Консолидация дворянства при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XV-XVI вв. после ослабления и постепенного распада Золотой Орды и образования централизованного государства с центром в Москве, великие князья Московские, а затем русские цари стремились всё в большей мере именно дворянство использовать как свою главную внутриполитическую опору. В тот период в отличие от бояр дворяне не имели земельных владений вотчин, передававшихся по наследству. Дворяне должны были нести службу государю за возможность владеть землёй и не обладали экономической самодостаточностью в той мере, в которой ею обладали бояре.

Существенно укрепило позиции и дворянства и боярства окончательное закрепощение крестьян. Оно происходило постепенно. Укрепление крепостнических порядков одной из основных своих причин имело нехватку рабочих рук на обширных территориях Московского государства. Ключевым событием в процессе закрепощения крестьянства стала отмена Юрьева дня в 1497 г. при Иване III, запрет крестьянам переходить от одного землевладельца к другому. После этого возможности для крестьян отстаивать свои экономические права существенно сократились. Одной из форм классовой борьбы стало бегство крестьян от своих крепостников-помещиков. Бежали крестьяне в основном в те регионы, где не было помещичьего землевладения: на юг к казакам, на север к поморам и за Урал в Сибирь. Беглые крестьяне, хотя и подвергались преследованиям, стали важнейшим демографическим фактором, позволившим России осваивать отдалённые регионы. На окраинах страны долгое время политические и экономические порядки значительно отличались от тех, что утвердились в центральной её части.

После смутного времени начала XVII в. и избрания на Земском Соборе 1613 г. новой царствующей династии Романовых роль дворянства в государстве продолжала увеличиваться. Дворянская конница стала основой войска. А дворянские поместья сыграли значительную роль в восстановлении разорённой в эпоху смуты экономики. Постепенно роль дворянства возрастала не только в качестве основы военной силы государства, но и в качестве главного кадрового резерва для бюрократического чиновничьего аппарата, необходимого для управления территорией огромной страны, продолжавшей увеличиваться.

Реформы Петра I

На рубеже XVII – XVIII вв. в России начались радикальные и крупномасштабные преобразования, инициированные Петром I. В стране происходили грандиозные перемены в самых разных областях жизни. Дворянство в ходе этих реформ выступало в качестве основной силы, на которую опиралась царская власть для достижения поставленных Петром I целей. Реформы, как правило, проводились таким образом, чтобы дворянство в ходе их проведения ещё более укрепляло своё социально-экономическое положение и политическую власть.

Петровская Табель о рангах

Дальнейшее расширение дворянских привилегий

26 января 1718 Пётр I издал Указ о подушной переписи. Этим указом ещё более закреплялось привилегированное положение дворянства. Оно освобождалось от налогов и провозглашалось неподатным сословием. Отсюда, кстати, вошло в русский язык и выражение подлец, подлый люд. Так дворяне противопоставляли своё благородное сословие тем неблагородным, которым подлежало выплачивать царёвы подати и налоги. В целом ряде законодательных актов, издававшихся при Петре I, Анне, Елизавете, Петре III и Екатерине II устанавливалось и закреплялось исключительное монопольное право дворян на владение земельными угодьями на правах собственности. С учётом уже существовавших на протяжении нескольких столетий крепостнических порядков, запрещавших крестьянам покидать свои места жительства без разрешения помещика, эти указы и другие законодательные акты фактически даровали дворянам не только права землевладельцев, но и право на крепостных крестьян. Это сближало их положение с положением классических рабовладельцев. Они так же получили право покупать и продавать крестьян.

Юридически было запрещено продавать крестьян без земли, если они не являлись дворовыми слугами. Но дворню можно было продавать буквально почти как скотину. Да и в отношении остальных крестьян дворяне легко обходили этот запрет. Их крайне редко за это хоть как то наказывали.

Указ Петра I 1714 г. о единонаследии фактически уравнял боярское вотчинное землевладение дворянское помещичье. Но одновременно он вводил систему майората. Когда всё недвижимое имущество и земля могло передаваться по наследству только одному наследнику. Такая система со средневековой эпохи практиковалась в Англии и в некоторых других странах. Пётр I стремился не допустить дробления дворянских землевладений.

Фактическое освобождение дворянства от государственной службы к концу XVIII в.

При тех порядках, что были установлены в царствование Петра I, служба для дворян была, если не каторгой, то весьма трудным и нелёгким делом, часто в разъездах в дали от родных мест. На этой службе запросто можно было потерять и жизнь и здоровье. И комфортные бытовые условия при прохождении службы гарантированы были не всегда, а в зависимости от множества обстоятельств. Царёва служба считалась обязательной и пожизненной. В 1730 г. при императрице Анне условия службы дворян несколько облегчились. Срок службы ограничен до 25 лет. Начинать службу теперь можно было не в 15, а в 20 лет. Один из мужчин в дворянской семье получил право вовсе не служить и заниматься общим семейным хозяйством.

До этого манифеста можно было говорить об определённой логике крепостнических помещичьих порядков. Крестьяне служат помещику, обеспечивают его всем необходимым, чтобы тот мог добросовестно служить царю и государству. Манифест 1762 г. резко ломал эту логику. Крестьяне не понимали, почему теперь они должны служить помещику, если теперь он мог становиться по сути дела бездельником.

При Екатерине II Пугачёвское восстание было жестоко подавлено. Между тем до Великой Французской революции 1789 г. Екатерина II проводила политику просвещённого абсолютизма. Она исходила из идеи о том, что постепенно права и свободы людей должны расширяться. Поскольку только свободный человек способен проявить себя в творческой созидательной деятельности в полной мере. Но необходимое условие для этого – просвещение и образование. Иначе права и свободы могут быть использованы во зло. А наиболее просвещённым сословием в России в тот момент были дворяне.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству. В этом документе императрица подтвердила свободу дворян от обязательной службы, уплаты налогов и выполнения различных повинностей. К дворянам запрещалось применять телесные наказания. Были узаконены официальные сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, формировавшиеся на выборной основе.

Дворянство Российской империи не просто сформировалось на основе некой уже существовавшей социальной прослойки — его сотворил самодержец в петербургский период русской истории, наделив эту касту привилегиями, позволившими ей отмежеваться от низших слоев .

Важными шагами в этом направлении стали в первую очередь постепенный роспуск и ликвидация привилегий стрелецких полков (начавшиеся в 1698 году) , прекращение практики раздачи казенных земель (1711–1714) , юридическое слияние поместья и вотчины (1714), введение подушной подати (1719–1722) и Табели о рангах (1722); не последнюю роль сыграло и активное привлечение дворян к обучению военному делу и к офицерской службе.

Историю имперского дворянства можно вести от податной реформы, поскольку эта реформа впервые четко разграничила в правовом отношении две группы служилых людей: более знатных, обязательства которых в дальнейшем ограничились несением воинской службы (будущие дворяне), и потомков служилых людей низших разрядов, освобожденных от воинской службы, но обложенных подушной податью (будущие однодворцы). Податью облагались все, кто к моменту ревизии (около 1719 года) не имел офицерского чина, не отбывал военной службы, не вел род от московских чинов, вовсе не имел крепостных душ или имел их так мало, что сам вынужден был трудиться на земле. Поскольку чиновники при толковании закона ранжировали дворян исходя скорее из прагматических соображений, нежели руководствуясь строгими юридическими критериями, на практике часто решающую роль играл текущий размер поместья, от которого по традиции зависел и чиновный статус[8]. При этом рядовых солдат до истечения срока службы не относили ни к одной, ни к другой категории, поэтому процесс размежевания слоев к 1740 году еще не завершился полностью[9]. Около 1730 года в государстве насчитывалось примерно 400 тысяч бывших служилых людей (служилые люди прежних служб), из которых 340 тысяч перешли в разряд государственных крестьян (однодворцев), а остальные 60 тысяч сделались посадскими людьми .

Вопреки широко распространенному до сих пор, хотя и опровергнутому современной историографией мифу петровские реформы не только не открыли различным сословиям путь в дворяне, но и впервые в истории позволили дворянству четко отмежеваться от более низких социальных слоев[10]. Столь же неверно было бы усматривать антифеодальную направленность в последовательной политике Петра I по мобилизации дворянства на воинскую службу. Действительно, в целом ряде указов он бранит дворян за недостаточное рвение к военной службе и грозит уклонистам самыми суровыми наказаниями . Хотя указы эти на первый взгляд разительно противоречат позднейшим мерам по освобождению дворян, на деле они являли собой один из элементов политики по консолидации дворянства .

Армейская реформа, инициированная Петром, в горизонтальном срезе привела к унификации дворянства. Реформа ослабила региональные корни дворян и одновременно повысила их социальную и территориальную мобильность . Впрочем, не все региональные формирования были распущены. В проблемных приграничных регионах вроде Оренбурга или Смоленска и в XVIII веке сохранялись традиционное дворянское ополчение и поместная система .[12]

Цели, которые преследовала сословная политика Петра I, обнаруживают себя и в административной реформе. Однако попытка сформировать чиновничий аппарат на дворянской основе, на манер офицерского корпуса, в конечном счете не увенчалась успехом[13].

§ 23-24. Реформы Петра I

§ 23-24. Реформы Петра I Первые преобразования повлекли за собой целый ряд внутренних реформ, которые в корне изменили порядок государственного управления России, усилив значение центра и превратив власть российского монарха в абсолютную.1. РЕФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

§ 25. Реформы Петра I (продолжение)

Реформы Петра I

Реформы Петра I

4.6. РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

29. Реформы Петра I

29. Реформы Петра I Реформы в управлении государством. Пётр I добился своей цели. Берега Балтийского моря были в руках России. Россия приблизилась к Европе. Пётр вёл неустанную борьбу с отсталостью России и переделывал её порядки на европейский лад.Вместо Боярской думы

22 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

22 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I В эпоху Петра I произошла полная реформа органов центральной и местной власти.В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. консилии (Совета министров) был учрежден Сенат. Это был верховный орган управления страной, состоящий из 9

РЕФОРМЫ ПЕТРА

РЕФОРМЫ ПЕТРА Преобразования Петра коснулись многих сторон жизни России. В первую очередь реформы произошли в армии. Многое было сделано для улучшения управления административными образованиями. Была усилена роль местного самоуправления, полиции, создана тайная

Первые реформы Петра

Первые реформы Петра Современники и исследователи петровского времени единодушно отмечают, что у Петра никогда не было документа, который бы назывался Проектом реформ. Не было у него ни четкого плана, ни установленных сроков завершения тех или иных преобразований. Он

3. Реформы Петра Великого

3. Реформы Петра Великого После Полтавской победы Пётр Великий решил сделать столицей государства вместо Москвы новый город на Неве — Петербург. Десятки тысяч крепостных крестьян были пригнаны на постройку новой столицы. Всем городам было запрещено строить каменные

Судебное законодательство и сословная ответственность дворянства

Судебное законодательство и сословная ответственность дворянства Если жестокость наказания потеряла свою эффективность, то единственным средством обуздания нерадивых и недисциплинированных офицеров оставалось воздействие на их самосознание. Однако в данном случае

2. Реформы Петра I

2. Реформы Петра I 27 апреля 1682 г. в возрасте двадцати лет умер слабый здоровьем царь Федор Алексеевич. Престол могли наследовать два его брата – родной (Иван) и единокровный (Петр). Царь Алексей Михайлович был женат дважды. От первого брака, с Марией Милославской, у него

1. Сословные реформы Петра I

1. Сословные реформы Петра I Вы знаете, что сословия в допетровской Руси были следующие: боярство, дворянство, духовенство, купечество, городское и посадское население и, наконец, крестьяне. Крестьяне были: монастырские, вотчинные, крестьяне в поместьях, холопы и, наконец,

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство. Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю. Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную). Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин). При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера , надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г. освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  3. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство. Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство. До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов. Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  2. введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  3. подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  4. постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население. Около 3-4% населения страны составляло городское население. По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

В наследие от своих предшественников Пётр Великий получил служилое сословие сильно расшатанным и не похожим на тот служилый класс, который знала под этим названием эпоха расцвета Московского государства. Но Петру досталось от его предков на разрешение всё та же великая государственная задача, над которой вот уже два века трудились люди Московского государства. Территория страны должна была войти в свои естественные границы, огромное пространство, занятое самостоятельной политически народностью, должна была иметь выход к морю. Этого требовали и состояние хозяйства страны, и интересы всё той же безопасности. В качестве исполнителей этой задачи предшествующие эпохи дали ему в руки класс людей, исторически воспитавшихся в труде над задачей собирания всей Руси. Этот класс попал в руки Петра не только готовым к тем усовершенствованиям, которая давно требовала жизнь, но уже и приспосабливающимся к тем новым приёмам борьбы, с которыми Пётр начал войну. Старая задача и старое знакомое дело разрешения её — война — не оставляли ни времени, ни возможности, ни даже надобности, поскольку последнюю исторически можно принимать, много заботиться о новшествах, новом устройстве и новом назначении служилого класса. По существу при Петре продолжали развиваться те же начала в сословии, какие выдвинул XVII век. Правда, более близкое, чем в XVII веке, знакомство с Западом и известнейшая подражательность внесли много нового в условия быта и службы дворянства, но всё это были новшества порядка внешнего, интересная лишь теми заимствованными с Западами формами, в которых они воплощались.



Содержание

Прикрепление служилого сословия к отбыванию военной повинности

Занятый почти всё время своего царствования войной, Пётр так же, как и его предки, если не больше, нуждался в прикреплении сословий к определённому делу, и при нём прикрепление служилого сословия к войне было таким же нерушимым принципом, как и в XVII веке.

Итак, дворяне времён Петра Великого на всю жизнь прикреплены к отбыванию государственной службы, как и служилые люди московских времён. Но, оставаясь всю жизнь прикреплёнными к службе, дворяне при Петре несут эту службу в довольно-таки изменённом виде. Теперь они обязаны служить в регулярных полках и во флоте и отправлять гражданскую службу во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь, причём военная и гражданская служба размежёвываются. Так как служба в новом войске, во флоте и в новых гражданских учреждениях требовала некоторого образования, хотя бы кое-каких специальных познаний, то для дворян была сделана обязательной школьная подготовка к службе с детства.

Прикрепление дворян к гражданской службе

  1. генеральные именные и порознь;
  2. кто из них к делам годится и употреблены будут и к каким и сколько затем останется;
  3. сколько у кого детей и каких лет и впредь кто родится и умрёт мужского пола".

На герольдмейстера возлагались заботы об образовании дворян и о правильном их распределении по службам. Первым герольдмейстером был назначен Степан Колычев.

Борьба с уклонением от службы дворян

В 1716 года имена не явившихся на смотр в Петербург в предшествующем году было приказано напечатать, разослать по губерниям, городам и знатным сёлам и прибить всюду на столбах, чтобы все знали, кто укрывается от службы, и знали, на кого доносить. Особенно усердно сыском занимались фискалы. Но несмотря и на такие строгие меры, число дворян, умевших путём раздачи взяток и другими уловками уклоняться от службы, было значительно.

Табель о рангах

От этого новшества пострадали, прежде всего, люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на одну доску с рядовым шляхетством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности. При нём с самого начала царствования на первое место становится А. Д. Меншиков, человек незнатного происхождения. Виднейшие деятели второй половины царствования — все люди незнатного происхождения: генерал-прокурор П. И. Ягужинский, правая рука Петра в это время, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер — все они были иноземцы и иногородцы очень низкого происхождения; инспектор Ратуши, вице-губернатор архангелогородский Курбатов был из холопов, управляющий Московской губернией Ершов — тоже. Из стариной знати высокое положение сохранили при Петре князья Долгорукие, князь Куракин, князь Ромодановский, князья Голицыны, князь Репнин, Бутурлины, Головин и фельдмаршал граф Шереметев.

Чтобы возвысить в глазах окружающих значение своих неродовитых сподвижников, Пётр стал жаловать их иноземными титулами. Меншиков был возведён в 1707 году в сан светлейшего князя, а перед тем, по ходатайству царя, был сделан князем Священной Римской империи. Боярин Ф. А. Головин тоже сначала был возведён императором Леопольдом I в графское Римской империи достоинство.

Вместе с титулами Пётр, по примеру Запада, стал утверждать гербы дворян и выдавать грамоты на дворянство. Гербы, впрочем, ещё в XVII веке стали большой модой среди боярства, так что Пётр только узаконил эту склонность, заведшуюся под влиянием польского шляхетства.

Указ о единонаследии

Содержание указа о единонаследии заключаются в том, что землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество одному из них, которому хотел, но непременно только одному. Если землевладелец умирал без завещания, то всё недвижимое имущество переходило по закону к одному старшему сыну. Если землевладелец не имел сыновей, то мог завещать своё имение кому-нибудь из своих ближних или дальних родственников, кому хотел, но непременно кому-нибудь одному. В случае, если он умирал без завещания, имение переходило к ближайшему родственнику. Когда умерший оказывался последним в роде, он мог завещать недвижимое имущество одной из дочерей-девиц, замужней, вдове, кому хотел, но непременно одной. Недвижимое имущество переходило к старшей из замужних дочери, причём муж или жених обязывались принять фамилию последнего владельца.

Корпоративность дворянства

Всё это были жалкие остатки прежней корпоративной объединённости местного дворянства. Оно участвует теперь в местной работе далеко не в полном составе, так как большая часть членов его служит, рассеянная по всему пространству империи. Дома, на местах, живут только старые да малые и очень редкие отпускные.

Результаты сословной политики Петра Великого

Законодательные меры Петра, не расширяя сколько-нибудь существенно сословных прав шляхетства, отчётливо и существенно изменили формы той обязанности, которая лежала на служилых людях. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Низшие слои поставляют солдат и матросов, дворяне, по-прежнему продолжая служить поголовно, но имея возможность легче проходить в чины благодаря получаемой дома школьной подготовке, становятся во главе вооружённой массы и руководят её действиями и военным обучением. Далее, в московское время одни и те же люди несли службу и военную и гражданскую, при Петре обе службы строго разграничиваются, и часть шляхетства должна посвящать себя исключительно гражданской службе. Затем, дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии он делается обязанным управителем своих недвижимых имуществ, ответственным перед казной за податную исправность своих крестьян и за тишину и спокойствие в своих деревнях. Дворянство обязано теперь ещё для подготовки к службе учиться и приобретать ряд специальных знаний.

Сосредоточив в своих руках землю, имея в своём распоряжении труд крестьян, шляхетство почувствовало себя крупной общественной и политической силой, не уже не столько служилой, сколько землевладельческой. Поэтому оно начинает стремиться к освобождению себя от тягостей подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, какими правительство думало обеспечить трудоспособность шляхетства.

Читайте также: