Франция геополитическое положение кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1946 г. де Голль был вынужден покинуть пост главы правительства, но в 1958 г. произошло триумфальное возвращение генерала. С этого момента и начинается эпоха Пятой республики. Конечно, де Голль был достаточно авторитарным правителем, но в то же время он понимал и необходимость решения многих накопившихся проблем, и прежде всего, связанных с колониями. В итоге, именно при генерале де Голле обрел независимость Алжир, который оказался далеко не единственной страной, получившей независимость от Франции. Только за один 1960 г. этого достигли более 20-ти африканских государств; подобные же процессы происходили и в Азии.

И все же долго противостоять Pax America французские власти не смогли. Внутренние проблемы и неспособность их грамотно решить привели к отставке де Голля. А уже через пять лет во главе Франции встал представитель либеральных кругов. И несмотря на то, что впоследствии Пятую республику возглавляли и представители других политических движений, такого антиамериканского курса как когда-то это осуществлял генерал де Голль, французы уже не предпринимали.

В декабре 2013 г. под предлогом защиты мирных граждан (и ведь нельзя не признать того факта, что в этом действительно есть необходимость) французские войска начинают в Центральноафриканской Республике свою очередную военную операцию. При этом (что немаловажно) достигнута и легитимность интервенции – соответствующая резолюция, принятая Совбезом ООН.

Последний аспект, касающийся урана, крайне важен, ибо контроль над сырьем для ядерного оружия не может относиться к второстепенным аспектам. Что может стоять за данной конфигурацией, и почему те же американцы так свободно позволяют французам брать под контроль урановые рудники?

В этой связи становится понятной и наметившаяся в свое время активизация Франции во взаимоотношениях с Саудовской Аравией. Дело в том, что с одной стороны саудовская элита имеет тесные связи с различными военными группами и организациями из мусульманской среды по всему миру, и особенно в арабском мире. С другой стороны – французские власти не могут не нуждаться в больших, даже, наверное, огромных финансовых средствах. Для саудовских же властей нет особой разницы, кто будет помогать им в осуществлении их главной цели, заключающейся, как известно, в ослаблении влияния Ирана.

Геополитическое положение Франции: ее соседи и границы, площадь и природные ресурсы, население. Тенденции развития внешней политики и военный потенциал страны, ее роль в международных отношениях и Европейском союзе, формирование внешнеторговой политики.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2010
Размер файла 63,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра Международных отношений и регионоведения

Автор: студент группы РГ-82

Проверил: Остроменский А.П.

г. Новосибирск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1 Внешняя политика Франции

2 Военный потенциал Франции

3 Франция и Европейский союз

4 Внешнеторговая политика Франции

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе, я собираюсь рассмотреть геополитическое положение Франции, военный потенциал этого европейского государства, направленность политики, а также ее роль в мировой политике. Франция это государство в Западной Европе, на западе и севере омывается водами Атлантического океана, его Бискайского залива и пролива Ла-Манш, на Юге - Средиземным морем, Общая длина береговой линии - 3 427 км. Франция граничит с 11 странами. Метрополия граничит с 8 странами, а заморские регионы - с тремя. Общая длина сухопутных границ равняется 4 082,2 км. За исключением северо-восточной части страны, Франция в основном имеет природные границы: Рейн, Юра, Альпы, Пиренеи. Её материковая часть на северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией и Швейцарией, на юго-востоке - с Монако и Италией, на юго-западе - с Испанией и Андоррой. Также в состав государства входят остров Корсика в Средиземном море и более двадцати заморских департаментов и зависимых территорий. Общая площадь страны составляет 547 тыс. кв. км (643,4 тыс. кв. км вместе с заморскими территориями и департаментами). Это самая большая страна Европейского союза.

Что касается ресурсов Франции, то залежи каменного угля находятся в предгорных и межгорных впадинах герцинских гор на севере Франции, в Лотарингии и в Центральном массиве. Общие запасы каменного угля оцениваются в 2-3 млрд. тв, причем преобладают угли невысокого качества, мало коксующихся углей и антрацитов. В Центральном массиве и в других герцинских возвышенностях обнаружены самые крупные в Европе запасы урановой руды; здесь же в небольшом количестве добываются сурьма, золото и другие цветные металлы.

В пластах юрских известняков на западе Лотарингского плато найдены крупнейшие в Европе месторождения железных руд. Лотарингские руды небогаты: они содержат только 30-33% железа и много фосфора, но пласты их мощные, залегают неглубоко и в рудах содержатся природные флюсы. Поблизости, восточнее Нанси, известны залежи каменной соли.

Западная часть Французских Альп (Предальпы) сложена осадочными породами, главным образом известняками, восточная, более высокая - кристаллическими породами. Многовековая деятельность льда, снега и талых вод привела к сильной расчленённости Альп.

Пиренеи (Франции принадлежат лишь их северные склоны) значительно ниже Альп (~2500m). Особенно величествен огромный ледниковый цирк Гаварни с почти отвесными стенами Высотой 400-500 м, откуда низвергаются водопады, рождающие р. По. В наше время в Пиренеях ледников почти не осталось.

Мощные горные системы Альп и Пиренеев имеют большие запасы воды, их обширные субальпийские и альпийские луга используются под пастбища, леса дают сырьё для деревообрабатывающей промышленности. Здесь же - центры международного туризма и альпинизма.

Недра Франции в целом содержат значительные запасы минерального сырья, особенно железной руды, бокситов, калийных и каменных солей, однако топливные ресурсы весьма ограничены.

Население Франции насчитывает около 63 млн. человек. На континентальной территории проживает более 60,8 млн. человек. По численности населения государство занимает 20-е место среди 192 стран - членов ООН.

Плотность населения во Франции - 108 человек на 1 кв. км.

1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ

Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм как явление стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире.

Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.

Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.

При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.

При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы.

Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, « социальным переломом « стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии.

2 ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНЦИИ

Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них - военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.

В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):

1) защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;

2) укреплять безопасность Союза и государств-членов всеми способами;

3) сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии;

4) содействовать международному сотрудничеству;

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Североатлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО - Россия для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.

Экономическое процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г. нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю политику.

Его цель - утвердить независимость и отстоять роль Франции в мире. Чтобы добиться этого, он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования, стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами.

Она становится, таким образом, третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза.

Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого океана с сентября 1995 по январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того, как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания.

Франция занимает третье (после США и Великобритании) место на Западе по экспорту вооружений. Торговля оружием является для Франции крупной статьей доходов, важным инструментом усиления своего влияния в развивающихся странах, на которые приходится свыше 50% французских военных поставок.

В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократии в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров.

Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса.

При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей с использованием рычагов системы социального обеспечения: путем выплаты пособий, обеспечения прожиточного минимума самым малоимущим (пособие на трудоустройство) и престарелым, развития профессионального обучения и создания благоприятных условий для возвращения на рынок труда (стажировки, трудовые договоры на основе солидарности, рабочие места для молодежи и т. д.). Постоянство проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона - М.1998., с.72. .

В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые определяли структуру политической жизни с 60-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы.

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире. Финансовые скандалы в США увеличили опасения в отношении устойчивости международной экономической системы. Чтобы не стать заложниками данных проблем, у государств мира, по мнению Франции, есть только один выход - действовать сообща, координируя свои действия.

3 ФРАНЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Во Франции ожидают расширения Европейского Союза в начале 2004 года и уверены, что интеграция 10-ти новых членов послужит сохранению и усилению эффективности организации и повышению ее веса в мире. Вместе с тем, по мнению Ж. Ширака, это не должно привести к появлению новых границ раздела в Европе. В этой связи, он подчеркивает важность укрепления партнерства с Россией и Украиной.

Франция приняла самое активное участие в работе европейской межправительственной Конференции, которая до конца 2003 года должна выработать рекомендации по дальнейшему реформированию структур ЕС и механизма их функционирования. Ж. Ширак считает, что необходимо ввести выборную должность Президента Европейского Совета. В сфере внешних сношений Евросоюзу, по мнению Ж. Ширака, требуется пост Министра иностранных дел, который бы мог действовать под руководством Президента Европейского Совета (в настоящее время данные функции исполняются Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности и Комиссаром ЕС по внешним сношениям). В Париже считают, что необходимо также, более предметно разграничить сферы ответственности Европейского Совета и Комиссии ЕС. В настоящее время завершена работа по подготовке совместных франко-германских предложений в сфере безопасности и обороны, юстиции и внутренних дел.

В середине января 2003 года Франция и Германия пришли к единому решению важнейшего вопроса управления Европейским Союзом. Президент Франции Ж. Ширак и канцлер Германии Г.Шредер предложили ввести в ЕС институт двойного президентства, состоящего из Президента Европейской Комиссии, избираемого Европейским Парламентом, и Председателя Совета Министров, избираемого Главами государств-членов Евросоюза.

В качестве приоритета на европейском направлении Ж. Ширак выделяет задачу укрепления франко-германского сотрудничества, которое, по его мнению, будет и дальше выступать в качестве движущей силы европейского строительства.

Ж. Ширак считает, что в области европейской обороны и безопасности необходимо ускорить реализацию договоренностей между НАТО И ЕС; провести смену сил ООН в Боснии и НАТО в Македонии на европейские; выработать новые задачи для европейских сил, которые ограничены в настоящее время Петерсбергскими соглашениями.

Местные политические обозреватели обращают внимание на то, что Париж сменил своего партнера в продвижении инициатив по вопросам европейской безопасности. Как известно, впервые предложения такого рода были выдвинуты на франко-британском саммите в Сан Мало в 1998 году. Переориентация Парижа связывается с возникшей напряженностью в отношениях между Ж. Шираком и Т. Блэром, в связи с чем, в октябре 2002 года французская сторона объявила о переносе на неопределенное время франко-британского саммита, который должен был состояться 3 декабря 2002 года в г. Туке (Франция).

Касаясь вопроса обеспечения безопасности Франции, Ж. Ширак отмечает, что работа в этом направлении не должна ограничиваться только борьбой с терроризмом. В этой связи он подчеркивает важность нераспространения оружия массового поражения. Эту проблему, по мнению Парижа, должен решать Совет Безопасности ООН на самом высоком уровне. Глава французского государства предложил провести в рамках Генеральной Ассамблеи ООН 2003 года заседание СБ с участием глав государств, на котором подвести итог проделанной работе в сфере нераспространения, а также придать этому процессу значительный импульс на будущее.

Местные политические наблюдатели обращают внимание на активизацию франко-российских официальных контактов после победы Ж. Ширака на президентских выборах и его сторонников на парламентских. Здесь это рассматривается, как попытка наверстать упущенное время. По мнению специалистов, в Париже с настороженностью воспринимают то, что британский Премьер-Министр Т.Блэр и германский Канцлер Г.Шредер значительно опередили Ж. Ширака в установлении дружественных и неформальных отношений с российским Президентом В.Путиным.

Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.

Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.

4 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ

На формирование внешнеторговой политики Франции оказывают, существенное влияние следующие факторы и особенности:

Файлы: 1 файл

Геополитика Франции.doc

Долго противостоять Pax America французские власти не смогли. Внутренние проблемы и неспособность их грамотно решить привели к отставке де Голля. А уже через пять лет во главе Франции встал представитель либеральных кругов. И несмотря на то, что впоследствии Пятую республику возглавляли и представители других политических движений, такого антиамериканского курса как когда-то это осуществлял генерал де Голль, французы уже не предпринимали.

1. Особенности французской геополитики

С конца 1990-х и в 2000-е годы во Франции возникает множество геополитических центров, институтов и академий со своими изданиями, Интернет-сайтами, регулярной организацией конференций, коллоквиумов, симпозиумов. Практически каждая из таких структур имеет не только свое печатное издание, но и собственный сайт в Интернете, что позволяет значительно расширить сферу влияния за пределы профессиональных, академических или интеллектуальных кругов и распространить ее на более широкие социальные слои и, в частности, на молодежь. Одна из важнейших задач, которая при этом ставится, – привлечение внимания политических и военных структур, участвующих в выработке и принятии решений в области внешней политики (или влияющих на эти процессы), бизнес-сообществ, научной среды, широкой публики. Впрочем, ряд из указанных центров прямо или опосредованно связаны с подобными структурами: так, например, директор Европейской геополитической обсерватории Мишель Фуше одновременно руководит Центром анализа и прогнозирования французского министерства иностранных дел, входя, таким образом, в круг специалистов, мнение которых доводится непосредственно до руководителей внешнеполитического ведомства.

Геополитика проникает не только в военные учебные заведения, где она издавна пользовалась популярностью, но и в респектабельные исследовательские структуры, такие как, например, Французский институт международных отношений (IFRI), Практическая школа высших исследований (EPHE), Школа высших исследований в социальных науках (EHESS), Центр международных изучений и исследований (CERI). В ряде университетов создаются геополитические секции, отделы и кафедры, в рамках которых преподаются соответствующие учебные курсы, защищаются магистерские и докторские диссертации на соискание ученой степени в области геополитики.

2. Внешнеполитическая стратегия Франции

Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных делах и укрепление ее авторитета в мире.

Франция, являясь одной из ведущих в мире ядерных держав, последовательно наращивает свой ядерный потенциал, обеспечивает содержание и адаптацию своих сил сдерживания к новым стратегическим реалиям. Страна планирует принять во внимание европейский масштаб своей обороны, продолжая добиваться полного запрещения ядерных испытаний и принимая на себя обязательства в пользу обуздания гонки вооружений и разоружения2.

Франция наряду с Германией стояла у истоков создания Евросоюза и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы.

Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира.

Внимание, уделяемое Францией европейской интеграции, свидетельствует о том, что именно европейское направление (европеизм) в широком смысле является основным вектором внешней политики Парижа в современном мире. В первую очередь, это связано с тем, что распад биполярной системы позволил ЕС выдвинуться в число ведущих мировых акторов, и поэтому подключение потенциала Евросоюза позволяет Франции приумножить свои силы и сохранять влияние как в Европе, так и за ее границами3.

В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.

Анализ внешнеполитической стратегии Франции позволяет выделить следующие приоритеты во французской внешней политике:

1) формирование положительного образа Франции на международной арене (как "независимого союзника и свободного партнера");

2) активное участие в строительстве "конструктивного многополярного мира";

3) усиление роли Евросоюза;

4) модернизация африканской полит ики;

5) усиление экономической деятельности зарубежных представительств;

6) решение глобальных проблем человечества, защита прав человека.

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире.

Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:

    • деятельность в рамках Европейского союза;
    • политика в регионе Средиземноморья (Северная Африка и Ближний Восток);
    • налаживание двусторонних отношений с отдельными странами;
    • проведение политики в рамках организации Франкофонии;
    • деятельность в НАТО5.

    Наиболее важными принципами, которыми Франция руководствуется во взаимоотношениях с мировым сообществом, по заявлению ее официальных представителей, являются солидарность и коллективная безопасность. Принцип коллективной безопасности означает взаимную ответственность, устранение соперничества между ведущими державами. Ни одна страна не вправе претендовать на одностороннее решение кризиса, и ни один кризис не может быть решен изолированно.

    Говоря о новациях во внешней политике Парижа, следует упомянуть об идее создания Средиземноморского союза, которую Н. Саркози не раз высказывал в ходе предвыборной кампании. Пока эта идея не трансформировалась в реальные дипломатические шаги. Остается непонятным, как этот Союз будет взаимодействовать с уже существующими организациями, занимающимися проблемами Средиземноморья. По мнению французского президента, имеет смысл сосредоточить внимание на совместной разработке "амбициозных проектов" в таких областях, как экология, диалог культур, экономический рост, вопросы безопасности.

    Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что внешняя политика Франции по-прежнему остается активной, по-прежнему она рассматривается в качестве главного механизма расширения мирового влияния страны. Немаловажен тот факт, что французская внешняя политика находится в постоянном развитии. Даже на примере короткого отрезка времени можно проследить, как происходит коррекция внешнеполитического курса страны, плавное и последовательное изменение акцентов при сохранении основной линии.

    Избрав тактику малых шагов, Франция, Германия и поддерживающие их страны, несомненно, будут продолжать усилия по формированию общей внешней политики и политики безопасности, продвигаясь постепенно по пути создания Евросоюза в качестве одного из центров будущего многополюсного мира со всеми атрибутами государственного образования.

    Нельзя не отметить, что в целом успехи европейской интеграции за два прошедших десятилетия налицо: состав Европейского союза расширился до 27 членов, введена единая европейская валюта (евро), созданы предпосылки для вступления в силу конституционного договора ЕС, принимаются меры для создания системы европейской обороны. И роль Франции в этом процессе неоспорима.

    3. Франция и ее роль в мировой геополитике


    Франция – крупнейшая страна Западной Европы. Ее площадь составляет 551,5 кв. км, а численность населения равна – 66 миллионов человек. Франция находится в выгодном экономико-географическом положении, так как граничит с множеством развитых стран, а также имеет выход к Атлантическому океану.

    Географическое положение Франции

    Франция расположена в Западной Европе и имеет материковые границы с пятью странами Европейского союза, а также со Швейцарией. С Великобританией Франция связана с помощью туннеля под Ла-Маншем. Берега государства омывают Атлантический океан с западной стороны (Бискайский залив, пролив Ла-Манш) и Средиземное море с восточной.

    Франция на карте мира

    Рис. 1. Франция на карте мира.

    Страны Европейского союза, с которыми проходят границы Франции – Бельгия, Германия, Люксембург, Италия, Испания

    Рельеф страны очень разнообразен. На западе и на севере преобладают плоские и всхолмленные равнины (Гароннская низменность, Парижский бассейн), в центре и на востоке – горы средней высоты (Вагезы, частично Юра, Центральный французский массив), а на юге-востоке поднимаются хребты Альп. Именно в этой местности расположена самая высокая гора Западной Европы – Монблан. Ее высота составляет 4807 метров.

    Гора Монблан

    Рис. 2. Гора Монблан.

    В западной части много рек. Самая крупная – река Луара, впадающая в Бискайский залив. Также крупными считаются Рона и Сона, впадающие в Средиземное море, и Сена, впадающая в пролив в Ла-Манш.

    Экономико-географическое положение Франции

    ЭГП Франции обусловлено ее расположением. Большая часть страны находится на равнинной территории с умеренным климатом в основной части и субтропическом на юге. Большое значение имеют водные ресурсы. На территории страны расположено более 500 гидроэлектростанций, которые суммарно вырабатывают около 20 тысячи мегаватт энергии.

    которые читают вместе с этой





    В стране также имеется 59 атомных электростанции, которые производят 80% электроэнергии в стране.

    Во Франции много видов полезных ископаемых. В первую очередь здесь имеются залежи урановых и железных руд. Также имеются небольшие запасы нефти, газа, угля, калийных солей, бокситов.

    Большим плюсом для ЭГП государства имеет выход к главным европейским морским трассам, таким как Ла-Манш, Атлантика, Средиземноморье.

    Пролив Ла-Манш

    Рис. 3. Пролив Ла-Манш.

    Франция входит в десятку экономически развитых стран, уступая место Китаю, США, Германии, Великобритании, Японии. Главными отраслями промышленности являются машиностроение, в том числе автомобилестроение и судостроение. В стране очень хорошо развит железнодорожный транспорт. Благодаря современным поездам и железным дорогам столица Франции – Париж связан практически со всеми городами страны и близлежащих стран сетью железнодорожных дорог.

    Что мы узнали?

    Франция – самая крупная страна в Западной Европе. Она имеет границы со многими европейскими государствами. Самой высокой горой является – Монблан, а самой крупной рекой – Луара. Франция имеет выход к Атлантическому океану и средиземному морю через которые проходят главные европейские торговые пути.

    Читайте также: