Конфликтное взаимодействие в образовательной среде кратко

Обновлено: 02.07.2024

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ.

Цель: формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.

- формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций,

- содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт-противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Конфликты возникают при наличии трех основных условий:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон ( например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Все конфликты проходят ряд стадий :

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей дляизбегания аналогичной ситуации в будущем.

Последствия конфликта делятся на две группы:

-позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

Конфликт в системе "педагог — родитель".

Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Стратегия поведения Характеристика стратегии

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации :

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда, конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда, и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Самые универсальные – это:

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

11. Лучший способ общения – избегать необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.

12. Оценка деятельности группы, разрешение конфликтных ситуаций является правом каждого родителя и педагога. Но критика должна быть внутренней, она должна высказываться в ДОУ с глазу на глаз.

13. Критика должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной.

14. В любой ситуации попробуйте поставить себя на место другого человека.

15. Все спорные вопросы решаемы. Главное, решать все вопросы в спокойной и деловой обстановке.

16. Помните, что взрослый для ребёнка пример в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Конфликт – это один из вариантов организации человеческих взаимоотношений, при котором происходит столкновение целей, точек зрения, взглядов и эмоций, являющихся разными и несопоставимыми, что обостряет противоречия между людьми и вызывает эмоциональный всплеск.

Чтобы развилась конфликтная ситуация, интересы, мнения, цели, взгляды, идеи должны быть диаметрально противоположными. Также, способы разрешения каких-то проблемных моментов, вопросов тоже должны быть разными. Наличие разные взглядов, мировоззренческих концепций, восприятие мира и законов его функционирования, также, обуславливает развитие конфликтов.

Образовательная система в целом, учебно-воспитательный процесс в отдельном учреждении не застрахованы от развития конфликтов. Более того, без них они не могут существовать должным образом, поскольку последние являются основным двигателем развития.

Еще одним поводом для развития конфликтных ситуаций в образовательном учреждении является разнообразие состава участников. Они различаются по:

  • половому признаку;
  • возрастному признаку;
  • уровню интеллектуального, нравственного и духовного развития;
  • степени воспитанности учащихся;
  • интересам, мотивам, потребностям всех участников системы образования;
  • социальному статусу субъектов образования;
  • жизненным ценностям.

Любой конфликт, возникающий в образовательной среде носит педагогическую направленность, поскольку он затрагивает достижение основных образовательных целей и задач.

Конфликтогенность образовательной среды является закономерно­стью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса. Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:

• падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях;

• недооценка значения развития индивидуальности учащихся и учителей;

• недостаточная упорядоченность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, зачастую неумение сочетать едино­началие и демократические принципы управления, недостаточ­ное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;

• слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления;

• специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Виды конфликтов в образовательной среде

1. Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся:

• в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса;

• в непродуманном введении педа­гогических инноваций;

• в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива;

• в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных – с другой.

2. Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успева­емости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и инте­реса к учебе).

3. Методические конфликты, обусловленные:

• несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся;

• ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей;

• в манипуляциях оценками;

• в наличии методических изъянов в рабо­те учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.

4. Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены:

• недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлении о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооцени­вая современные условия развития индивидуальности ученика;

• острой реакцией педагога на оценку своих личност­ных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками;

• высокой личност­ной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.




5. Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.

Конфликтогенность образовательной среды является закономерно­стью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса. Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:

• падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях;

• недооценка значения развития индивидуальности учащихся и учителей;

• недостаточная упорядоченность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, зачастую неумение сочетать едино­началие и демократические принципы управления, недостаточ­ное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;

• слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления;

• специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Виды конфликтов в образовательной среде

1. Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся:

• в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса;

• в непродуманном введении педа­гогических инноваций;

• в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива;

• в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных – с другой.

2. Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успева­емости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и инте­реса к учебе).

3. Методические конфликты, обусловленные:

• несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся;

• ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей;

• в манипуляциях оценками;

• в наличии методических изъянов в рабо­те учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.

4. Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены:

• недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлении о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооцени­вая современные условия развития индивидуальности ученика;

• острой реакцией педагога на оценку своих личност­ных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками;

• высокой личност­ной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

5. Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.

Гендерные особенности личности: арт-терапия в гармонизации мужского и женского начала

Старшеклассники: от диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессионального самоопределения учащихся 7-11 классов

ВЕБИНАР: Дислексия, дисграфия, дискалькулия у детей школьного возраста: методы нейропсихологической диагностики и коррекции

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Причины усиления конфликтогенности образовательной среды

Автор

/module/item/name

Известно, что все образовательные учреждения являются организациями, которые имеют свою, характерную для них структуру, штатное расписание, предусматривающее иерархию предоставленных ее работникам и должностным лицам соответствующих прав и обязанностей, а также связей, правила и нормы функционирования, цели и задачи деятельности, критерии оценки и пр. Все это позволяет сделать определенные выводы, в том числе и о том, что конфликты, возникающие в образовательном учреждении, должны иметь некоторые общие черты с организационными конфликтами. Вместе с тем, проведенные исследования показывают, что в них имеется своя, характерная только для образовательной среды, специфика. Это связано с тем, что образовательное учреждение — это организация особого рода, так как в ней осуществляется воспитание и обучение детей разного возраста с присущими каждому возрасту психологическими особенностями [1]. Также необходимо учитывать, что школьники принадлежат к семьям из различных социальных страт и представляют широкую палитру этнической принадлежности и национальных культур. Как следствие — разнообразие видов противоречий, приводящих к конфликтным ситуациям, а также конфликтам между всеми участниками образовательного процесса.

Принято считать, что главным конфликтом в образовательных учреждениях, основным по причинам возникновения и мотивам его участников, является педагогический конфликт [2]. Педагогический конфликт — это конфликт между учителем и учеником, учителем и группой учеников, то есть связанный с осуществлением учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении и возникающими в этом процессе противоречиями. Педагогический конфликт имеет следующие виды: конфликт деятельности, конфликт поступков, конфликт отношений. В настоящее время в конфликтологии созданы предпосылки для формирования нового направления — педагогическая конфликтология.

В то же время, в образовательном учреждении случаются и другие конфликты, прямо или опосредованно связанные с учебным и воспитательным процессом. В любом случае возникающие конфликты так или иначе связаны с проблемами установления нормальных (приемлемых для сторон) коммуникаций. Важнейшее место в этих коммуникациях занимают слово и интонация, звучащая при выдвижении возникших претензий.

В общеобразовательных учреждениях отмечены следующие диады конфликтных взаимодействий:

  • учащийся — учащийся (учащиеся);
  • учитель — учащийся;
  • учитель — учащиеся;
  • учитель — родители учащихся;
  • учитель — учитель;
  • руководитель — учитель;
  • руководитель — педагогический коллектив;
  • руководитель — учащиеся;
  • руководитель — родители учащихся [2].

Конфликты в указанных системах отношений имеют свои отличительные особенности, которые характерны только им. Такими отличительными особенностями являются:

  • разнообразие видов;
  • разнообразие функций;
  • конфликтогенность образовательной среды;
  • высокая эмоциональность;
  • преимущественная ориентация на предмет конфликта, нежели на объект;
  • публичный характер;
  • напряженность постконфликтной ситуации [3].

Профессиональная медиация. Подготовка специалистов по урегулированию конфликтов и проведению примирительных процедур

Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений отмечают неизбежность возникновения в них конфликтов. В то же время, субъективная причинность их возникновения либо недооценивается, либо отрицается. Главными причинами считаются наличие социальных и экономических неоднородностей [4]. В этом затушевывании истинной причинности заложено серьезное противоречие, препятствующее снижению уровня конфликтогенности среды образовательных учреждений.

Существенно меньше исследований по конфликтам между педагогами [7]. Проводились исследования по формированию готовности педагогических кадров к разрешению конфликтов [8].

Была поставлена проблема формирования конфликтологической службы в школе [9]. Проводились исследования для использования конфликтов для преодоления противоречий в общеобразовательном учреждении, управления ими [10].

Представляют интерес для разработки проблемы исследования методов измерения конфликтогенности [11].

В то же время, большего внимания со стороны психологов требует изучение непосредственно конфликтогенов образовательной среды.

Необходимо отметить, что педагогические исследования конфликтогенности среды взаимодействий в общеобразовательном учреждении также требуют своего дальнейшего развития.

Психологические исследования проводились преимущественно на общем уровне (Алишов Б.С., Богданов Е.Н., Гусева А.С., Еромлова Е.А., Кашапов М.М., Киршбаум Э.И., Козлов В.В., Фоминых А.Ф., Шакуров Р.Х., Шляпникова О.А. и др.).

Обобщение проведенных научных работ показало, что на уровне общего исследования конфликтогенность образовательной среды обусловливается следующими причинами, которые можно рассматривать как общие конфликтогены:

  • общие социально-экономические проблемы образования в нашей стране;
  • трудноразрешимые объективные противоречия;
  • трудноразрешимые субъективные и субъективно-объективные противоречия;
  • негативное влияние информационной среды на имидж общеобразовательного учреждения, имидж педагогических кадров;
  • установка со стороны родителей на передачу ответственности за обучение и воспитание детей на общеобразовательное учреждение;
  • частое возникновение экстремальных ситуаций в общеобразовательном учреждении;
  • притягательность среды общеобразовательных учреждений для конфликтных личностей.

Заслуживают внимания исследования психологической сложности общеобразовательных учреждений как объектов управления и психологической сложности педагогических кадров (Виноградов В.И., Зайцева Е.В., Ермаченко Л.И., Фоминых А.Ф. и др.). По их данным [13], психологическая сложность общеобразовательного учреждения обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, нестабильностью состояния общеобразовательного учреждения как объекта управления. Отмечено практически постоянное действие различных экстремальных факторов, связанных с поведением и взаимоотношениями учащихся, конфликтами между ними.

Во-вторых, психологической сложностью педагогических кадров как субъектов профессиональной деятельности. В частности, около половины педагогических кадров с большим стажем работы в общеобразовательных учреждениях обладают ярко выраженными психологическими акцентуациями, особенно сильной истероидностью при ослабленном внутреннем контроле [14]. Эти данные подтверждаются и результатами других исследований. Истероидность проявляется в повышенной эмоциональности, завышенной самооценке, стремлении быть в центре внимания, требованием исключительно уважительного отношения к себе как личности и пр. [15]. Истероидные личности более склонны к внешнему радикализму. Отмечается также распространенность истероидности в общеобразовательных учреждениях, где большинство педагогических кадров женщины. В то же время, истероидность имеет и положительные проявления. У истероидов часто бывает высокая самоотдача, ответственность в работе, предпочтение моральных, а не только материальных стимулов. У истероидов высокий уровень эмпатии, артистизм, что обеспечивает большую притягательную силу их личности для учащихся, они могут быть весьма популярными.

Многие учителя подвержены эмоциональному выгоранию. Оно возникает вследствие доминирования негативных функциональных состояний в процессе деятельности. Эмоциональное выгорание негативно отражается на эффективности и надежности профессиональной деятельности, снижают интерес к самой деятельности. В настоящее время по проблеме выгорания опубликовано около двух тысяч работ (Бутылин А.В. Рукавишников А.А., Темиров Т.В. и мн. др.), в то же время эта проблема остается весьма актуальной.

Были выявлены и другие факторы психологической сложности педагогических кадров, которые по своему психологическому содержанию являются конфликтогенами:

Проведенные психологические исследования, экспертные оценки позволили определить конфликтогены, которые обусловлены неправильной профессиональной ориентацией педагогических кадров, их неверными установками на личностно-профессиональное развитие:

  • отсутствие интереса к профессиональной деятельности;
  • ложные психологические установки на авторитарность поведения с учащимися;
  • преобладание экстрапунитивного реагирования;
  • отрицание субъективных причин в допущенных ошибках;
  • отсутствие стремления к росту профессионализма (Анцупов А.Я., Баклановский С.В.).

Для определения конфликтогенов в общеобразовательных учреждениях необходимы специальные комплексные исследования.

Вследствие психологической сложности педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях участились вертикальные конфликты, которые на самом деле не являются педагогическими конфликтами, хотя и позиционируются таковыми. Это сугубо организационные конфликты.

Отмеченные конфликтогены достаточно сильно связаны между собой. Их систематизация, выявление динамики установления и протекания связей (особенно иерархических) и детерминации, а также ошибочное использование словосочетаний и речевых оборотов, утяжеляющих и обостряющих конфликты, должны составлять современную основу работы исследователей-конфликтологов и исследователей-лингвистов.

Литература

Источник: Кирсанов А.И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. №4. C. 32-41.

Автор

Кирсанов Анатолий Иванович

Читайте также: