Конституционная модель местного самоуправления кратко

Обновлено: 03.07.2024

Определив в качестве системообразующего признака местного самоуправления правовое положение, структуру, порядок формирования и характер взаимоотношений его органов, важно выявить, в каких организационных моделях эти элементы могут проявляться в муниципально-правовой практике.

Организационная модель местного самоуправления - это система и структура органов местного самоуправления, наделенных собственной компетенцией, находящихся в вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между собой.

Закон № 131-ФЗ позволяет реализовать шесть организационных моделей местного самоуправления, причем некоторые, из них могут создаваться только в определенных муниципальных образованиях (например, в поселениях с численностью менее 100 человек, небольших сельских муниципальных образованиях, муниципальных районах).

Первую модель местного самоуправления принято именовать традиционной. Она допустима для всех основных типов муниципальных образований. Эта модель является достаточно распространенной и воспроизводит классическую схему разделения властных полномочий в системе органов публичной власти.

В рамках данной модели глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, одновременно занимая должность главы местной администрации. Председатель представительного органа избирается этим органом из своего состава.

Глава муниципального образования, возглавляя местную администрацию, выполняет исполнительно-распорядительные функции, распоряжается средствами местного бюджета, руководит аппаратом местной администрации. Все это делает правовое положение главы муниципального образования достаточно сильным по отношению к представительному органу, несмотря на то, что он остается подконтрольным и подотчетным населению и представительному органу муниципального образования.

Во второй модели глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, а местной администрацией руководит глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту. Эта модель также допустима для всех основных типов муниципальных образований.

Третья модель генетически является разновидностью второй модели. В данной модели глава муниципального образования избирается не на муниципальных выборах, а представительным органом из своего состава и является председателем представительного органа.

При этом и во второй, и в третьей модели, наряду с главой муниципального образования, в структуре органов местного самоуправления предусматривается замещаемая по контракту должность главы местной администрации, возглавляющего этот исполнительный орган муниципального образования.

Четвертая модель предусматривает совмещение должностей главы муниципального образования, главы местной администрации и председателя представительного органа. Она допустима только для небольших сельских поселений с численностью населения менее 1000 человек.

Модель отличается тем, что глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может замещать названные три должности и, соответственно, обладает расширенными полномочиями.

Глава муниципального образования в этой модели может избираться либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах, либо депутатами из своего состава. Данная модель местного самоуправления является альтернативной и может быть предусмотрена только в уставе муниципального образования.

Шестая модель представляет собой организационную модель, которая не использовалась в прежней отечественной практике местного самоуправления. В этой модели местного самоуправления представительный орган муниципального района (а равно городского округа с внутригородским делением) не формируется на основе прямых муниципальных выборов, а состоит из делегированных глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района (либо внутригородских районов). Главы поселений в силу занятия должности делегируются в состав представительного органа муниципального района.

Вышеизложенные организационные модели местного самоуправления встречаются в том или ином сочетании в законодательстве о местном самоуправлении и управлении зарубежных стран.

Например, в Великобритании основные модели организации местного самоуправления закреплены в Законе о местном самоуправлении от 28.07.2000 (Local Government Act, 28th July).

Местная власть в Соединенном Королевстве представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением путем прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии - на три года), а также исполнительными органами, формируемыми в соответствии со следующими моделями.

Мэр, являясь главой исполнительной власти, осуществляет контроль над заседаниями совета, назначает руководителей отделов, возможно, с одобрения совета. При этом мэр может наложить вето на постановления, которые принимает совет.

В США существует две разновидности данной модели: сильный мэр (the strong-mayor) и слабый мэр (the weak-mayor).

Исторически форма комиссии позиционируется как важное направление повышения эффективности местного управления путем привлечения специалистов, экспертов (членов администрации), при совмещении исполнительных и представительских полномочий.

В ФРГ, несмотря на широкие законодательные возможности для разнообразной организации местного самоуправления, почти во всех федеральных землях местное самоуправление организовано одинаково. Долгое время, до конца 1999 года, в Германии существовала вся палитра теоретически возможных моделей организационной структуры местного самоуправления (южно-германская модель, северо-германская модель, модель магистрата; модель бургомистра, назначаемого советом). Однако максимально эффективной для Германии оказалась южно-германская модель, при которой бургомистр избирается прямыми выборами и одновременно возглавляет два органа власти - представительный и исполнительный.

Во Франции местное самоуправление организовано следующим образом. Представительный орган - муниципальный совет - избирается всеобщим прямым голосованием жителей коммуны. Исполнительная власть представлена мэром и его заместителями. Мэр, избираемый муниципальными депутатами на первом заседании нового муниципального совета, является единственным уполномоченным представителем администрации. Однако он может под своим наблюдением и под свою ответственность делегировать путем подписания постановления часть своих полномочий одному или нескольким заместителям. Реализация переданных полномочий, четко определенная и ограниченная конкретным предметом, может быть прекращена в любой момент.

Существуют также иные способы организации местного самоуправления и управления. Интерес представляют практика построения местного самоуправления Турции, Индии и некоторых других стран. Несмотря на вышеперечисленное многообразие организационных моделей местного самоуправления, представляется, что любое построение организационной модели местного самоуправления должно базироваться на внутренних связях местного населения, его интересов со структурой органов местного самоуправления, при этом немаловажное значение для организации местного самоуправления имеет социально-экономические и демографические характеристики муниципальных образований, а также местные традиции.

Конституция Российской Федерации установила в качестве одной из основ конституционного строя, что Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Споры о том, является ли местное самоуправление институтом гражданского общества или частью публично-властного механизма, по нашему мнению, не являются принципиальными. Как форма самоорганизации граждан, местное самоуправление является институтом гражданского общества, а как форма управления публичными делами – уровнем публичной власти в России. Последнее соответствует распространенному в мировой практике пониманию муниципальной автономии, при которой органы местного самоуправления мыслятся как самостоятельный элемент государственной (публично-властной) системы, имеющий четко определенную в законе сферу компетенции, а также ясно зафиксированные права, обязанности и ответственность.

  • необходимость четкого определения компетенций каждого уровня публичной власти;
  • необходимость закрепления и государственной защиты (гарантий) муниципальной автономии в соответствии с правилами главы 8 Конституции РФ.Весьма важно, что сфера местного самоуправления в таком понимании не отчуждается от политики. Принадлежность к системе, в которой распределяются власть и влияние, интегрирует местное самоуправление, а с ним и местные сообщества, в публично-политическую систему.

Конституционно-правовые основы, действующие Конституция РФ и федеральные законы определяют статус местного самоуправления как относительно самостоятельной системы управления в рамках отдельных муниципальных образований по решению вопросов местного значения, системы, органы которой (то есть органы местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

В соответствии с конституционными нормами в РФ не только признается местное (муниципальное) самоуправление, муниципальная собственность, в том числе и на землю, финансовая и бюджетная самостоятельность муниципальных образований, но и обеспечиваются их защищенность и гарантированность.

Это полностью отвечает проводимой в нашей стране политике в области местного самоуправления, а также международно-правовым стандартам, сформулированным в Европейской Хартии местного самоуправления.

Несмотря на конституционные основы самостоятельности местного самоуправления,' необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления и органы государственной власти являются важнейшей формой осуществления народовластия в нашей стране (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому нельзя говорить ни о каком абсолютном разделении государственной власти и муниципальной власти, органов муниципального самоуправления (ОМС) и органов государственной власти, их автономности и полной независимости друг от друга, а тем более их противопоставлении. И то и другое – составные части, элементы единого конституционного (но не государственного) механизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 6. Международно-правовая модель Таможенного союза

§ 1. Правовая модель технического регулирования в Европейском Союзе

§ 1. Правовая модель технического регулирования в Европейском Союзе В Европейском Союзе подход к техническому регулированию претерпел два этапа. Первый, начатый еще в период существования Европейских Сообществ, в 70-е гг. прошлого столетия, характеризовался первичным,

СТАТЬЯ 1390. Экспертиза заявки на полезную модель

СТАТЬЯ 1390. Экспертиза заявки на полезную модель 1. По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом

Статья 1390. Экспертиза заявки на полезную модель

Статья 1390. Экспертиза заявки на полезную модель 1. По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом

СТАТЬЯ 1390. Экспертиза заявки на полезную модель

СТАТЬЯ 1390. Экспертиза заявки на полезную модель 1. По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом

28. МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ

28. МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ Сущность гражданского оборота информации заключается в возможности реализовать исключительное право на информацию (на содержание информации).Содержание информации – право применять информацию в собственной, личной

Провозглашение независимости. Конституционная монархия

Провозглашение независимости. Конституционная монархия Предпосылки национального стремления к независимости в Бразилии к началу XIX в. были несравненно слабее, чем в испанских колониях. Недовольство финансовой политикой метрополии, особенно в отношении золотодобычи

27.3 Конституционная законность

27.3 Конституционная законность Под конституционной законностью понимается система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями.Конституционная законность предполагает следующие

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Читайте также: