18 век культура россии после петровских преобразований кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура 18 века и реформы Петра I

Государственный центризм и его последствия

Оформление атрибутов светской культуры

Петровские реформы привнесли в жизнь новые, доселе немыслимые, явления – классический театр, библиотеки, Академию наук, флот, дворцово-парковое искусство, первый музей (Кунсткамера). Приоритет вещи в эту эпоху укреплялся вместе с ликвидацией многих культурных и бытовых запретов, появлением духовной свободы, открытой для событийности будущего, как противоположности специфике вневременного восприятия древнерусской культуры.

Изменения в восприятии истории приводят отечественную культуру к осознанию принципа историзма. Из истории начинают извлекать уроки и видеть в ней результат осознанных людских поступков, а не застывший эталон. Как следствие, в XVIII веке повышается профессиональный интерес к её изучению (особенно в форме национального опыта) и всё более частыми становятся попытки её художественного переосмысления.

Противоречия и значение петровских реформ

Иными словами, петровская вестернизация удивительным образом обратилась этапом на пути ориентализации, а демократизация лишь подстегнула абсолютистские процессы. Таковы были итоги и последствия реформ Петра.

Отечественное дворянство само ощутило на себе бремя тех условий, в которые была поставлена преобладающая часть населения, поскольку невозможно, угнетая других, самому чувствовать себя целиком свободным, — писал М.А.Лифшиц.

То есть, отечественная культура в рассматриваемый период демонстрировала две силы: центростремительную, которая направлялась на сбережение национальной самобытности, и центробежную, выступавшую за её размывание. В будущем эти силы возымеют ключевое значение для культурных процессов в России.

В 18 веке в России начало развиваться образования. Открываются учебные заведения, академии. Уровень жизни этого времени требует развития грамотности населения Российской Империи. Уделяется большое внимание развитию грамотности, науки и искусства. 18 век стал для России – веком Просвещения.

В период правления Екатерины II был основа первый университет нашего государства – Московский университет (дата основания 1755). Во второй половине 18 века открывались первые библиотеки, музеи, театры, начала выпускаться первая пресса. В Петербурге начала свою деятельность Императорская академия художеств.

Развитие просвещения Российской Империи делиться на два периода:

  • Первая половина 18 века – образование совершенно новой культуры.
  • Вторая половина 18 века – стремительное развитие культуры и образования.

Общая характеристика

Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.

В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.

При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.

В 18 веке империя расширяет границы, выходит к морям. Из периферийного государства, приобретает статус доминанта на Востоке. Не одно важное дипломатическое решения не принимается без участия Российской Империи.

Особенности развития

Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.

Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.

Архитектура

В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.

Основные этапы развития архитектуры эпохи:

  • В России 18 века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.
  • В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.
  • В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.
  • Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры 18 века.
  • Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.
  • Планово застраиваются города.
  • Россия приглашает иностранных архитекторов.
  • Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи

Музыка

В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.

Живопись

Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.

При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:

Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.

Литература

В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:

  • Житие.
  • Панегирик.
  • Тонические стихи.

К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.

Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.

В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:

  • Проза.
  • Драма.
  • Стихотворные формы литературы (поэмы, оды)

Театр

Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.

Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.

В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.

Главные театры 18 века:

  • Каменный театр.
  • Деревянный театр.
  • Эрмитажный театр.

18 век для Российской империи характеризуется резким скачком развития культуры и образования. В эпоху Просвещения Россия перенимает направления развития европейских стран, что положительно отражается на становлении культуры государства.

До XVIII века эталоном считалась византийская культура. Петр I предопределил западноевропейскую ориентацию русской культуры. Но и восточная, и западная ориентации русской культуры носили искусственный характер и препятствовали созреванию своего, самобытного культурного образа.

Проблема национального характера и его отражение в искусстве оказалась своеобразным итогом развития просветительской мысли.

В 1795 году открывается государственная общедоступная библиотека – Императорская публичная библиотека (первая была открыта еще Петром I в 1714 году).

В 1765 году возникло первое русское научное общество – Вольное экономическое общество, способствовавшее разработке научных основ агрономии, усовершенствованию и созданию сельскохозяйственных орудий.

В 1783 году, по совету княгини Дашковой, была основана Российская академия.

В области отправления религиозных обрядов и вероисповедания при Екатерине II произошли значительные перемены, предоставляющие большую свободу для различных религий.

На церковное искусство и музыку очень сильно оказывал влияние Запад. Соборы и церкви, построенные в XVIII веке, совсем непохожи на древнерусские храмы.

Французская буржуазная революция 1789 года нашла самый широкий отклик у российской общественности и во многом определила атмосферу духовной жизни России. Передовая общественная мысль все более решительно протестует против крепостничества во всех его проявлениях. Эти мотивы были свойственны творчеству А. Радищева.

Само просветительство в России породило два основных художественных метода: интеллектуальный, представленный классицизмом, и сентиментальный. Ранний сентиментализм оказывал большое влияние на творчество культом пасторальных мотивов, идеей бегства в природу, воспеванием простых человеческих чувств, далеких от дидактической патетики классицизма.

Видным представителем русского сентиментализма был И. Дмитриев, сильно повлиявший на творчество Жуковского, Батюшкова. Большую роль в литературе XVIII века сыграли сочинения Г. Державина, Д. Фонвизина. Из других видов искусства развиваются опера, театр, портретная живопись. Русская архитектура развертывается в системе общеевропейских художественных стилей. С начала XVIII века распространяется барокко, а 1760—1770-е годы ознаменованы переходом к классицизму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 22. Россия XVIII века

Глава 22. Россия XVIII века Засилие немцев в России в XVIII веке. ? Москва начала XVIII века. ? Армия XVIII века от Петра до Екатерины. ? Торговля. ? Церкви Вологды — украшение России. ? Российское изобилие. ? Поворот к пышности и изяществу. ? Перемена в генеалогии дворянства. ? Церковь и

Москва начала XVIII века

Москва начала XVIII века Де Невилль[211] говорит, что в конце XVII в. в Москве насчитывалось около 500 тысяч жителей. О Москве начала XVIII в. иностранцы пишут, что в ней никогда не было так много каменных строений, как в это время. Она была обширна и продолжала строиться.Условно можно

32. Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)

32. Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали

Австрийская литература XVIII века

7.3. Культура России XIX века

7.3. Культура России XIX века Поскольку этой теме посвящена обширная литература, перечислим лишь ряд моментов, характеризующих русскую культуру в данный период. Большую роль в философии, литературе играет обращение мыслителей к социальной проблематике. Во многих работах

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Особенности культура России XVIII века

Образование и наука

В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук — навигационная школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы — цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.

К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге — танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.
Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.
В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Искусство 18 века в России по отраслям

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи­сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме­тить три имени — Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев.

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел­ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство­вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со­чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен­сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор­ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов­ных композиций.

Общественная мысль и литература

Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.
Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.
Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

Наука и техника

Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.
В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны ( С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.
Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

Читайте также: