Конституционное судопроизводство рб кратко

Обновлено: 18.05.2024

Конституционное судопроизводство охватывает ряд стадий. Совокупность последовательно сменяемых друг друга таких стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство. В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий:

1) внесение обращения в Конституционный Суд;

2) предварительное рассмотрение обращений;

3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

4) подготовка к разбирательству;

5) непосредственно разбирательство;

6) принятие итогового решения;

7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда;

8) исполнение решения Конституционного Суда.

Действия Суда применительно к каждой из стадий должны укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее 2 месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию.

Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.



Определение допустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двух обстоятельств: 1) компетенции Конституционного Суда и 2) ранее выраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции. В процессе предварительного изучения обращения судья вправе давать поручения специалистам аппарата Суда по анализу отдельных правовых вопросов, а также поручать экспертам произвести необходимые экспертизы или специальные исследования. В необходимых случаях судья может воспользоваться консультацией специалиста. По результатам предварительного изучения обращения судья делает заключение, которое может быть как устным, так и письменным. Заключение судьи докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда. В случае если судья придет к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то вместо заключения (либо наряду с этим) готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.

Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление - итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение - итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные решения Конституционного Суда именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате Федерального Собрания, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта. В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.


Глава 31 Органы государственной властисубъектов Российской Федерации
145. § 1. Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ
146. § 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
147. § 3. Правовые основы взаимоотношений органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Конституционное судопроизводство охватывает ряд стадий. Совокупность последовательно сменяемых друг друга таких стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство. В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий:

1) внесение обращения в Конституционный Суд;

2) предварительное рассмотрение обращений;

3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

4) подготовка к разбирательству;

5) непосредственно разбирательство;

6) принятие итогового решения;

7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда;

8) исполнение решения Конституционного Суда.

Действия Суда применительно к каждой из стадий должны укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее 2 месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию.

Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Определение допустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двух обстоятельств: 1) компетенции Конституционного Суда и 2) ранее выраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции. В процессе предварительного изучения обращения судья вправе давать поручения специалистам аппарата Суда по анализу отдельных правовых вопросов, а также поручать экспертам произвести необходимые экспертизы или специальные исследования. В необходимых случаях судья может воспользоваться консультацией специалиста. По результатам предварительного изучения обращения судья делает заключение, которое может быть как устным, так и письменным. Заключение судьи докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда. В случае если судья придет к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то вместо заключения (либо наряду с этим) готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.

Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление - итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение - итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные решения Конституционного Суда именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате Федерального Собрания, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта. В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.


Глава 31 Органы государственной властисубъектов Российской Федерации
145. § 1. Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ
146. § 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
147. § 3. Правовые основы взаимоотношений органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Закон Республики Беларусь Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь № 124-З от 08.01.2014 г.

Наименование О конституционном судопроизводстве
Вид акта Закон Республики Беларусь
Дата регистрации 11.01.2014
Дата вступления в силу 17.04.2014
Информация о вступлении в силу Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке: статьи 1-164 - через три месяца после официального опубликования настоящего Закона; иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.
Дата изменения текста 21.01.2017
Регистрационный номер (НЦПИ) H11400124
Регистрационный номер (НРПА) 02002122
Дата удаления из ЭБДПИ Неизвестно
Дата изменения карточки 14.02.2018
Номер обновления карточки 4112
Номер обновления текста 3842
Банк данных Законодательство Республики Беларусь
Международная организация Неизвестно
Место подписания Неизвестно
Статус Неизвестно
Язык Русский
Срок действия Неизвестно
Признак отмены Неизвестно
Нормативность Нормативный
Орган принятия Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Орган принятия (правопреемник) Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Дата принятия 08.01.2014
Номер принятия 124-З
Дополнительная информация

Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

акт - нормативный правовой акт; закон, принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), - до его подписания Президентом Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - закон, принятый Парламентом Республики Беларусь); международное договорное или иное обязательство Республики Беларусь; акт межгосударственного образования, в которое входит Республика Беларусь (далее - акт межгосударственного образования); не вступивший в силу международный договор Республики Беларусь;

инициативное обращение - обращение гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее - организация) к уполномоченному органу с инициативой о внесении в Конституционный Суд Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - Конституционный Суд) предложения о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации, нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации;

инициатор - уполномоченный орган, внесший предложение в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного правового акта, международного договорного или иного обязательства Республики Беларусь, акта межгосударственного образования; Президент Республики Беларусь, внесший предложение в Конституционный Суд о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь, внесший предложение в Конституционный Суд о даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь; Президиум Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, внесший предложение в Конституционный Суд о принятии решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства; Президент Республики Беларусь, внесший предложение в Конституционный Суд об официальном толковании декрета или указа Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; Президент Республики Беларусь, внесший предложение в Конституционный Суд о проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов; Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, внесшие предложения в Конституционный Суд об изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

конституционное судопроизводство - определенный настоящим Законом и иными законодательными актами порядок рассмотрения в Конституционном Суде дел, принятия по ним заключений или решений, а также совершения судьями Конституционного Суда и участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий, направленных на осуществление предоставленных им процессуальных прав и исполнения ими процессуальных обязанностей;

международное договорное обязательство Республики Беларусь - межгосударственный или межправительственный договор, вступивший в силу для Республики Беларусь;

не вступивший в силу международный договор Республики Беларусь - не вступивший в силу для Республики Беларусь межгосударственный или межправительственный договор, согласие на обязательность которого для Республики Беларусь выражено в форме закона или указа Президента Республики Беларусь, а также заключаемый Республикой Беларусь межгосударственный или межправительственный договор, согласие на обязательность которого для Республики Беларусь должно быть выражено в форме закона или указа Президента Республики Беларусь;

последующий контроль - проведение Конституционным Судом проверки конституционности актов, указанных в части четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

предварительный контроль - проведение Конституционным Судом обязательной проверки конституционности законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, а также проверки конституционности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

стороны - инициатор; государственный орган или должностное лицо, принявшие (издавшие) нормативный правовой акт, конституционность которого подлежит проверке; государственный орган, к компетенции которого относятся вопросы, содержащиеся в международном договорном или ином обязательстве Республики Беларусь, акте межгосударственного образования, не вступившем в силу международном договоре Республики Беларусь, конституционность которых подлежит проверке; палаты Национального собрания Республики Беларусь в случае внесения Президентом Республики Беларусь предложения в Конституционный Суд о даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь; местный Совет депутатов в случае внесения Президиумом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь предложения в Конституционный Суд о принятии решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства; суд, правоохранительный орган или иной государственный орган в случае внесения Президентом Республики Беларусь предложения в Конституционный Суд о проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики этих суда, органа;

судья-докладчик - судья Конституционного Суда, назначенный Председателем Конституционного Суда для подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании;

уполномоченный орган - Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (его Президиум), Верховный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, наделенные статьей 116 Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, настоящим Законом и иными законодательными актами правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду;

участник судебного заседания - лицо, принимающее в установленном порядке участие в заседании Конституционного Суда, в котором рассматривается дело.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2016 г. №13-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство о конституционном судопроизводстве

Законодательство о конституционном судопроизводстве состоит из Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, настоящего Закона, иных законодательных актов.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон определяет порядок осуществления конституционного судопроизводства:

по делам, отнесенным к компетенции Конституционного Суда Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, иными законодательными актами, в том числе по делам о (об):

проверке конституционности законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, в порядке обязательного предварительного контроля;

проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь в порядке предварительного контроля;

проверке конституционности нормативных правовых актов в порядке последующего контроля;

проверке конституционности международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь в порядке последующего контроля;

проверке конституционности актов межгосударственных образований в порядке последующего контроля;

наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

даче официального толкования декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

проверке конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов;

устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

по рассмотрению вопроса о принятии ежегодных посланий Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2016 г. №13-З)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Принципы конституционного судопроизводства

Статья 4. Законность

Конституционный Суд осуществляет конституционное судопроизводство на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, настоящего Закона и иных законодательных актов.

Статья 5. Независимость судей Конституционного Суда

Судьи Конституционного Суда при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только закону.

Вмешательство в их деятельность по осуществлению своих полномочий не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на свободу формирования их внутреннего убеждения и волеизъявления.

Статья 6. Коллегиальность

Дела рассматриваются Конституционным Судом правомочным составом коллегиально.

Статья 7. Гласность

Конституционный Суд рассматривает дела в судебном заседании открыто.

В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, проводится закрытое судебное заседание.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании осуществляется в соответствии с порядком осуществления конституционного судопроизводства, определенным настоящим Законом и иными законодательными актами, и проводится с участием сторон, их представителей, полномочных представителей. Возможность присутствия в закрытом судебном заседании иных лиц, в том числе работников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих проведение судебного заседания, определяется Председателем Конституционного Суда по согласованию с другими судьями Конституционного Суда.

О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании Конституционный Суд принимает определение.

Статья 8. Состязательность

Рассмотрение дел в Конституционном Суде осуществляется на основе состязательности.

Стороны по своему усмотрению представляют доказательства, заявляют ходатайства, высказывают мнения, в том числе в отношении доводов другой стороны, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 9. Равенство сторон

Рассмотрение дел в Конституционном Суде осуществляется на основе равенства сторон.

Стороны пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему отношение к делу.

Статья 10. Всестороннее, полное и объективное исследование материалов дела

Конституционный Суд не ограничивается представленными документами, иными материалами и объяснениями и принимает меры, необходимые для всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела.

Конституционный Суд обеспечивает сторонам, их представителям, иным участникам судебного заседания необходимые условия для осуществления предоставленных им процессуальных прав и исполнения ими процессуальных обязанностей.

Статья 11. Использование устной и письменной форм конституционного судопроизводства

Рассмотрение дел в судебном заседании осуществляется с использованием устной формы конституционного судопроизводства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, когда Конституционный Суд рассматривает дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства.

Рассмотрение дела с использованием устной формы конституционного судопроизводства осуществляется путем непосредственного заслушивания в судебном заседании объяснений сторон, их представителей, показаний свидетелей, заключений экспертов, пояснений специалистов, иных участников судебного заседания, оглашения письменных документов и иных материалов дела.

Рассмотрение дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства осуществляется на основании письменных документов и иных материалов, представленных Конституционному Суду и (или) запрошенных им в процессе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании, как правило, без вызова сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, иных лиц в судебное заседание.

При рассмотрении дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства допускается использование элементов устной формы конституционного судопроизводства (участие в судебном заседании полномочных представителей, а по решению Конституционного Суда - представителей других государственных органов, иных организаций).

Статья 12. Язык конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство ведется на белорусском и (или) русском языках.

Заключения и решения Конституционного Суда подлежат официальному опубликованию на белорусском и (или) русском языках.

Участникам судебного заседания, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется конституционное судопроизводство, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в процессуальных действиях через переводчика, право выступать в суде, в том числе давать объяснения, заявлять ходатайства на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные участники судебного заседания вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Статья 13. Презумпция конституционности актов

Акт является конституционным, если иное не будет признано заключением, решением Конституционного Суда.

Раздел II Правомочный состав Конституционного Суда в судебном заседании. Участники конституционного судопроизводства

Глава 3 Правомочный состав Конституционного Суда в судебном заседании

Статья 14. Правомочный состав Конституционного Суда в судебном заседании

Конституционный Суд правомочен рассматривать дела в судебном заседании при наличии не менее восьми судей Конституционного Суда (кворум судей Конституционного Суда).

Статья 15. Неизменность состава Конституционного Суда

Дело рассматривается Конституционным Судом, как правило, в одном и том же составе судей.

Другие судьи Конституционного Суда могут принять участие в дальнейшем рассмотрении дела после начала рассмотрения дела в судебном заседании по решению Конституционного Суда. Определение Конституционного Суда об участии этих судей в дальнейшем рассмотрении дела принимается большинством голосов от числа присутствующих судей Конституционного Суда.

Статья 16. Самоотвод судьи Конституционного Суда и порядок его разрешения

Судья Конституционного Суда не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить о своем самоотводе в случае, если:

судья ранее в силу служебного положения участвовал в подготовке акта, являющегося предметом проверки конституционности;

судью связывают с представителями сторон родственные или семейные отношения;

судья лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.

Заявление судьи Конституционного Суда о самоотводе разрешается Конституционным Судом в совещательной комнате.

Определение Конституционного Суда об удовлетворении или отклонении заявления судьи Конституционного Суда о самоотводе принимается большинством голосов от числа присутствующих судей Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда, заявивший о самоотводе, в голосовании не участвует.

Конституционный Суд принимает определение об отклонении заявления судьи Конституционного Суда о самоотводе, если приведенные им доводы в обоснование заявленного самоотвода не могут влиять на объективность его правовой позиции по делу.


Все нормативно-правовые акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ и не могут ей противоречить. Для того чтобы нормы российского основного закона не нарушались, существует специальный орган, осуществляющий контроль – Конституционный Суд РФ. Кратко рассмотрим его функции, принципы деятельности и полномочия.


Конституционное судопроизводство

Особенность Конституционного Суда РФ и региональных конституционных судов состоит в том, что они не находятся в зависимости, действуют самостоятельно. Их решения нельзя обжаловать.

Назначение конституционных судов: осуществлять проверку действий государственных и местных органов власти на предмет их соответствия Конституции РФ.

Конституционное производство, как и любое другое, предполагает привлечение к нему нескольких участников. В первую очередь, необходимо указать среди участников судей.
Перечислим основные моменты:

  • общее число судей – 19;
  • в назначении судей участвуют Совет Федерации и Президент РФ;
  • требования к судье: возраст не моложе 40 лет и не старше 70 лет, наличие российского гражданства, хорошей репутации, высшего юридического образования, высокой квалификации и стажа работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
  • голосование на должность судьи является тайным;
  • судья не может занимать иные государственные должности, заниматься предпринимательством, состоять в партии;
  • судья в своей деятельности подчиняется исключительно Конституции РФ.

Недобросовестное исполнение судьей его обязанностей влечет за собой его отстранение.


Принципы конституционного судопроизводства

Принципы, на которых основывается деятельность конституционных судов, во многом совпадает с общими принципами производства дел.
К ним относится:

Читайте также: