Костромская слобода история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кострома. Музей деревянного зодчества "Костромская слобода"

Помимо прочих достопримечательностей Костромы, о которых речь шла в предыдущих рассказах, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный пост, хотя находится оно совсем рядом с Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему - Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей "Костромская слобода". Вот туда и пойдём:

На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви - Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.

История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 годах.

Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила - сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.

Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая - "смоделированная" деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть - так скажем, "ландшафтная": речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.

IMG_7039_ph_watermark

На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:
3.

IMG_7045_ph_watermark

Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:
4.

IMG_7050_ph_watermark

Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать - понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:
5.

IMG_7062_ph_watermark

Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал :)
6.

IMG_7061_ph_watermark

Повсюду, куда не глянь - открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:
7.

IMG_7299_ph_watermark

Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности - от самой простой, до самой. непростой:
8.

IMG_7308_ph_watermark

Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией "на две стопы", то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки - рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом - не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:
9.

IMG_7321_ph_watermark

Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней – резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:
10.

IMG_7323_ph_watermark

У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:
11.

IMG_7328_ph_watermark

А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:
12.

Идём к следующему дому.

IMG_7296_ph_watermark

Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски - без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:
14.

IMG_7198_ph_watermark

Ещё один крестьянский дом - дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):
15.

Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.

IMG_7304_ph_watermark

По правой стороне "смоделированной" улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец "малой формы" рубежа XVIII-XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность - стены её сделаны с повалом, т.е. с наклоном внутрь сруба:
16.

IMG_7207_ph_watermark

А по другую руку, за домами, видна уже "крупная форма" - и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только "соседка" токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:
17.

IMG_7180_ph_watermark

А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища - тут тема для отдельного разговора:
18.

По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы - жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе - дом Серова, 1873 год; тот, что подальше - дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные "автографы" можно увидеть на фасадах обоих домов.

IMG_7263_ph_watermark

Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже "скромный" по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей - а это стоимость целого стада из двух десятков коров!
19.

IMG_7275_ph_watermark

Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-"фараонками". А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:
20.

IMG_7257_ph_watermark

Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх - это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать "сенями" - это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж. Вот вам и крестьяне:
21.

Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.

IMG_7098_ph_watermark

Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:
22.

IMG_7242_ph_watermark

И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:
23.

IMG_7091_ph_watermark

Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:
24.

IMG_7122_ph_watermark

Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел. Но можете поверить на слово - это настоящий профессионал своего дела:
25.

IMG_7137_ph_watermark

Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:
26.

IMG_7184_ph_watermark

Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:
27.

IMG_7111_ph_watermark

А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:
30.

IMG_7209_ph_watermark

В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, "в поля", то и вовсе станет практически безлюдно:
31.

IMG_7279_ph_watermark

Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX - начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:
32.

IMG_7217_ph_watermark

И всё время в голове сидит вопрос - как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень. А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!
33.

Одним словом, удивительно это всё.

IMG_7283_ph_watermark

Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала "Кровавая барыня" о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая "светилась" там почти в каждой серии:
34.

Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.

Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:
36.

IMG_7089_ph_watermark

С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея - церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:
37.

IMG_7100_ph_watermark

Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:
38.

IMG_7160_ph_watermark

Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является "ви­зит­ной кар­точкой" все­го ком­плек­са, встречающей гостей ещё на входе:
40.

IMG_7135_ph_watermark

Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII-XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:
41.

IMG_7116_ph_watermark

Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:
42.

IMG_7132_ph_watermark

А прямо за мельницей - необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле - это баня, перевезенная сюда из се­ла Ве­жи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, имен­но в Ве­жах жил нек­ра­сов­ский дед Ма­зай, спа­сав­ший по вес­не зай­цев. Сам по­эт так и пи­сал о Ве­жах: "До­мики там на вы­соких стол­бах, так что вес­ною де­рев­ня всплы­ва­ет, слов­но Ве­неция. ":
43.

IMG_7337_ph_watermark

Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте - церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами - у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) - 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год. Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты - в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти.
44.

IMG_7341_ph_watermark

В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:
45.

Костромская слобода

Костромская слобода является одним из хранилищ образцов русского деревянного зодчества, расположен этот музей под открытым небом у стен Ипатьевского монастыря. Коллекция строений из дерева появилась отчасти вынужденно, большинство экспонатов было вывезено в середине прошлого века при затоплении обширной территории, вызванном формированием Горьковского водохранилища.

Здесь можно видеть образцы архитектуры – строения храмов и жилых домов, надворные постройки, объекты хозяйственного и бытового назначения. Во многих зданиях воссозданы и сохраняются внутреннее убранство, предметы религиозного культа, быта и ремесел

Деревянное строительство в большинстве случаев не предполагало использования гвоздей, обходясь применением соединений в пазы. Здесь все из древесины — здания и ограды, мебель и предметы обихода, средства передвижения и даже многая посуда. Из дерева вырезана и вывеска Костромской слободы, и укреплена она на дощатом заборе. Под деревянным укрытием ниже вывески и находится вход в искусственно созданное поселение. Расположена слобода в лесном массиве, живописном как в летний период, так и снежной зимой. Посетителям Ипатьевского монастыря – колыбели династии Романовых очень удобно посетить и этот музей, расположенный совсем рядом.

История создания и основные объекты

Необходимость сохранения уникальных строений, расположенных на территории будущего водохранилища, возникла в связи со строительством Горьковской (теперь Нижегородской) ГЭС. Плотина должна была улучшить условия судоходства по Волге начиная от Ярославля и почти на 500 км ниже по течению. Главным же предназначением объекта было обеспечение прибавки энергетических мощностей для активно развивающегося народного хозяйства. Заполнение водохранилища началось в 1955 году и длилось несколько лет. Вблизи Костромы естественный рельеф местности образовал Костромской разлив искусственного озера.

Вывеска над воротами музея – заповедника Костромская слобода. Вырезана на деревянном брусе.

Выставленная при входе на территорию наглядная схема облегчает ориентирование среди многочисленных экспонатов музея под открытым небом. Приведены не только наименования и краткие характеристики сооружений, но и довольно точные рисунки, отражающие характерные особенности того или иного объекта.

Схема размещения объектов экспозиции Костромской слободы на музейной территории.

На дальнем от входа участке, на возвышенном берегу расположены несколько ветряных мельниц разного устройства и габаритов. Небольшие мельницы на сваях использовались в поселениях на подтопляемых землях, приподнимали их над поверхностью для безопасности во время паводка. Более основательная мельница имеет прямоугольный нижний сруб, служащий для хранения привезенного зерна и полученной муки. Выше построен шатер восьмигранной формы, на нем – поворотный корпус с ветряным устройством, которое можно ориентировать по направлению ветра.

Наибольший интерес посетителей вызывают древние культовые сооружения – церкви и часовни, показывающие образцы устройства зданий и их внутренний облик. Наравне с ними гостей музея интересует повседневный быт далеких предков, обстановка их жилищ и подсобных помещений. Кузница и бани на сваях, амбары и овины, другие помещения различного назначения пополняют представления о жизни крестьян в российской глубинке, их образе жизни и занятиях.

Костромской слободы Дополнительные указатели расположения достопримечательностей.

В помощь посетителям музея, в дополнение к красочной схеме на территории установлены столбы со стрелками, указывающими наименование объектов и направление их расположения. Посетившие предварительно Ипатьевский монастырь непременно отметят разительное сходство здешних указателей с такими же знаками на территории обители. И форма, и шрифт надписей полностью аналогичны монастырским, что свидетельствует о периоде совместного существования двух музеев. Теперь Костромская слобода осталась государственным музеем, а монастырь стал музеем церковным.

Костромская слобода - музей деревянного зодчества


Если вы были в Костроме у храма Иоанна Богослова, то наверняка заметили - не могли не заметить! - рядом с ней деревянную церковь. Даже несмотря на то, что она зажата окружающей застройкой, словно воткнули ее абы как, куда придется, лишь бы место было.

А перевезли эту церковь сюда во второй половине века двадцатого, когда в Костроме стали собирать музей под открытым небом. Большинство экспонатов заняли свои места к югу от Ипатьевского монастыря, по берегам впадающей в Кострому-реку маленькой речушки Игуменки. А церковь Собора Богородицы осталась, где собрали.

Вроде как, нет места более постоянного, чем временное. Так что первое впечатление - воткнули, куда воткнулось - в общем-то нас не обмануло. Но пусть стоит, где стоит: вряд ли будет разумно теперь ее снова разбирать и перетаскивать.

Костромская слобода - план музея.

Костромская слобода: Деревенская улица

Музей Костромская слобода, Деревенская улица.

Дом Лоховой и пристроенный к его боковой стене двор.

Итак, деревенская улица. По левой ее стороне выстроились шесть домов. Все разные, каждый по-своему замечателен - от самого простого до самого. непростого. Представлен весь спектр крестьянской архитектуры, в зависимости от степени зажиточности.

Третий дом представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски - без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно.

Прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервемся ненадолго - посмотрим деревянные храмы и часовни.

Народное культовое зодчество в Костромской слободе

Ильинская церковь из села Верхний Верезовец.

Очень рекомендуем не обойти вниманием деревянный храм на другом берегу Игуменки! Церковь Спаса из села Фоминское Костромского района (1712 год) давно привлекла внимание специалистов по деревянному зодчеству своими простыми, но очень выразительными и гармоничными формами. Это высокая клетская церковь с центральным срубом и трапезной, крытыми клиновидными двускатными кровлями, пятигранным алтарем и стройной шатровой звонницей, водруженной поверх крыши притвора.

Тут, кстати, можно взять напрокат лодку, сплавать по Игуменке. По ее берегам поставлены часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно!

Дома зажиточных крестьян в Костромской слободе

Но сначала пару слов о церкви. Бывшей церкви.

Вежей больше нет. Ушли Вежи на дно с разливом Горьковского водохранилища. А уникального Спаса-на-Сваях перевезли в Кострому, в музей, уберегли от воды. Увы, не уберегли от огня. В 2002 году церковь сгорела при не до конца проясненных обстоятельствах. Расследование потопталось на месте и тихонько свернулось, так что винить в культурной трагедии оказалось некого.

Костромские земли издревле были богаты на леса и на территории области сохранилось большое количество памятников деревянного зодчества. И хотя в самой Костроме практически не осталось древней деревянной застройки, здесь есть замечательный этнографический музей, "Костромская слобода", в которой представлены старинные церкви, дома, амбары, бани, хозяйственные постройки, привезенные из костромских деревень

Я часто признаюсь в своей любви к русскому деревянному зодчеству. И примитивные срубы, и ажурные дома - каждый их них неповторим и самобытен. На мой взгляд, в основе туристического бренда России должно быть именно деревянное зодчество. Это наш неоспоримый вклад в мировую архитектуру.

Именно поэтому, будучи в Костроме, я не могла пропустить музей-заповедник "Костромская слобода" (ул. Просвещения, 1Б).

На территории "Костромской слободы" можно познакомиться с самыми разнообразными деревянными постройками - ветряной мельницей, свайными банями, церквями и часовнями, крестьянскими избами и домами богатых купцов.

Музей находится живописном месте. Здесь можно гулять часами. Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района. Фото автора

Музей находится живописном месте. Здесь можно гулять часами. Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района. Фото автора

Деревянные дома - часть природы. Они не противостоят ей, не возвышаются, не пытаются выделиться, наоборот, органично с ней сосуществуют. Они - естество, в противовес искусственности.

Дом крестьянина-лесопромышленника Липатова, построен артелью известного мастера Емельяна Зиринова. Фото автора

Дом крестьянина-лесопромышленника Липатова, построен артелью известного мастера Емельяна Зиринова. Фото автора

Дом-крестьянина лесопромышленника Серова. Постройка такого дома обходилась заказчику в 15-20 коров, причем половина этой суммы использовалась на создание резного декора. Фото автора

Дом-крестьянина лесопромышленника Серова. Постройка такого дома обходилась заказчику в 15-20 коров, причем половина этой суммы использовалась на создание резного декора. Фото автора

Одним из наиболее интересных экспонатов в "Костромской слободе" является Церковь Илии Пророка (16-19 вв).

Точной даты постройки Церкви Илии Пророка не установлено. Известно, что храм неоднократно ремонтировался и частично перестраивался. Фото автора

Точной даты постройки Церкви Илии Пророка не установлено. Известно, что храм неоднократно ремонтировался и частично перестраивался. Фото автора

Внутрь некоторых домов можно зайти. Благодаря краеведам в избах и домах до мельчайших деталей воссоздан крестьянский быт 19 века.

Читайте также: