Контроль за использованием природных ресурсов кратко

Обновлено: 20.07.2024

1. Мониторинг состояния природных ресурсов организуется в целях наблюдения за происходящими с ними физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, недр, водных объектов и последствиями их влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных лиц информацией об изменениях в окружающей природной среде.

2. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра и земельного контроля за использованием и охраной земель, а также граждан о состоянии земель. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846

3. Мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы является составной частью геологического изучения недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденное приказом МПР РФ от 21 мая 2001 г. N 433

4. Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций.

Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.

ГАРАНТ:

Основные положения лесного мониторинга в России приняты постановлением коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г.

5. Государственный мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 установлен порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира

6. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Ведомственный мониторинг осуществляется физическими и юридическими лицами - природопользователями. Информация результатов ведомственного мониторинга передается бесплатно специально уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей природной среды.

Статья 62. Экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности

1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в энергетике, оказывающих влияние на состояние природных ресурсов, должны предусматриваться мероприятия по:

охране природы, рациональному использованию природных ресурсов;

обезвреживанию и утилизации вредных отходов;

внедрению ресурсосберегающих малоотходных, безотходных технологий;

оздоровлению окружающей природной среды.

2. Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную экологическую экспертизу.

3. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений осуществляется по проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в соответствии с природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами.

4. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов, а также по снижению воздействий шума, высокочастотных и радиоактивных излучений до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды.

5. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения.

Производство строительных и взрывных работ, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций и иные работы на водных объектах производятся по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и недр.

6. Физические и юридические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, объектов животного мира и среды их обитания от последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.

Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха.

Статья 63. Экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, широкой гласности и участия общественности, ответственности ее участников за организацию проведения и качество экологической экспертизы.

3. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

4. Проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат и работы по их реализации финансировать запрещается.

5. Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

ГАРАНТ:

См. также Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утвержденный приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280

6. Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

7. Государственная экологическая экспертиза осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.

Статья 64. Государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов области

ГАРАНТ:

См. также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

1. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется администрацией области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны природных ресурсов и окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается федеральным законодательством.

2. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

3. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.

Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

4. Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется администрацией области, территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований федерального законодательства и законодательства области об охране и использовании объектов животного мира.

Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:

порядка использования и охраны водных объектов;

лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

режима использования территорий водоохранных зон;

иных требований водного законодательства Российской Федерации.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется администрацией области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны природных ресурсов и окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 65. Производственный экологический контроль

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, другой организацией.

Задачами производственного экологического контроля являются проверка выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.

Порядок организации производственного экологического контроля регулируется Положением о службе экологического контроля, утвержденным предприятием или другой организацией.

Статья 66. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

1. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Задачами общественного экологического контроля является проверка выполнения требований экологического законодательства предприятиями, учреждениями, организациями области.

3. По инициативе научных коллективов, общественных объединений может проводиться общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 67. Программы области по охране и воспроизводству природных ресурсов

1. В целях реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов, регулирующих отношения по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов, осуществляется разработка и реализация специальных областных программ.

2. Областные программы по охране и воспроизводству природных ресурсов разрабатываются администрацией области с участием природоохранных органов и утверждаются областной Думой.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Охрана природных ресурсов – комплекс мероприятий, направленных на сохранение возобновимых и невозобновляемых ресурсов, средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций природы.

Рациональное использование природных ресурсов

Еще в конце прошлого века внимание ученых обратилось на влияние хозяйственной и иной деятельности человека на биосферу. Наращивание темпов материального производства отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, производя неравноценный обмен ценных ресурсов на отходы и токсичные вещества, не подлежащие утилизации. Это создает непосредственную угрозу не только для человеческого существования, но и для всей экосистемы планеты, поэтому рациональный подход к природопользованию, максимально избавленные от негативных воздействий природные ресурсы и охрана окружающей среды являются единственным оптимальным решением проблемы.

Рациональное использование водных ресурсов является одной из главных проблем, решение которой заключается в следующих процессах:

  • применение одностадийных процессов производства вместо многостадийных;
  • переход от жидких процессов переработки к газовым;
  • замена воды в промышленности на другие растворители;
  • извлечение из сточных вод полезных веществ;
  • перевод промышленных предприятий на безотходную технологию производства;
  • переход к комплексной переработке сырья.

Рациональное использование почвенных ресурсов – также одна из главных проблем в связи с активизацией засоления почв и уничтожения многолетних растений из-за употребления избыточного количества пестицидов и удобрений. Существенной проблемой является также вырубка лесов из-за увеличения спроса на древесное топливо, ведущая к их деградации и сокращению лесных площадей. Главное, на что направлена охрана окружающей среды, – это обеспечение безопасности населения и сокращение вырубки лесов в целях предотвращения угрозы тотальной нехватки кислорода и, как следствие, растущей статистики заболеваемости болезнями дыхательных путей.

Основные принципы охраны и рационального использования природных ресурсов

К принципам охраны и рационального использования природных ресурсов относятся:

  1. Принцип комплексности, означающий повсеместное и организованное использование природных ресурсов в различных хозяйственных отраслях.
  2. Принцип региональности, подразумевающий учет особенностей местных условий при использовании и охране природных ресурсов.
  3. Принцип единства охранительной деятельности и использования природных ресурсов, под которым понимается охрана природы одновременно с использованием природными ресурсами.
  4. Принцип прогнозирования, подразумевающий предвидение возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности для природы и их своевременное предотвращение.
  5. Принцип повышенной интенсивности освоения природной среды, означающий повышение интенсивности наряду с учетом особенностей осваиваемых территорий и устранением значительных потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
  6. Принцип значения природных явлений и объектов, подразумевающий использование ресурсов природы с учетом интересов различных хозяйственных отраслей.
  7. Принцип косвенной охраны, подразумевающий исключительное внимание к косвенной охране природных объектов наряду с основной охраной и устранение возможности нанесения им вреда.

Мероприятия по охране природных ресурсов

Использование и охрана природных ресурсов в России предполагают проведение определенных мероприятий по их восстановлению и улучшению.

  • полное извлечение из них полезных ископаемых, как основных, так и совместно залегающих;
  • прогрессивную методику геологического изучения недр для верной оценки наличия полезных ископаемых, их количественного и качественного состава, а также для изучения особенностей территорий, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

Охрана недр включает в себя проведение мероприятий, главными из которых являются:

  • охрана от пожаров, обводнения, затопления и прочих негативных факторов полезных ископаемых;
  • охрана ценных месторождений от снижения качества добываемых ресурсов или от осложнений по их переработке;
  • предотвращение загрязнения при проведении работ по пользованию недрами.

Статья 1 Водного кодекса РФ гласит, что охраной водных объектов является направленная на их сохранение и восстановление деятельность. Главная необходимость, на которую указывает статья 11 этого же кодекса - профилактика и максимальное устранение возможных негативных последствий использования водных объектов. Игнорирование этой необходимости приводит к появлению правовых последствий.

Лесной кодекс РФ в статье 2 устанавливает обеспечение рационального пользования лесными ресурсами, их охрану и воспроизводство как основное направление правовой деятельности лесного законодательства.

Главные мероприятия по охране лесов:

  • ведение лесных работ ограничивающими отрицательное воздействие на используемые территории способами;
  • применение мер по восстановлению лесов;
  • очистка лесосек.

Охрана земель, согласно статье 12 Земельного кодекса РФ, преследует следующие цели:

  • предотвращение деградации, захламления, нарушения и загрязнения земель под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • восстановление и улучшение подвергшихся негативному воздействию человеческой деятельности земель.

Обобщая положения экологического законодательства об охране и использовании окружающей среды, можно сделать вывод, что мероприятия по охране природных ресурсов направлены на сохранение и улучшение видовых, качественных и количественных характеристик возобновимых и невозобновимых природных ресурсов и предотвращение нанесения им вреда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля, экологического мониторинга и экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль заключается в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это — административный контроль (надзор), так как его задачи и соответствующие им полномочия практически реализуются исполнительными органами и представляющими их должностными лицами.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По своей сути он является элементом системы государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля. Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т.д.

Экспертное заключение содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и представление их на повторную экспертизу. Положение о государственной экологической экспертизе утверждено Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года.

Экологические контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.

В связи с реорганизацией системы исполнительных органов, действующих в сфере природопользования и охраны природных ресурсов, в настоящее время названная государственная служба представлена преимущественно Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведет наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивает контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий и предотвращает самовольное пользование недрами и водными объектами; осуществляет государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивает контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведет государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвует в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу; организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинг животного и растительного мира (кроме лесов); осуществляет общее руководство единой государственной системой экологического мониторинга; контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы и т.д.

При этом Минприрода как субъект государственного экологического контроля действует в области рационального использования и охраны тех видов природных ресурсов, которые применяются в экономике страны. Это, как отмечалось, недра и воды. В систему Министерства природных ресурсов вошли территориальные и специализированные органы бывшего Комитета Российской федерации по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству (бассейновые водохозяйственные управления и т.п.).

Госкомэкология восприняла функции и полномочия бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также (частично) — Государственного комитета по рыболовству. В его системе — специализированные природоохранные инспекции (например, рыбоохраны).

Должностные лица Министерства природных ресурсов и Госкомэкологии наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования и водопользования, а так же в области охраны окружающей среды и природопользования.

Полномочия, которые используются в порядке осуществления государственного экологического контроля, весьма широки.

В сфере природопользования и охраны природных ресурсов действуют и некоторые иные контрольно-надзорные службы. Так, можно выделить Государственный контроль за использованием и охраной земель (Госземконтроль). Он осуществляется в целях обеспечения соблюдения всеми юридическими, физическими и должностными лицами требований земельного законодательства, а также эффективного использования и охраны земель. Положение о порядке осуществления этого контроля утверждено Правительством Российской Федерации 23 декабря 1993 года.

Госземконтроль возложен на Роскомзем.

В порядке его осуществления организуется проверка и экспертиза изменений качественного состояния земель; принимаются меры по устранению нарушений земельного законодательства; разрабатываются предложения о консервации загрязненных земель; контролируется использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением; не допускается самовольное их занятие; контролируется своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению их загрязнения.

Должностные лица, осуществляющие Госземконтроль, вправе: приостанавливать промышленное и гражданское строительство, эксплуатацию объектов, если они осуществляются с нарушениями земельного законодательства; рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; давать обязательные предписания по вопросам охраны земель.

Определенные функции и полномочия в области экологического контроля (надзора) осуществляются также органами и должностными лицами Госгортехнадзора по предупреждению и устранению вредного влияния деятельности по использованию недр на окружающую среду; Министерства здравоохранения (по линии государственного санитарно-эпидемиологического надзора); Госатомэнерго-надзора и т.д.

Региональная политика является неотъемлемой частью системы государственного управления и регулирования в сфере изучения, вос­производства, использования и охраны природных ресурсов. Коор­динация и проведение государственной политики по охране приро­ды возложена на Министерство природных ресурсов (МПР) России. Реализация этой политики обеспечивается созданными в период с 1993 по 1998 г. территориальными центрами и органами управления.

Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих двух важнейших направлениях:

сведение к минимуму вредных последствий производственной деятельности;

осуществление мер, стимулирующих нормальное функциониро­вание биосферы и составляющих ее экосистем.

В последние десятилетия проводились исследования особеннос­тей структуры и закономерностей функционирования многих есте­ственных природных экосистем, степени их устойчивости к антро­погенным воздействиям. Были изучены механизмы поддержания оптимального динамического равновесия газов в атмосфере, гидро­логического режима в биосфере, оптимизации почвообразователь­ных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы.

В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование ра­ционального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти -Министерство природных ресурсов (МПР России), до 17 мая 2000 г. осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), с этого времени его функции пере­даны МПРРФ, Государственный комитет по метеорологии и мони­торингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лес­ного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департа­менты Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Депар­тамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотни­чьих животных и Департамент по рыболовству), Министерство здра­воохранения и др.

В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды отвечают органы исполни­тельной власти регионов и территориальные органы МПР России, Госкомэкологии (до 2000 г.), Минсельхозпрода, Рослесхоза и др. Все эти органы были созданы в последнее десятилетие. Необходи­мо иметь в виду, что они претерпевают систематические реоргани­зационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управ­ленческой структуры.

Для национальной политики в области охраны природы и раци­онального природопользования на современном этапе развития России характерно реформирование органов управления и внедре­ние в практику преимущественно экономических методов воздейст­вия на деятельность предприятий, организаций, объединений, осно­ванных на платности природопользования, на возмещении нане­сенного природе ущерба.

Деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, име­ющих законодательный характер. Общегосударственные правовые е установления в отношении рационального природопользования и, охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации (1993).

До 2000 г. активно совершенствовалось природно-ресурсное за­конодательство и нормативно-правовое обеспечение природополь­зования и охраны природы. Законодательство России пополнилось федеральными законами, десятками законодательных актов, более чем 200 постановлений и распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации. Подробно назначение законодательных ак­тов изложено в соответствующих главах пособия. Обратим здесь внимание на некоторые из них.




Практический интерес представляют вышедшие в 1997 г. ком­ментарии к этому и другим законодательным актам природноресурсного блока.

Земельный кодекс РФ (май 1991) упростил порядок изъятия зе­мельных участков в пользование, собственность и аренду земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наибо­лее ценных природных объектов, особо охраняемых природных тер­риторий.

В Лесном кодексе РФ (январь 1997) изложены правовые осно­вы рационального использования, охраны, защиты и воспроиз­водства лесов, повышения их экологического и ресурсного потен­циала. Леса подразделяются на группы и категории в соответст­вии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ре­сурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лес­ного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водо­охранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение по­родного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное ис­пользование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная соб­ственность на большинство водных объектов.

К полномочиям государственных органов управления по исполь­зованию и охране водных объектов относятся; определение поряд­ка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режима использования их территорий, а также ре­жима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федераль­ной собственности, проведение государственной экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконст­рукцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; государственный мониторинг водных объектов, их охрана от загрязнения.

Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источни­ками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, ус­тановленном Правительством России.

МЕЖДУНАРОДНОЕ

И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В РОССИИ

Региональная политика является неотъемлемой частью системы государственного управления и регулирования в сфере изучения, вос­производства, использования и охраны природных ресурсов. Коор­динация и проведение государственной политики по охране приро­ды возложена на Министерство природных ресурсов (МПР) России. Реализация этой политики обеспечивается созданными в период с 1993 по 1998 г. территориальными центрами и органами управления.

Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих двух важнейших направлениях:

сведение к минимуму вредных последствий производственной деятельности;

осуществление мер, стимулирующих нормальное функциониро­вание биосферы и составляющих ее экосистем.

В последние десятилетия проводились исследования особеннос­тей структуры и закономерностей функционирования многих есте­ственных природных экосистем, степени их устойчивости к антро­погенным воздействиям. Были изучены механизмы поддержания оптимального динамического равновесия газов в атмосфере, гидро­логического режима в биосфере, оптимизации почвообразователь­ных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы.

В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование ра­ционального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти -Министерство природных ресурсов (МПР России), до 17 мая 2000 г. осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), с этого времени его функции пере­даны МПРРФ, Государственный комитет по метеорологии и мони­торингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лес­ного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департа­менты Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Депар­тамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотни­чьих животных и Департамент по рыболовству), Министерство здра­воохранения и др.

В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды отвечают органы исполни­тельной власти регионов и территориальные органы МПР России, Госкомэкологии (до 2000 г.), Минсельхозпрода, Рослесхоза и др. Все эти органы были созданы в последнее десятилетие. Необходи­мо иметь в виду, что они претерпевают систематические реоргани­зационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управ­ленческой структуры.

Для национальной политики в области охраны природы и раци­онального природопользования на современном этапе развития России характерно реформирование органов управления и внедре­ние в практику преимущественно экономических методов воздейст­вия на деятельность предприятий, организаций, объединений, осно­ванных на платности природопользования, на возмещении нане­сенного природе ущерба.

Деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, име­ющих законодательный характер. Общегосударственные правовые е установления в отношении рационального природопользования и, охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации (1993).

До 2000 г. активно совершенствовалось природно-ресурсное за­конодательство и нормативно-правовое обеспечение природополь­зования и охраны природы. Законодательство России пополнилось федеральными законами, десятками законодательных актов, более чем 200 постановлений и распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации. Подробно назначение законодательных ак­тов изложено в соответствующих главах пособия. Обратим здесь внимание на некоторые из них.

Практический интерес представляют вышедшие в 1997 г. ком­ментарии к этому и другим законодательным актам природноресурсного блока.

Земельный кодекс РФ (май 1991) упростил порядок изъятия зе­мельных участков в пользование, собственность и аренду земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наибо­лее ценных природных объектов, особо охраняемых природных тер­риторий.

В Лесном кодексе РФ (январь 1997) изложены правовые осно­вы рационального использования, охраны, защиты и воспроиз­водства лесов, повышения их экологического и ресурсного потен­циала. Леса подразделяются на группы и категории в соответст­вии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ре­сурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лес­ного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водо­охранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение по­родного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное ис­пользование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная соб­ственность на большинство водных объектов.

К полномочиям государственных органов управления по исполь­зованию и охране водных объектов относятся; определение поряд­ка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режима использования их территорий, а также ре­жима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федераль­ной собственности, проведение государственной экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконст­рукцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; государственный мониторинг водных объектов, их охрана от загрязнения.

Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источни­ками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, ус­тановленном Правительством России.

Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.
  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Читайте также: