Модель теодора ньюкомба кратко

Обновлено: 02.07.2024

Коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств. Основные виды коммуникации. Процесс распространения информации и влияния в обществе. Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба. Особенность массовой коммуникации.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.09.2012
Размер файла 30,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Коммуникация

2. Модель коммуникации Т. Ньюкомба

Заключение

Список литературы

Введение

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. XX в.

Цель: изучить понятие коммуникации, ее модели, проанализировать социально-психологическую модель коммуникации Т. Ньюкомба.

Предмет - социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба.

- изучить понятие и модели коммуникации;

- проанализировать социально-психологическую модель коммуникации Ньюкомба.

Коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять управление. Применение социально-психологической модели помогает создавать в действенные механизмы взаимодействия.

коммуникация массовый ньюкомб общество

1. Коммуникация

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в социальных системах. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социологическом исследовании проблем коммуникации занимает социология массовой коммуникации. [5, C. 201]

* программы деятельности общающихся сторон. [5, C. 205]

Коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. Именно посредством коммуникации осуществляется управление.

Коммуникация - это сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

* субъекты коммуникационного процесса:

- код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картинки, графики, ноты и т. п.);

- какое-то явление, событие и т. п.;

* эффекты коммуникации - изменения внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, последствия коммуникации.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основные взаимосвязанные задачи, такие как:

* интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а социальных групп и общностей - в единую и целостную систему общества;

* внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

* отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия;

* создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения. [5, C. 208]

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию, наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

Интерактивная сторона межличностной коммуникации заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос - ответ, просьба - отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

О групповой коммуникации принято говорить в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации. [5, C. 217]

2. Модель коммуникации Т. Ньюкомба

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид/

Рисунок 1. Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба

Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А.

Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к X, с тем чтобы оно стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации - при условии, что стремление к консонансу сохраняется всегда, - является разрушение отношения привязанности между А и В.

Действие этой схемы поясняется на весьма житейском примере: пусть А - некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В - жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X - та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. [1, C. 102]

Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:

1. А изменяет свое отношение к X (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X.

2. В изменяет свое отношение к X (жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X.

3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса. [1, C. 103]

Но все дело в том, что в реальной практике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются однозначными: модель ведь может лишь предсказать изменение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может предсказать направления этого изменения. Иными словами, в случае дисбаланса можно с уверенностью сказать, что Р будет стремиться к возвращению его когнитивного поля в сбалансированное состояние, но нельзя сказать, будет ли это достигнуто изменением его отношения к объекту коммуникации или к коммуникатору.

Восстановление баланса в установочной системе реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, что последний не добился своей цели. Противоположный же исход означал бы принятие реципиентом рекомендуемой точки зрения. Для практических же действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозировать направление изменений установок реципиента. Поэтому модель Ньюкомба оказалась в целом малоэффективной при исследованиях в данной прикладной области.

Кроме того, и при использовании этой схемы остается открытым вопрос о связи тех изменений, которые происходят в когнитивной структуре, с мотивацией. В самом деле, схема не позволяет ответить даже на вопрос, рождается ли мотивация к изменению позиции лишь из желания достигнуть симметрии или из ожиданий удовлетворения последствиями уменьшившегося напряжения. И наконец, вновь схема предусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным. Поэтому схема Ньюкомба не продуцирует большого количества исследований, хотя и остается известной вехой в развитии теоретических представлений, построенных на идее соответствия.

Коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять управление. Применение социально-психологической модели помогает создавать в действенные механизмы взаимодействия.

В модели Т. Ньюкомба успешная коммуникация не исключала возможности воздействия, причем для этой цели также допускалось использование манипулятивных приемов. Так, для того чтобы продвинуться в направлении желаемого эффекта, как успешный способ общения с аудиторией предлагался поиск некоей усредненной позиции, точки согласия. Но, как показывает практика социального управления, усреднение позиций сторон по поводу той или иной социально значимой проблемы далеко не всегда ведет к реальному разрешению этой проблемы. Поэтому заявленная равноправность участников в рамках социально-психологической модели Т. Ньюкомба оставалась в значительной степени декларативной. [3, C. 170]

Разговор о моделях коммуникации, возможно, покажется абстрактным, тем не менее они отражают и определяют особенности и стиль социального общения, характерного для того или иного пространственно-временного континуума.

Заключение

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового.

Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию, наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

В 1953 г. Т. Ньюкомбом была предложена социально-психологическая модель коммуникации. Субъекты коммуникации в этой модели признаются равноправны и связанными как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Модель Ньюкомба использовалась социологами и психологами для разработки приемов коммуникации в целях рекламы, политической пропаганды и т. д.

Т. Ньюкомб исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Исходный тезис Ньюкомба состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему, у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего.

Коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять управление. Применение коммуникативных моделей помогает создавать в информационном пространстве действенные механизмы взаимодействия.

Список литературы

1. Адамьянц Т.Д. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009. 208 с.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

3. Гречихин В.Г. Управление социальными коммуникациями. 2009. 320 с.

4. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 2003. 288 с.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998. 352 с.

Подобные документы

Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 25.12.2013

Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

курс лекций [118,2 K], добавлен 10.10.2010

Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

курсовая работа [104,4 K], добавлен 04.02.2009

Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

дипломная работа [47,2 K], добавлен 19.03.2009

Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

курсовая работа [38,2 K], добавлен 01.07.2014

Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

реферат [22,3 K], добавлен 02.03.2009

Коммуникация как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, неотъемлемая часть социальной реальности. Исследование общественных коммуникаций, механизмы влияния массовой коммуникации на сознание молодежи; роль развития интернет-коммуникации.

Модель коммуникации Ньюкомба разработана и опубликована в 1953 году американским социологом и психологом Теодором Ньюкомбом (англ. Theodore Mead Newcomb). Модель Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия.

Модель Ньюкомба.

Теодор Ньюкомб предложил учитывать отношения, кото­рые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минималь­ная система имеет следующий вид:

Модель коммуникации Ньюкомба

Модель коммуникации Ньюкомба

Возникают следующие виды ориентации: А по отно­шению к X, А по отношению к В, В — к Х и В — к А. Об­щей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу по­ложительно, то они будут стремиться к совпадению сво­его отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к дру­гу будет восприниматься как ненормальное. Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться ком­муникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

Социально-психологическая модель ньюкомба

По Ньюкомбу социальная роль коммуникации заключается в поддержании социального баланса и стабильности в социальной системе путем достижения симметрии в различных коммуникативных ситуациях. Такая роль коммуникации обусловливается психологической потребностью человека в ориентации, побуждающей его вступать в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.

Очевидно, что с учетом указанного дополнения модель Ньюкомба может быть использована в качестве достаточно наглядной иллюстрации взаимоотношений между политическими единомышленниками.

Теодор М. Ньюкомб.

Тогда как модель Шеннона — Уивера представляет процесс коммуникации с чисто технологической стороны, социально-психологическая модель Ньюкомба[101] (часто именуемая А—В—Х-моделью) рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия.

Модель Ньюкомба отвечает на следующие вопросы: что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию; каким образом влияют на коммуникацию отношения между субъектами;

каковыми могут быть все возможные психологические эффекты

коммуникации между двумя субъектами.

В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего по отношению к ним объекта Х. При этом любой вариант сложного взаимодействия может быть сведен к совокупности элементарных взаимодействий. В качестве А и В могут выступать социальные субъекты любых типов — индивиды, социальные группы, социальные организации, массовые общности. Простейшая ситуация имеет место в случае межличностной коммуникации.

Автор модели предполагает, что в элементарной коммуникативной ситуации во взаимодействие должны вступить по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Главной задачей коммуникации будет обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной относительно предмета коммуникации, а также ориентацией друг относительно друга.

Именно потребность в ориентации, как одна из ведущих психологических потребностей человека, побуждает его к вступлению в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.

Согласно Ньюкомбу, понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (+) или негативных (-) аттитюдов. Позитивный аттитюд характеризуется симпатией к объекту и стремлением к взаимодействию с ним, негативный — антипатией и избеганием объекта.

По Дэвиду Майерсу, аттитюд — это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении[103].

Как полагает Ньюкомб, коммуникация в своем элементарном виде возможна в том случае, когда два субъекта — А и В — испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту X и друг относительно друга.

Графическое изображение модели Ньюкомба имеет следующий вид, показанный на рис. 4.5:

Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба

/>А lt; В

А — субъект А А > В — межсубъектный аттиткэд АВ

В — субъект В А lt; В — межсубъектный аттитюд ВА

X — субъект X АХ — субъектно-объектный аттитюд АХ

ВХ — субъектно-объектный аттитюд ВХ

Рис. 4.5. Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба

АВ — межсубъектный аттитюд АВ;

ВА — межсубъектный аттитюд ВА;

АX — субъектно-объектный аттитюд АX•,

ВX — субъектно-объектный аттитюд ВX.

В данной модели субъекты А и В вступили в коммуникацию по поводу общего объекта, функционирующего в окружающей их среде, — X.

Ньюкомб полагает наличие некоторого предварительного знания субъектов друг о друге и об объекте Х. На основании этого знания формируется система предварительных аттитюдов А к В (на схеме — АВ), В к А (на схеме — ВА), А к Х и В к Х (на схеме соответственно АХ и ВХ). Каждый из этих аттитюдов может быть позитивным или негативным.

В любой момент времени ориентации в этой коммуникационной системе могут быть симметричными и асимметричными. Симметрия имеет место, когда ориентации А и В относительно Х конгруэнтны (то есть аттитюды АХ и ВХ совпадают по направленности). Асимметричная ситуация имеет место в случае противостояния аттитюдов по отношению к объекту.

Рассмотрим понятие симметрии на примере. Представим себе, что автор этой книги — субъект А, а читатель — субъект В. Мы обсуждаем проблему позитивных и негативных эффектов воздействия телевидения на детскую аудиторию. Телевидение, а точнее характер его воздействия на сознание и поведение детей и подростков представляет в нашем примере объект Х. Аттитюды каждого из нас по отношению к данному объекту могут быть позитивными, в случае если мы считаем, что телевидение играет конструктивную, функциональную роль, помогая ребенку в его социализации и социальной интеграции. Могут они быть и негативными, в случае если мы полагаем телевидение деструктивным дисфункциональным агентом, разрушающим психику ребенка и провоцирующим асоциальные формы его поведения. Симметричная ситуация имеет место тогда, когда наши аттитюды по отношению к телевидению совпадают по направленности, вне зависимости от того, позитивные они или негативные, то есть когда наше отношение к нему сонаправлено.

У симметричной коммуникативной ситуации есть разные измерения. Можно говорить об общем понимании предмета, по поводу которого осуществляется коммуникация (когнитивная коориента- ция — совпадение рационального компонента аттитюда), и о сходстве в чувствах и эмоциях, испытываемых по его поводу (аффективная коориентация — совпадение эмоционального компонента аттитюда).

Симметрия — это центральное понятие модели Ньюкомба. Он полагает, что в своем развитии коммуникативная ситуация имеет устойчивую тенденцию к симметрии. Соответственно, участвующие в коммуникации субъекты являются мотивированными к формированию в результате взаимодействия сходных ориентаций относительно объекта Х.

Ньюкомб описывает ряд социально-психологических факторов, которые детерминируют стремление коммуникативной ситуации к симметрии.

Во-первых, симметрия позволяет каждому участнику коммуникативного акта более надежно прогнозировать поведение другого участника. Соответственно симметричное взаимодействие между А и В будет более предсказуемым и потребует от каждого из них меньших усилий. Очевидно, проще взаимодействовать с другим субъектом в ситуации согласия, а не противостояния.

Во-вторых, симметрия усиливает и укрепляет исходную ориентацию субъекта относительно Х, повышая его самооценку и создавая положительные эмоции. В симметричной ситуации каждый из субъектов подкрепляет свое убеждение в том, что его понимание и эмоции по поводу объекта Х правильны, поскольку партнер по коммуникации с ним согласен. Это позитивное комфортное переживание для большинства людей.

Таким образом, симметрия порождает уверенность и комфортность. Она также облегчает продолжение взаимодействия между А и В, так как люди, которые согласны между собой, в целом приятны друг другу.

Сила движения в сторону симметрии, согласно Ньюкомбу, зависит от симпатии между коммуникаторами (А и В) и от интенсивности их отношения к объекту (Х). Чем выше симпатия между А и В, тем в большей степени каждый из них мотивирован к достижению симметрии в их отношении к Х.

Если вы мне очень нравитесь, но у нас разные мнения по поводу телевидения, я буду стремиться изменить свое мнение, с тем чтобы приблизиться к вашему. Аналогично, чем более сильные чувства я испытываю по отношению к объекту, тем в большей степени я буду мотивирован достигнуть симметрии за счет того, чтобы переубедить вас в ходе коммуникативного взаимодействия.

Ньюкомб считает, что симметрия достигается в основном посредством коммуникации между А и В. Если предположить изначальное отсутствие симметрии, то чем выше симпатия между А и В и чем сильнее их аттитюды по отношению к Х, тем выше вероятность того, что коммуникация между ними состоится.

Рассматриваемая модель позволяет построить исчерпывающий перечень возможных социально-психологических эффектов (результатов) коммуникации. Опишем этот перечень в ключе логичес

ких построений Ньюкомба, расширив его до максимально возможных пределов.

В случае исходного совпадения аттитюдов АX и ВX коммуникация приведет к еще большему закреплению симметричной ситуации — каждый из субъектов получит подкрепление своего отношения к объекту. При этом следует ожидать и усиления позитивных межсубъектных аттитюдов АВ и ВА. В данном случае имеет место предельная симметричная ситуация.

Наиболее сложным и часто встречающимся случаем является такая исходная ситуация взаимодействия, при которой объектные аттитюды АX и ВX не совпадают, но субъекты относятся друг к другу с симпатией (межсубъектные аттитюды АВ и ВА имеют позитивный характер).

Эффект в данной коммуникационной системе (отношения между А, В и X) может иметь одну из следующих форм: переубеждение и достижение симметрии через изменение аттитюдов одного из субъектов по отношению к объекту ^X или ВX) на противоположный при сохранении и укреплении позитивных межсубъектных аттитюдов; достижение псевдосимметрии I. Имеет место, когда для сохранения межсубъектных позитивных отношений кто-либо из субъектов убеждает себя, что он согласен с аргументами партнера по

коммуникации, и готов показать, что он сменил свой аттитюд (АХ или ВХ) на противоположный. При этом реальной трансформации объектного аттитюда не происходит. В психологии такая ситуация называется когнитивным искажением; достижение псевдосимметрии II. Имеет место, когда для сохранения межсубъектных позитивных отношений кто-либо из субъектов убеждает себя, что ему удалось переубедить партнера и тот сменил свое отношение к объекту на противоположное. При этом на самом деле такого изменения не происходит. Это также случай когнитивного искажения; достижение негативной симметрии. Данный исход наступает, когда в результате коммуникации каждый из субъектов сохраняет и укрепляет свое исходное отношение к объекту (АХ и ВХ), но при этом позитивные межсубъектные аттитюды (АВ и ВА) меняются на противоположные — негативные; толерантное согласие с фактом асимметрии и противоречия оценок объекта без изменения аттитюдов.

Вернемся к нашему предыдущему примеру. Если мы c Вами, уважаемый читатель, разошлись в оценках характера влияния телевидения на детей и подростков (моя оценка его роли — негативна, ваша — позитивна) но при этом фигура автора не вызывает неприязни, а скорее симпатична вам, то имеет место ситуация асимметрии.

Так как между нами существует симпатия, но в то же время предмет разговора важен для каждого из нас, согласно обсуждаемой модели будет наблюдаться стремление к достижению симметрии, что повлечет за собой коммуникацию (дискуссию по поводу телевидения).

В результате может быть получен один из нижеследующих эффектов нашей коммуникации. Вы убедите меня в том, что телевидение оказывает скорее позитивное влияние на массовую детскую аудиторию. Мне удастся убедить вас в негативной роли телевидения. Вы убедите себя в том, что уговорили меня встать на вашу позицию вне зависимости от того, произошло ли это на самом деле. Для сохранения взаимопонимания и доверия между нами вы убедите себя в том, что мои аргументы в какой-либо мере повлияли на вашу позицию, и покажете мне, что начали переоценивать свое отношение к телевидению.

Главное слабое место рассматриваемой модели обнаруживает себя в том, что она не объясняет, как происходит сам процесс коммуникации, каков его механизм. Ньюкомб рассматривает информационный обмен как заданную переменную — у него этот процесс просто существует.

В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего по отношению к ним объекта Х.

Что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию?

К вступлению в коммуникацию субъектов А и В побуждает потребность в ориентации - эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте (освоенную субъектом информацию об объекте Х). Понятие ориентации описано в терминах позитивных (симпатия к объекту и стремление к взаимодействию с ним) или негативных (антипатия и избегания объекта) аттитюдов.

Аттитюд – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении (По Майерсу)

Коммуникация существует тогда, когда два субъекта – А и В – испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту Х и друг относительно друга.

АВ — межсубъектный аттитюд АВ;

ВА — межсубъектный аттитюд ВА;

АХ — субъектно-объектный аттитюд АХ;

ВХ — субъектно-объектный аттитюд ВХ.

Согласно Ньюкомбу, субъекты уже имеют некое предварительное знание как друг о друге, так и об объекте Х, на основании которого формируется система предварительных аттитюдов, каждый из которых может быть как позитивным, так и негативным. В любой момент времени в коммуникации ориентации могут быть симметричными (если отношение обоих субъектов к объекту одинаково, то есть аттитюды АХ и ВХ конгруэнтны (совпадают по направленности)) или асимметричными (если аттитюды АХ и ВХ не совпадают по направленности).

Мой пример: Представим ситуацию разговора мальчика Васи (А) и его папы (В) об объекте Х – факте существования Деда Мороза

Если субъекты считают, что Дед Мороз существует и несет одно добро в этот мир, то аттитюды субъектов по отношению к объекту позитивные. Если субъекты считают, что Дед Мороз – это глупая сказка для маленьких детей, которая только вводит всех в заблуждение и заставляет родителей тратиться на подарки, то аттитюды субъектов по отношению к объекту негативные. Симметричная ситуация тогда, когда аттитюды субъектов совпадают по направленности, вне зависимости от того позитивные они или негативные (то есть, если оба субъекта против Деда Мороза, или оба считают его чудесным существующим человеком)

При этом симметрия может достигаться как за счет рационального подхода к делу, то есть когнитивной коориентации, так и за счет эмоций, то есть аффективной коориентации.

Симметрия – центральное понятие модели Ньюкомба. По Ньюкомбу, коммуникативная ситуация стремится к симметрии, потому что: 1) она позволяет субъектам более надежно прогнозировать повеление друг друга; 2) а также усиливает исходную ориентацию субъекта относительно объекта, что повышает самооценку и создает положительные эмоции.

Сила движения в сторону симметрии зависит от симпатии между коммуникаторами и от интенсивности их отношения к объекту Х. Если предположить изначальное отсутствие симметрии, то чем выше симпатия между А и В и чем сильнее их аттитюды к Х, тем выше вероятность того, что коммуникация состоится.

Возможные соц.- псих. эффекты коммуникации:

1) Предельная симметричная ситуация: исходное совпадение аттитюдов АХ и ВХ, поэтому улучшатся и межсубъектные аттитюды (отношения) АВ и ВА, а также субъекты получат подкрепление в своих аттитюдах к объекту.

Очень часто исходная ситуация взаимодействия такова, что субъекты симпатизируют друг другу, но их объектные аттитюды несимметричны (не совпадают).

Тогда эффект может заключаться в:

1. Переубеждении и достижении симметрии через изменение объектных аттитюдов одного из субъекта при укреплении позитивных межсубъектных аттитюдов (Вася убедит папу, что Дед Мороз-таки существует и обязан принести подарки; Папа убедил Васю, что Дед Мороза нет и в него верят только маленькие, чтоб выпрашивать подарки)

2. Достижении псевдосимметрии I: один из субъектов ради сохранения позитивных межсубъектных отношений убеждает себя, что сменил свой объектный аттитюд на противоположный, но на самом деле этого не происходит (это когнитивное искажение); (Папа или Вася убедили себя, что согласны с аргументами противника, но в глубине души остались при своем мнении)

3. Достижении псевдосимметрии II: для сохранения позитивных межсубъектных отношений один из субъектов убеждает себя, что ему удалось переубедить партнера, на самом деле этого не происходит (когнитивное искажение) (Папа/Вася убедил себя в том, что оппонент согласился наконец с его мнением)

4. Достижении негативной симметрии: оба субъекта укрепляют свое исходное отношение к объекту, причем позитивные межсубъектные аттитюды сменяются на негативные (Папа и Вася останутся при своем мнении, но обидятся друг на друга. Вася будет считать папу ворчуном, который не понимает очевидных вещей. Папа вдруг осознает, какого упрямого и капризного мальчика он воспитал).

5. Толерантное согласие с фактом асимметрии без изменения аттитюдов (Не хочешь - не верь, - решит Вася. Ну и пусть думает,что ДМ существует, - решит папа).

Модель Ньюкомба имеет форму равнобедренного треугольника, вершины которого представляют, соответственно, двух индивидов А и В и внешний объект Х в рамках одной коммуникативной системы (рис. 22). В этой системе возникают четыре вида ориентации: А по отношению к В, В – по отношению к А, А – к Х иВ – к Х. Коммуникация представляет собой процесс, который поддерживает ориентационную структуру и обеспечивает сохранение или восстановление симметрии в отношениях между тремя составляющими системы путем передачи информации о каких-либо изменениях, предоставляя тем самым возможность урегулировать возникающие разногласия.

Модель Ньюкомба имеет форму равнобедренного треугольника, вершины которого представляют, соответственно, двух индивидов А и В и внешний объект Х в рамках одной коммуникативной системы (рис. 22). В этой системе возникают четыре вида ориентации: А по отношению к В, В – по отношению к А, А – к Х иВ – к Х. Коммуникация представляет собой процесс, который поддерживает ориентационную структуру и обеспечивает сохранение или восстановление симметрии в отношениях между тремя составляющими системы путем передачи информации о каких-либо изменениях, предоставляя тем самым возможность урегулировать возникающие разногласия.

Читайте также: