Теория мотивации мюррея кратко

Обновлено: 05.07.2024

Систематический подход к измерению человеческих мотивов был предложен Генри Мюрреем (Миггау, 1938). Мюррей, ученый из Гарвардского университета, искал способы оценивания тех мотивов, которые были идентифицированы кли­ницистами и признаны важными.

С помощью самых разнообразных методов он стремился изучить все мотивы, названные ведущими теоретиками. С точки зре­ния расширения знаний о сущности человеческих мотивов такой подход имел определенные преимущества.

Во-вторых, Мюррей подчеркивал, что мотивы проявляются самым разным образом, и эти проявления следует изучать всеми возможными способами, будь

то анализ автобиографий, исследование поведенческих реакций в лабораторных условиях, толкование фантазий, сопровождающих восприятие музыки, интерпре­тация сновидений или использование опросников, позволяющих измерять чув­ства и установки испытуемых.

В-четвертых, чтобы измерять мотивы должным образом, Мюррей сначала точ­но определил каждый из них. Он собрал целый диагностический консилиум экс­пертов, представлявших различные традиции изучения мотивации, и поставил перед ним два вопроса: каковы основные мотивы человека и каким образом сле­дует определять и измерять эти мотивы? Возможно, что самым значительным на­учным достижением Мюррея (за исключением ТАТ) стал список человеческих мотивов, до сих пор служащий настольной книгой каждого исследователя моти­вации. В табл. 2.3 перечислены некоторые из наиболее важных мотивов, интере­совавших Мюррея, а также даны их определения.

Очевидно, что Мюррей не сводит все человеческие потребности к одной базо­вой мотивационной диспозиции (такой, как потребность в самореализации у Юн­га, Роджерса или Маслоу) или к двум-трем основным мотивам (секс, агрессия и тревога у Фрейда). Не поддался Мюррей и соблазну бесконечного и бесполез­ного перечисления потребностей. Он четко следовал принципу: наука должна быть экономичной. Ее цель заключается в том, чтобы с помощью минимального

В 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории[16], неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. У человека есть множество потребностей, среди них в первую очередь выделяются:

1. Первичные, или биологические, потребности, например голод, жажда, потребность в воздухе.

2. Вторичные, или психологические, потребности, например потребность в заботе, развитии, независимости.

Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать семь потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:

• Пассивное повиновение – подчинение силе, признание собственной неполноценности.

• Достижения – потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.

• Приобретение – потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.

• Аффилиация – потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.

• Агрессия – стремление уничтожить, унизить другого человека.

• Автономия – желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.

• Избегание наказания – потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.

• Созидание – стремление создавать, строить.

• Потребность идти вразрез с общепринятым – потребность в уникальности.

• Противодействие – потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.

• Самозащита – потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.

• Доминантность – желание управлять другими людьми и контролировать их.

• Внимание – потребность привлекать к себе внимание.

• Суждение – стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.

• Избегание опасности – потребность избегать боли и нанесения себе вреда.

• Избегание неудачи – потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи.

• Покровительство – потребность защищать и опекать других.

• Поддержание порядка – стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

• Игра – желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.

• Признание – потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.

• Отвержение – желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.

• Чувственность – желание получать чувственные впечатления.

• Секс или эротика – стремление к сексуальным отношениям.

• Схожесть – потребность уметь сопереживать другим людям.

• Опека – потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета.

• Понимание и познание – потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.

По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Генри Мюррей (1893–1988)

Генри Мюррей (1893–1988) Если теория личности Олпорта строилась как практически полная антитеза фрейдовской психологии, то система Мюррея, названная им пер — сонологией, продолжала основные традиции классического психоанализа. Однако, как и Олпорт, Мюррей предпочитал

ТЕХНИКА 1. Выяснение психологических потребностей

ТЕХНИКА 1. Выяснение психологических потребностей Самоубийство опирается в основном на душевную боль, главным источником которой являются фрустрированные психологические потребности. Шнейдман (Шнейдман, 200!.) разработал опросник со списком этих потребностей для того,

Генри Мюррей (1893–1988) Личностные качества

Генри Мюррей (1893–1988) Личностные качества Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1915 году он окончил Гарвардский университет с дипломом историка, после чего поступил на факультет хирургии и общей терапии Колумбийского университета,

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

3. Генри Элленбергер. КЛИНИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ[154]

3. Генри Элленбергер. КЛИНИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ[154] Что означают с клинической точки зрения феноменология и экзистенциальный анализ? Возможно, сперва было бы уместно сказать, чем они не являются. В отличие от

Работа с парой в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна И. Ю. Хамитова

Работа с парой в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна И. Ю. Хамитова Введение До широкого проникновения идей Мюррея Боуэна в психотерапию психотерапевтическое мышление базировалось в основном на психоаналитической теории, которая рассматривает уникальность

Льюис Генри Морган

Льюис Генри Морган Белому человеку он известен как Льюис Г енри Морган (1818–1881), транспортный юрист со страстью к учёбе и исследованию внутреннего устройства разных обществ37. Род Сенека из племени ирокезов принял Моргана в свои ряды, когда он был уже взрослым, дал ему имя

Абрахам Маслоу (1908–1970), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных „уровней“ потребностей:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
  • потребность в уважении и признании;
  • потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого, высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей.

Теория мотивации Г. Мюррея.

Генри Мюррей (1893 — 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“).

Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, сексе, агрессии, игре.

Еще один фактор показался мне интересным для обсуждения и использования…

Поиск ощущений (англ. sensation seeking) — элемент мотивационно–потребностной сферы, описанный М. Цукерманном.

Представляет собой поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие:

  • поиск опасностей и приключений,
  • поиск переживаний,
  • раскованность,
  • восприимчивость к скуке.

В исследованиях М. Цукерманна показано, что поиск ощущений связан с половыми гормонами и энзимом моноаминоксидазы, которые регулируют работу лимбической системы.

И, наконец, самое применимое на практике — мотивация достижения.

Мотивация достижения — вид мотивации, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганию неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В ее основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием (и одобрением) тех успехов, которые достигаются человеком.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у человека преобладает стремление к успеху, низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление избегать неудачи.

Формирование мотива достижения в конкретной деятельности.

Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива в конкретной деятельности:

  1. Привлечение внимания к содержанию деятельности.
  2. Обретение человеком в ходе разнообразных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения, эмоционального реагирования, характерного для высокомотивированных людей.
  3. Усвоение человеком специальных понятий, которые означают различные компоненты мотива достижения.
  4. Соотнесение человеком данного мотива (конкретной деятельности) со своим личным идеалом, со своими основными духовными ценностями и личное принятие мотива.
  5. Практическое использование человеком приобретенных знаний в реальных жизненных ситуациях.
  6. Самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом.

1 комментарий к Виды мотивации и теории мотивации

Генри Мюррей (1893 – 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“).
Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, сексе, агрессии, игре.

Работа содержит 1 файл

Теория мотивации Г.docx

Теория мотивации Г. Мюррея.

Генри Мюррей (1893 – 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“).

Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, сексе, агрессии, игре.

Еще один фактор показался мне интересным для обсуждения и использования…

Поиск ощущений (англ. sensation seeking) – элемент мотивационно–потребностной сферы, описанный М. Цукерманном.

Представляет собой поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие:

  • поиск опасностей и приключений,
  • поиск переживаний,
  • раскованность,
  • восприимчивость к скуке.

В исследованиях М. Цукерманна показано, что поиск ощущений связан с половыми гормонами и энзимом моноаминоксидазы, которые регулируют работу лимбической системы.

И, наконец, самое применимое на практике – мотивация достижения.

Мотивация достижения – вид мотивации, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганию неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В ее основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием (и одобрением) тех успехов, которые достигаются человеком.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у человека преобладает стремление к успеху, низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление избегать неудачи.

Формирование мотива достижения в конкретной деятельности.

Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива в конкретной деятельности:

Читайте также: