Особенности ассирийской империи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ассирия — государство северомесопотамских племен, создавших в XIV-VII вв. до н. э. мощное государство. Новая Ассирийская империя (750-620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества. Название происходит от имени верховного бога Ашшура и названия столицы государства.

Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар I начал в ХШ в. до н. э, походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Нинурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разгромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоеван Вавилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным.

История Ассирия — это чередование циклов упадка и укрепления, основанное на соотношении сил этнических образований в регионе. Приход сильных завоевателей из других частей Передней Азии и государствообразование у соседей грозило Ассирии гибелью, но ей удавалось сохраниться и дожить до периода следующего подъема.

Новый подъем могущества начался при Тиглатпаласаре I (конец XII — начало XI вв. до н. э.). Он вел войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Усиление арамейских племен привело к ослаблению Ассирии. В X в. до н. э. арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли уже сами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступление было завершено в начале IX века до н. э. победами царя Ашшурнасирпала II (883—859 гг. до н. э,), который заложил основу будущей Ассирийской военной державы.

В конце IX в. до н. э. Ассирия была ослаблена внутренними смутами и наступлением урартийцев. Только с середины VIII в. до н. э. ассирийцы вновь начинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.) и Саргон II (722-705 гг. до н. э.) завоевали Сирию с Дамаском, Вавилонию, нанесли тяжелое поражение Урарту. Асархаддом в 671 г. подчинил Египет своей власти, но через двадцать лет Египет освободился.

Это завоевание было последним военным успехом Ассирии. Вскоре она гибнет, ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных народов.

Ассирия

Многовековая битва за выживание определила особенности ассирийской культуры и ментальности, которая характеризуется брутальностью и культом силы. Ассирийское право отличалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. В искусстве деспотизм отразился в каноне обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности, их страданий и силы.

Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты.

В Среднеассирийский период сформировались основные особенности Ассирийской державы. Они были следующими.

Ассирийская держава в первые века своего существования являлась плодом стремлений одной, ашшурской, общины во главе с сформировавшимся при ней царским военнослужилым двором захватить господство над большей частью Передней Азии. Непомерность этих потуг по сравнению с ограниченными ресурсами собственно Ассирии заставляла царей компенсировать внутреннюю слабость крайним напряжением военной деятельности и устрашением соседей, но так и не позволяла им прочно освоить завоеванные владения.

По той же причине ассирийские цари вели военную экспансию с небывалой энергией, упорством и неукротимостью: они проводили в походах больше времени, чем любые другие правители Ближнего Востока и нередко старались каждый год открывать военную кампанию, причем считали своим долгом лично командовать войском.

История Ассирии изобиловала узурпациями. Немало удачливых администраторов и военачальников, приходившихся отдаленными потомками давно умерших царей, захватывали престол, свергая и убивая своих предшественников, что не мешало официальной ассирийской традиции относиться к ним с величайшим почтением, если их правления изобиловали успехами.

В итоге история Ассирии представляет собой циклы военного подъема и упадка. Трижды (начало XII в., начало X в., первая половина VIII в. до н. э.) Ассирия теряла большую часть захваченных территорий и вновь возвращала их, каждый раз наращивая масштабы экспансии.

Специфические и маргинальные группы

Специфические и маргинальные группы К специфическим группам принадлежали иноэтнические и особые религиозные группы, сохранявшие свою идентичность и почти не интегрировавшиеся в немецкое общество. Это не означало, что и по уровню жизни они находились на его низшей

Специфические рецепты некоторых ритуальных блюд для определенных праздников

Специфические рецепты некоторых ритуальных блюд для определенных праздников Озней Аман (Уши Амана) У европейских евреев это изделие называется хоменташен (готовится во время Пурима)ПродуктыДля теста:— 5 стаканов пшеничной муки— 0,25 стакана теплой воды— 0,75 стакана

Саргониды. Апогей ассирийского великодержавия

Саргониды. Апогей ассирийского великодержавия Потомки Саргона II – Саргониды – правили Ассирией вплоть до ее гибели. Его сын Синаххериб (705/704–681 гг. до н. э.), свирепый царь-солдат, так ненавидел Вавилонию, что, даже унаследовав от Саргона престол Вавилона, не захотел пройти

Кормежка ассирийского зверя

Кормежка ассирийского зверя Ассирия обычно строила свои отношения с другими ближневосточными государствами на основе их полного подчинения посредством грубой военной силы и вымогательства дани. Однако ей не были чужды и стратегические торговые интересы. Солдат,

Тайна ассирийского геноцида

Тайна ассирийского геноцида Ассирийцы, или айсоры, — население современного Ирака, Турции, Ирана и Сирии, потомки говоривших по-арамейски жителей Месопотамии, принявших в [V веке христианство. Их точная численность в настоящее время неизвестна и оценивается

Образование древнейшего ассирийского государства

Образование древнейшего ассирийского государства Развитие рабства способствовало образованию государства, которое должно было защищать интересы рабовладельцев в их борьбе с рабами и бедняками и руководить ирригационными работами. В функцию государственной власти

Специфические и маргинальные группы

Специфические и маргинальные группы К специфическим группам принадлежали иноэтнические и особые религиозные группы, сохранявшие свою идентичность и почти не интегрировавшиеся в немецкое общество. Это не означало, что и по уровню жизни они находились на его низшей

Ашшурбанипал и осень ассирийского величия

Ашшурбанипал и осень ассирийского величия Еще при жизни Асархаддон определился с наследниками: ассирийским царем он назначил сына Ашшурбанипала, а над Вавилонией поставил царствовать другого сына — Шамаш-шум-укина. В 672 году на верховном собрании в Ниневии он заручился

Образование древнейшего ассирийского государства

Образование древнейшего ассирийского государства Обострение классовых противоречий неизбежно должно было привести к возникновению государства, призванного защищать классовые интересы рабовладельцев в их взаимоотношениях с рабами и беднейшими слоями населения.

Специфические черты древнеегипетской цивилизации

Специфические черты древнеегипетской цивилизации Возвращаясь к природным условиям и географическим особенностям долины Нила и подводя некоторый итог, можно выделить две фундаментальные черты, оказавшие влияние на весь ход истории Египта.Во-первых, это

Становление и эволюция Ассирийского государства

Становление и эволюция Ассирийского государства На рубеже III–II тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии, по среднему течению р. Тигр, выделился город-протогосударство Ашшур. Вначале Ашшур входил в сферу политического господства владык шумерского Ура (см. выше, 4.1). Однако

3. Основные черты древнерусского государства к концу X в.

3. Основные черты древнерусского государства к концу X в. 3.1. Династическая (родовая) княжеская власть, ограниченная властью вече.3.2. Простейший государственный аппарат в лице дружины, родственников и наместников князя.3.3. Система данничества – полюдье.3.4. Территориальный

Ассирийская империя – по праву является одним из самых великих империй древнего мира, она вошла в историю благодаря своим масштабным воинским набегам и завоеваниям, жестокости и власти, а также культурным достижениям и развитием искусства.

Ассирийская империя по праву является одной из самых великих империй древнего мира, она вошла в историю благодаря своим масштабным воинским набегам и завоеваниям, жестокости и власти, а также культурным достижениям и развитием искусства.

Зарождение Ассирийской империи

Многовековой истории известны несколько столиц Ассирийской империи, из них:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада);
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра);
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Как на многие величественные державы древнего мира, на Ассирию можно смотреть с разных точек зрения. С точки зрения военной силы это одно из великих древних государств, именно в Ассирии появилась первая профессиональная, дисциплинированная армия древнего мира, армия, которая побеждала, заставляла трепетать в ужасе соседние города, армия внушающая страх и подчинение.

В библиотеке Ашшурбанипала (ассирийского правителя) до сих пор хранится бесценная коллекция глиняных табличек, благодаря которым мы узнали, как в то время развивалась наука и культура, религии, искусства и военные подвиги того времени.

Рисунок 1. Глиняная табличка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Территория и политика Ассирийской империи

В моменты своего расцвета Ассирия имела широкие территории, такие как междуречья Тигра и Евфрата, также владела и широким восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийской империи простирались практически до Каспийского моря. Сейчас на территории бывшей Ассирии находятся такие страны как Ирак, Иран, значительная часть Турции и Саудовской Аравии.

Великие правители древней Ассирии считали себя непобедимыми владыками всех цивилизаций, правителями мира не только людей, но и самой природы. Одним из главных развлечений для царей были кровавые бои с львами, тем самым они хотели показать свое могущество над животным миром и подчинить его. Древние картины с изображением ассирийцев подчеркивали воинственный настрой жителей империи и служили демонстрацией их силы и жестокости.

Периоды развития Ассирийской империи

Староассирийский период – XX -XVI века до нашей эры.

В данный период еще не появилось Ассирийское государство, поэтому главным центром стал город Ашшур, к нему же относились небольшие деревни во главе со старейшинами. Благодаря удачному географическому положению город быстро развивался через него проходили южные, западные и восточные торговые пути.

Среднеассирийский период – XV-XI века до нашей эры.

В XIV веке ассирийских правителей уже называли царями, в это время идет очень активная колонизация земель – набеги на Хетов, Вавилонское царство, все это завершается территориальным господством Ассирийской империи

Новоассирийское царство – X-VII века до нашей эры.

Именно на этот период пришел расцвет Ассирийскои империи именно с этим периодом связывают существование одного из чудес света висячих садов). В это время правят цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III.

Все следующие правители вели не грамотную политику, что сильно ослабило Ассирийскую Империю и в итоге привело к её падению.

Падение Империи

Падение Ассирийской империи было неизбежным, как и падение многих других древних государств, стоял лишь один вопрос, когда это печальное событие должно произойти.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – центр Ассирийской империи. Вавилоняне в захвате города участие не принимали, по одной из версий – не успели, по другой версии они не захотели и не стали участвовать в разрушении святынь братского народа. Спустя пару лет падет и столица - Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор полностью добил ассирийцев. Великая Империя пала, но ее народ погиб не полностью, и сохранил свою историю и по сей день.

Падение империи показывает, что даже самое могущественное и великое государство может исчезнуть из-за безграмотной политики, внутренних столкновений и разногласий, которые рано или поздно погубят страну, также стремительно, как великая империя захватывала земли, она пала, и лишь благодаря древним источникам и рукописям дошедшим до нас мы можем представить себе древнюю Ассирийскую империю.

Ассирийская цивилизация – одно из наиболее древних государств наряду с Вавилоном и Египтом. Существует убеждение, что Ассирия была воинственной, беспощадной державой, заинтересованной только в завоевании других народов, захвате земли и богатств. Но достаточно вспомнить имя знаменитого царя Ашшурбанапала, создавшего великую библиотеку в городе Ниневия. Там собирались не только труды ученых и летописцев, призванных увековечивать подвиги царей и полководцев. До наших дней сохранились многочисленные письма от ассирийских военачальников, повествующие о военных событиях, судьбе покоренных народов, а также договоры о продаже земли и рабов. Именно в период правления Ашшурбанапала (668 – 629 гг) Ассирия достигла своего расцвета.

Архитектура в Ассирии

Очень многое в культуре Ассирии позаимствовано из Вавилона и Хеттского государства. Но в области архитектуры было много достижений непосредственно ассирийских зодчих. Здания строились в основном из сырцового кирпича. Как правило, стиль большинства ассирийских сооружений подчиняется строгим канонам: прямые линии и прямоугольные углы, глухие стены, окружающие внутренний двор, наличие чередующихся ниш и выступов. Главное здание в городе – дворец – возводился на высокой платформе, имел зубчатые стены и арочные входы. Около входов стояли каменные скульптуры быков с пятью ногами: при приближении ко входу создавалась иллюзия, что неподвижные изваяния шагают навстречу путнику.

Изобразительное искусство в Ассирии

Этот вид искусства в Ассирии в основном сводится к рельефным изображениям, украшавшим внутренние алебастровые стены дворцов. Эти рельефы наглядно демонстрировали военную мощь ассирийского государства, его военные подвиги и грозных полководцев. Такой способ оформления интерьера был позаимствован у хеттов. Ранние ассирийские рельефы имеют четкие линии, подчеркивающие физическую мощь изображаемого. Наиболее совершенными однозначно признаются сцены охоты, созданные при Ашшурбанапале. Следует отметить, что изобразительное искусство в Ассирии сводилось исключительно к прославлению царя и его завоеваний; имели однообразный, трафаретный характер, в нем полностью отсутствовала индивидуальность.

Религия в Ассирии

Религия, как и во всех государствах Междуречья, имела прямое влияние на все сферы жизни ассирийцев. Боги обладали недоступной простому смертному силой, люди обязаны были подносить богам жертвы. Практически весь пантеон богов и обряды ассирийцы позаимствовали у Вавилона. Но верховным божеством они признали своего племенного бога Ашшура. Большим уважением пользовалась также богиня земледелия Иштар, что связано с перестройкой экономической системы – переходом от охоты к возделыванию земли. В целом религиозная система Ассирии была достаточно сложной и запутанной, с огромным количеством верований, обрядов и суеверий.

Наука в Ассирии

Наука Ассирии непосредственно связана с достижениями вавилонских ученых. Трудно отделить достижения этих двух культур, но, несомненно, их синтез оказал сильное влияние на научную деятельность в Древней Греции и Риме. Именно в Ассирии и Вавилоне зародился современный счет времени (семидневная неделя, 12 месяцев в году), были изобретены солнечные и водяные часы. Развита была геометрия и алгебра, военное дело – в том числе создание крепостей, мостов. Считается, что теорема Пифагора была хорошо известна ассирийским ученым.

Ассирийское государство занимало достойное место в древнем мире. И хоть его культура была в основном подчинена прославлению царя и воинских подвигов, она имеет много самобытных, неповторимых черт. Во всех культурных достижениях чувствуется мощь и сила. Заимствования из других государств (в основном из Вавилона) уживались и сливались с самобытной культурой: изделия ремесленников порой трудно отличить от предметов, сделанных в другом государстве, ведь многие умельцы были пригнаны в качестве пленных рабов.

Читайте также: