Конституционализм это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Впервые в России конституционные проекты разработали декабристы. Однако учитывая то, что им не суждено было сбыться, они представляют интерес лишь в контексте изучения истории правовой мысли России, а в прикладном плане вряд ли актуальны.

Первым и не очень удачным конституционным актом в России стал Манифест 17 октября 1905 г., который, хоть и не являлся полноценной Конституцией, все же установил новую систему высших органов государственной власти, действовавших до 1917 г.

Формально первой российской Конституцией стала Конституция РСФСР 1918 г., которая совсем и не являлась конституционным актом в прямом смысле слова. Она узаконила социальное неравенство, лишила значительную часть населения гражданских прав, законодательно закрепила диктатуру пролетариата, а фактически – однопартийную тоталитарную диктатуру. Не менее жесткой в этом смысле стала Конституция СССР 1924 г., которая повторила многие положения предыдущей, распространив их на все теперь уже союзное государство.

Конституция СССР 1936 г. и по своей форме, и по содержанию уже больше напоминала конституционный акт. Но в историю вошла полным несоответствием записанных в ней норм и гарантий реальной государственно-правовой практике. Она провозглашала множество прав и свобод, покончив с классовым неравенством прежних советских конституций, но при этом в государстве данные права не соблюдались, а репрессии приобрели колоссальный размах именно в годы ее разработки и принятия.

Конституция СССР 1977 г. (Конституция развитого социализма) была также предельно идеологизирована, провозглашала и законодательно закрепляла однопартийную систему и господство государственной собственности. Однако с 1988 г. в нее было внесено множество поправок, коренным образом изменивших ее по содержанию. Они принимались также в Конституции РСФСР 1978 г., которая перестала слепо дублировать союзную.

В период распада СССР российская Конституция учредила институт Президента, который в 1991-1993 гг. сосуществовал со старой и неэффективной системой Советов, доставшейся новой России по наследству. Конфликт между этими институтами был неизбежен, и осенью 1993 г. он вылился в вооруженное противостояние. После его окончания на референдум был вынесен президентский проект новой Конституции, который был одобрен гражданами 12 декабря 1993 г. С тех пор наша страна живет по ныне действующей Конституции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава II. История российского уголовного законодательства XX в. (Общая часть)

Глава II. История российского уголовного законодательства XX в. (Общая часть) § 1. Предмет и значение периодизации истории российского уголовного законодательства Историко-сравнительный метод познания уголовного права принадлежит к числу важнейших методологических

2.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

2.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми — в сфере организации и

2.3. Становление современного конституционализма в России

2.3. Становление современного конституционализма в России Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. — в рамках последней советской

6.2. Конституционные характеристики российского государства

6.2. Конституционные характеристики российского государства Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с

Прогнозы о будущем российского бизнеса

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

§ 10. Политический режим Российского государства

§ 10. Политический режим Российского государства Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране

§ 11. Перспективы развития Российского государства

§ 11. Перспективы развития Российского государства Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые

1. Признание и приобретение российского гражданства

1. Признание и приобретение российского гражданства 1.1. Понятие гражданства и признание российского гражданства В ст. 3 Закона о гражданстве 2002 г. дано следующее определение гражданства: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской

1.2. Приобретение российского гражданства

1.2. Приобретение российского гражданства Теперь рассмотрим другую категорию отношений, связанных с гражданством: отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства, если проанализировать его по наступающим последствиям, очень сходно с признанием

Глава 5. Возникновение Российского государства

Глава 5. Возникновение Российского государства 5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государстваПечальное зрелище представляла собой земля, на которой жили славяне, некогда объединенные в Древнерусское государство.Разгромленные, но не завоеванные

сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом.

К. - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Основными компонентами являются:

1) конституционные идеи, в частности, глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом; приоритет человеческой личности, уважение ее достоинства; участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, а демократический порядок их формирования, подчиненность деятельности этих органов интересам народа; наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений; общественное сознание, построенное на убеждении в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права;

2) наличие нормативно-правового фундамента, что проявляется, прежде всего, в создании и принятии официальной конституции, закрепляющей набор конституционно-правовых институтов. Последние в совокупности создают демократический К., когда в них отражаются: демократическое общество и государство; свобода личности, демократические права и свободы граждан; инструменты власти, сочетающие прямое народовластие и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга;

избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов; политический плюрализм и многопартийность;

3) наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции. Налицо может быть реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком К. в данном случае говорить нельзя. Надо предполагать демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть К., когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует (как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.). Таким образом, частью К. является соответствие конституции фактическим общественным отношениям;

4) система защиты конституционного строя и конституции. К. требует верховенства конституции. Нельзя подменять ее положения законом, указом президента, актом правительства. В федеративном государстве не может быть сведения на нет конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и с обеспечением авторитета конституции, в том числе в общественном сознании. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Конституция – это документ, который имеет сложную историю и ряд важных функций. В нем задекларированы важные положения, которые регулируют отношения между разными группами населения внутри страны, права человека и его обязанности.

На основе конституции пишут все законы и нормативно-правовые акты. Начнем с определения конституции.

Определение конституции: кратко и понятно

Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.

Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.


Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.

Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.

История конституции от античности до наших дней


Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Виды конституций в современном мире

Конституции классифицируют за разными критериями. Например, по способу принятий выделяют такие ее виды:

  • принятые в результате народного голосования. Для утверждения такого документа в стране проводят референдум, где население выражает свое мнение, соглашается или не соглашается с предложенным документом. Так приняли конституцию в Эстонии, России;
  • принятые в результате решения законодательного органа;
  • в некоторых странах функцию принятия конституции выполняют специально созданные для этого государственные органы: учредительные собрания, Конституционные ассамблеи.
  • гибкий, который можно изменять после принятия некоторых законов или проведения специальных процедур. В такие конституции время от времени вносятся правки и дополнения. Такой вид существует в Новой Зеландии;
  • жесткие конституции изменить непросто: для этого нужно создавать специальные комиссии, органы, это требует много времени и участия большого количества людей. Некоторые положения в них фиксируются как такие, которые нельзя изменить, например, в Италии нельзя изменить форму правления.

Конституции разделяют также по форме государственного строя (монархические, демократические, республиканские). До некоторого времени их разделяли на писаные (закрепленные в письменной форме) и неписанные.

До 30-х годов 19 века конституции в написанном виде существовали в нескольких государствах Европы, США и Франции. В правоведении различают юридические и фактические виды основных документов.

Функции конституции

За конституциями традиционно закрепляются такие функции:

Название функции

Способ реализации

Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя

Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ.

Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны.

Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека.

Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию.

Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них.

В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.

Этапы развития конституции в РФ

История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:


Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.

Структура Основного закона России

Структура Основного документа видоизменялась с течением времени. Первые Конституции считаются несовершенными с точки зрения юридического права: нормы были группированы несистематично и нелогично, некоторые разделы отсутствовали.

Действующая редакция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и раскрывает такие положения:

  • об основах конституционного права;
  • о правах и свободах человека;
  • об особенностях федеративного устройства;
  • о положении, правах и обязанностях перед населением Президента государства;
  • о федеральном собрании и его роли в управлении страной, о правительстве;
  • об специфических условиях осуществления судебной власти и местного самоуправления.

В последней главе включены поправки с 1993 года и пересмотр конституции на протяжении ее функционирования. Во втором разделе выложены заключительные положения документа.

Конституция – важный документ каждой страны, который формируется не одно десятилетие. Под влиянием разных исторических фактов, событий, перестройки устройства государств она изменяется для того, чтобы удовлетворять запросы времени и эпохи.

В этом видео вы узнаете еще много интересного о Конституции:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: