Косыгинская реформа причины неудачи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Попытка экономической реформы была предпринята Косыгиным в 1965-1967 годах, но до сих пор историки, экономисты и политики спорят о её итогах. Одни сокрушаются, что она закончилась ничем. Другие уверены – именно Косыгин стал виновником дальнейшей гибели СССР, подточив нерушимую систему социализма. Как бы то ни было, реформа возникла не на пустом месте и не была прихотью одного из советских вождей.

Экономика пробуксовывает

В послевоенном СССР к началу шестидесятых годов накопились существенные перекосы, мешающие эффективному функционированию экономики. В стране развернулась дискуссия, в том числе в печати, в 1962-1964 годах. В частности, из-за роста количества предприятий отраслей, к середине 60-х в стране насчитывалось 47 тысяч предприятий и три сотни отраслей, что снижало эффективность директивного планирования. При этом производительность труда была низкой, зря расходовались ценные ресурсы. Хорошо показавшее себя в условиях мобилизационной экономики планирование требовало новых подходов в мирное время, в рутинных процессах.

Была и альтернативная программа, нашедшая отклик в сердцах технической интеллигенции. Академик Виктор Глушков в том же 1962 году высказал идею комплексной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, базой для неё должна была стать создающаяся Единая государственная сеть вычислительных центров.

В ЦК шла позиционная борьба между сторонниками обеих программ и их противниками. Речь шла не о сохранении чистоты идеалов, а о переделе в союзном масштабе системы взаимодействия партии и промышленности, в пользу усиления позиций последней. Не нравилась партийной номенклатуре и возможность автоматизации процессов управления, что отодвигало её от рычагов влияния.

На поле выходит Косыгин

Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин встал на сторону Либермана. Безусловно, он хотел укрепить собственную позицию, благо только-только отправили в отставку Никиту Хрущёва и Первым секретарём ЦК КПСС стал Леонид Брежнев – власть ещё не была жёстко структурирована и детерминирована, можно было потянуть одеяло на себя.

Несомненно, что Косыгин при этом сознавал, что советской экономике нужны реформы. Автоматизация – дело тёмное, а Либерман уверял, что проведение в жизнь его программы обойдётся не дороже бумаги, на которых будут напечатаны соответствующие указы, эффект почувствуется буквально через несколько месяцев, а компьютеризация потребовала бы многомиллионных инвестиций, которых и так не хватало для уже действующего народного хозяйства и когда ждать отдачи от них - неизвестгно. Сам Глушков уверял, что нужно не менее четырёх пятилеток, но первые результаты будут видны уже через 5 лет.

Реформы тихо ушли в песок

Инициаторы недооценили инерцию системы, а то и прямое противодействие новшествам. Кроме того, Брежнев был недоволен усилением влиятельности Косыгина и исподтишка вставлял ему палки в колёса. На местах партийные чиновники не собирались вмешиваться в борьбу, идущую в высших сферах, и игнорировали реформы, хотя и слали в Москву бодрые реляции.

Официально никто не заявлял о прекращении или неудаче реформы, просто стали делать вид, что ничего и не было. Вернулась оценка деятельности по процентам плана, перевыполнение которого поощрялось разного рода символическими наградами: звания передовиков производства, переходящие вымпела и знамёна, дипломы и благодарственные письма. Производительность труда и прибыль в расчёт не принимались. Спрос вообще не фигурировал в качестве фактора – выпускай, сколько тебе сказали и что тебе велели, а потребители перебьются.

Когда Михаил Горбачёв начал перестройку, он тоже никак не апеллировал к опыту косыгинских реформ, даже не упоминал о них.

Реформа Косыгина: значение, плюсы и минусы

Когда экономика послевоенного времени стала изживать себя, начались разработки новой модели. Управление на основе директивного планирования было успешно в сталинские времена, все действия, так или иначе, сводились к укреплению обороноспособности страны. Для достижения цели использовали жесткую систему контроля. Однако в мирное время задачи экономики требовали расширения в соответствии с потребностями населения. При этом методы стимулирования работоспособности граждан также нуждались в доработке и поиску новых мотиваций.

Основные принципы реформы Косыгина

  1. В промышленности восстановить отраслевое управление, при этом за основу производства взять хозрасчет, т.е самостоятельное финансирование и самоокупаемость.
  2. Частичная свобода в планирование производства, так дирекция сама составляет план, перечень изделий и размер заработной платы.
  3. Сократить количество планируемых показателей.
  4. Материальное поощрение.
  5. Колхозам и совхозам дать относительную самостоятельность, снизить план и закрепить его на 10 лет.

Поначалу действия реформы произвели положительный результат, возросли доходы колхозов, увеличился выпуск продукции. Государство стало более конкурентоспособным на внешнем рынке. Появились покупатели на автомобили, самолеты, сельскохозяйственную и строительную технику.

Косыгин

Положительные стороны реформы

  • Увеличились доходы колхозов и совхозов на 15%.
  • Вырос объем сельскохозяйственного производства на 21%.
  • Прибыль от проданной продукции, после уплаты налогов, переводилась в фонд развития предприятия. Эти деньги шли на строительство квартир, культурно-массовые мероприятия или материальную помощь для работников.
  • С колхозов и совхозов списали долги.
  • В 1965 году для колхозников установили пенсии.
  • Снизили цены на технику и запчасти.
  • Закупочные цены повысились в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки выкупали по завышенным ценам.
  • Для колхозов трудодень заменили на ежемесячную заработную плату и продукты.
  • Одним из достижений следует считать возведение единой системы электроснабжения, это создало предпосылку для развития народного хозяйства по всей стране.

Несмотря на положительные моменты, особых изменений в развитие советской экономики так и не произошло. Ее рост увеличился за счет использования новых ресурсов, а не благодаря производительности труда.

Сельское хозяйство в СССР

Сложности в реализации проекта

  • Нежелание бюрократии следовать новым идеям. Членам правительства не нравилось условие, при котором работу директоров и председателей колхозов оценивали потребители, а не министерство.
  • Противоречие реформы и политических взглядов. Пример таких различий можно рассмотреть в ходе эксперимента проведенного на Щекинском химическом предприятии. Суть опыта заключалось в том, что было дозволено уволить ненужный персонал, а некоторую долю их заработка разделить на оставшийся коллектив. Спустя 2 года количество работников снизилось на 1000 человек, при этом эффективность производства повысилась на 80%. После этого проект остановили из-за того, что он мог создать безработицу.
  • Неправильный расчет на монополию. Ставка была сделана на то, что в условиях монополии, предприятия станут выпускать качественную продукцию и ее производительность увеличится. Но многие организации поняли, что получить прибыль можно и другим путем: за счет искусственного роста цен или экономя на сырье. Это привело к тому, что качество выпускаемой продукции не только не улучшилось, но и снизило свои показатели.
  • Возникла угроза безработицы. По принципам реформы предприятия, выпускающие некачественную или ненужную продукцию, требовали устранения. Пришлось бы закрыть такие организации, а это повлечет массовое увольнение сотрудников или их переподготовку, что требует огромных затрат. Было принято решение оставить текущее положение.
  • Открытие новых природных ресурсов, таких как нефть и газ позволили производству развиваться и дальше по экстенсивному пути.
  • Кризис в Чехословакии побудил советское правительство отказаться от дальнейшего исполнения реформы, чтобы не спровоцировать угрозу для социалистического строя.

Кризис в Чехословакии

Основной причиной неудачи проведенной реформы является уклон на стабильность. Общество крайне негативно воспринимала любые изменения, поэтому отвергало все идеи, которые могли изменить привычное состояние.

Последствия реформы

Отказ от реформ привел к тому, что Советский Союз стал главным импортером зерна. Средства на покупку выделялись из золотого запаса. Чтобы развить экономику, правительство сделало упор на внешнюю торговлю. Главными источниками доходов стало топливо и полезные ископаемые.

Реформа Косыгина проходила в СССР в период с 1965 до 1970 года. Она была направлена на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Нужно было срочно устранять плачевные результаты деятельности Никиты Хрущева. Поэтому коллектив авторов разработал систему действий для поднятия экономики страны. Значимый вклад в создание реформы сделал профессор Либерман. Но поскольку контролировал ее проведение Алексей Косыгин, то реформа получила название по его фамилии.

Цели экономической реформы

В конце 1964 года Никиту Хрущева принудительно отправили в отставку. Его место занял Леонид Брежнев. Новое правительство тут же занялось реформированием деятельности предшественника. Поскольку экономика СССР находилась в плачевном состоянии, основной упор делался именно на нее. Реформа Косыгина предполагала:

  • Ускорение темпов роста экономики.
  • Улучшение материального положения людей.

Достигать всего этого планировалось за счет введения экономических стимулов. Административное давление уже показало свою несостоятельность, поэтому было решено дать предприятиям небольшую самостоятельность. То есть, руководство организаций могло по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли.

Реформа Косыгина

Реформа Косыгина стартовала в 1965 году. Первые шаги:

  • Ликвидация Советов народного хозяйства. Восстановление работы профильных министерств.
  • Создание комитетов Госкомцен и Госснаб, занимавшихся экономикой страны.

Реформирование промышленности

Чтобы возродить промышленность, Брежнев принял решение не только совершенствовать производство, но и стимулировать работников. Главные аспекты реформы:

  • Открытие отраслевых министерств. Они занимались созданием планов, которые предприятия имели право изменять под свои возможности.
  • Введение поощрений. Часть прибыли не изымалась и пускалась на развитие предприятия. Деньги рекомендовалось делить на 3 фонда: премии для сотрудников, бытовые нужны организации, социально-культурное развитие работников (путевки, билеты).
  • Повышение качества выпускаемой продукции. Количество плановых показателей сокращено с 30 до 9. Результаты работы определялись по реализованной продукции, а не выпущенной, благодаря чему предприятия были заинтересованы в ее качестве.
  • Разрешение на самостоятельность. Предприятия получили право не только оставлять себе часть прибыли, но и вести между собой хозрасчет.
  • Финансовая мотивация сотрудников. Государство поощряло лучших работников за счет премий.

Конечно, современному человеку такая реформа кажется сильно ограниченной, неполноценной. Но на то время она дала хороший результат. Всего за 5 лет промышленное производство выросло на 50%. К тому же открылось почти 2 тыс. новых предприятий. Но это был пик реформы. После 1970 года ее эффективность пошла на спад.

Реформирование аграрного сектора

Реформирование аграрного сектора

Сельское хозяйство требовало от правительства наибольших изменений. Аграрии на своих плечах на протяжении десятилетий вытягивали экономику страны. Но именно их государство постоянно обходило стороной, никак не улучшая жизнь сельских жителей. Реформа Косыгина предполагала полное реформирование аграрного сектора. Главные идеи:

  • Повышение закупочных цен на сельхоз продукцию в 1,5-2 раза. Колхозы и совхозы получали большую прибыль.
  • Утверждение закупочных цен на 10 лет. Государство давало определенные гарантии, благодаря которым сельские жители могли быть уверенны в завтрашнем дне.
  • Поощрение за перевыполнение плана. На сверхплановую поставку сельхоз продукции насчитывалась 50% надбавка.
  • Обновление материально-технической базы колхозов и совхозов. Государство выделяло крупные суммы на оснащение.
  • Новая система оплаты труда. Колхозники получали зарплату по тарифным ставкам, а не по трудодням.
  • Введение выборных должностей. Люди сами могли выбирать бригадиров, председателей колхозов.
  • Разрешение на ведение подсобного хозяйства. Колхозники получили возможность выращивать свою продукцию.

Аграрная реформа имела свои плюсы и минусы. Из положительного стоит отметить повышение закупочных цен, надбавку за перевыполнение плана, гарантии на закупку. Но правительство умалчивало, что все это делается для списания долгов с колхозов и совхозов. Все эти организации в 60-х годах были убыточными. Долги у них образовались из-за неправильной политики Хрущева, который выкупал сельхоз продукцию за копейки.

Оплата труда по тарифным ставкам имеет двоякую оценку. Для колхозников такое нововведение было плюсом, поскольку давало социальную защиту, гарантии в оплате труда. Но для государства оно оказалось убыточным. Дело в том, что раньше для каждого колхозника определялась норма выполнения работы. Например, за месяц работник должен собрать 300 кг овощей и за это получал деньги. Теперь же человек за месяц мог собрать и 20 кг овощей, но ему все равно платили деньги, поскольку он выходил на работу. Мотивация колхозников была на нуле.

Результаты реформы Косыгина

Промышленность хорошо откликнулась на реформы. Объем производства увеличился в 1,5 раза. По всей стране начали открываться новые предприятия. Подъем пережило жилищное строительство. Постепенно увеличивалась заработная плата людей. Но после 1970 года показатели развития экономики пошли на спад. Оборудование изнашивалось, количество трудоспособных граждан сокращалось, стоимость добычи полезных ископаемых увеличивалась. Это лишь некоторые причины спада экономики в 70-х годах.

Результаты реформы Косыгина

В аграрном секторе было все еще хуже. Правительство планировало за счет поднятия сельского хозяйства обеспечить огромную страну продуктами, но их ожидания не оправдались. Рентабельность совхозов и колхозов повысилась всего на 20-30%. Наблюдалось сокращение пахотных земель. Потери продукции составляли до 40%. Люди не были заинтересованы в эффективной работе. Неправильные действия руководства привели к ухудшению экологической ситуации.

За пятилетку количество пахотных земель сократилось на 22 млн га. Богатая черноземом страна была вынуждена закупать продукты питания в соседних государствах. Реформе Косыгина так и не удалось сделать аграрный сектор прибыльным, наладить в нем эффективную работу.

Причины провала экономической реформы

Идеи Либермана имели поверхностный характер. В стране с плановой экономикой попытались ввести отдельные элементы из рыночной экономики. Но в половинчатом варианте это не работает. Нужно придерживаться какой-то одной стратегии развития. Тоталитарный режим не позволял ослаблять контроль над предприятиями.

На провал реформы повлияли следующие факторы:

  • Противостояние идеологии и экономики. Постулаты социализма для правительства были на первом месте. Ухудшение состояния экономики не так беспокоило правящую верхушку как непоколебимость идеологии.
  • Отсутствие единства взглядов в Коммунистической партии. Чиновники всячески противодействовали реформе. Им было удобнее работать с директивами. Высшее руководство пыталось продвигать свои интересы, из-за чего каждый тянул одеяло на себя.
  • Экспорт нефти. Эта деятельность приносила высокие доходы СССР, поэтому правительство имело возможность и дальше закрывать глаза на плачевное состояние экономики.
  • Боязнь крушения тоталитарного режима. Похожая реформа в Чехословакии привела к Пражской весне. В СССР опасались бунта, поэтому реформу было принято свернуть.

Провал реформы Косыгина

К идеям Косыгина вернулся Горбачев. Он попытался реанимировать экономику, но в итоге произошло то, чего опасалось правительство Брежнева – изменение политического строя. Плановая экономика рухнула. Стране пришлось привыкать к рыночной экономике с ее жесткими, но справедливыми законами.

Причины введения реформы

Начало реформы случилось в период 1966-1970 годов, во время восьмой пятилетки. Руководство СССР продолжало политику частичной хозяйственной децентрализации, начатую Н. С. Хрущевым. Косыгинской она стала называться по причине одобрения реформы председателем СовМина А. Н. Косыгиным. Главным инициатором и разработчиком был экономист Е. Г. Либерманн. Основной целью инновации был рост экономического благосостояния страны. Способом достижения этой цели руководство видело в росте производственных показателей.

Основные положения

Всем предприятиям и прочим экономическим организациям предоставлялась частичная свобода действий. Если раньше, все учреждения обязаны были следовать плану, предписываемом организацией под названием Госплан СССР, то теперь ситуация обстояла несколько иначе. Субъекты народного хозяйства получило право на распоряжение собственными финансовыми ресурсами. Выполнив минимальный план, остаточную прибыль можно было распределять по собственному усмотрению, согласно коллективному решению. Таким образом, было основано большое количества рабочих фондов, занимающихся строительством жилья, культурно-досуговой деятельности, материальных поощрений и т. п. Зарплата рабочим начислялась согласно минимальной ставки, к которой прибавлялся индекс усредненной прибыли предприятия.

Что же касается самостоятельности предприятий, то отныне было разрешено самостоятельно определять количество продукции, обязательной к выпуску. Вопрос о поиске сбыта также предоставлялся руководству предприятий. Между субъектами спроса и предложения возникали партнерские отношения на официальном уровне и без внешнего влияния Москвы. Данные принципы вскоре были вписаны в состав Конституции СССР.

Причины провала реформы

Эта причина провала породила другую, окончательную. Это был консерватизм значительной части правящей верхушки Советского Союза. Использую снижение производительности как аргумент, они начали активную кампанию за отмену реформу. В итоге, к началу семидесятых годов всесоюзный экономический проект был свернут и произошла деинтеграция к старым системам административного управления в области экономического планирования.

Читайте также: