Константин флавицкий биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Петербургскую АХ Флавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет, умер от чахотки в зените своей славы.

Константин Дмитриевич Флавицкий (Konstantin Dmitrievich Flavitsky; родился 13 сентября 1830 г. — умер 3 сентября 1866 гг.) — выдающий русский художник середины XIX века, признанный мастер исторического и религиозного жанров. Константин Флавицкий был ярким представителем академического изобразительного искусства, в его творчестве отчетливо заметно влияние романтизма и классицизма. Большинство картин гения сегодня хранятся в российских художественных музеях, а в его биографии громкие достижения тесно переплетены с трагическими событиями.

Биография Константина Флавицкого

Константин Флавицкий появился на свет в семье влиятельного московского чиновника 13 сентября 1830 года. Вскоре после рождения сына семья переехала на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где отец получил новую должность. Но в 1839 году глава семейства Флавицких внезапно умер, оставив на руках молодой вдовы шестерых детей.

Испытывавшая серьезные финансовые трудности женщина вынуждена была отдать двух сыновей, в том числе 9-летнего Костю, на воспитание в дом призрения. Семь последующих лет мальчик, лишенный родительской ласки и тепла, прожил среди бедных сирот, где его единственным утешением стала страсть к изобразительному искусству. К счастью, воспитатели заметили талант мальчика и разрешили ему посещать рисовальную школу.

В 1846 году Общество поощрения молодых художников назначило Константину пенсию, благодаря которой он смог заниматься любимым делом и жить в скромном достатке. А спустя еще четыре года Флавицкого приняли на обучение в Петербургскую Академию художеств, где его талант раскрылся в полной мере.

За пять лет обучения юноша добился впечатляющих успехов. Его картины неоднократно отмечались почетными наградами на престижных конкурсах, а по завершении учебы Константин Флавицкий получил большую золотую медаль Академии и денежный пансион на шестилетнее проживание в Риме для совершенствования мастерства.

Молодой художник с воодушевлением отправился в длительное путешествие. По пути в столицу Италии, он посетил Берлин, Дрезден и Париж, где не упустил возможность познакомиться с работами европейских мастеров живописи, а затем надолго обосновался в Вечном городе. Шесть последующих лет Флавицкий увлеченно изучал творчество итальянских живописцев и совершенствовал собственную манеру письма.

Пережив обидное унижение, Константин Флавицкий взялся за написание своей самой знаменитой картины, посвященной легенде о смерти княжны Таракановой. На выставке 1864 года величайший шедевр был восторженно принят публикой и критиками. Художнику присвоили звание профессора Академии художеств, а саму картину впоследствии приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.

Еще находясь в Италии, молодой мастер заболел туберкулезом, а по возвращении в Россию смертельный недуг начал стремительно прогрессировать в холодном и влажном петербургском климате. Врачи настоятельно советовали художнику уехать на юг, в Италию, но он не успел этого сделать. 3 сентября 1866 года Константин Флавицкий покинул этот мир, не дожив всего 10 дней до 36-летия. Его прах предали земле на Смоленском кладбище северной столицы, а спустя 70 лет останки художника перенесли на территорию некрополя Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Константин Флавицкий. Могила Константина Флавицкого в Александро-Невской лавре

Самые известные картины Константина Флавицкого

Творческое наследие русского живописца исчисляет всего несколькими десятками работ, большинство из которых незнакомы широкой публике. И все же, к числу самых известных картин Константина Флавицкого относятся:

Константин Флавицкий оставил яркий след в российской живописи XIX столетия, хотя судьба отмерила ему слишком мало времени для творчества. Работы этого мастера и в наши дни привлекают множество ценителей академического искусства в лучшие музеи страны.

Он всегда хотел быть похожим на Карла Брюллова. Долго пытался, но у него ничего не получилось. И это хорошо. Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) легко мог бы превратиться в банального подражателя. Снискать славу при жизни, но остаться незамеченным в истории. Все получилось совсем иначе.

Ученик не превзошел учителя. Полотно осталось лишь подражанием Брюллову. Публика встретила его прохладно и отчужденно. Всё это она уже видела. Наигранные позы, театральный ужас. Дети, младенцы, матери, которых вскоре ждет смерть. Осталось добавить только несчастного котенка или щенка, чтобы картина была совсем полной. Смотришь на неё и понимаешь: тебе не страшно. Совсем. Никак. Это был провал вместо ожидаемого триумфа. Удар судьбы, но только первый из двух. Второй оказался намного страшнее.

Именно там, в Петербурге, Флавицкий понял, отчего так часто чувствовал себя усталым, даже когда просыпался. Почему иногда колотил озноб, а иногда, даже в холод, было неимоверно жарко. Все чаще мучил кашель, приступы невозможно было остановить. И кровь на носовом платке не оставляла сомнений. Лекарств от чахотки в XIX веке не было. Можно было только рассчитывать на случай. А еще поехать в теплые страны. Но какая поездка, когда денег фактически нет, когда публика не приняла картины, над которой ты работал 4 года, когда студию от Академии оставили только из милости, а будущее дает слишком мало надежд.

Он мог бы начать писать портреты вельмож, заработать на этом денег, уехать лечиться. Да, мог бы, но Флавицкому нужно было совсем другое. Он хотел заполучить бессмертие. Долгое время он только копировал, шел по стопам своего кумира. Теперь судьбой за него был сделан выбор: у него не оставалось времени учиться. Приступы кашля повторялись все чаще и чаще. И питерский климат не способствовал выздоровлению. Но Флавицкий упорно отказывался от рекомендаций врачей и продолжал работать над картиной.




А теперь пройдемся по деталям и символам. Их тут много – нужно смотреть внимательно. Первое и, пожалуй, самое главное: посмотрите на хлеб и кружку на столе. Видите, да? Они прозрачные. И это сделано совсем не случайно. Перед нами символ уходящей жизни. Дальше княжна – она в подвенечном платье. Идеально белом, абсолютно чистом. Сверху наброшен красный плащ. Цвет, который символизирует мученичество.

Картина Флавицкого – это история смерти, а, если точнее, бессмертия души. Жизнь тает, она стала совсем прозрачной. А впереди ждет нечто новое. Как распределяется свет на картине. Потоки воды сливаются с ним. Это – не смерть, это – новая жизнь.

Еще раз посмотрим на саму княжну. Это не мучение, а, скорее, удовольствие, причем вполне телесного характера. В Риме Флавицкий познакомился с творениями Бернини, которые явно оказали на него влияние.

Да, она в оргазме. Это единение с новой жизнью. С тем, что маячило на горизонте жизни самого художника, что приближалось с каждым приступом кашля, с тем, от чего было невозможно сбежать. Душа наша, по мнению Флавицкого, невеста смерти. Гибель тела – её обряд бракосочетания, переход в новую жизнь. Под маской исторического сюжета Флавицкий создал нечто большее. Он написал картину о победе над страхом смерти, историю о собственной борьбе.

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830 - 1866)

Исторический живописец, образование получил в Академии художеств. Был награжден малой золотой медалью за конкурсную работу "Суд Соломона". Закончил Академию с большой золотой медалью за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". В качестве пенсионера повышал свое мастерство в Италии. Известность получил за историческое полотно "Княжна Тараканова". Но Флавицкому было не суждено продолжить свое творчество: еще в Италии он заболел чахоткой и в 33 года умер.

Княжна Тараканова (1864)



Многие считают Флавицкого мастером одной картины, именно этой, поскольку именно она прославила художника. Картина посвящена авантюристке, самозванке, которая претендовала как наследница на российский престол и этим подписала себе смертный приговор.

Княжна Тараканова - это действительно реально существовавшая женщина, Августа Тараканова, в крещении Дорофея, была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Жила и воспитывлассь принцесса за границей.

Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Императрица ласково приняла Дорофею и, объяснив ей причины столь неожиданного путешествия, принудила принять постриг. Принцессу привезли в Москву, в Ивановский монастырь, и постригли с именем Досифея.

Поначалу пребывание в обители было тягостным. Но свое житейское несчастье Досифея сумела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги, трудилась в пользу бедных. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон.

После смерти Екатерины II Досифее хотя и не позволяли выходить за пределы обители, но разрешали пускать к себе людей. Скончалась матушка Досифея 4 февраля 1810г, в 64 года, 25 из которых провела в Ивановском монастыре.

Другая княжна Тараканова, самозванка, вероятно, воодушевленная кем-то, или сама узнала о Ивановской матушке Досифее, но она решила воспользоваться этим именем и объявила себя законной претенденткой на престол. Екатерина, конечно, встревожилась, и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине. Императрица заключила девушку в Петропавловскую крепость, в камеру, которая обычно во время наводнения на Неве затоплялась.

Впрочем, вокруг этой тайны ходило столько легенд, что сейчас очень трудно отличить правду от вымысла. Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину.

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - все говорит о том, что она уже в полуобморочном состоянии, силы покидают ее.

После появлении картины на публике, разразился скандал - ведь художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. И если бы не триумф, с которым картина была встречена в обществе, эта история могла закончиться для художника печально.

Биография Михаила Лермонтова

Константин Дмитриевич Флавицкий – русский художник.

Константин Флавицкий был рожден 13 сентября 1830 года в Москве. Отец бдущего художника служил чиновником Госконтроля.

Скоро семья уехала в Петербург, а в 1839 году глава семейства умер, и Константин со старшим братом вынуждены были воспитываться в доме воспитания. В доме воспитания у него обнаружился талант к рисованию и он начал посещать школу рисования.

В 1850 году он поступает в Академию художеств, где обучается 5 лет. Его учителем был Бруни, а Флавицкий увлекался Брюлловым.

В 1854 году за картину Суд царя Соломона он получает первую серьезную награду – малую золотую медаль, а через год за картину Дети Иакова получает большую золотую медаль.

Окончив академию, в 1856 году он едет в Европу – посещает Берлин, Дрезден и Рим. В последнем задерживается подольше, чтобы набраться впечатлений перед созданием своих шедевров. В Риме же он знакомится с Николаем Ге.

В 1862 году пишет картину Христианские мученики в Колизее, которая становится самым масштабным его полотном.

В 1863 году он привозит ее на выставку и получает титул почетного вольного общника при академии художеств, хотя Флавицкий рассчитывал на более почетное звание Академика.

Это произошло только через год, когда он представил картину Княжна Тараканова, давшую ему известность. После этой картины Флавицкий писал картины в технике акварели, например, Царица Тамара.

Не дождавшись 10 дней до своего 36 дня рождения, он скончался от чахотки 3 сентября 1830 года.

Достижения Константина Флавицкого:

• Профессор исторической живописи
• Известен как художник одной картины – Княжны Таракановой

Даты из биографии Константина Флавицкого:

13 сентября 1830 года – родился в Москве
1839 год – отдан в дом воспитания бедных детей
1850-1855 годы –учеба в Академии художеств
1854, 1855 годы -награды за картины
1856 год – посещение Европы
1864 год – полотно Княжна Тараканова и присвоение звание профессора
3 сентября 1866 год – скончался

Интересные факты Константина Флавицкого:

• Принимал участие в бунте 13
• При представлении публике картины Княжна Тараканова делался пор, что этот персонаж вымышленный
• Картина была приобретена Третьяковым уже после смерти Флавицкого

Читайте также: