Шулер с бубновым тузом описание картины кратко

Обновлено: 07.07.2024

С виду игра идет в добром согласии. Вероятно, это игра в прим – предшественник покера. В XVII веке в азартные игры, кости и карты сражались только в притонах, поскольку церковь их проклинала, а король запретил. Часто случалось, что в игре участвовали профессиональные шулера, которых привлекали суммы ставок.

Ощутите напряжение, буквально сочащееся из картины! Видно, что есть нечто таинственное во взаимоотношениях персонажей. Игра здесь всего лишь предлог. Мастер использует ее, чтобы вывести наружу три порочных искушения в соответствии с моралью XVII века: игра, женщины и вино. Это – аллегория.

Посмотрите на человека в тени слева – это шулер. Он вытаскивает из-за спины бубнового туза, который был спрятан в его поясе. Для усиления образа порока лотарингский мастер поместил его спиной к зрителю, в тень – как хищника, подстерегающего добычу. Он одновременно как бы внутри и вне сцены. Свисающие наплечники (шнуры) свидетельствуют о полном физическом и моральном расслаблении.

Это-жертва.Но очень даже симпатичная.Он символизируют обманутую невинность. Он – полная противоположность негодяя. Богатые и блестящие одежды отличного покроя, наплечники тщательно завязаны бантом. Кукольное лицо, красная шляпка, перо, вонзенное в нее, и цветастые одежды придают ему облик интересный облик.

Его поведение говорит о наивности. Взгляд не отрывается от карт, он не видит, что оказался в кругу заговорщиков. Карты прячет в руках. Золотые монеты, признак его богатства и доверчивости, рассыпаны перед ним.
Это испанские пистоли, валюта той эпохи. Он сидит лицом к опасному трио и выглядит изолированным! От шулера и двух женщин, объединенных между собой, его отделяет лишь краешек стола. В этом и есть гений художника. Композиция подчинена строгой геометрии: три нечестных протагониста соединены в один треугольник. Сидящий в стороне дурачок потеряет всё.

Женщина в тюрбане в центре – это организатор игры. Только она одна обращена лицом к нам. Остальные показаны в профиль. Именно она организует игру и принимает игроков. Именно она главный вдохновитель коррупции! Латур изобразил ее в виде куртизанки. Жемчуг вокруг шеи, в ушах и на запястьях был тогда символом продажной любви.

С эпохи Возрождения эти драгоценности имели символику чувственности и эротичности. Посмотрите на ее щедрое декольте! Оно притягивает взгляд, на него падает весь свет. Символ плотского греха, женщина к тому же играет в карты и пьет вино.

Монеты перед ней говорят об алчности. Косой взгляд пугает. Этими деталями Латур превратил ее в символ пороков. Игра, шикарная жизнь, вино, плотские удовольствия и деньги в центре его композиции. Дух либертианства пронизывает картину и подчеркивается разгулом оранжево-красных тонов и богатых предметов: венецианское стекло, жемчуг, перья, переливающиеся шелк и бархат.
А теперь насладитесь игрой взглядов!

Куртизанка косится на шулера, служанка следит за молодым человеком, шулер смотрит на нас. Именно движение взглядов выдает в трио сообщников. Кроме того – в центре скрещение рук, которое еще больше усиливает ощущение, что перед нами сообщники. И напротив – руки и глаза жертвы полностью исключены из этого действа.

Именно это делает картину уникальной. Мы даже не говорим об игре света и тени! Боковое освещение придает всей сцене некий драматизм. Свет направляет взгляд зрителя на лица, декольте, бокал с вином, золото. Он еще больше подчеркивает все символы порока. А чтобы сильнее выделить их, Латур использует черный фон.

Еще в начале XX столетия никто не знал имени этого живописца. Только в 1915 году удалось объединить разрозненные сведения о шедеврах неизвестного мастера, хранящихся в провинциальных музеях Франции, и выяснить имя автора - Жоржа де Латура.

Но не смотря на запреты, в карты играли. И эти игры, конечно, нашли отражение на многих полотнах живописцев. Не оставил без внимания эту тему и Жорж де Латур.

Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом, ок. 1633—1639

На картине "Шулер с бубновым тузом" мы видим группу людей, сидящих за столом и занятых игрой в карты.

Тёмный фон картины скрывает место разыгрываемого сюжета. Нельзя сказать точно, где происходит игра. Возможно, салон, трактир или даже бордель. Но явно это место, которое не афишировалось.

На картине в карты играют три человека - два мужчины и одна женщина. Рядом с ними служанка, в обязанности которой входит обслуживание посетителей сего тайного места.

Справа сидит молодой юноша, совсем еще мальчик.

Припухлые губы, округлость щек указывают, что ему около 14 - 15 лет. Но он считает себя вполне взрослым, чтобы развлекаться в злачном месте.

К тому же он, судя по одежде, богат. Деньги отца (или попечителя) позволяют ему сесть за стол игры. Рядом с ним приличная куча золотых.

Вот только не знает он, что игра в карты (особенно на крупные ставки) не для таких простачков, как он.

А он на самом деле простачок. Обратите внимание на внешний вид юноши. Художник изобразил его похожим на бычка - молодого, упрямого, прущего напролом.

А чего стоит роскошное перо на шляпе! Перо - в средневековой традиции означало "беспутную жизнь" и "обман". Не отсюда ли пошло выражение "Ощипать перышки"?

В руках юноши карты, на которых отчетливо видна масть.

Пики! Символ несчастья и враждебности. И сразу ясно, проиграет свои денежки молодой глупышка.

Это и есть карточный шулер, который через мгновение уже обманет наивного игрока.

На руках у него бубны - символ денег и удачи.

Для полного выигрыша не хватает лишь одной карты. И он ее достает из-под широко черного пояса за спиной.

Третий участник игры - женщина. На картине мы не видим ее карт. Да они и не важны. Ведь, скорее всего, она не игрок, а сводница, которая свела юношу с шулером.

За это она и получит свою долю. Женщина, по всем признакам, является куртизанкой. Об этом говорят украшения из белого жемчуга на ней - серьги, бусы, браслет. Жемчуг в символике означал продажную любовь, плотские развлечения.

Она-то и завлекла юношу в место, где он не только потеряет деньги, но и не получит плотского удовлетворения, обещанного роскошной дамой.

Четвертый персонаж на картине тоже интересен.

На первый взгляд это всего лишь служанка, обслуживающая посетителей. Она наливает вино в бокал.

Конечно же для того, чтобы усыпить бдительность юноши. Да и ее взгляд, направленный на него, многообещающий.

Но это всего лишь обман. Очень уж девушка по своему виду напоминает ласку, зверька, славящегося своей хитростью.

Да и некоторые детали говорят, что девушка не так уж проста. Её браслет из сердолика слишком богат для простой служанки. Да и кружево на верхней части ее платье точно такое же как на костюме шулера. Не один ли мастер шил их наряды?

Скорее всего, девушка находится в какой-то связи с шулером. Она сестра его или, может быть, даже невеста.

Но в любом случае, три персонажа - шулер, служанка и куртизанка - тесно связаны друг с другом. Они, можно сказать, "в три руки" обманывают богатенького простачка.

Вот такая занимательная картина. Сейчас она хранится в Лувре (Париж, Франция). Кстати, приобретена она Лувром за 10 млн. франков. Это самая высокая цена, которую Лувр заплатил за экспонат.


За игральным столом собралась интересная компания. Дама, скорее всего куртизанка, завлекла молодого и неопытного богатого юношу сыграть партию вместе с еще одним посетителем. Девица с посетителем — старые друзья и даже партнеры: он — шулер, его задача обыграть, она — женщина, ее цель — завлечь. Юноша соглашается играть, а для усыпления бдительности гостя услужливая служанка наливает ему вина. Художник прекрасно передал напряженную атмосферу игры. Его герои безмолвны, но их взгляды говорят о многом.


Шулер с трефовым тузом
Жорж де Латур написал 2-е полотно, схожее этому, только шулер вытаскивает на нем трефовый туз вместо бубнового.

Игра в 20 одно
Бубны и пики вкупе с червами и трефами — так именуемые французские цвета, которые в XVII веке распространились по всей Европе. Некие из тогдашних игр известны и сейчас, к примеру, 20 одно (нем. Siebzehn und vier, Einundzwanzig, фр. Vingt (et) un, англ. Pontoon, Twenty one). В ней туз играл необыкновенную роль, его можно было считать за 1 либо 10 очков для заслуги 21 очка. Шулер с картины Латура пробует поменять карту в собственной руке на туза, вероятнее всего играют в 20 одно.
Карты в белоснежных рубахах
Карты в то время были без цветных рубашек, как видно по картам в руках дамы, потому стремительно марались и на их создавались пятна, которые можно было просто уяснить проф игрокам.

Автор картины

Жорж Дюмени́ль де Лату́р, также Ла Тур или Ла-Тур (14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII–XIX веках его имя было предано забвению.

Жорж Дюмениль де Латур родился 13 марта 1593 года в местечке Вик-сюр-Сей в семье булочника, жил близ Люневиля до самой своей смерти. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621 году, назначении официальным художником Люневиля в 1644 году и главным живописцем короля в 1646 году, нет никакой информации о жизни мастера. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Однако известно, что лотарингский герцог Генрих II в 1623 и 1624 годах купил несколько картин Латура.

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах; первая публикация о нём вышла в 1915 году.

Для картин Жоржа Дюмениля де Латура характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Шулер с бубновым тузом, Жорж де Латур

За игральным столом собралась интересная компания. Дама, скорее всего куртизанка, завлекла молодого и неопытного богатого юношу сыграть партию вместе с еще одним посетителем. Девица с посетителем - старые друзья и даже партнеры: он - шулер, его задача обыграть, она - женщина, ее цель - завлечь. Юноша соглашается играть, а для усыпления бдительности гостя услужливая служанка наливает ему вина. Художник прекрасно передал напряженную атмосферу игры. Его герои безмолвны, но их взгляды говорят о многом.

После смерти мастера полотно вплоть до XX столетия приписывалось другому автору. В собрание Лувра оно попало в 1972.

Читайте также: