Национальный мониторинг это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Афиногенов Дмитрий Александрович, докторант Военной академии Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат политических наук.

Полякова Татьяна Анатольевна, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель директора Департамента конституционного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук.

В статье исследуются вопросы совершенствования системы мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, развития рациональной методологии мониторинга и механизмов комплексной оценки угроз и состояния национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственное управление, мониторинг, методология, оценка состояния.

The role of national security state monitoring of the Russian Federation in efficiency increasing of public administration

D.A. Afinogenov, T.A. Polyakova

Afinogenov Dmitry Aleksandrovich, doctoral student of the Military Academy of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation, candidate of political sciences.

Polyakova Tatyana Anatolyevna, Honored Lawyer of the Russian Federation Deputy Director of the Constitutional Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation, doctor of law sciences.

The paper explores the issues of improving the national security monitoring system of the Russian Federation, the rational monitoring methodology development and mechanisms for integrated assessment of threats and national security.

Key words: national security, public administration, monitoring, methodology, state estimate.

Важность совершенствования управленческого фактора подчеркивается Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., которые определяют стратегический вектор развития Российской Федерации, а также военной, государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу в условиях глобализации и нарастания новых вызовов и стратегических угроз.

В числе приоритетных отмечены задачи по повышению эффективности межведомственного взаимодействия, выработке оптимального алгоритма принятия управленческих решений во всех сферах государственной политики, разработке и реализации документов стратегического планирования в социально-экономической области и в сфере обеспечения национальной безопасности.

При решении указанных задач ключевое значение имеет формирование системы мониторинга социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, базирующегося на системе оценок состояния национальной безопасности и достижения стратегических национальных приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Следует отметить, что в различных отраслях социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности понятие "мониторинг" имеет различное толкование.

В широком смысле слова под мониторингом понимается специально организованное, систематическое наблюдение за объектами, явлениями и процессами с целью их анализа, оценки и/или прогноза. Ключевым звеном мониторинга жизнедеятельности Российской Федерации является оценка состояния национальной безопасности.

В настоящее время единый подход к методологии оценки состояния национальной безопасности отсутствует. Это обусловлено тем, что национальная безопасность касается различных сфер государственной деятельности, достигается путем реализации стратегических национальных интересов и является таким образом сложным и многофакторным понятием.

В свою очередь, установление взаимовлияния и взаимозависимости между отдельными сферами национальной безопасности в динамике их развития также представляет достаточно сложную задачу. Поэтому в настоящее время научно обоснованного толкования термина "стратегический мониторинг состояния национальной безопасности" не имеется .

Афиногенов Д.А., Суворов В.Л. Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в области защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения военной безопасности государства: Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2013. С. 156.

Методологические подходы к оценке состояния национальной безопасности базируются на теории управления стратегическими рисками, где уже разработан понятийный аппарат и предложены модели и алгоритмы оценки стратегических рисков, выполнены масштабные исследования по оценке относительной значимости стратегических рисков .

Махутов Н.А., Кузык Б.Н. и др. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков. М., 2011. 136 с.

Методология количественной оценки уровня защищенности национальных интересов предусматривает формирование набора количественных показателей по каждой угрозе национальной безопасности и регулярное осуществление мониторинга по этим показателям. При этом делается допущение, что анализ полученных данных позволяет качественно оценить уровень каждой угрозы и степень ее воздействия на состояние национальной безопасности.

Для количественной оценки защиты национальных интересов формируется параметрическая структура отдельно взятого национального интереса в составе 10 - 20 количественных показателей. Определение значений этих показателей проводится на основе материалов статистических наблюдений и принятых методик расчета. В качестве значений показателей можно использовать экспертные оценки по итогам сравнительного анализа фактически достигнутых значений показателей.

Для оценки динамики некоторых процессов, характеризующих развитие ситуации в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, достаточно лишь наблюдения и прогноза возможного сценария развития в будущем. Это может быть простая констатация факта или сравнение фактического состояния с нормативными или ожидаемыми значениями показателей.

Для сложных социально-экономических систем содержание мониторинга не должно ограничиваться только наблюдением, которое не формирует необходимых условий и исходных данных для принятия системных решений. Применительно к проблемам обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов мониторинг должен иметь активную функцию, поскольку в этой сфере он ориентирован на создание информационной основы управления ее развитием.

Сопоставление с желаемым или необходимым значением может являться как конечной целью, так и промежуточным результатом функционирования системы мониторинга. Особенно это характерно для сферы обеспечения международной информационной безопасности, основу которой составляет единая сеть существующих во многих странах (в т.ч. в Российской Федерации) координирующих центров CERT (Computer Emergency Response Team - организация, занимающаяся вопросами компьютерной безопасности).

Здесь уместной будет ссылка на сферу предоставления электронных государственных услуг, мониторинг которых предполагает оценку качества предоставляемых государственных услуг населению, что может расцениваться как обеспечение юридической значимости этой деятельности.

Анализ законодательства показывает, что в отдельных сферах государственной деятельности системы мониторинга уже сложились. Создан инструментарий статистического наблюдения в социально-экономической сфере. Наиболее системно мониторинг осуществляется в области развития законодательства, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения военной безопасности и правоохранительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации различные структуры создают системы и сети мониторинга, которые действуют преимущественно в режиме ведомственной "интегрированной вертикали". При этом результаты мониторинга имеют узковедомственный характер, а сводные реестры государственной статистики формируются со значительным запаздыванием, что затрудняет оперативную оценку текущего состояния конкретной предметной области.

Нуждается в совершенствовании система государственной отчетности и отраслевых показателей развития с точки зрения оптимизации процессов сбора, накопления, хранения и анализа информации для поддержки государственного управления.

В современных условиях объективно возникает потребность в выработке оптимального алгоритма поддержки принятия управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности государства, в расширении спектра оценок состояния национальной безопасности и информационно-аналитического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации.

В целом авторы полагают, что мониторинг - это многоуровневый и многофункциональный процесс, и предлагают ввести в научный оборот понятие "мониторинг в области обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов" как специально организованное систематическое наблюдение за объектами, явлениями и процессами, оказывающими воздействие на состояние национальной безопасности.

Целью такого мониторинга является сбор, накопление и систематизация необходимой информации, анализ и оценка деятельности органов исполнительной власти, прогнозирование развития обстановки, возможных опасностей и угроз Российской Федерации для полного обеспечения ее национальных интересов во всех сферах деятельности.

В системе мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации можно выделить три вида:

  • программно-целевой мониторинг, когда объектами наблюдения являются планируемые результаты, соотнесенные с целями и задачами программной деятельности;
  • ситуативный мониторинг, когда выявляемые и наблюдаемые объекты, явления и процессы являются случайными или внезапно возникшими (непрогнозируемыми);
  • комплексный мониторинг состояния национальной безопасности и социально-экономического развития, сочетающий в себе программно-целевой и ситуационный подходы.

С методологической точки зрения первым этапом любого мониторинга (рис. 1) является оценка всего факторного поля, характеризующего объект мониторинга, и определение наиболее проблемных зон, требующих повышенного внимания для обеспечения национальной безопасности .

Афиногенов Д.А. Методологические аспекты применения принципов стратегического планирования в сфере государственного управления: Монография. М.: Триумф, 2012. 144 с.

Рис. 1. Оценка факторов и условий, воздействующих на объект мониторинга

Итогом первого этапа мониторинга является поле исходных данных для ситуационного анализа, включающее перечень национальных интересов в сферах обеспечения национальной безопасности, перечни критериев и показателей национальной безопасности, данные по плановым (прогнозным) и предельно допустимым (пороговым) значениям показателей во взаимосвязи с перечнем угроз национальной безопасности и стратегических рисков.

Следующим этапом мониторинга является этап ситуационного моделирования (рис. 2). Особое значение при этом имеет оценка стратегических рисков и угроз обеспечению национальной безопасности, а также формирование процедуры исследования и моделирования ситуации в предметной сфере деятельности.

Рис. 2. Ситуационное моделирование в целях выработки управленческого решения

Итогом ситуационного моделирования является модель преодоления кризисной ситуации в сфере защиты национальных интересов, построенной в виде сетевого графа событий и отношений, показывающего степень стратегического риска при реализации управленческого решения.

Организационную основу системы мониторинга состояния национальной безопасности должны составлять соответствующие органы управления, службы наблюдения и контроля, информационная система мониторинга, служба сбора и обработки информации и выработки рекомендаций, служба технического обеспечения деятельности системы.

Решение задач, поставленных перед системой мониторинга состояния национальной безопасности, должно быть организовано по уровням государственного управления: на федеральном, региональном и территориальном уровне, а также на уровне муниципального образования и объектовом уровне.

В целом предлагаемая общегосударственная система мониторинга является комплексной моделью взаимодействия на нескольких информационных уровнях основных субъектов мониторинга и включает:

  • органы (структуры) государственной власти и управления, в интересах которых проводится мониторинг;
  • показатели национальной безопасности (критерии и пороговые значения);
  • выработанные алгоритмы взаимодействия участников процесса мониторинга;
  • нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы создания и функционирования такой системы;
  • систему распределенных ситуационных центров, работающих в интересах мониторинга в рамках единого регламента взаимодействия .

Ключевым элементом системы должна быть специализированная структура, обеспечивающая информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений, связанная с органами государственной власти и с независимым экспертным сообществом, способная обеспечивать проведение системных разработок в области государственного управления, подготовку предложений по решению комплексных проблем обеспечения национальной безопасности, а также разработку и применение компонентов информационно-аналитического обеспечения антикризисного управления и стратегического планирования.

Литература

  1. Афиногенов Д.А. Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в области защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения военной безопасности государства: Монография / Д.А. Афиногенов, В.Л. Суворов. М.: ВАГШ ВС РФ, 2013. С. 156.
  2. Афиногенов Д.А. Методологические аспекты применения принципов стратегического планирования в сфере государственного управления: Монография. М.: Триумф, 2012. 144 с.
  3. Махутов Н.А. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков / Н.А. Махутов, Б.Н. Кузык [и др.]. М.: ИНЭС, 2011. 136 с.
  4. Полякова Т.А. Создание системы правового мониторинга как важная составляющая обеспечения права на информацию // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий. М.: Институт государства и права РАН, 2010.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

М.В. Горшков
Экологический мониторинг
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 313 с.

Лекция 6. Национальный мониторинг Российской Федерации

На территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

В 1993 г. было принято решение о создании (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229) Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

1. Координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

2. Регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

3. Хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

4. Деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

5. Доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

По своей сути ЕГСЭМ есть реализация системы ГСМОС на уровне национального мониторинга. Национальные системы мониторинга функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

В настоящее время систему национального мониторинга окружающей природной среды обеспечивают следующие государственные структуры:

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Функции: обеспечивает общее руководство подведомственными контролирующими органами исполнительной власти в вопросах охраны окружающей природной среды.

2. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Функции: производит постоянный сбор гидрометеорологической информации; данных о загрязнении атмосферы, поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного космического пространства; научную деятельность в отношении мониторинга загрязнений окружающей среды; оценку и прогноз изменений климата.

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Функции: контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, охраной водных объектов. Организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу, мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа.

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Функции: ограничение негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), промышленной безопасность, государственный горный надзор; экологическая экспертиза в установленной сфере деятельности; государственный энергетический надзор; специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха. Регулирует вопросы безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Функции: ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

6. Федеральное агентство водных ресурсов. Функции: охрана водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения вод; предоставление информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного водного кадастра, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому так важно было создать ЕГСЭМ, которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды.

По созданию подсистем ЕГСЭМ активно ведутся работы на территориях Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кроме того, организуются региональные единые системы экологического мониторинга. Например, на территории Уральского региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы экологического мониторинга Северо-Западного и Северного регионов.

Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой. Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены производить экологический контроль и мониторинг.

2. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) и её реализация в РФ. Проблемы и решения.

В 70-х годах в СССР была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения внешней среды (ОГСНК). Она функционировала на базе органов Госкомгидромета и ряда других министерств и ведомств. Эта служба и сейчас осуществляет наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов, почвы, биоты и проводит сопутствующие гидрометеорологические наблюдения. На базе этой службы была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ОГСНК строилась из нескольких уровней:

1) - первый – станции наблюдения, осуществляющие наблюдение и определенную обработку и обобщение данных;

2) - второй – территориальные и региональные центры, осуществляющие обобщение, анализ материалов, составление местных прогнозов и оценку состояния ОС по всей территории;

3) - третий (высший) – Гидрометцентр СССР и другие головные центры (НИИ), осуществляющие разработку прогнозов и оценку состояния ОС в национальном и глобальном масштабах.

В настоящее время в РФ эта работа проводится соответствующими правопреемниками бывших учреждений СССР.

Информация о загрязнении ОС по степени срочности делится на три категории:

1. Экстренная информация, содержащая сведения о резких изменениях уровня загрязнения, требующая безотлагательного принятия мер, немедленно сообщается местным и центральным органам;

2. Оперативная информация, охватывающая месячный период наблюдений, перерабатывается на местах и в центральных организациях Росгидромета, сообщается в местные и центральные организации;

3. Режимная информация, охватывающая годовой период наблюдения и отражающая общее состояние, тенденции в изменении загрязнения природных сред, служит для планирования мероприятий по охране ОС на длительные сроки.

В систему национального мониторинга входит фоновый мониторинг со своей сетью станций, которые также являются частью системы глобального мониторинга.

Система национального мониторинга состоит из следующих подсистем:

- мониторинга источников загрязнения (МИЗ);

- мониторинга загрязнения атмосферного воздуха;

- мониторинга загрязнения вод суши;

- мониторинга загрязнения морей;

- мониторинга загрязнения почв;

При оценке состояния ОС в качестве критерия наиболее часто пользуются значениями предельно допустимых концентраций (ПДК) приоритетных для национального мониторинга веществ.

При мониторинге источников загрязнения перечень подлежащих контролю веществ определяется специализацией предприятия и составом выбросов. Установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) или лимитов на выброс сводит МИЗ к контролю за соблюдением этих величин, а также изучению характера и путей распространения ЗВ с учетом гидрометеоусловий.

Мониторинг атмосферы осуществляют пункты (посты) трех категорий:

1. Стационарные посты, ведущие систематические и длительные наблюдения, оборудованные приборами и аппаратурой для отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров. Эти посты располагаются на открытых площадках в жилых районах на расстоянии 10- 40 м для средних высот труб основных источников загрязнения. Они располагаются в городе с населением до 1 млн человек с учетом его площади и развития промышленности (в среднем 2-3 поста);

3. Передвижные (подфакельные) посты, служащие для разовых наблюдений под дымовыми и газовыми факелами.

Перечень загрязнителей, определяемых в атмосфере, включает и загрязнители, определяемые при проведении глобального мониторинга, и другие вещества, выбрасываемые в атмосферу промышленностью, энергетикой, транспортом.

Для проведения мониторинга вод суши организуются:

- стационарная сеть пунктов наблюдений за естественным составом и загрязнением поверхностных вод;

- специализированная сеть пунктов для решения научно-исследовательских задач;

- временная экспедиционная сеть пунктов.

При определении положения пунктов наблюдения обращают внимание на места сброса сточных, подогретых, коллекторно-дренажных вод, нерестилища и зимовья рыб, устьевые зоны.

В каждом пункте может быть организовано несколько створов наблюдений: выше источника загрязнения ( 1000 м ), ниже источника загрязнения ( 500 м ) и на расстоянии достаточно полного (80 % и более) разбавления сточных вод речными.

На стационарных пунктах определяют температуру воды, взвешенные вещества, минерализацию, цветность, рН, кислород, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК), запахи, биогенные элементы, тяжелые металлы, поступающие в данный водный объект.

Стационарные пункты наблюдения делят на 4 категории по значимости водных объектов, на которых они расположены. В зависимости от категории пункта определятся состав и частота наблюдений. Стационарная сеть наблюдений охватывает около 1000 водных объектов.

При мониторинге морей обязательно проведение гидрометеорологических наблюдений, а отбор проб проводят на нескольких горизонтах. Программа наблюдений и частота отбора проб определяются категорией станции. Практикуется также проведение наблюдений по сокращенной программе: растворенный кислород, нефтепродукты, 1-2 загрязнителя, специфичные для данного района.

Мониторинг Мирового океана проводится в рамках различных международных соглашений.

При мониторинге почв повышенное внимание обращается на содержание в них пестицидов. Различают две категории почв:

1. Почвы сельскохозяйственных районов;

2. Почвы вокруг промышленно-энергетических объектов.

Отбор проб обычно проводят весной и осенью. Оценка загрязненности почв тяжелыми металлами затруднена тем, что они входят в естественный состав почв и минералов. Это повышает значение фонового мониторинга.

При проведении мониторинга всех сред определяется и их радиоактивность, которая делится на природную и техногенную. Для определения происхождения радиоактивности идентифицируют изотопы.

2. Государственный мониторинг в Российской Федерации

В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга ОС, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 177 от 31.03.2003 при проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

1. Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние ОС, в том числе за состоянием ОС в районах расположения антропогенного воздействия и воздействием этих источников на ОС;

2. Оценка состояния ОС, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние ОС, выработка рекомендаций по предотвращении вредных воздействий на нее;

3. Информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния ОС;

4. Формирование государственных информационных ресурсов о состоянии ОС;

5. Обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.

В состав комплексной системы входит государственная и территориальные системы наблюдения, а также организации и учреждения, осуществляющие сбор, обработку, учет, хранение и распространение фактической и прогнозируемой информации.

Мониторинг организуется и осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС совместно с другими органами исполнительной власти.

При проведении мониторинга используются данные наблюдений:

1. За состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и морей, почв и природно-климатических факторов, полученные государственной наблюдательной сетью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу ОС, территориальными системами наблюдений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2. За химическими и радиационными факторами среды обитания, полученные в ходе социально-гигиенического мониторинга Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3. За водными объектами, полученные в ходе государственного мониторинга водных объектов Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по пользованию недрами и Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

4. За состоянием уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ, полученные Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством по пользованию недрами и органами исполнительной власти субъектов РФ;

5. За состоянием почвенного покрова, полученные в ходе мониторинга земель Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

6. За абиотическими факторами, негативно воздействующими на состояние и воспроизводство лесов, полученные в ходе государственного мониторинга лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, а также животного мира и водных биоресурсов, полученные Федеральной службой в сфере природопользования и Федеральным агентством по рыболовству;

7. За состоянием ОС в районах расположения источников антропогенного воздействия, полученные в соответствии с законодательством владельцами этих объектов.

Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС через формирования нормативных правовых актов и методических документов по вопросам осуществления наблюдений, оценки и прогнозирования состояния ОС.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС на основе полученных данных мониторинга ведет единый государственный фонд данных о состоянии ОС и ее загрязнении. Порядок предоставления данной информации, полученной при осуществлении мониторинга, и при чрезвычайных (ЧС) ситуациях техногенного и природного характера регулируется специальным Положением, утвержденным правительством РФ.

Предоставление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, проводится на безвозмездной основе.

При осуществлении мониторинга обеспечивается:

1. Предоставление органам и организациям, входящим в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии ОС для обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от ЧС природного и техногенного характера;

2. Доведение до органов и организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора информации о состоянии ОС для проведения санитарно-гигиенического мониторинга;

3. Предоставление органам исполнительной власти в области охраны ОС и регулирования природопользования необходимой информации о состоянии ОС для использования ее в целях обеспечения безопасности и рационального природопользования;

4. Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при осуществлении мониторинга.

Информация о состоянии ОС и ее изменении используется органами государственной власти РФ, органами власти субъектов федерации для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки целевых программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ и мероприятий по охране ОС.

Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) – совокупность систем наблюдения, оценки и прогнозирования состояния природной среды и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления информации органам управления и другим заинтересованным лицам.

Цели НСМОС:

· определение содержания опасных загрязняющих веществ в объектакх окружающей среды, их распределение в пространстве и во времени;

· определение количества и скоростей потоков загрязняющих веществ и продуктов их превращений;

· обеспечение перехода к единым методам контроля качества окружающей среды с целью международного сотрудничества;

· обеспечение на всех уровнях информацией, необходимой для принятия решений по управлению качества окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды, существующий на территории РБ, включает в себя 11 структурных подразделений, которые обхватывают как абиотические факторы, так и биотические факторы.

Виды мониторинга:

· мониторинг подземных вод;

· мониторинг поверхностных вод;

· мониторинг атмосферного воздуха;

· мониторинг озонового слоя;

· мониторинг растительного мира;

· мониторинг животного мира;

Основные функции по проведению мониторинга окружающей среды возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мониторингом озонового слоя занимается Министерство образования.

Финансирование системы национального мониторинга окружающей среды происходит за счёт республиканского бюджета, а также иных источников, запрещённых законодательством.

Систему локального мониторинга окружающей среды финансирует юр. лицо, на территории которого происходит локальный мониторинг.

На территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

В 1993 г. было принято решение о создании (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229) Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

Координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

Регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

Хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

Деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

Доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

По своей сути ЕГСЭМ есть реализация системы ГСМОС на уровне национального мониторинга. Национальные системы мониторинга функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

В настоящее время систему национального мониторинга окружающей природной среды обеспечивают следующие государственные структуры:

Министерство природных ресурсов и экологии (МПР) РФ . Функции: обеспечивает общее руководство подведомственными контролирующими органами исполнительной власти в вопросах охраны окружающей природной среды.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Функции: производит постоянный сбор гидрометеорологической информации; данных о загрязнении атмосферы, поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного космического пространства; научную деятельность в отношении мониторинга загрязнений окружающей среды; оценку и прогноз изменений климата.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Функции: контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, охраной водных объектов; специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха. Организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу, мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Функции: ограничение негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), промышленной безопасность, государственный горный надзор; экологическая экспертиза в установленной сфере деятельности; государственный энергетический надзор. Регулирует вопросы безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Функции: ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов . Функции: охрана водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения вод; предоставление информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного водного кадастра, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому так важно было создать ЕГСЭМ, которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды.

По созданию подсистем ЕГСЭМ активно ведутся работы на территориях Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кроме того, организуются региональные единые системы экологического мониторинга. Например, на территории Уральского региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы экологического мониторинга Северо-Западного и Северного регионов.

Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой. Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.

3.3 Региональный мониторинг Российской Федерации

Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и ведомств, их слияния и разделения.

На региональном уровне экологический мониторинг или контроль обычно вменяется в обязанность следующим организациям:

УТЭН (Ростехнадзор) по региону (наблюдение и контроль над выбросами и сбросами действующих предприятий).

ГУМС Росгидромета (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

Региональный орган Роспотребнадзора (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

Региональный орган МПР (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

Предприятия, осуществляющие выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

Различные ведомственные структуры (подразделения МЧС, предприятия водно-канализационного хозяйства и проч.).

Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждой из них в области экологического мониторинга.

В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.). И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man and Biosphere).

Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа постов наблюдений, очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.

Основной уровень функционирования системы регионального мониторинга – ландшафтный. Из основных составляющих ландшафта наиболее уязвимым блоком является атмосферный воздух, накапливающий газообразные загрязнения в результате сбросов и выбросов всей наземной, морской и воздушной техникой; многие загрязнители под действием ветров и воды переносятся с воздушными массами и потоками воды на большие расстояния.

Система мониторинга атмосферы региона определяет проведение непрерывных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, метеорологическими условиями; предусматривается также отслеживание критического состояния, чтобы вовремя принять меры по предотвращению ущерба здоровью населения региона и его природе. Для мониторинга атмосферы нужна следующая информация: эталоны качества воздушного бассейна (нормы ПДК), состояние воздушного бассейна (включая метеорологические характеристики и характеристики загрязнения воздуха на территории края) за отдельные промежутки времени, выбросы вредных веществ в атмосферу, уровни загрязнения атмосферы с учетом прогноза погоды, изменения условий климата и специфики выбросов.

Среди задач, выполняемых наземными службами наблюдения, следует выделить:

непрерывный мониторинг за загрязнением атмосферы источниками выбросов вредных веществ и метеоусловиями в крае и отдельных регионах;

степень загрязнения атмосферы, включая аварийные залповые выбросы, с учетом метеоусловий; прогноз загрязнения атмосферы с учетом прогноза климатических характеристик;

выработка рекомендаций по улучшению состояния атмосферы в различные периоды; оценка проводимых воздухоохранных мероприятий, программ, проектов, направленных на улучшение состояния атмосферы.

Важными объектами подсистемы мониторинга атмосферы являются источники вредных выбросов в атмосферу (стационарные и передвижные), воздух в различных районах края и промышленных городов. Источники выбросов в регионе могут быть распределены неравномерно и заметно различаться по объему и характеру выбросов (высота, скорость выхода и температура выбрасываемых газов). На крупных дымовых трубах необходимо установить датчики автоматического контроля выбросов, которые могут поставлять сведения непосредственно в центр сбора и обработки информации.

Система мониторинга предусматривает организацию банка информации о выбросах, куда необходимо заносить сведения об источниках и нормативах выбросов для каждого из них, а также материалы инструментального контроля за выбросами. Загрязнение атмосферы на территории промышленных предприятий и в их санитарно-защитной зоне оценивается в основном по выбросам низких и неорганизованных источников. Контроль загрязнения атмосферы воздуха на территории самого предприятия является заботой его руководства, поскольку оно обязано обеспечить безопасные условия труда своих работников при постоянном контроле служб Роспотребнадзора региона.

Степень загрязнения атмосферы региона зависит от расположения источников выбросов и характеристики подстилающей поверхности. Например, при расчетах уровня загрязнений районов следует выделить промышленные и агроландшафтные зоны, а в городах – промышленную и жилую зоны, плотность и этажность застройки. Следует учитывать также лесопарковые и зеленые зоны, поскольку они активно улучшают атмосферу.

В состав сети мониторинга атмосферы включаются: пункты наблюдений, стационарные и передвижные посты наблюдений, стационарные и передвижные лаборатории для анализа проб атмосферного воздуха, центры сбора и обработки информации о состоянии загрязнения отдельных регионов. В пунктах наблюдений по специальной программе систематически проводятся наблюдения за состоянием атмосферы и отбор проб для последующего определения содержания загрязняющих веществ.

Контроль загрязнения атмосферы, осуществляемый путем наблюдения за её состоянием, определяет порядок размещения стационарных постов совместно с Росгидрометом и Территориальных подразделений ФС Роспотребнадзора на основании изучения генерального плана городов и всего региона, полей концентрации отдельных загрязнителей, метеорологических особенностей конкретных территорий. Станция контроля за загрязнением располагается на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с непылящим покрытием (газон, асфальт, твердый грунт), отражающей характерное состояние атмосферы определенного района. Посты контроля за загрязнением располагаются в жилых районах и в местах, наиболее подверженных скоплению вредных веществ. Следует учитывать, что повышение концентрации загрязнителей часто наблюдается возле неорганизованных источников и на расстоянии от них в 10-40 высот промышленных труб. Посты контроля в городе следует максимально оснащать автоматизированными системами. В процессе работы выделяются группы постов с близкими значениями концентраций и только затем в каждой группе оставляется один наиболее репрезентативный. Стационарные посты в городе дают объективную информацию о загрязнении атмосферы, используемой для оперативного обслуживания заинтересованных организаций. Сеть постов характеризует общее загрязнение атмосферы города, вызванное турбулентной диффузией примесей. Размещение стационарной сети наземных наблюдений в городе базируется на изучении экологических и архитектурных особенностей кварталов с учетом опыта размещения таких объектов у нас и за рубежом.

Мониторинг водных объектов выделяется в автономную систему, целью которой является информационное обеспечение управления качеством окружающей среды региона и его районов. Проектирование мониторинга водных систем базируется на принципе единства природных вод, что обусловливает организацию сети наблюдений за их атмосферными, поверхностными и подземными источниками. Объекты мониторинга выбираются исходя из назначения водных объектов для населения или промышленности конкретного города или района. Основные объекты водного мониторинга представляют собой сложные природнотехнические или технические системы. Функционирует ряд организаций, использующих в своей работе данные измерений на водных объектах в городах и станицах края. Пункты наблюдений представляют собой точки, где систематически осуществляется отбор проб для последующей оценки показателей качества воды природных источников, качества воды для питьевых целей или сточных вод для технических целей. В качестве постов наблюдений можно использовать существующие и строящиеся гидрометеорологические посты или станции и посты наблюдения за окружающей средой. Передвижные средства наблюдений представляют собой экспериментальные лаборатории, оснащенные оборудованием для оценки состояния водных систем экспрессными или дистанционными автоматизированными методами; на участках рек, озер и водохранилищ для отбора проб применяются различные плавсредства. Автономные пункты наблюдений представляют собой автоматические станции контроля качества воды, выполняющие работу в автономном режиме эффективными методами при проведении исследований в структуре водного мониторинга и при изучении местной специфики состояния водных систем.

Региональные станции осуществляют наблюдения в соответствии с программой водного мониторинга при стационарных исследованиях. Они оснащены лабораториями (гидрохимические и гидробиологические) для выполнения анализов воды. По возможности внедряются автоматические методы отбора проб и автоматическое определение показателей. Такие станции обеспечивают работу соседних пунктов наблюдения, собирают, анализируют, ведут первичную обработку и обобщение полученных данных самой станции и относящейся к ней части сети наблюдений (пунктов наблюдения). Станции обеспечивают также передачу информации в центр организации мониторинга. Важнейшей частью сети наблюдения является полигон наблюдения или отбора проб, где ведутся постоянные (периодические) измерения количественных и качественных показателей состояния водных систем.

Рассмотрим специфику Дальнего Востока, а особенно Приморского края. Приморский край является уникальным в экологическом отношении. Комплексная оценка потенциала даётся в работах многих местных исследователей. Стоит особенно отметить работы В.М. Урусова [43]. Специфика Дальнего Востока проявляется в следующих аспектах:

Географические предпосылки. Природно-климатические условия, обусловленные системой Японского моря, Охотского моря и Берингова моря, а также подверженности региона экстремальным природным условиям – тайфунам, наводнениям, цунами, землетрясениям.

Геополитические предпосылки . Наличие взаимных интересов стран и районов, прилегающих к российскому Дальнему Востоку (США, Япония, КНР, КНДР). Кроме того, существуют определенные взаимосвязи в обеспечении безопасности этих стран и районов, в регулировании функций границ, в появлении и решении геополитических проблем в этом регионе.

Экономические предпосылки . Состоят в стремлении к эффективности использования природных ресурсов одного района в другом и базирующейся на этой основе взаимодополняемости хозяйственных структур, сформировавшихся в разных районах. Уникальность некоторых ландшафтов даёт возможность использовать их в качестве рекреаций.

Экологические предпосылки . Заключаются в специфичности ландшафтов, наличии широкой сети ООПТ и развитой биологической научной базы.

Система регионального мониторинга Дальнего Востока состоит из биосферного мониторинга ООПТ, региональной сети станций Росгидромета, а также работ по локальному мониторингу.

Отметим крупные проекты, реализованные в данном регионе: сахалинские нефтяные проекты, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан и др. Для контроля за работой этих потенциально экологически опасных производств требуется устойчивая система экологического мониторинга [12].

Читайте также: