Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия кратко

Обновлено: 30.06.2024

Принята в г. Париже 16 ноября 1972 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конвенция вступила в силу 17 декабря 1975 г. СССР подписал Конвенцию 16 ноября 1972 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI. Конвенция вступила в силу для СССР 12 января 1989 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. С. 290–302.

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Каждое государство – сторона настоящей Конвенции – признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, упоминаемого в статьях 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.

Государства – стороны настоящей Конвенции, по возможности, стремятся, с тем чтобы обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране: …

d) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; …

Принята в г. Париже 16 ноября 1972 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. С. 331–340.

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. на свою семнадцатую сессию,

принимая во внимание, что в обществе, условия жизни которого изменяются со все возрастающей быстротой, для гармоничного развития человеческой личности необходимо уберечь подобающую среду для проживания, в которой человек сохранит связь с природой и объектами культурного достояния, унаследованными от прошлых поколений, и что в этих целях будет правильным придать культурному и природному наследию активную функцию в жизни общества и органически увязать в рамках общей политики достижения нашего времени, ценности прошлого и красоту природы,

принимая во внимание, что это включение в социальную и экономическую жизнь должно быть одним из основных аспектов регионального развития и национального планирования на всех уровнях,

принимая во внимание, что новые явления, свойственные нашему времени, угрожают чрезвычайно серьезными опасностями культурному и природному наследию, являющемуся существенным элементом наследия человечества и источником обогащения и гармоничного развития для нынешней и будущей цивилизаций,

принимая во внимание, что каждый предмет культурного и природного наследия является уникальным и что исчезновение любого такого предмета является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия,

принимая во внимание, что каждая страна, на территории которой находятся предметы культурного и природного наследия, обязана сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям,

принимая во внимание, что изучение, знание и охрана культурного и природного наследия в различных странах мира способствуют взаимопониманию между народами,

принимая во внимание, что культурное и природное наследие составляет единое гармоничное целое, элементы которого неразделимы,

принимая во внимание, что совместно продуманная и сформулированная политика охраны культурного и природного наследия способна создать постоянное взаимодействие между государствами-членами и оказать решающее влияние на деятельность, предпринимаемую в этой области Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, …

приняла сего шестнадцатого ноября 1972 г. настоящую Рекомендацию.

I. Определения культурного и природного наследия

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, включая пещерные жилища и надписи, а также элементы, группы элементов или структуры, имеющие особую ценность с точки зрения археологии, истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, которые в силу их архитектуры, единства или связи с пейзажем представляют особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: топографические зоны, совместные творения человека и природы, представляющие особую ценность в связи с их красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии.

II. Национальная политика

3. В соответствии со своими юридическими и законодательными требованиями каждое государство должно формулировать, совершенствовать и проводить по мере возможности национальную политику, главная цель которой состоит в координации и использовании всех научных, технических, культурных и иных возможностей для обеспечения эффективной охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия.

III. Общие принципы

4. Культурное и природное наследие является богатством, охрана, сохранение и популяризация которого возлагают на государства, на территории которых оно находится, обязательства как перед своими гражданами, так и перед всем международным сообществом; государства-члены должны принимать необходимые меры для выполнения этой обязанности.

V. Меры по охране

18. Государства-члены должны по мере возможности принимать необходимые научные, технические, административные, юридические и финансовые меры для обеспечения охраны культурного и природного наследия, находящегося на их территории. Эти меры определяются законодательством и строем государства.

Юридические меры

40. Культурное и природное наследие должно охраняться в своих отдельных элементах или в целом, в зависимости от представляемого им интереса, законодательством или положениями в соответствии с компетентностью и правовыми процедурами каждой страны.

41. Меры по охране должны дополняться по мере надобности путем принятия новых положений, способствующих укреплению сохранения культурного или природного наследия и облегчающих поддержание в должном состоянии его составных частей. С этой целью соблюдение мер по охране должно распространяться на частных владельцев и на государственные органы, являющиеся владельцами культурного и природного наследия.

Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

© 2004 – 2022, Министерство культуры
Российской Федерации (Минкультуры России)

12 января 1989 г. Советский Союз стал стороной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г.

Присоединение к этому уникальному международному договору, интегрировавшему две фундаментальные составляющие нашей жизни – природу и культуру, открыло перед государством новые возможности представить миру свои выдающиеся культурно-исторические памятники и уникальные природные заповедники, получить дополнительные гарантии их сохранности и доступ к мировому опыту управления ими.

За прошедшие годы Конвенция полностью оправдала свое предназначение объединять страны в их стремлении к выявлению, сбережению, изучению и использованию во благо нынешнего и будущих поколений лучших творений человека и природы. Она стала эффективным инструментом в решении актуальных вопросов современности – от воспитания молодежи и сохранения культурного и природного многообразия до обеспечения мира и устойчивого социально-экономического развития.

Перспективными в плане наращивания российского присутствия в Списке ЮНЕСКО являются также такие меры, как расширение географии и видового разнообразия выдвигаемых объектов – с акцентом на все более востребованные ландшафтные, смешанные природно-культурные и технологические номинации.

Этим далеко не исчерпывается ресурс участия России в международном сотрудничестве по выполнению Конвенции. Широкое поле взаимодействия открывается в связи с нарастающей угрозой всемирному наследию со стороны террористических группировок. Россия стала одним из разработчиков принятой в 2015 г. Стратегии укрепления деятельности ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта и выступает за ее полномасштабную реализацию. Мы, в частности, призываем ЮНЕСКО, входящие в нее государства активнее включаться в решение задачи восстановления культурного наследия Сирии, в работу по реставрации разрушенных террористами памятников всемирного наследия в Пальмире и Алеппо. Свою готовность к этому мы уже показали на деле, в том числе подписав в октябре 2017 г. Меморандум о взаимопонимании между Государственным Эрмитажем и ЮНЕСКО по вопросу об охране и восстановлении культурных ценностей в зонах конфликтов, в частности на Ближнем Востоке.

Одно из важных преимуществ, которые дает участие в Конвенции, – повышение популярности и туристической привлекательности объектов наследия, формирование ответственного и взвешенного подхода к развитию связанных с ними территорий. Статистика показывает, что за девять последних лет туристический поток на ряд объектов, включенных в Список всемирного наследия, увеличился в 20 раз.

Об ответственном отношении нашей страны к исполнению положений Конвенции 1972 г. свидетельствуют также развернутый в России процесс совершенствования национально-правовой базы, приведение отечественных законодательных норм в соответствие с требованиями этого международного документа.

Конвенция четко определяет, какие природные и куль­турные объекты могут стать кандидатами на включение в Список всемирного наследия.

Конвенция фиксирует обязанности государств-сторон по выявлению потенциальных объектов, так же как и их роль в защите и сохранении этих объектов. Присоединяясь к Конвенции, государство обязуется сохранять не только расположенные на его терри­тории объекты всемирного наследия, но и сохранять свое национальное достояние в целом. Поощряется стремление государств - сторон Конвенции включать охрану культурного и природного наследия в регио­нальные программы планирования, учреждать штат и службы на территориях вверенных им объектов, про­изводить научные и технические изыскания в целях обеспечения сохранности объектов и принимать меры, позволяющие включить объект в повседневную жизнь общества.

Конвенция разъясняет принципы управления Фондом всемирного наследия и его использования, а также условия, при которых может быть предоставлена международная финансовая поддержка.

Конвенция устанавливает обязательство государств- сторон регулярно предоставлять Комитету всемирного наследия отчеты о состоянии сохранности своих объ­ектов всемирного наследия. Данные отчеты крайне важны для работы Комитета, поскольку позволяют оценивать состояние объекта, составлять план кон­кретных работ и разрешать текущие проблемы.

Конвенция также поощряет деятельность государств- сторон в направлении повышения ценности объектов всемирного наследия в глазах общественности и уси­ления защиты объектов путем развития образователь­ных и информационных программ.

Комитет всемирного наследия

Конвенция определяет функции Комитета всемирного наследия, порядок избрания его членов, их долж­ностные обязанности, а также перечисляет профес­сиональные консультативные органы, которые могут предоставлять Комитету независимую экспертную помощь в выборе и оценке объектов.

Комитет собирается один раз в год и состоит из пред­ставителей 21 государства - стороны Конвенции, изби­раемых Генеральной ассамблеей государств-сторон на срок до 6 лет.

Комитет несет ответственность за реализацию Конвенции о всемирном наследии, управляет Фондом всемирного наследия и распределяет финансовую помощь в соответствии с запросами, поступившими от государств-сторон. Комитету принадлежит решаю­щий голос в вопросе о включении объекта в Список всемирного наследия. Комитет имеет также право отложить решение о внесении объекта в Список и запросить у государства-стороны дополнительную информацию об объекте. Комитет изучает отчеты о состоянии сохранности внесенных в Список объ­ектов и рекомендует государствам-сторонам, какие принять меры в случае ненадлежащего управления объектом. Комитет принимает решение о внесении или исключении объектов из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Какие преимущества получают государство и объект всемирного наследия?

Главное преимущество, которое получает государство, подписавшее Конвенцию о всемирном наследии, - это принадлежность к международному сообществу, кото­рое признает и сохраняет имеющие мировое значение ценности, свидетельствующие о культурном многооб­разии и природном богатстве. Государства - стороны Конвенции, объединяя усилия для защиты и заботы о мировом культурном и природном наследии, прини­мают совместное обязательство сохранить для буду­щих поколений то, что досталось им в наследство.

Престиж, создаваемый статусом государства - стороны Конвенции и наличием объектов, внесенных в Список всемирного наследия, часто служит катализатором роста сознательности в вопросах сохранения миро­вого достояния.

Основное преимущество, в частности, для разви­вающихся стран, ратифицировавших Конвенцию, - получение доступа к помощи из Фонда всемирного наследия. Ежегодно выделяется около 3 миллионов долларов на содействие государствам - сторонам Конвенции в выявлении, сохранении и развитии объ­ектов всемирного наследия. Возможно также выде­ление экстренной помощи для принятия срочных мер по ликвидации ущерба, нанесенного техногенной или природной катастрофой. Если объект внесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, то природоохранным мероприятиям, касающимся такого объекта, уделяется особое внимание и на них направ­ляются денежные средства как национального, так и международного сообщества.

Сегодня идея охраны всемирного наследия нашла глубокое понимание мирового сообщества. Активно развивается международное сотрудничество, что позволяет получать финансовую помощь для реали­зации проектов по сохранению объекта из несколь­ких источников.

Кроме того, объекты, внесенные в Список всемирного наследия, имеют преимущества благодаря разра­ботке и выполнению комплексных планов управ­ления, определяющих адекватные охранные меры и механизм мониторинга. Дополнительно эксперты могут оказать поддержку в техническом образовании администрации объекта.

Наконец, включение объекта в Список всемирного наследия помогает более широкому распространению информации об объекте и его уникальных достоин­ствах, что способствует развитию туризма. Будучи хорошо спланированным и организованным с учетом принципов устойчивого туризма, это может стать для объекта и местной экономики важным финансовым источником.

Читайте также: