выставках ОСта живопись, театральные работы, станковая и производственная графика экспонировались вместе. Члены нового объединения активно занимались плакатом, книжной иллюстрацией, журнальной графикой. Тематические предпочтения остовцев во многом определялись урбанизмом и индустриализмом, художники увлечённо изображали летящие дирижабли, машины, поезда, производственные механизмы, проявляли исключительный интерес к техническим достижениям и открытиям.

Издан: ОСТ (Общество станковистов). Каталог первой выставки. М., 1925.

Участники выставки: А.О.Барщ, В.А.Васильев, Л.Я.Вайнер, П.В.Вильямс, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, А.А.Дейнека, М.В.Доброковский, И.В.Клюн, К.А.Козлова, А.Н.Козлов, И.А.Кудряшов, С.А.Лучишкин, В.И.Люшин, Ю.И.Пименов, А.И.Побережская, Н.А.Тряскин, Н.А.Шифрин и Д.П.Штеренберг.

Экспонировалось, согласно каталогу, более двухсот произведений 19 художников, из них – 39 картин, 3 скульптуры (Вайнер), остальное – графика.

Издан: ОСТ. Каталог второй выставки. Художественный отдел Главнауки НКП. М., 1926.

Согласно каталогу, в выставке приняли участие 26 художников: Г.С.Берендгоф, Б.П.Булгаков, Л.Я.Вайнер, П.В.Вильямс, Б.И.Волков, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, А.А.Дейнека, Н.Ф.Денисовский, К.А.Козлова, А.Н.Козлов, Ф.Ф.Кондратов, И.А.Кудряшов, Н.Н.Купреянов, А.А.Лабас, Лик (Л.И.Кищенков), С.А.Лучишкин, В.И.Люшин, Е.К.Мельникова, Ю.А.Меркулов, К.К.Пархоменко, Ю.И.Пименов, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин, Д.П.Штеренберг, В.В.Эллонен.

Экспонировалось 280 произведений. Графика, как и на первой выставке, преобладала, картин было менее 60, скульптур – 8 (Вайнер, Лик, Эллонен).

На второй выставке впервые показали свои работы действительные члены ОСта – Волков, Денисовский, Купреянов, Лабас, Меркулов и Тышлер. Появился ряд новых участников: Берендгоф, Булгаков, Кондратов, Мельникова. Из экспонентов первой выставки ОСта на этот раз не было Васильева, Доброковского, Тряскина, Клюна и некоторых других.

Вторая выставка ОСта по сравнению с первой оказалась более разнообразной в жанровом и тематическом отношении. Было много производственных сюжетов, изображений современных советских персонажей (рабочих, красноармейцев, комсомольцев, спортс­менов), работ на антивоенную тему и острых политических рисунков. Шире, чем прежде, был представлен портрет (живописный, графический и скульптурный) – произведения Гончарова, Вильямса, Волкова, Люшина, Мельниковой, Пархоменко, Тышлера, Вайнера и других. Один из членов-учредителей ОСта, Ю.П.Анненков, по свидетельству В.И.Костина, также участвовал в этой выставке двумя портретами (вне каталога). Среди экспонатов увеличилась доля театральных и киноработ, появилась оформительская и производственная графика, книжная иллюстрация.

Издан каталог: ОСТ. 3 выставка картин, рисунков и скульптуры. Музей живописной культуры. М., 1927.

Согласно каталогу, в ней участвовали 30 художников, экспонировалось более 250 работ, из них – около 50 картин и 8 скульптур.

Участники выставки: А.О.Барщ, Г.С.Берендгоф, Б.П.Булгаков, В.А.Васильев, Л.Я.Вайнер, П.В.Вильямс, Б.И.Волков, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, Н.Ф.Денисовский, М.В.Доброковский, А.Н.Козлов, Н.Н.Купреянов, А.А.Лабас, Лик (Л.И.Кищенков), С.А.Лучишкин, В.И.Люшин, Е.К.Мельникова, Ю.А.Меркулов, К.К.Пархоменко, Ю.И.Пименов, Н.А.Тряскин, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин, Д.П.Штеренберг, В.В.Эллонен, М.С.Перуцкий, И.Г.Попков, Н.П.Бектеева.

Постоянные участники двух предыдущих остовских выставок, Кудряшов и Козлова, на этот раз отсутствовали. Действительные члены общества Барщ, Васильев, Доброковский и Тряскин, которых не было на второй выставке, вновь представили свои работы. Появилось и несколько новых экспонентов (Перуцкий, Попков, Бектеева).

Скульптура была представлена работами Вайнера, Кищенкова (Лика) и Эллонена, и этот раздел был, как обычно, очень невелик.

Издан каталог: 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ. Музей живописной культуры. М., 1928.

Согласно каталогу, в ней участвовало 28 художников, экспонировалось 242 работы, из них – около 70 картин и 6 скульптур.

Участники выставки: действительные члены: Г.С.Берендгоф, Б.П.Булгаков, Л.Я.Вайнер, П.В.Вильямс, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, Н.Ф.Денисовский, К.А.Козлова, Н.Н.Купреянов, И.А.Кудряшов, А.А.Лабас, Лик (Л.И.Кищенков), С.А.Лучишкин, В.И.Люшин, Е.К.Мельникова, К.К.Пархоменко, Ю.И.Пименов, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин, Д.П.Штеренберг, В.В.Эллонен; экспоненты: А.Е.Аркин, Е.В.Виноградова, М.Л.Гуревич, Н.Т.Гуров, Л.П.Зусман, И.В.Ивановский, А.И.Игумнов.

В выставке не принимал участия Доброковский, вслед за Дейнекой покинувший ОСт, отсутствовали также Барщ, Васильев, Волков, Козлов, Меркулов, Тряскин и другие. В одной из рецензий упоминается об участии А.А.Моргунова (в каталоге его нет). (См.: А.Эфрос. На выставке ОСТа // Прожектор. 1928. №20).

Четвёртая выставка отличалась от предыдущих появлением большой группы молодых художников, для многих из которых с неё и началась выставочная деятельность. Новыми экспонентами стали Зусман (член ОСта с 1927), Гуревич, Ивановский, Игумнов и другие, которые в это время были ещё студентами Вхутеина и учились в живописной мастерской Штеренберга. Многие из них вскоре вступили в ОСт.

Читайте также: