Зарождение государственной медицины в московском государстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Создание Аптекарского приказа, ставшего первым высшим органом медицинского управления в России.
Автор : Уролог Белов А.Б.
Дата публикации : 2006-12-02 00:42 Посмотреть или добавить комментарии : ()
Оценка пользователей : 0

Комментарии :

Информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения.
Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач.

© 2006-2022 Уролог Белов Александр Борисович.
При цитировании содержимого сайта прямая ссылка на страницу сайта обязательна!

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.




Потребности экономического развития страны, постоянная угроза военного нападения извне способствовали возникновению зачатков государственной медицины. В связи с этим в 1620 г. был создан Аптекарский приказ, ставший высшим органом медицинского управления в Московском государстве.

Военные события поставили перед Аптекарским приказом еще одну проблему – создание медицинской службы в русской армии. В связи с этим возникли дополнительные функции: назначение в войска лекарей и подлекарей, снабжение лекарствами полковых аптек, организация временных военных госпиталей, освидетельствование солдат о пригодности их к несению военной службы.

По распоряжению Аптекарского приказа в 1654 г. в русскую армию под Смоленск был направлен значительный отряд русских лекарей: Савелий и Моисей Гавриловы, Федор и Матвей Ивановы, Роман Лохавин, Максим и Артемий Прокофьевы, Артемий Азаров, Сергей Афанасьев и аптекарь Иван Михайлов. В Белгород в полк Соловьева посланы лекари Наум Осипов, Первой Потапов, Сидор Григорьев, Федор Захаров, Иван Минин. В первой половине XVII в. все расходы Аптекарского приказа оплачивались из общей казны, а впоследствии это учреждение имело собственный бюджет.

К 1681 г. штат Аптекарского приказа значительно увеличился. Среди 80 сотрудников было 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимика, 16 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, имелось 12 подьячих, огородники, толмач и хозяйственные работники.

В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта Школа русских лекарей. Вместе с тем продолжала действовать и система ученичества. Ученики лекарского и аптекарского дела направлялись к опытным докторам и аптекарям для получения медицинских знаний и врачебных навыков.

Первый набор в государственную школу состоялся в 1654 г. в количестве 30 учеников. Срок обучения в школе составлял 5-7 лет. Ввиду большой нужды в полковых лекарях в 1658 г. состоялся досрочный выпуск (через 4 года). Из числа окончивших 17 лекарей направлены в действующую армию, остальные – в Стрелецкий приказ для прохождения службы.


Рис. 10. Здание Монастырской больницы в Загорске.

В Москве на средства боярина Ртищева в 1656 г. была сооружена небольшая гражданская больница из двух палат. В 1635 г. при Троице-Сергиевом монастыре построены больничные палаты, которые сохранились и до настоящего времени.

Георгий Скорина родился между 1485 и 1490 г. в Полоцке в семье Луки, который вел обширную торговлю с другими странами. По желанию отца он был отправлен в Краков для обучения медицине. С 1503 по 1504 г. Георгий Скорина изучил медицинские науки и получил звание лекаря. В целях совершенствования знаний в области медицины он переехал в Падую – крупнейший научный медицинский центр Италии. В Падуанском университете он получил звание магистра и стал именовать себя Георгием Франциском Скориной. Через несколько лет настойчивой работы в области медицины Георгий Скорина добился разрешения держать экзамен на степень доктора медицины.

На основе изучения архивных и литературных источников стали известны имена новых докторов наук, также получивших ученую степень в области медицины в XVII в.

Иван Алманзенов (Иоан Эльмстон) – сын Ивана Фомича Эльмстона, переводчика Польского приказа, уроженец России. В 1629 г. Иван Алманзенов послан в Англию для изучения медицины в Кембриджском университете. Затем он совершенствовался в медицинских науках во Франции и Италии. В Россию вернулся в 1645 г., имея ученую степень доктора медицины.

Итак, в Московском государстве в XVII столетии заложены основы для развития государственной медицины. Открыты первые аптеки, школа русских лекарей, где готовились национальные врачебные кадры. В Московском государстве первыми докторами медицины стали Юрий Дрогобычский, Георгий Скорина, Иван Алманзенов, Петр Посников.

ЛЕКЦИЯ № 4. Медицина в древнерусском государстве. Киевская Русь IX–XIV вв

ЛЕКЦИЯ № 4. Медицина в древнерусском государстве. Киевская Русь IX–XIV вв 1. Историческая характеристика рассматриваемого периода Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало

ЛЕКЦИЯ № 5. Медицина в России XV–XVII вв

ЛЕКЦИЯ № 5. Медицина в России XV–XVII вв 1. Общая характеристика исторического периода. Необходимые понятия С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодальной раздробленности.Причины феодальной раздробленности:1) развитие феодального земледелия, а также

Глава XVII Наказание розгами уголовных и политических преступников

Глава XVII Наказание розгами уголовных и политических преступников Телесные наказания применялись не только по отношению к бродягам и праздношатающимся; во время преследования за еретичество пробовали применять плети и розги также и к не поддававшимся исправлению

Глава 5 Медицина в древнерусском государстве (IX-XIV вв.)

Глава 5 Медицина в древнерусском государстве (IX-XIV вв.) Во второй половине IX в. на обширных землях Восточной Европы образовалось Древнерусское государство с главным городом Киевом, известное в истории под названием Киевская Русь. При феодальном строе на Руси отделение

Глава 10 Медицина мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII в.)

Глава 10 Медицина мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII в.) Последняя стадия феодализма характеризовалась постепенным созреванием в его недрах капиталистических отношений. Уже в конце XIV – начале XV в. в некоторых районах Средиземноморья

Глава XVII Бедренные грыжи

Глава XVII Бедренные грыжи АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ БЕДРЕННОЙ ГРЫЖИРазличные виды бедренных грыж располагаются под паховой связкой в области скарпова треугольника. Верхняя часть скарпова треугольника сверху ограничена паховой связкой,

Глава XVII БУЛЛЕЗНЫЕ АУТОИММУННЫЕ ДЕРМАТОЗЫ

Глава XVII БУЛЛЕЗНЫЕ АУТОИММУННЫЕ ДЕРМАТОЗЫ В группу буллезных аутоиммунных дерматозов включены заболевания кожи, единственным или определяющим первичным морфологическим элементом которых является пузырь, а в патогенезе болезней определяющая роль принадлежит

Глава XVII. Омоложение организма в процессе занятий ГДТ

Глава XVII. Омоложение организма в процессе занятий ГДТ ГДТ — одно из самых эффективных средств продления жизни. Нет, наверное, такого человека, которому не хотелось бы жить долго. Однако, практически некто не работает над собой с целью продления жизни. В большинстве

Глава XVII. Польза зрения в неблагоприятных условиях

Глава XVII. Польза зрения в неблагоприятных условиях Согласно принятым понятиям гигиены зрения, важно оберегать глаза от огромного разнообразия внешних воздействий, избежать которые, зачастую, бывает очень сложно и от которых большинству людей приходится отказываться

Глава XVII. ФИЗИОЛОГИЯ ГАРМОНИИ

Глава XVII. ФИЗИОЛОГИЯ ГАРМОНИИ Саморегуляция человека Еще более отчетливо наше органичное единство со средой обитания, с окружающим нас безмерно сложным и многообразным миром, отраженное в анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, проявляется в

Зачат­ки вра­че­ва­ния у восточ­ных сла­вян отме­ча­лись еще в пер­во­быт­но­об­щин­ный пери­од. В обра­зо­вав­шем­ся после объ­еди­не­ния сла­вян­ских пле­мен обшир­ном Киев­ском госу­дар­стве наря­ду с куль­ту­рой про­дол­жа­ла раз­ви­вать­ся меди­ци­на. Древ­няя Русь зна­ла несколь­ко форм меди­цин­ской помо­щи: ремес­лен­но-меди­цин­ская прак­ти­ка част­но­го харак­те­ра, меди­цин­ское попе­чи­тель­ство и боль­нич­ная помощь.

Необ­хо­ди­мо отверг­нуть лож­ное утвер­жде­ние неко­то­рых исто­ри­ков меди­ци­ны (Рих­те­ра) о Древ­ней Руси как стране бес­куль­ту­рья, кос­но­сти, о гос­под­стве в рус­ской меди­цине того вре­ме­ни мисти­ки, гру­бо­го суе­ве­рия, а в быту рус­ско­го наро­да — вопи­ю­щей анти­са­ни­та­рии. Памят­ни­ки изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и пись­мен­но­сти, иссле­до­ва­ния архео­ло­гов пока­зы­ва­ют, что основ­ные сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские навы­ки рус­ско­го наро­да сто­я­ли на зна­чи­тель­ной для того вре­ме­ни высо­те. Наши пред­ки еще на заре их исто­рии име­ли пра­виль­ные пред­став­ле­ния в обла­сти сани­та­рии и гиги­е­ны— обще­ствен­ной, пище­вой и лич­ной. Для вре­ме­ни Киев­ско-Нов­го­род­ско­го госу­дар­ства харак­тер­но нали­чие у восточ­ных сла­вян опре­де­лен­но­го уров­ня сани­тар­ной культуры.

В неко­то­рых слу­ча­ях рус­ский народ опе­ре­жал сосед­ние стра­ны по внед­ре­нию в быт сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ских меро­при­я­тий. Ули­цы в Нов­го­ро­де и Льво­ве были вымо­ще­ны в X веке, т. е. зна­чи­тель­но рань­ше, чем ули­цы горо­дов Запад­ной Евро­пы. В Нов­го­ро­де уже в XI веке был дере­вян­ный тру­бо­про­вод. Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­ли остат­ки бани в Нов­го­ро­де в X веке, в Ста­рой Ладо­ге — в слое IX—X веков. Ино­стран­цы все­гда с удив­ле­ни­ем отме­ча­ли любовь рус­ских к бане. В дого­вор с Визан­ти­ей, отне­сен­ный по лето­пи­си к 907 г., было вне­се­но обя­за­тель­ство побеж­ден­ной Визан­тии предо­став­лять воз­мож­ность рус­ским куп­цам в Кон­стан­ти­но­по­ле поль­зо­вать­ся баней.

В фео­даль­ной Руси XI—XVI веков носи­те­ля­ми меди­цин­ских зна­ний яви­лись народ­ные вра­чи ремес­лен­ни­ки. Свой прак­ти­че­ский опыт они пере­да­ва­ли из поко­ле­ния в поко­ле­ние, исполь­зо­ва­ли резуль­та­ты непо­сред­ствен­ной наблю­да­тель­но­сти и опы­та рус­ско­го наро­да, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы и при­е­мы вра­че­ва­ния мно­го­чис­лен­ных пле­мен, вхо­дя­щих в состав обшир­но­го рус­ско­го госу­дар­ства. Прак­ти­ка вра­чей-ремес­лен­ни­ков опла­чи­ва­лась и пото­му была доступ­на лишь иму­щим сло­ям населения.

Город­ские лека­ри содер­жа­ли лав­ки для про­да­жи лекарств. Лекар­ства в основ­ном были рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния; с лечеб­ны­ми целя­ми исполь­зо­ва­лись десят­ки видов рас­те­ний. Архео­ло­ги­че­ские наход­ки пока­зы­ва­ют, что рус­ская зем­ля изоби­ло­ва­ла лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми и дава­ла бога­тый выбор для лечеб­но­го при­ме­не­ния. Это обсто­я­тель­ство отме­ча­ли запад­но-евро­пей­ские писа­те­ли. При­ме­ня­лись такие рас­те­ния, кото­рых не зна­ли в Запад­ной Европе.

Как было пока­за­но ранее, в Арме­нии, Гру­зии и у наро­дов Сред­ней Азии меди­цин­ские све­де­ния име­ли доволь­но широ­кое рас­про­стра­не­ние уже при пер­во­быт­но-общин­ном и рабо­вла­дель­че­ском строе. Эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные сно­ше­ния с Визан­ти­ей, Пра­вом, Арме­ни­ей. Гру­зи­ей и Сред­ней Ази­ей спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию в Киев­ской Руси меди­цин­ских знаний.

Вра­чи при­ез­жа­ли в Киев из Сирии, напри­мер, врач кня­зя Нико­лая Чер­ни­гов­ско­го (очень опыт­ный врач). При­ез­жа­ли так­же вра­чи из Армении.

Све­де­ния о дея­тель­но­сти вра­чей в Киев­ской Руси содер­жат­ся в раз­лич­ных источ­ни­ках: лето­пи­сях, юри­ди­че­ских актах того вре­ме­ни, уста­вах, дру­гих пись­мен­ных памят­ни­ках и памят­ни­ках мате­ри­аль­ной куль­ту­ры. Меди­цин­ские эле­мен­ты вво­ди­лись в систе­му рус­ских пра­во­вых поня­тий и юри­ди­че­ских опре­де­ле­ний: при юри­ди­че­ской оцен­ке здо­ро­вья чело­ве­ка, телес­ных повре­жде­ний, уста­нов­ле­нии фак­та насиль­ствен­ной смерти.

Мона­сты­ри в Киев­ской Руси были в зна­чи­тель­ной мере пре­ем­ни­ка­ми визан­тий­ской обра­зо­ван­но­сти. В их сте­ны про­ни­ка­ли и неко­то­рые эле­мен­ты меди­ци­ны, соеди­ня­лись с прак­ти­кой рус­ско­го народ­но­го вра­че­ва­ния, что дава­ло воз­мож­ность зани­мать­ся лечеб­ной дея­тель­но­стью. Пате­рик (лето­пись Кие­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, XI—XIII веков) содер­жит све­де­ния о появ­ле­нии в мона­сты­рях сво­их лека­рей и при­зна­нии свет­ских вра­чей. Сре­ди мона­хов ока­зы­ва­лось мно­го ремес­лен­ни­ков, хоро­шо вла­дев­ших сво­ей про­фес­си­ей; были сре­ди них и лечцы.

Обра­зо­ва­ние в Киев­ской Руси было в первую оче­редь досто­я­ни­ем лиц из пра­вя­ще­го клас­са и духо­вен­ства. Мно­гие лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния исто­ри­че­ско­го, юри­ди­че­ско­го и бого­слов­ско­го харак­те­ра, а так­же есте­ствен­но­на­уч­но­го содер­жа­ния, сохра­нив­ши­е­ся от вре­ме­ни Киев­ской Руси, сви­де­тель­ству­ют не толь­ко о высо­ком лите­ра­тур­ном талан­те их авто­ров, но и об их широ­кой осве­дом­лен­но­сти, общей обра­зо­ван­но­сти, зна­ком­стве с гре­че­ски­ми и латин­ски­ми источ­ни­ка­ми и мно­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Древ­не­го Востока.

В Киев­ской Руси XI—XIII веков вид­ны заро­ды­ши насто­я­щей нау­ки, т. е. эле­мен­ты объ­ек­тив­но­го, истин­но­го зна­ния о мате­ри­аль­ной дей­стви­тель­но­сти в духе сти­хий­но­го материализма.

Тата­ро-мон­голь­ское иго не спо­соб­ство­ва­ло сохра­не­нию древ­ней­ших лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний спе­ци­аль­но­го харак­те­ра, не имев­ших тако­го широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, как бого­слов­ские сочи­не­ния или юри­ди­че­ские кодексы.

Бич сред­не­ве­ко­вых рус­ских горо­дов и мона­сты­рей — мно­го­чис­лен­ные пожа­ры уни­что­жи­ли мно­го цен­ных источников.

В сере­дине XIII века Русь под­верг­лась татар­ско­му наше­ствию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Севе­ро-Восточ­ную Русь, а в 1240—1242 гг. осу­ще­ствил поход в Южную Русь. В 1240 г. тата­ры заня­ли Киев, южную часть Поль­ши, Вен­грию и Мора­вию. Татар­ское наше­ствие XIII века яви­лось страш­ным бед­стви­ем для рус­ско­го наро­да. Разо­ре­ние горо­дов, увод в плен насе­ле­ния, тяже­лая дань, сокра­ще­ние посе­вов — все это нару­ши­ло эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское и куль­тур­ное раз­ви­тие стра­ны. Мон­голь­ские заво­е­ва­те­ли рас­топ­та­ли и рас­хи­ти­ли цве­ту­щую куль­ту­ру Киев­ской Руси в момент ее наи­выс­ше­го подъема.

Геро­и­че­ская борь­ба рус­ско­го наро­да про­тив тата­ро-мон­голь­ских пора­бо­ти­те­лей, не пре­кра­щав­ша­я­ся на про­тя­же­нии XIII—XV веков, не поз­во­ли­ла тата­рам дви­нуть­ся на Запад, созда­ла тем самым усло­вия для раз­ви­тия запад­но­ев­ро­пей­ской цивилизации.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.

В XVI веке в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.

Лека­рей было немно­го и жили они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.

Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в XVI веке были в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.

Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.

Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.

В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.

В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было 23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.

Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею диа­гно­сти­ки к XVII веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.

Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.

Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.

Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли не глав­ную роль. Одна­ко мы уже виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.

В 40‑х годах XVI века при Иване IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было при­гла­ше­но в XVII веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.

В XVI и XVII веках в Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII веке.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.


На рубеже ХV - ХVI столетий на территории России наступил новый этап в истории - образовалось Московское государство, во главе которого становятся Великий князь и Боярская Дума. В 1547 г. Великий князь Иоанн IV провозглашается “Царем Всея Руси”. Столицей нового государства стала Москва, сыгравшая большую роль в объединении русских земель и освобождении нашего народа от иноземцев.

С той поры большая ответственность легла на Москву и в деле сохранения здоровья нового государства. Необходимо было готовить свои национальные кадры врачей. И в 1654 г. была открыта “Школа русских лекарей”. В этой школе врачебному искусству в течение 5 - 7 лет за счет государства обучались дети стрельцов, духовенства и служивых людей. 30 учеников было принято в год открытия школы. Учеба продолжалась четыре года. Желающих попасть сюда было очень много. В отличие от современных конкурсов в медицинские вузы проблема поступления в “Школу русских лекарей” разрешалась резолюцией царя на челобитной (или на заявлении): “Ему учиться лекарному делу”.

Предпочтение отдавалось людям, прошедшим суровую школу войны и знакомым с практической медициной. Это необходимо было указать в челобитной. До наших дней дошло немало таких заявлений. Вот одно из них - от Ивана Семенова: “. мы в окопе сидели. помирали голодною смертью. ратных людей лечили. со всяким ранением и работали безденежно и корысти себе никакой не получали”. Иван был вознагражден за терпение и старание. Резолюция, написанная царской рукой, гласила: “Ивашке Семенову быть в аптекарских учениках. ”

Условия жизни лекарских и аптекарских учеников тоже известны из их прошений. “Царю бьют челом холопы твои лекарского дела ученики. тридцать восемь человек. Живем мы, холопы твои, в разных приказах по стрелецким слободам, да дворишек своих нет. а ныне нас, холопей твоих, из стрелецких слобод выбивают, а детца нам негде”. Резолюция царя - “До государева указа высылать не велено” - спасла бездомных студентов.

Однако развитие профессиональной медицины началось значительно раньше.

Уже в период правления Иоанна III, свергнувшего монголо-татарское иго, мы встречаемся с профессиональными врачами, в основном иностранными. Становление профессиональной медицины в России во многом обязано врачам-иноземцам. Это, безусловно, связано с расширением внешнеполитических связей России. Женитьба Иоанна III на греческой царевне Софии Палеолог способствовала, кроме иных взаимовлияний, прибытию в Москву иноземных врачей.

Вспомним историю. За двадцать лет до этого события пала Византийская империя. Естественно, многие византийские врачи эмигрировали в разные страны, так что Москва после того, как Константинополь с ней породнился, стала для них спасением. Из летописей мы узнаем, что в свите Софии Палеолог были врачи (судьба одного из них была описана в романе И.И. Лажечникова “Басурман”). Те же летописи донесли до нас имена этих врачей - Антон Немчина, Леон Жидовин. Антон Немчина был личным врачом Иоанна III, который очень ценил лекаря, однако это не избавило врача от очень печальной участи. Когда заболел находившийся в Москве татарский царевич Каракач, византийскому доктору Антону велено было лечить его. Лечение оказалось неудачным, царевич умер. Антон был “выдан” сыну умершего, который приказал отвести врача на Москву-реку и зарезать под мостом “аки овцу”.

Трагичной была судьба и другого врача Леона Жидовина. “В 1490 г. Мануиловы дети (брат Софии Палеолог Андрей и племянники) приведоша с собою к Великому князю лекаря мастера Леона Жидовина из Венеции и иных мастеров”. Когда заболел “ломотою в ногах” сын Иоанна III - Иоанн Иоаннович, Леону велено было его лечить. “И нача его лекарь лечити зелие пити даде ему, нача жизнь стекляныуями по телу, вливая воду горячую, и от того ему тягчае бысть и умре”. Расправа Иоанна III с врачом тоже была короткой: его посадили в тюрьму, а по истечении сорока дней с кончины княжича - отвели на Болвановку и отрубили голову.

После этого неудачного опыта с иноземными врачами на некоторое время прерываются всякие известия о них. Можно только предполагать: была ли утрачена на Руси вера в их познания или просто не нашлось желавших рисковать своей жизнью. Второе, на наш взгляд, более вероятно. Известно, что после казни Леона было поручено послам “Королю Римскому Максимилиану, Юрию Трахиниоту греку и Василию Кулешину” просить, чтобы “король послал лекаря доброго, который бы ведом был на внутренние болезни, на раны”. Прошение, однако, осталось без ответа.

Позже, при сыне и преемнике Иоанна III великом князе Василии Иоанновиче, который продолжил привлекать на службу иностранцев, мы снова узнаем о прибытии в Москву иноземных врачей. Один из них Теофил - подданный прусского маркграфа, взятый в плен в Литве. Врача неоднократно требовали вернуть на родину, на что великий князь отвечал уклончивым отказом: У Теофила многие дети боярские на руках - лечит их, к тому же он и женился на Москве. Отказом ответил великий князь Василий Иоаннович и турецкому султану на его прошение вернуть другого врача - грека Марко.

Третий врач этого периода, пользовавшийся особым доверием великого князя Василия, был Николай Луев (Николо). Известно, что Теофил и Николо находились у постели умирающего Василия Иоанновича. Об этом событии летопись повествует так: “Явися мала болячка на левой стране на стегнь на сгибе с булавочную головку”. Болезненный процесс начал бурно развиваться. Уже через несколько дней князь не мог вставать. Последние слова умирающего князя были обращены к врачу Николаю: “Скажи правду, сможешь ли ты меня вылечить?” Ответ был прямым и честным: “Я не в силах воскрешать мертвых”. Умирающий обратился к окружающим со словами: “Все кончено: Николай изрек мне смертный приговор”. Сейчас можно только предполагать диагноз князя: злокачественное ли новообразование, флегмона или еще что-нибудь. Но какая вера в силу врачебного искусства открывается нам в данной сцене у постели умирающего князя.

Развитие в XVI веке морской торговли России с Англией через Архангельский порт дало толчок для притока английских врачей. Так, в числе 123 иностранцев, набранных в 1534 году на русскую службу посланным с этой целью за границу Гансом Слетте, были завербованы 4 доктора, 4 аптекаря, 2 оператора, 8 цирюльников, 8 подлекарей. В 1557 году посол английской королевы Марии и ее супруга Филиппа в качестве подарка представил ко дворцу Иоанна IV “дохтура Стэндиша”. К сожалению, мы не знаем о дальнейшей судьбе этого “дохтура”. А вот судьба другого личного врача Иоанна Грозного Елисея Бомелия (из Бельгии) нам хорошо известна. Бельгиец оставил о себе печальную память в мрачных летописях эпохи. Этот “дохтур”, “лютый волхв и еретик”, поддерживал в мнительном царе страх и подозрения, предсказывал бунты и мятежи, выступал в роли отравителя неугодных Иоанну лиц. Впоследствии Елисей Бомелия был сожжен по велению Иоанна IV за политические интриги (за связь со Стефаном Баторием).

Личным врачом Иоанна Грозного был и Арнольд Лензей из Италии. Он пользовался большим доверием царя, принимавшего из его рук лекарства (это при постоянном страхе отравления), давал советы государю по многим политическим делам. После смерти врача Иоанн выразил желание иметь доктора из Европы, а именно из Англии. С этой просьбой царь обращается к английской королеве Елизавете. Данная просьба была обусловлена рядом причин. Мучимый призраками боярской крамолы, Иоанн, как известно, серьезно помышлял о своем приюте в Англии; позже, уже в последние годы своей жизни, московский царь сватал за себя леди Гастингс, принцессу английской королевской крови.

Привлечению английских врачей способствовало и открытие в 1553 году свободного северного проезда в Россию. Английская королева Елизавета быстро откликнулась на просьбу московского царя: “Надобен тебе научный и промышленный человек для твоего здоровья; и я тебе посылаю одного из своих придворных докторов, честного и ученого человека”. Этим доктором был Роберт Якоби, прекрасный врач, акушер. С его именем связано и формирование нового типа врача-иностранца - это врач-дипломат, который занял одно из ведущих мест в медицине XVII в.

Преемник Иоанна Грозного на троне Федор Иоаннович также имел пристрастие к английским врачам. На его просьбу королева Елизавета направила своего собственного придворного врача Марка Ридлея, ученого, получившего образование в Кембриджском университете. Марк Ридлей впоследствии, уезжая на родину, оставил все свои научные труды России.

Привлекал в Росию врачей-иностранцев и царь Борис Федорович. Английская королева Елизавета прислала ему Томаса Виллиса, выполнявшего и политические поручения, т.е. это был тот же тип врача-дипломата. Заботясь о здоровье своем и своего семейства, царь Борис дает специальное поручение послу Р. Беккману подобрать врачей. Поручение было быстро выполнено. “Четвертое управление” при дворе царя Бориса было весьма значительно и разнонационально: немец Иоган Гильке, венгр Ритленгер и др.

До наших дней сохранились документы, свидетельствующие о тщательной предварительной проверке привлекавшихся на службу иноземцев-врачей. Так, в документе, датируемом 1667 г., содержится перечень условий, которым должен был отвечать иноземный “дохтур”: “. Подлинно, прямо ли он дохтур, и дохтурскому делу научен и где дохтурскому делу учился, и в академии он был ли, и свидетельствованные грамоты у него есть ли. А будет про того дохтура подлинно не ведамо, что он прямой дохтур, и в академии не был и свидетельствованных грамот у него нет, тогда того дохтура не призывать. ”

Другой документ свидетельствует об отказе голландскому врачу: “Он дохтур неведомый и свидетельствованных грамот о нем нет”. Конечно, мы не исключаем проникновения в Московскую Русь под видом врачей и шарлатанов. Однако не эти шарлатаны участвовали в становлении медицины в России.

В основном иностранные врачи, приехавшие в Москву, были высокообразованными людьми, окончившими лучшие европейские университеты. Поэтому в Московской Руси в начале постановки врачебного дела сыграли большую роль многие иностранные специалисты. И хотя они были лекарями “царскими”, их знания и опыт, написанные ими медицинские книги, лечебники оседали в России, объединялись с народным врачеванием, создавая уникальные формы “устроения врачества”.

Читайте также: