Конституционный контроль в субъектах рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

В субъектах данную функцию осуществляют конституционные и уставные суды субъектов, основной задачей которых является обеспечение реализации и защиты норм учредительного акта субъекта.

ФКЗ осуществляет рамочное регулирование деятельности Конституционных уставных судов, а именно:

Создание данного органа – это право субъекта.

Определяет их компетенцию, связанную:

с рассмотрением вопросов соответствия учредительному акту субъекта, законов субъекта, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления;

толкованием учредительного акта субъектов.

ФКЗ содержит закрытый перечень полномочий, однако Конституционный Суд в определении от 06.03.2003 сформулировал следующую правовую позицию: в учредительных актах субъектов возможно закрепление дополнительных полномочий судов, но при этом Конституционные (уставные) суды не должны вторгаться в компетенцию Конституционного Суда России и других федеральных судов.

Определён источник финансирования за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

Закон определяет источники правового регулирования деятельности органов региональной конституционной юстиции (закон субъекта).

Решение органов региональной конституционной юстиции, принятое в пределах полномочий не может быть пересмотрено иным судом, является общеобязательным на территории субъекта для исполнения всеми органами власти субъекта.

На сегодняшний день создано 17 органов конституционного контроля, из них 3 – уставные суды (Санкт-Петербург, Калининградская область, Свердловская область), остальные суды – в республиках.

Тема 5. Основы конституционного строя.

1. Понятие основ конституционного строя.

на источник критериев построения порядка, а также

на сферу действия Конституции – это общество и государство.

Конституционный строй – это установленное посредством конституционных норм идеальная модель взаимодействия личности, общества, государства, практическая реализация которой позволяет достигать целей, определённых в качестве основ конституционного строя.

Основы конституционного строя – это система исходных конституционных принципов, отражающих социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные ценности общества и государства, а также цели их развития

2. Социально правовое значение основ конституционного строя.

Социально правовое значение основ конституционного строя состоит в следующем:

ОКС определяют индивидуальный перечень общественных и государственных ценностей, достижение которых является целью общества и государства.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В.В. ГОШУЛЯК,

доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, декан юридического факультета Пензенского государственного унверситета vvgoshulyak @ rambler . ru

А.В. ГОШУЛЯК,

кандидат юридических наук, доцент Пензенского государственного университета vvgoshulyak @ rambler . ru

Ключевые слова: конституционный контроль, конституционный надзор, субъект Российской Федерации.

The Е ssence and the Content of the Constitutional Control in Subjects of the Russian Federation

Goshulyak V., Goshulyak A.

The essence and the content of the constitutional control in territorial subjects of the Russian Federation, as well as the ratio of the concepts “constitutional supervision” and “constitutional control” are revealed, the bodies exercising the constitutional are described.

Keywords: constitutional control, constitutional supervision, territorial subject of the Russian Federation.

Одно из основных направлений деятельности конституционных и уставных судов — конституционный контроль за соответствием законов субъектов Российской Федерации конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ).

В.Е. Чиркин понимает под конституционным контролем особый, отдельный вид государственной деятельности, осуществляемой органами, не входящими в классическую триаду властей, а именно органами контрольно-надзорной власти[2].

Немецкий ученый А. Бланкенагель определяет конституционный контроль как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов[3].

По определению Н.В. Витрука, конституционный контроль есть специфическая функция органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства. Конституционный контроль может выступать в качестве специализированного механизма охраны Конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы[4].

Ю.Л. Шульженко полагает, что конституционный контроль — это деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов Конституции, законам, в ходе которых данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия[5].

С.Э. Несмеянова определяет конституционный контроль как деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение верховенства Конституции, предупреждение издания неконституционных нормативных актов, установление и устранение не соответствующих Конституции законов, иных нормативных актов или действий, и, в случае необходимости, толкование Конституции и законов[7].

Н.С. Бондарь характеризует конституционный контроль как особый универсальный институт разрешения социальных противоречий и конфликтов, представленный деятельностью Конституционного Суда РФ, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ[8].

О.В. Брежнев определяет конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности, направленной на обеспечение правильного применения Конституции и обусловленных ею законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства[9].

Каждое из приведенных определений представляет значительный интерес и имеет право на существование. На их основе считаем возможным предложить собственное определение конституционного контроля применительно к субъектам РФ. Конституционный контроль в субъектах РФ — это публичная деятельность специализированных органов по обеспечению верховенства и прямого действия региональных конституций и уставов, позволяющая в целях поддержания конституционной законности и защиты прав граждан отменять действие неконституционных нормативных правовых актов и правовых норм.

Следовательно, функции, осуществляемые контролирующими и надзорными органами, различны, так как перед этими органами стоят разные задачи, хотя и реализуемые во имя единой цели — поддержания конституционного правопорядка.

В результате признания конституционным (уставным) судом регионального нормативного правового акта неконституционным последний утрачивает свою силу. Это в полной мере относится и к признанию неконституционными отдельных правовых норм, которые также утрачивают свою силу при том, что сам нормативный правовой акт продолжает действовать.

Полномочия по признанию региональных актов не соответствующими конституции (уставу) субъекта РФ имеются только у специализированных органов конституционного контроля — конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Вместе с тем суды общей юрисдикции и арбитражные суды в рамках рассмотрения конкретного дела также могут проверять нормативные правовые акты на их конституционность. Однако правовые последствия таких проверок разные. Конституционные и уставные суды признают нормативные правовые акты недействительными с момента их принятия, а остальные суды — недействующими с момента вынесения решения суда.

Оценивая Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П, Ж.И. Овсепян отметила, что оно представляет собой компромисс судов разных видов в части, касающейся их участия в осуществлении функции конституционного контроля. С одной стороны, Конституционный Суд РФ, признавая за судами общей юрисдикции и арбитражными судами право в связи с рассмотрением конкретного дела осуществлять проверку соответствия закона субъекта РФ федеральному закону, тем самым практически наделяет эти суды правом конституционного надзора. Более того, в постановлении не исключается такая перспектива, как наделение судов общей юрисдикции и арбитражных судов правом абстрактного конституционного надзора. С другой стороны, Конституционный Суд РФ, по сути, заявил о своем намерении опираться на суды общей юрисдикции и арбитражные суды как на нижестоящие звенья судебной системы[13].

Таким образом, можно назвать следующие правовые последствия принятия незаконных региональных правовых актов:

— приостановление действия акта;

— прекращение действия акта или его изменение компетентным государственным органом;

— признание регионального акта конституционным (уставным) судом субъекта РФ недействительным;

— признание акта судом общей юрисдикции или арбитражным судом недействующим и отказ от его применения.

Анализ практики государственно-правового развития, законодательства РФ показывает, что конституционным (уставным) контролем в субъектах РФ занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем среди субъектов конституционного контроля выделяются такие, для которых названная деятельность является первостепенной, главенствующей, и для этой цели они созданы.

К органам, занимающимся конституционным контролем в субъектах РФ, относится глава субъекта РФ, который имеет право отмены нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, право вето на принятый региональным парламентом закон, право обращения в специализированные органы конституционного контроля (там, где они созданы) с запросом о соответствии регионального закона конституции (уставу) субъекта РФ, а также с запросом о толковании Основного Закона субъекта РФ.

Важная роль в осуществлении конституционного (уставного) контроля отведена региональным парламентам. Отметим, что в конституциях (уставах) субъектов РФ фактически отсутствуют положения, касающиеся их полномочий в области конституционного контроля. Здесь можно вести речь как о предварительном, так и о последующем нормоконтроле. Следовательно, в субъектах РФ функция осуществления конституционного контроля принадлежит законодательным и исполнительным органам субъектов РФ. Однако для этих органов конституционный контроль не является главным направлением деятельности, а составляет лишь малую часть их функций. В этой связи согласимся с Н.В. Витруком, который заметил, что подобные публичные органы осуществляют общий конституционный контроль и надзор[14].

Таким образом, конституционный контроль в субъектах РФ представляет собой публичную деятельность специализированных органов по обеспечению верховенства и прямого действия региональных конституций и уставов, позволяющую в целях поддержания конституционной законности и защиты прав граждан отменять действие неконституционных нормативных правовых актов и правовых норм.

Несмотря на то что функция осуществления конституционного контроля принадлежит главе субъекта РФ, законодательным и исполнительным органам субъектов РФ, эта функция для них — не главное направление деятельности. В этой связи основным специализированным органом, осуществляющим конституционный контроль, является конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации.

1 См.: Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. — М., 1984. С. 187.

2 См.: Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. — М., 2002. С. 165—166.

3 См.: Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ / Советское государство и право. 1989. № 1. С. 102.

4 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991—2001 годы): очерки истории и практики. — М., 2001. С. 71.

5 См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. — М., 1998. С. 9.

6 См.: Насырова Т.Я. Конституционный контроль. — Казань, 1992. С. 12.

7 См.: Несмеянова С.Э. Правовые проблемы становления специализированного конституционного контроля в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1994. С. 8.

8 См.: Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 47.

9 См.: Брежнев О.В. Защита основных прав и свобод граждан в Конституционном Суде Российской Федерации: автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 1998. С. 19.

10 См., например: Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. — М., 1968. С. 7.

11 См.: Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия: сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики. — Томск, 1999. С. 28; Насырова Т.Я. Указ. раб. С. 11; Несмеянова С.Э. Указ раб. С. 8; Пирбудагова Д.Ш. Институт конституционного контроля и охрана конституционной законности в Республике Дагестан: вопросы истории, теории и практики. — Махачкала, 2003. С. 11—12; Сафонов В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика. — М., 2003. С. 5; Хабриева Т.Я. Конституционный надзор и конституционный контроль в свете концепции современной конституции // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского ун-та. 2005. Вып. 4. С. 116; Шаповал В.Н. Сущностные характеристики конституционного контроля // Конституционное правосудие. 2005. № 1 (27). С. 49; Шульженко Ю.Л. Указ. раб. С. 4.

12 См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2000 г. — М., 2001. С. 85—97; СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

13 См.: Овсепян Ж.И. Разграничение юрисдикции конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции и процессуальное законодательство Российской Федерации // Конституционная юстиция в Российской Федерации: сб. ст. — Екатеринбург, 2003. С. 73—74.

14 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособ. — М., 2005. С. 48.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: