Главный комитет по крестьянскому делу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Находился в непосредственном ведении и под председательством императора.

B отсутствие императора председательствовал кн. А. Ф. Op- лов (03.01.1857 — 25.09.1860), затем вел. кн. Константин Николаевич (25.09.1860-19.02.1861).

B состав комитета входили: гр. Д. H. Блудов, гр. В. Ф. Адлерберг, бар. М.А.Корф (03.01.1857—17.02.1858), кн. П.П.Гагарин, К.В.Чев- кин, Я.И.Ростовцев (03.01.1857 — 06.02.1860), вел. кн. Константин Ни­колаевич (с 30.07.1857), министры: внутренних дел, финансов, государ­ственных имуществ (с 22.04.1857), юстиции (с 17.01.1858).

Управление делами комитета было возложено на государственного сек­ретаря В. П. Буткова, делопроизводство комитета вела Государственная кан­целярия.

16.02.1858 император приказал переименовать Секретный комитет в Главный комитет по крестьянскому делу. C опубликованием указа Сенату от

21.02.1858 об учреждении Главного комитета по крестьянскому делу его су­ществование получило гласность.

Комитет рассмотрел проекты рескриптов губернаторам, согласно ко­торым на местах образовывались губернские дворянские комитеты; про­грамма работы последних также была выработана комитетом. Подготовлен­ные губернскими комитетами проекты рассматривались созданной при нем

15.07.1858 Особой комиссией в составе С.С.Ланского, гр. В.Н.Панина, М. H. Муравьева, Я. И. Ростовцева.

30.03.1859 были учреждены Редакционные комиссии для составления проекта общего положения об устройстве быта помещичьих крестьян. Ha ко­миссии возлагалось составление систематического свода из проектов губерн­ских комитетов, составление проектов общего положения о крестьянах, вы­ходящих из крепостной зависимости, и других законопроектов.

Первоначально были созданы две комиссии: одна — для составления про­ектов общих положений, а другая — местных. Однако на практике комиссии объединились в одну. Председателем комиссий являлись сначала Я. И. Рос­товцев (30.03.1859 — 06.02.1860), затем гр.В.Н.Панин (18.02.1860 — 19.02.1861). B комиссии входили 17 представителей министерств и ведомств и 21 член-эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу по приглашению председателя.4 Ha время деятельности им был при­дан Земский отдел МВД. Комиссии состояли из трех отделений: хозяйствен­ного (20 членов), административного (11 членов) и юридического (7 членов).

29.04.1859 в составе Редакционных комиссий была создана финансовая комиссия (9 членов) для подготовки выкупного проекта.

B перйод деятельности Редакционных комиссий комитет не имел влия­ния на составление проектов реформы.

10.10.1860 Редакционные комиссии были закрыты, а подготовленные ими проекты поступили на рассмотрение комитета, после чего были пред­ставлены в Общее собрание Государственного совета.

Последнее заседание комитета состоялось 14.02.1861.5

19.02.1861 комитет упразднен в связи с завершением деятельности одно­временно с утверждением законодательных актов об отмене крепостного права.

4 Состав комиссий см.: Освобождение крестьян в царствование императора Алек­сандра II: Хроникадеятельности комиссий по крестьянскому делу H. П. Семено­ва. СПб., 1889. Т. 1. С. 735-737.

Смотреть что такое ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ в других словарях:

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

правительственное учреждение для рассмотрения проектов отмены крепостного права, созданное в феврале 1858. Преобразован из Секретного комитета . смотреть

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

учрежден в февр. 1858 на основе преобразованного Секретного к-та по крест. вопросу в связи с подготовкой отмены крепостного права в России. Находился в. смотреть

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

правительственный орган, созданный для рассмотрения проектов отмены крепостного права и разработки общей правительственной линии в деле освобождения крестьян. Преобразован из Секретного комитета по крестьянскому вопросу в феврале 1858 г., что свидетельствовало о прекращении тайного характера процесса подготовки реформы. Находился в непосредственном ведении императора Александра II. Первый пред. комитета — пред. Государственного совета — А. Ф. Орлов, затем — великий князь Константин Николаевич. Члены комитета: некоторые министры, шеф корпуса жандармов, отдельные члены Государственного совета. Упразднен 19 февраля 1861 г. смотреть

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

учрежден в феврале 1858 г. на основе преобразованного Секретного комитета по крестьянскому вопросу в связи с подготовкой отмены крепостного права в России. Находился в непосредственном ведении императора. В марте 1859 г. при главном комитете были созданы редакционные комиссии для рассмотрения материалов, поступавших из губернских комитетов, и составления общего законопроекта об освобождении крестьян. Упразднен 19 февраля 1861 г. (см. Секретные комитеты). смотреть

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ

Для обоснования необходимости и возможности отмены крепостной зависимости, а также для проведения крестьянской реформы в 1858 г. был сформирован Главный комитет, который занимался крестьянским вопросом. В этом же году было начато формирование губернских комитетов для подготовки крестьянской реформы.

Учреждение Главного комитета

03.01.1857 г. в России учредили Секретный комитет. Целью его деятельности стала выработка общих принципов и оснований для возможной отмены в государстве крепостничества.

1858. Образование Главного комитета по крестьянскому вопросу

Непосредственный контроль за деятельностью Комитета осуществлял сам император. Он же был председателем. При отсутствии государя его заменяли князь А. Орлов и великий князь Константин Николаевич. Они выполняли полномочия председателя на заседаниях Комитета в разное время. В состав этого органа ввели Д. Блудова, В. Адлерберга, М. Корфа, П. Гагарина, К. Чевкина, Я. Ростовцева. Членами комитета также назначили ряд министров ключевых министерств. Функции в сфере управления делами исполнялись госсекретарем В. Бутковым, за исполнение задач в делопроизводстве ответственность несла Госканцелярия.

Комитет в рамках своих заседаний рассматривал вопросы, касающиеся общих оснований для осуществления реформы. Он также работал над планами по началу работ, связанных с освобождением от крепостной зависимости крестьян, населяющих Виленскую, Ковенскую и Гродненскую губернии.

16.02.1858 г. произошло переименование Секретного комитета — он был назван Главным комитетом по крестьянскому делу. В уже 21.02.1858 г. данный орган начал работать на принципах гласности.

Главный комитет рассматривал проекты рескриптов, адресованных губернаторам. С 30.03.1859 г. были сформированы Редакционные комиссии. Их деятельность была связана с разработкой проекта с общим положением о бытовом устройстве крестьянского сословия помещиков. При этом за время работы этих комиссий Комитет не мог влиять на разработку проектов преобразования в крестьянском вопросе. Прекращение деятельности Редакционных комиссий произошло 10.10.1860 г. После этого Комитету были направлены разработанные ими проекты. Члены Комитета рассмотрели их.

Последний раз Комитет собрался на заседание 14.02.1861 г. Спустя всего 5 дней, 19.02.1861 г. его ликвидировали из-за утверждения необходимых нормативных актов, касающихся вопроса отмены крепостной зависимости.

Губернские комитеты в подготовке реформы

Губернские комитеты в подготовке реформы

После появления Секретного комитета уже 26.07.1857 г. состоялось официальное представление проекта реформы министром внутренних дел С. Ланским. Предполагалось сформировать во всех губерниях дворянские комитеты. Они наделялись правом предлагать собственные поправки в проект преобразований. Александр II в своем рескрипте виленскому генерал-губернатору В. Назимову от 20.11.1857 г. узаконил программу.

По данной программе предусматривалась ликвидация личной зависимости крестьянского населения с одновременным сохранением в помещичьей собственности всей имеющейся земли. Помещикам предоставили возможность сохранить за собой и вотчинную власть над крестьянами. Последним предлагались некоторые земельные наделы, но за их получение требовалась уплата оброка или отбытие барщины. Со временем должно было быть предоставлено право на выкуп крестьянского имущества.

По достижении совершеннолетия 22 апреля 1834 (день принесения им присяги) Наследник-Цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи: в 1834 в Сенат, в 1835 введён в состав Святейшего Правительствующего Синода, с 1841 член Государственного Совета, в 1842 — Комитета министров.

Воинская служба у будущего императора проходила довольно успешно. В 1836 году он уже стал генерал-майором, с 1844 года полный генерал, командовал гвардейской пехотой. С 1849 года Александр — начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848 годов. Во время Крымской войны 1853-56 годов с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы.

В своей жизни Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855 году, он получил тяжелое наследие. Ни один из вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение.

Внутренняя и внешняя политика.

Александр II уверенно и успешно вёл традиционную имперскую политику. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию (в 1865-81 годах в состав России вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877-78 годов.

После подавления Польского восстания 1863-64 годов и покушения Д. В. Каракозова на его жизнь 4 апреля 1866 года Александр II пошел на уступки охранительному курсу, выразившиеся в назначении на высшие государственные посты Д. А. Толстого, Ф. Ф. Трепова, П. А. Шувалова.

В 1867 году Аляска (Русская Америка) была передана Соединенным Штатам.

Реформы продолжались, но вяло и непоследовательно, почти все деятели реформ за редким исключением, получили отставку. В конце своего царствования Александр склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

• Отмена крепостного права

• Реформа самоуправления (земское и городовое положения) (Земская реформа 1 января 1864г — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Всеми делами в земстве, касавшимися прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Городская реформа 1870г — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.)

• Судебная реформа (Судебный устав 1864г — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как, должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.).

• Военная реформа (Милютинские военные реформы прошли в период 60 — 70-х гг. XIX векаВоенные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические.).

• Реформа образования (В ходе реформ 60-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.).

Главный комитет по крестьянскому делу.

Правительственное учреждение, созданное в феврале 1858 г. (преобразован из Секретного комитета по крестьянскому вопросу) для рассмотрения проектов отмены крепостного права. Главный комитет по крестьянскому делу находился под непосредственным контролем императора Александра II. Председателем комитета был председатель Государственного совета князь А. Ф. Орлов, а затем брат царя великий князь Константин Николаевич. В комитет входили некоторые министры, шеф корпуса жандармов, отдельные члены Государственного совета и др. Комитет был упразднен 19 февраля 1861 г. в связи с завершением своей миссии и осуществлением крестьянской реформы.

Читайте также: