Корпоративное государство это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Корпоративное государство — термин, используемый для обозначения одной из государственных форм правления, как правило, авторитарной, например, в фашистских государствах, означающий, что основные представительные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, строго отобранных правительством.

Содержание

Первая практическая попытка построения корпоративного государства была предпринята в 1920 г. Габриэле Д`Аннунцио и Альцесте де Амбрисом в Республике Фиуме.

Основная статья: Республика Фиуме

В июне 1922 года, на первом съезде фашистских синдикалистских организаций (профсоюзов), были намечены два основных направления развития фашистского синдикализма:

1) борьба с влиянием социалистов и 2) зависимость синдикалистского движения от политических задач.

31 октября 1922 года Председателем Совета Министров Италии становится Бенито Муссолини; во главе фашистских синдикалистских организаций назначаются партийные деятели, секретари синдикатов согласовываются с местными комитетами партии.

Первым шагом в этом направлении был так называемый договор Палаццо Видони, заключенный между фашистскими профсоюзами (синдикатами) и Конфедерацией промышленников 2 октября 1925 г. В силу этого договора Конфедерация промышленников признала фашистские профсоюзы единственными представителями рабочих масс. Одновременно были запрещены внутренние фабрично-заводские комиссии.

24 декабря 1925 г. был принят Закон о прерогативах главы правительства. Согласно этому закону, премьер, переименованный в главу правительства, должен был нести ответственность исключительно перед королем, а не перед парламентом. Было оговорено право главы правительства ограничивать парламент в некоторых его функциях, в частности, право настаивать на вторичном обсуждении палатой раз отвергнутого ею законопроекта. Вслед за этим, 31 января 1926 г., был принят Закон о Полномочиях исполнительной власти издавать юридические нормы. Этот закон давал правительству право обнародовать декреты и вводить их в силу, не дожидаясь согласия парламента.

Королевским декретом от 2 июля 1926 г. было образовано специальное Министерство корпораций. Этим же декретом было предусмотрено создание Национального совета корпораций , [13] который должен был иметь консультативные административные функции. Вслед за этим в сентябре — октябре того же года серией королевских декретов были признаны законными шесть конфедераций предпринимателей: промышленников, землевладельцев , [14] коммерсантов, владельцев сухопутного и внутреннего водного транспорта, владельцев морского и воздушного транспорта, владельцев банковских учреждений , [5] и седьмая — конфедерация лиц свободных профессий и искусств.

Фашистский синдикализм стремился к социальному миру, но не отрицал наличия классовых интересов. Был закреплён компромисс — стачки и локауты запрещались под страхом значительного штрафа, а то и тюремного заключения; все конфликты и разногласия между рабочими и предпринимателями должны решаться государственными трудовыми судами, обязанными в своей деятельности руководствоваться интересами производства; неподчинение судебному решению карается в уголовном порядке.

Синдикаты [15] охватывали рабочих и предпринимателей, каждых порознь: создание смешанных синдикатов не допускалось. Обязательным условием признания синдиката являлась не только охрана им экономических интересов своих членов, но и защита моральных их интересов и национального воспитания. В признании синдикату могло быть отказано, если правительство сочтёт такое признание несвоевременным по социальным, экономическим или политическим основаниям. Раз данное признание могло быть отменено королевским декретом. Председатели и секретари национальных синдикальных союзов (федераций) утверждались декретом короля, а председатели и секретари провинциальных, окружных и городских синдикальных союзов (конфедераций) — декретом соответствующего министра. Последний имел право распустить правление союза и передать полномочия его на год председателю или секретарю, а в особо серьезных случаях даже специально назначенному комиссару.

Синдикат рабочих мог быть образован при условии, если добровольно записавшиеся в него члены составляют не менее 1/10 рабочих соответствующей категории, причем рабочие должны находиться в округе, где протекает деятельность союза. Аналогичные правила установлены и для союзов работодателей.

Законно признанные союзы пользовались правами юридических лиц. В каждом территориальном округе для определенной категории производства мог существовать лишь один признанный синдикат. Законно признанные синдикаты были наделены правом предписывать обязательные взносы всем лицам, ими представленным, независимо от того, состоят ли эти лица членами данного синдиката или нет. Коллективные договоры, заключенные синдикатами рабочих, обязательны для всех лиц, которые ими представлены.

Синдикальные союзы (конфедерации, федерации) могли быть городскими, окружными, провинциальными, областными и национальными.

Синдикатам было предоставлено право объединяться в конфедерации синдикатов, а затем — в национальные федерации.

Вся производственная деятельность страны была объединена в 13 национальных федераций: 6 для рабочих, 6 для предпринимателей и 1 для лиц свободных профессий: [16]

    [17] (первой ступени) объединяла в провинции, городе или округе индустриальные синдикаты предпринимателей с секциями по каждой отрасли промышленности (сельскохозяйственной, добывающей, строительной, механической, металлургической и т. д.); верхнюю ступень составляла национальная конфедерация.
  1. Рабочие синдикатов индустриальных предприятий объединялись в федерацию по отдельным отраслям. Вторую ступень составляли национальные федерации — объединения синдикатов более общих категорий (например, совместное строительное объединение каменщиков, плотников, маляров и т. д.). Третья ступень — общее национальное объединение.
  2. Конфедерации землевладельцев объединяла провинциальные синдикаты трех категорий землевладельцев: не обрабатывающих землю, обрабатывающих непосредственно, сдающих землю в аренду.
  3. Сельскохозяйственные работники были объединены в федерации по секциям — в зависимости от условий, на которых они работали: технический персонал, батраки, арендаторы, дровосеки и др.
  4. Коммерсанты объединялась в конфедерации по отдельным секциям: вспомогательные торговые заведения, торговые агенты, потребительские кооперативы и др.
  5. Синдикаты служащих торгово-промышленных предприятий объединялась в федерации по секциям: торговые, страховые, комиссионные, гостиницы, рестораны, проводники, банщики, сиделки и др.
  6. Конфедерация работодателей морского и воздушного транспорта состояла из ассоциаций образованных по территориальному признаку: Адриатика, Сицилия и.п.
  7. Конфедерации работодателей сухопутного и внутреннего водного транспорта (по каждому виду транспорта) состояли из окружных ассоциаций — первая ступень и национальной федерации — вторая ступень.
  8. Синдикаты рабочих и служащих сухопутного и внутреннего водного транспорта объединялись в федерации по секциям, в зависимости от категорий труда: трамвайные служащие, грузчики, матросы, телефонисты, шоферы и пр. Федерации рабочих морского и воздушного транспорта входили в Федерацию трудящихся и лиц свободных профессий (см. п.13).
  9. Конфедерация банковских учреждений (сюда включались и кредитные кооперативы).
  10. Федерация служащих банковских и кредитных учреждений.
  11. Работники интеллектуального труда (писатели, художники, адвокаты, врачи, акушерки и т. п.), инженерно-технические и административные работники, служащие на предприятиях объединялись в свои отдельные федерации, составляющих в совокупности федерацию лиц свободных профессий.
  12. Федерация трудящихся и лиц свободных профессий представляла собой высшее объединение всех синдикальных организаций (федераций) трудящихся.

Численность:

В рядах фашистских профсоюзов (синдикатов) насчитывалось к концу 1938 г. 7 669 тыс. членов, в том числе:

  • в федерации работников сельского хозяйства — 3 769 тыс.,
  • промышленности — 3 097 тыс.,
  • коммерции — 570 тыс.,
  • лиц свободных профессий и работников искусств — 162 тыс.,
  • кредитных и страховых учреждений — 71 тыс.

Фашистские объединения предпринимательских организаций (конфедерации) насчитывали 2 762 тыс. членов, в том числе:

  • сельских хозяев — 1 354 тыс.,
  • коммерсантов:
  • промышленников — 101 тыс.,
  • владельцев кредитных и прочих учреждений — 9 тыс. . [18]

Запрещая смешанные синдикаты, Закон о корпорациях от 5 февраля 1934 г. разрешил объединение рабочих и предпринимательских союзов в так называемые корпорации, создаваемые в общегосударственном или национальном масштабе. Корпорации учреждались декретом министра корпораций, который назначал и её президента.

На основании декретов, изданных в мае-июне 1934 г., были образованы 22 корпорации:

1) зерновых культур, 2) садоводства, цветоводства и плодоводства, 3) виноградарства и виноделия, 4) растительных масел, 5) свёклы и свекловичного сахара, 6) скотоводства и рыболовства, 7) леса, 8) текстильной промышленности, 9) металлургии и механики, 10) швейной промышленности, 11) бумажной промышленности и печатного дела, 12) строительного дела, 13) газа, воды и электричества, 14) химической промышленности, 15) горного дела, 16) стекольно-керамической промышленности, 17) страхования и кредитного дела, 18) морского и воздушного транспорта, 19) внутреннего транспорта, 20) зрелищ, 21) свободных профессий и искусств, 22) гостиничного дела . [19]

Если список Большого фашистского совета собирал менее половины поданных голосов, то назначались повторные выборы. На них выдвигались конкурирующие списки, предложенные легальными организациями, насчитывающими не менее 5000 членов, имеющих право голоса. Список, собравший относительное большинство голосов, получал 3/4 депутатских мест, а оставшиеся мандаты распределялись между другими списками пропорционально числу полученных ими голосов.

Основная статья: Режим Дольфуса — Шушнига

прекратившееся с аншлюсом Австрии. После окончания Второй мировой войны Австрия продолжает развиваться как неокорпоративное государство.

Основная статья: Неокорпоративизм

100 прокурадоров избирается местными органами власти (по 2 от каждой из 50 провинций). 19 прокурадоров избирают научные и культурно-просветительные учреждения, торговые палаты и профессиональные объединения (коллегии) адвокатов, судебных работников, врачей, фармацевтов, архитекторов и т. д.

Общее число прокурадоров — 443 (на 1956 год).

Кортесы функционируют на пленарных заседаниях и комиссиях. Согласно закону о регламенте кортесов в них образуются 17 комиссий. Руководит всем законодательным процессом президент кортесов. Существует, кроме того, постоянная комиссия кортесов, работающая в перерывах между сессиями. Министры, заместители государственных секретарей, вице-секретари министерств, национальные делегаты фаланги, а также директора департаментов министерств могут принимать участие в заседаниях комиссий, когда рассматриваются дела, относящиеся к соответствующим ведомствам.

Законодательная инициатива принадлежит в основном правительству, вносящему законопроекты на рассмотрение кортесов. Комиссии кортесов имеют право выдвигать свои предложения о рассмотрении тех или иных законопроектов. Однако в повестку дня кортесов эти предложения вносятся лишь с согласия правительства.

Система местных органов власти Испании строилась в основном в соответствии с положениями декрета об административном и избирательном режиме от 17 июля 1945 г.

Каждая провинция объединяет по нескольку десятков муниципалитетов. Во главе муниципальных советов стоят алькальды, назначаемые правительством (в провинциальных центрах) или гражданскими губернаторами провинций (в остальных муниципалитетах).

Решение экономических проблем Франко и его окружение надеялись найти на путях создания системы автаркии — экономики, которая сама себя обеспечивала, максимальная независимость от импорта. Осенью 1939 г. были приняты законы, направленные на защиту национальной промышленности, в частности ограничивались иностранные капиталовложения в испанские предприятия 25 %, которые практически подчинили деятельность значительного количества промышленных предприятий государственному контролю . [25]

Реформы республиканцев и разруха, порождённая войной, привела в упадок сельское хозяйство страны. Ещё до окончания гражданской войны была создана Генеральная дирекция экономической и социальной земельной реформы.18 октября 1939 г. в Бургасе приступил к работе Национальный институт колонизации, выступавший посредником между помещиком и крестьянином по продаже земли. У помещиков покупались малоценные земли и после проведения на них мелиоративных работ продавались в рассрочку крестьянам. Существовала система строгого государственного регулирования цен сбыта сельхозпродукции.

Основная статья: Экономический национализм в Испании

Основная статья: Антониу ди Оливейра Салазар

Основная статья: Режим Виши

Основная статья: Ассоциация помощи Имперскому трону

Основная статья: Андрей Щелчков:Правительство Д. Торо

В период с мая 1934 г. по июнь 1940 г. авторитарным режимом Улманиса проводилась попытка построения корпоративного государства. Была введена система Камер-органов государственной власти, совмещавших одновременно законодательные и исполнительные функции. 1 камера — торговля и промышленность. 2 камера — сельского хозяйства и ремесла. 3 камера — искусства. 4 камера — труда и профессий . [29] [30]

Государственный корпоратизм обозначает практику государственного регулирования частных и общественных организаций с целью учреждения государства как источника их легитимности и участия чиновников в их управлении.

Содержание

Католическое социальное учение

Прежде всего, корпоратизм исходит из потребности в самореализации каждого человека как члена общества, что относится главным образом к естественным и элементарным социальным институтам, таким как семья, церковный приход, микрорайон, волонтёрская организация или профессиональное сообщество. Кроме того, зависимость различных классов, групп и людей друг от друга означает необходимость координации их действий, уважения интересов других и готовности проявить уступчивость. Отсюда христиано-демократы делают вывод о важности общественных организаций, которые соединяют людей одной профессии или сектора экономики и в которые входят представители как собственников и управляющих частных предприятий, так и наёмных работников. Хотя такое единение часто провозглашается под лозунгами братства и солидарности, корпоратизм по своей сути не является национализмом. Прообразом идеи служат традиции средневековых гильдий и синдикализм.

После Второй мировой войны в католическую социальную доктрину были внесены коррективы [3] . Концепция корпоратизма была приведена в соответствие с персонализмом и принципом субсидиарности. Согласно новой трактовке, все социальные институты, включая корпоративные объединения и государство, существуют для человека. Объём властных полномочий корпоративных союзов определяется их способностью решать возложенные на них задачи без помощи государства и неспособностью отдельных лиц решить эти задачи самостоятельно. Особо подчёркивается, что корпорации не должны становиться инструментами для государственного контроля над обществом. Для реализации этой теории в Италии был создан Национальный совет экономики и труда.

Следует отметить, что идею корпоратизма поддерживают не только христиано-демократы. В частности, на корпоратизм ориентировались многие белоэмигрантские организации за рубежом (например, НТС).

Фашистский корпоратизм

Корпоратизм получил широкую поддержку в довоенной Европе, чему способствовали Великая депрессия, разочарование в классическом либерализме и антикоммунизм. Однако те же причины привели к усилению влияния сторонников авторитаризма и росту фашизма. В результате, в ряде стран корпоратизм слился с крайним государственным национализмом и в такой форме стал частью фашистской доктрины. Его особенностью было навязывание корпоратистской культуры силой.

Государственный корпоратизм

В контексте исследований авторитаризма и современной автократии, корпоратизм используется для обозначения процесса использования официально разрешённых общественных организаций для ограничения участия народа в политическом процессе и подавления власти гражданского общества. Перечень таких организаций может включать объединения предпринимателей, профсоюзы, религиозные общества, правозащитные организации и т. д. Как правило, государство устанавливает жёсткие условия на выдачу лицензий этим организациям, что уменьшает их количество, позволяет государству контролировать их деятельность и стимулирует наздор организаций над своими членами.

Критика

Либеральные критики корпоратизма утверждают, что система стимулирует создание картелей. Снижение конкуренции может привести к чрезмерной концентрации власти в руках невыборных органов, что поставит под угрозу свободу личности и либеральную демократию в целом. Следует отметить, что на практике в послевоенной Италии и ФРГ, где христианские демократы были у власти на протяжении длительного периода, они наоборот способствовали развитию демократии.

корпоративизм или корпоративное государство это организация общества в корпорациях, подчиненных государственной власти. Наиболее символичный случай корпоративного государства произошел в Италии во время фашистского режима Бенито Муссолини, между 20 и 40 годами 20-го века.

В соответствии с этой идеологией и производственной системой как работники, так и работодатели должны объединиться в промышленные и профессиональные корпорации. Эти корпорации, в свою очередь, будут функционировать как органы политического представительства..


Его основной функцией был социальный контроль как над людьми, так и за деятельностью, которая происходила в пределах его юрисдикции. В принципе, корпоративное государство должно быть на службе скорректированных интересов экономических групп, но в случае итальянского корпоратизм подчинялся воле диктатора.

Корпоративистская мысль возникла в Новой Англии и была меркантилизмом колониальной эпохи. Первые теоретические заметки были сделаны после Французской революции (1789 г.), и наиболее полное ее выражение имело место в Австрии и в восточной Германии..

Величайшими теоретиками были австрийский экономист Отмар Спанн и Джузеппе Тониоло, лидер христианской демократии в Италии. В Германии это был философ Адам Мюллер.

  • 1 Характеристики
  • 2 примера
    • 2.1 Итальянский корпоративизм
    • 2.2 Немецкий корпоративизм
    • 2.3 Датский корпоративизм
    • 2.4 Другие примеры

    черты

    - Корпоративный корпоративизм или этатизм считается политической культурой. Это одна из форм корпоративизма с точки зрения производственной модели и социальной организации. Согласно этой модели, корпоративная группа является фундаментальной основой общества и, следовательно, государства.

    - Для полноценной работы государство требует, чтобы работники и работодатели вступали в заинтересованную группу, которая официально назначена. Таким образом, заинтересованные группы, организованные государством, признаются и участвуют в разработке государственной политики..

    - Цель состоит в том, чтобы добиться государственного контроля над группами и их членами, чтобы структурировать экономику и общество, подчиненное государству.

    - В девятнадцатом веке корпоративизм выступал против либерального экономического мышления и французского эгалитаризма. Нападения на доктрину классической экономики корпоратистскими теоретиками пытались оправдать традиционные структуры общества.

    - Корпоративное государство исторически проявлялось через правящую партию, которая выполняет функции посредника между работниками и работодателями, а также с другими секторами и государственными интересами, которые включены в эту производственную систему..

    - Теоретически, внутри государственного кооператива все социальные классы должны работать вместе для достижения общего блага в отличие от коммунизма, который подчеркивает классовую борьбу за достижение власти под обещанием потушить классовое общество, чтобы завершить революцию пролетарий.

    - Корпоративизм преобладал в Европе до первой половины двадцатого века и распространился на другие развивающиеся страны, но корпоратистское государство и его посреднический характер были охвачены социальным конфликтом и экономическими процессами..

    примеров

    Итальянский корпоративизм

    Итальянский государственный корпоратизм изначально был основан на идеях Джузеппе Тониоло, лидера христианской демократии в Италии. Корпоративная доктрина использовалась Муссолини для консолидации фашистского национализма, поэтому в 1919 году он применил эти теории на практике..

    Сначала Муссолини искал поддержки в Милане от профсоюзного крыла Националистической партии, чтобы разработать свой план захвата власти..

    Корпоративизм рассматривался фашизмом как полезная форма социальной организации, но не для того, чтобы поддерживать классовые интересы или гармонично направлять производительный аппарат, а для того, чтобы подчеркнуть националистические притязания..

    Кроме того, теория корпоративистского государства служила Муссолини дискурсом в оппозиции к другим партиям (центристам, правым) и профсоюзам..

    Первоначально итальянские бизнесмены и промышленники отказывались участвовать в корпоратистской организации через смешанные профсоюзы или единую конфедерацию корпораций..

    Союз Конфедераций

    Затем был достигнут компромисс, для которого требовались профсоюзные конфедерации в каждой основной производственной зоне. То есть конфедерация для работодателей и другая для работников.

    В свою очередь, каждая конфедерация должна обсудить и установить коллективные договоры для всех работников и работодателей в своей области. Деятельность корпораций координировалась центральным или национальным корпоративным комитетом, который фактически являлся министерством корпораций..

    Немецкий корпоративизм

    Главным пропагандистом немецкого корпоративизма - или дистрибутизма, как его впоследствии называли - был философ Адам Мюллер, служивший при дворе принца Клеменса Меттерниха. Чтобы оправдать колониальные производственные структуры, Мюллер задумалtändestaat модернизированный (состояние класса).

    Согласно этой теории, государство может претендовать на суверенитет и ссылаться на божественное право на экономику и общество, потому что государство будет организовано с целью регулирования производства и координации классовых интересов (работников и работодателей)..

    Немецкие корпоративистские идеи послужили основанию в Европе других движений, подобных профсоюзному социализму. Например, в Англии эти движения имели много характерных элементов, общих для немецкого корпоративизма, хотя их источники и цели были в основном светского происхождения..

    Социальная структура германского корпоративистского государства Мюллера была более или менее похожа на феодальные классы. Государства будут функционировать как гильдии или корпорации, в которых каждое из них контролирует область общественной жизни..

    Теории Мюллера были отвергнуты Меттернихом, но спустя десятилетия они приобрели большую популярность во всей Европе..

    Датский корпоративизм

    Дания также разработала корпоративистское государство с 1660 года, когда абсолютизм и централизм заменили стабильность, которая существовала ранее..

    Этот процесс был усилен во второй половине XIX века политическими и конституционными изменениями, вызванными поражением в Пруссии..

    Это вызвало сильные националистические настроения, которые способствовали консолидации корпоративистского государства. Сильная волна ассоциативности развилась между фермерами, мелкими предпринимателями и профсоюзами.

    Однако эти объединения носили более независимый характер, так как они были против правящей элиты и собственника земли..

    Фермеры противостояли помещикам, а затем, между 1880 и 1890 годами, рабочие противостояли предпринимателям, переводя классовую борьбу в другое измерение..

    Другие примеры

    В середине двадцатого века, в послевоенный период, в таких странах, как Франция, Италия и Германия, юнионизм возродил теорию корпораций. Идея состояла в том, чтобы бороться с революционными синдикалистами, с одной стороны, и социалистическими политическими партиями, с другой..

    Аналогичным образом, правительства ряда демократических стран, таких как Австрия, Швеция и Норвегия, включили корпоративные элементы в модель производства. Этим они попытались стать посредником и уменьшить существующий конфликт между компаниями и профсоюзами, чтобы увеличить производство.

    государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством. Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции. Корпоративное государство существовало в фашистской Италии (1926-1943 годы). В 1926 году свободные профсоюзы были заменены контролируемыми правительством синдикатами, которые объединялись в корпорации и признавались государственными органами с правом издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулирования трудовых отношений и производства. В 1939 году парламент Италии был заменен палатой фаший и корпораций, состоявшей из членов центрального корпоративного совета, руководства фашистской партии и министров. Элементы корпоративного государства существовали в нацистской Германии, где были образованы трудовой фронт, культурные палаты и другие организации, охватившие всех занятых в определенной сфере экономики. Наиболее последовательно идея корпоративного государства была проведена при режиме Франко в Испании.

    Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

    Читайте также: