Конфуцианство в корее кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политическая культура Кореи была частью общедальневосточной политической культуры, основанной на конфуцианстве, огромная роль которого в общественной жизни стран Дальнего Востока в немалой степени объясняется чертами, присущими самой этой идейной системе. Общеизвестно, что конфуцианство с самого своего возникновения уделяло очень мало внимания вопросам гносеологии, натурфилософии, космогонии, которые находились в центре внимания европейской философии с первых веков её существования, но зато проявляло чрезвычайно пристальный интерес к социальной проблематике. Это обстоятельство сказалось и на всей дальнейшей эволюции конфуцианского учения. [3]

С приходом к власти в конце XIV в. династии Ли, признавшей конфуцианство государственной идеологией, позиции китайской политической культуры ещё более укрепились, чему немало способствовало и практически полное устранение из идейной жизни страны такого серьёзного конкурента конфуцианства, как буддизм. Династия Ли постоянно подчёркивала свою верность конфуцианским образцам во всех сферах общественной жизни. Конфуцианство, попав в Корею, "сменило хозяина", оно было принято на вооружение не совсем теми социальными силами, интересы которых обслуживало в Китае. Начиная с ханьского времени, когда конфуцианство впитало в себя ряд положений легизма и других древнекитайских политических учений и начало принимать свой классический вид, оно было идеологией имперской бюрократии.

Идеальный чиновник в конфуцианском понимании — это исполнительный и трудолюбивый работник, но отнюдь не беспринципный карьерист. Исполнительность и трудолюбие закладывались с детства. Конфуцианская традиция недвусмысленно требовала от чиновника смело выступать против ошибочных политических решений, от кого бы они ни исходили, и открыто обличать аморальные поступки, кто бы их ни совершал. Конфуцианская культура высоко ценила чиновничью карьеру, но проповедуемые ею принципы не могли быть программой для того, кто решил пробиться к вершинам власти любой ценой. Для этого достаточно обратиться к биографиям "праведников", тех людей, жизнь которых должна была служить образцом для последующих поколений конфуцианцев. Среди тех, кто предлагался в качестве примера для подражания, было много высших сановников, мудрых советников великих государей древности, но немало и тех, кто поплатился карьерой и даже жизнью за свои смелые и открытые критические выступления.

Важной добродетелью конфуцианского чиновника была его "прямота", т. е. способность критиковать те или иные поступки невзирая на лица, открыто высказывать своё мнение по любому политическому вопросу, даже если оно противоречит воззрениям вышестоящих сановников и самого верховного правителя. Власть государя считалась священной, исходящей от Неба, но и это не защищало его от критики. В дальневосточной традиции существовала даже специальная организация — Цензорат (в Корее при династии Ли он назывался Саганвон), главной обязанностью чиновников которого было критиковать те или иные действия вана, если они представлялись неправильными с политической точки зрения или противоречащими требованиям конфуцианской морали.

Власть корейского вана теоретически ничем не ограничивалась, хотя он и признавал своё подчинённое отношение к китайскому императору. Традиция, однако, требовала, чтобы ван при принятии того или иного решения обязательно учитывал мнение чиновников. Конфуцианство стремилось воспитать из своих последователей образцовых чиновников, людей, делающих карьеру в государственном аппарате, но в то же время для него была характерна и сильная отшельническая традиция.

Под отшельниками подразумевали конфуцианцев, отказавшихся от службы и предавшихся научным занятиям, поселившихся в деревне, вдали от чиновничьей суеты. Многие из тех, кого в Корее называли отшельниками, активно занимались преподаванием, имели многочисленных учеников и славились своей учёностью. Вообще традиция отшельничества получила в Корее достаточно широкое распространение. Общественный статус "отшельников" обычно был достаточно высок, традиция требовала от правителей проводить политику привлечения их на службу или, по крайней мере, делать вид, что такая политика проводится. В Корее после переворота 1623 г. руководители пришедшей к власти группировки провели секретное совещание, на котором были определены две главные политические установки нового правительства. Одна из них гласила: широко использовать на службе отшельников. С этого времени отшельников стали довольно часто назначать на посты по рекомендациям сановников и помимо обычной экзаменационной системы. [4]




В конфуцианской политической культуре существовало два основных способа для выражения своего несогласия с проводящимися высшей властью мероприятиями. Одним из них была демонстративная отставка или непоступление на службу, отшельничество, а другим — подача меморандумов на высочайшее имя. Далеко не все конфуцианцы имели возможность явиться во дворец и на аудиенции лично высказать вану своё несогласие с тем или иным решением или, наоборот, его поддержку. Это было доступно только высшим сановникам. Для подавляющего же большинства чиновничества и неслужащих конфуцианцев реальным единственным способом выразить своё мнение было составление меморандума на высочайшее имя. Традиция требовала, чтобы подобные документы ван рассматривал в обязательном порядке.

Важной действующей силой в политической борьбе в Корее всегда были родственники жены вана, хотя в XVII — XVIII вв. их влияние на политическую жизнь по сравнению с предшествующим периодом заметно уменьшилось. В Корее XVII — XVIII вв. выделилось несколько особо привилегированных родов, женщины из которых становились супругами ванов.

Политическая культура Кореи была частью общедальневосточной политической культуры, основанной на конфуцианстве, огромная роль которого в общественной жизни стран Дальнего Востока в немалой степени объясняется чертами, присущими самой этой идейной системе. Общеизвестно, что конфуцианство с самого своего возникновения уделяло очень мало внимания вопросам гносеологии, натурфилософии, космогонии, которые находились в центре внимания европейской философии с первых веков её существования, но зато проявляло чрезвычайно пристальный интерес к социальной проблематике. Это обстоятельство сказалось и на всей дальнейшей эволюции конфуцианского учения. [3]

С приходом к власти в конце XIV в. династии Ли, признавшей конфуцианство государственной идеологией, позиции китайской политической культуры ещё более укрепились, чему немало способствовало и практически полное устранение из идейной жизни страны такого серьёзного конкурента конфуцианства, как буддизм. Династия Ли постоянно подчёркивала свою верность конфуцианским образцам во всех сферах общественной жизни. Конфуцианство, попав в Корею, "сменило хозяина", оно было принято на вооружение не совсем теми социальными силами, интересы которых обслуживало в Китае. Начиная с ханьского времени, когда конфуцианство впитало в себя ряд положений легизма и других древнекитайских политических учений и начало принимать свой классический вид, оно было идеологией имперской бюрократии.

Идеальный чиновник в конфуцианском понимании — это исполнительный и трудолюбивый работник, но отнюдь не беспринципный карьерист. Исполнительность и трудолюбие закладывались с детства. Конфуцианская традиция недвусмысленно требовала от чиновника смело выступать против ошибочных политических решений, от кого бы они ни исходили, и открыто обличать аморальные поступки, кто бы их ни совершал. Конфуцианская культура высоко ценила чиновничью карьеру, но проповедуемые ею принципы не могли быть программой для того, кто решил пробиться к вершинам власти любой ценой. Для этого достаточно обратиться к биографиям "праведников", тех людей, жизнь которых должна была служить образцом для последующих поколений конфуцианцев. Среди тех, кто предлагался в качестве примера для подражания, было много высших сановников, мудрых советников великих государей древности, но немало и тех, кто поплатился карьерой и даже жизнью за свои смелые и открытые критические выступления.

Важной добродетелью конфуцианского чиновника была его "прямота", т. е. способность критиковать те или иные поступки невзирая на лица, открыто высказывать своё мнение по любому политическому вопросу, даже если оно противоречит воззрениям вышестоящих сановников и самого верховного правителя. Власть государя считалась священной, исходящей от Неба, но и это не защищало его от критики. В дальневосточной традиции существовала даже специальная организация — Цензорат (в Корее при династии Ли он назывался Саганвон), главной обязанностью чиновников которого было критиковать те или иные действия вана, если они представлялись неправильными с политической точки зрения или противоречащими требованиям конфуцианской морали.

Власть корейского вана теоретически ничем не ограничивалась, хотя он и признавал своё подчинённое отношение к китайскому императору. Традиция, однако, требовала, чтобы ван при принятии того или иного решения обязательно учитывал мнение чиновников. Конфуцианство стремилось воспитать из своих последователей образцовых чиновников, людей, делающих карьеру в государственном аппарате, но в то же время для него была характерна и сильная отшельническая традиция.

Под отшельниками подразумевали конфуцианцев, отказавшихся от службы и предавшихся научным занятиям, поселившихся в деревне, вдали от чиновничьей суеты. Многие из тех, кого в Корее называли отшельниками, активно занимались преподаванием, имели многочисленных учеников и славились своей учёностью. Вообще традиция отшельничества получила в Корее достаточно широкое распространение. Общественный статус "отшельников" обычно был достаточно высок, традиция требовала от правителей проводить политику привлечения их на службу или, по крайней мере, делать вид, что такая политика проводится. В Корее после переворота 1623 г. руководители пришедшей к власти группировки провели секретное совещание, на котором были определены две главные политические установки нового правительства. Одна из них гласила: широко использовать на службе отшельников. С этого времени отшельников стали довольно часто назначать на посты по рекомендациям сановников и помимо обычной экзаменационной системы. [4]

В конфуцианской политической культуре существовало два основных способа для выражения своего несогласия с проводящимися высшей властью мероприятиями. Одним из них была демонстративная отставка или непоступление на службу, отшельничество, а другим — подача меморандумов на высочайшее имя. Далеко не все конфуцианцы имели возможность явиться во дворец и на аудиенции лично высказать вану своё несогласие с тем или иным решением или, наоборот, его поддержку. Это было доступно только высшим сановникам. Для подавляющего же большинства чиновничества и неслужащих конфуцианцев реальным единственным способом выразить своё мнение было составление меморандума на высочайшее имя. Традиция требовала, чтобы подобные документы ван рассматривал в обязательном порядке.

Важной действующей силой в политической борьбе в Корее всегда были родственники жены вана, хотя в XVII — XVIII вв. их влияние на политическую жизнь по сравнению с предшествующим периодом заметно уменьшилось. В Корее XVII — XVIII вв. выделилось несколько особо привилегированных родов, женщины из которых становились супругами ванов.

Конфуцианство, с его системой ценностей, нацеленных на понимание окружающего мира и ставящего во главу угла человека, нашло отклик в душе корейского народа и стало основополагающим элементом принимаемых законов, уклада жизни и системы ценностей государства, внося тем самым коренные изменения в формирование жизненных постулатов нации.

Королевство Гогурё находилось под сильным влиянием китайской культуры и конфуцианской философии, но в то же время сохранило самобытные традиции и обычаи. Конфуцианское учение легло в основу структуры правительства и администрации королевства Бэкче, слившись с существующей государственной системой, культурой и искусством. Силла стало последним из королевств, принявших конфуцианство, хотя и до этого дух элитных юношеских войск (Хваран) был отражением конфуцианской системы взглядов. Несмотря на то, что идеология династии Корё основывалось на буддизме, её основатель Ван Гон был склонен к конфуцианскому способу мышления. Примером тому служит его "Завещание из десяти заповедей", в котором явно прослеживается конфуцианская система взглядов. В Корё конфуцианские принципы государственного управления Ван Гона получили дальнейшее развитие при четвертом короле Гванчжоне и шестом короле Сончжоне. Последний правитель являлся особо ярым приверженцем конфуцианства. Он основал в столице национальный университет Гугчжагам, основу учебной программы в котором составляла конфуцианская классика, что явилось поворотной точкой в переходе к конфуцианской культуре. Король Сончжон построил алтарь Сачжикдан, предназначенный для обращения к богам с просьбой о ниспослании богатого урожая и процветания народу, а также усыпальницу для королевских предков. Система образования получила новый виток развития, тем самым еще более утвердив конфуцианские принципы в государственном строительстве.

Когда на смену Гогурё к власти пришла династия Чжосон, конфуцианство в Корее вступило в новую эру. Во время эпохи Чжосон конфуцианство, как и полагалось, было идеологией правящей элиты, что позднее проявилось в содержании печатных изданий, таких как, например, Чжосон Гёнгукчжон (Административный кодекс государства Чжосон) и Гёнгук Дэчжон (Кодекс управления страной).

В середине эпохи Чжосон продолжался расцвет конфуцианства в Корее. Были организованы частные школы Совон, в которых молодому поколению преподавалось учение Конфуция. Первая из этих школ называлась Бэгундон Совон и была открыта Чжу Се Буном в 1542 году, но только после того как Ли Хван (литературный псевдоним Тхвеге, 1501-1570) добился государственной поддержки своих взглядов и убедил в необходимости такого обучения, эти школы получили настоящее распространение. Для конфуцианства эпоха Чжосон стала настоящим периодом расцвета, а философские взгляды и высокий уровень образования того времени были для него благодатной почвой, которая взрастила большое количество выдающихся учёных. Зенитом развития неоконфуцианства можно считать 16 век, он связан с такими именами, как Ли Хван и Ли и (литературный псевдоним Ульгок, 1536-1584). В то время в корейском конфуцианстве появилось учение этикета, и любой, кто изучает корейскую литературу того времени, вынужден признать, что середина эпохи Чжосон было временем установления правил поведения, т.е. этикета.

Главными поводами для проведения конфуцианских церемоний были: наступление совершеннолетия, свадьба, смерть, а также юбилейные даты смерти предков. Среди всех церемоний организация похорон больше всего влияла на сознание людей. Во время похорон выражались самые сокровенные эмоции, и сама процедура проведения и сложившаяся атмосфера зависели от степени искренности или формальности выражения чувств родственников, поэтому формы проведения похорон достаточно сильно различались.

Постоянно развивая постулаты Конфуция, ученые эпохи Чжосон в конце концов дали начало учению Сирхак или "практическому учению". Конфуцианство глубоко пустило корни в сознание корейского народа, это проявляется во многих мероприятиях и сегодня: Чонмё Чере - церемония в память о королевских предках, проводимая в храме Чжонмё, ритуал Сокчжон Дэчже, проводимый в академии Сонгюнгван и посвященный памяти Конфуция, его учеников и других почтенных китайских и корейских последователей этого учения.

Корея во все времена находилась под влиянием великого соседа - Китая, оттуда и пришло в Корею конфуцианство. Хотя культурный обмен между двумя странами начался ещё в древние времена, проследить практическое влияние учения Конфуция на идеологию корейской нации можно лишь со времен Трех Королевств.

Конфуцианство, с его системой ценностей, нацеленных на понимание окружающего мира и ставящего во главу угла человека, нашло отклик в душе корейского народа и стало основополагающим элементом принимаемых законов, уклада жизни и системы ценностей государства, внося тем самым коренные изменения в формирование жизненных постулатов нации.

Королевство Когурё находилось под сильным влиянием китайской культуры и конфуцианской философии, но в то же время сохранило самобытные традиции и обычаи. Конфуцианское учение легло в основу структуры правительства и администрации королевства Пэкче, слившись с существующей государственной системой, культурой и искусством. Силла стало последним из королевств, принявших конфуцианство, хотя и до этого дух элитных юношеских войск (Хваран) был отражением конфуцианской системы взглядов. Несмотря на то, что идеология династии Корё основывалось на буддизме, её основатель Ван Гон был склонен к конфуцианскому способу мышления. Примером тому служит его "Завещание из десяти заповедей", в котором явно прослеживается конфуцианская система взглядов. В Корё конфуцианские принципы государственного управления Ван Гона получили дальнейшее развитие при четвертом короле Кванчжоне и шестом короле Сончжоне. Последний правитель являлся особо ярым приверженцем конфуцианства. Он основал в столице национальный университет Кукчагам, основу учебной программы в котором составляла конфуцианская классика, что явилось поворотной точкой в переходе к конфуцианской культуре. Король Сончжон построил алтарь Сачжиктан, предназначенный для обращения к богам с просьбой о ниспослании богатого урожая и процветания народу, а также усыпальницу для королевских предков. Система образования получила новый виток развития, тем самым еще более утвердив конфуцианские принципы в государственном строительстве.

Когда на смену Когурё к власти пришла династия Чосон, конфуцианство в Корее вступило в новую эру. Во время эпохи Чосон конфуцианство, как и полагалось, было идеологией правящей элиты, что позднее проявилось в содержании печатных изданий, таких как, например, Чосон Кёнгукчон (Административный кодекс государства Чосон) и Кёнгук Тэчжон (Кодекс управления страной).

В середине эпохи Чосон продолжался расцвет конфуцианства в Корее. Были организованы частные школы Совон, в которых молодому поколению преподавалось учение Конфуция. Первая из этих школ называлась Пэгундон Совон и была открыта Чу Се Буном в 1542 году, но только после того как Ли Хван (литературный псевдоним Тхвеге, 1501-1570) добился государственной поддержки своих взглядов и убедил в необходимости такого обучения, эти школы получили настоящее распространение. Для конфуцианства эпоха Чосон стала настоящим периодом расцвета, а философские взгляды и высокий уровень образования того времени были для него благодатной почвой, которая взрастила большое количество выдающихся учёных. Зенитом развития неоконфуцианства можно считать 16 век, он связан с такими именами, как Ли Хван и Ли и (литературный псевдоним Ульгок, 1536-1584). В то время в корейском конфуцианстве появилось учение этикета, и любой, кто изучает корейскую литературу того времени, вынужден признать, что середина эпохи Чосон было временем установления правил поведения, т.е. этикета.

Главными поводами для проведения конфуцианских церемоний были: наступление совершеннолетия, свадьба, смерть, а также юбилейные даты смерти предков. Среди всех церемоний организация похорон больше всего влияла на сознание людей. Во время похорон выражались самые сокровенные эмоции, и сама процедура проведения и сложившаяся атмосфера зависели от степени искренности или формальности выражения чувств родственников, поэтому формы проведения похорон достаточно сильно различались.

Постоянно развивая постулаты Конфуция, ученые эпохи Чосон в конце концов дали начало учению Сирхак или "практическому учению". Конфуцианство глубоко пустило корни в сознание корейского народа, это проявляется во многих мероприятиях и сегодня: Чонмё Чере - церемония в память о королевских предках, проводимая в храме Чонмё, ритуал Сокчон Тэчже, проводимый в академии Сонгюнгван и посвященный памяти Конфуция, его учеников и других почтенных китайских и корейских последователей этого учения.

С другой стороны, в буддизме, как в любой древней религии, значительное развитие получила идейная (философская) составляющая. А конфуцианская идеология, распространившись до низших слоев населения, впитала некоторые элементы религии. Примером тому является культ предков, ставший составной частью конфуцианства и предполагающий веру в то, что духи умерших не исчезают бесследно, а в течение некоторого времени могут влиять на жизнь живущих[159]. Причем чем более значимое место в обществе занимал при жизни предок, тем больше по силе и дольше по времени воздействие его духа. С этой точки зрения дух Конфуция, жертвоприношения которому по нескольку раз в год совершались в специальных храмах, например при местных государственных начальных школах хянгё, в какой-то степени мог играть роль божества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 6 Несмотря на старания фальсификаторов XVII–XVIII веков, английские хроники сохранили много сведений о подлинных событиях XI–XVI веков Англия и Русь-Орда

Глава 18 Конфуций и конфуцианство

Глава 18 Конфуций и конфуцианство Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная

Глава 10 Война в Корее

Глава 10 Война в Корее Сталин никогда не ошибался. За всю свою жизнь он не ошибся ни разу. Стейнбек А. Война содействовала росту американского экспорта, и Америка не замедлила воспользоваться обретенными в результате этого преимуществами. Реальная война, обессилившая

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОРЕЕ XVII XVIII ВЕКОВ

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОРЕЕ XVII XVIII ВЕКОВ В современной историографии в большинстве случаев XVII в. определяется как начало новой истории Кореи.В отечественной исторической литературе отсчет нового времени в Корее ведется с XVII столетия. Каких-либо

Глава 13 Буддизм как религия

Глава 13 Буддизм как религия Изначальной формулировкой буддийского вероучения, вероятно, была доктрина Четырех Благородных истин[313]. Она включает в себя определенные представления о природе мира и человека. В первых трех истинах утверждается, что страдание есть факт

Глава 3 Цари-ханы Русско-Ордынской империи XIII–XVI веков отразились в западных летописях как императоры Габсбурги XIII–XVI веков

Конфуцианство, даосизм и буддизм

Глава 13. Буддизм как религия

Глава 13. Буддизм как религия Изначальной формулировкой буддийского вероучения, вероятно, была доктрина Четырех Благородных истин[313]. Она включает в себя определенные представления о природе мира и человека. В первых трех истинах утверждается, что страдание есть факт

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды Сложившиеся в чжоуском Китае религиозно-этические и социально-политические идеи и институты, которые на тысячелетия определили существо, характер и формы социальной структуры, государственного устройства,

Глава третья Конфуцианство – государственная идеология

Глава третья Конфуцианство – государственная идеология Успех к конфуцианству пришел далеко не сразу. Сам Конфуций умер, не добившись признания современников, и многие считают, что это один из наиболее ярких примеров столь типичной для мировой истории большой разницы

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы Как известно, Хань Фэй-цзы утверждал, что после смерти Конфуция среди его последователей возникло чуть ли не восемь различных школ, развивавших конфуцианские идеи [Хань Фэй-цзы, с. 351; Го Мо-жо, 1961, с. 174]. Разумеется,

Чань-буддизм, дзэн-буддизм

Чань-буддизм, дзэн-буддизм Следующим направлением буддизма является его китайская и японская разновидности — чань-буддизм и дзэн-буддизм соответственно. Основными отличиями чань-буддизма от других направлений специалисты называют четыре принципа:· Прозрение своей

Читайте также: