Арабы в средние века кратко

Обновлено: 25.06.2024

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка.

Возникновение ислама и основание халифата

Арабские завоевания

На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.

К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809). О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.

Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв. единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.

К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата. Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.

Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.


В данном уроке речь пойдет об истории формирования и развития Арабского халифата. Это государство сыграло огромную роль во всей истории в целом. Оно внесло величайший вклад и оставило после себя достижения в области астрономии, медицины, истории и других науках. Также история Арабского халифата неразрывно связана с исламом – одной из мировых религий, которая имеет большое число последователей и по сей день.

Первое вторжение

Началось с завоевания Ближнего Востока. Византия потеряла Левант, а государство Сасанидов — Месопотамию.

Противостояние с Византией вылилось в многовековые арабо-византийские войны.

В 633—652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.

В 641—642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.

В 643 году с осадой Дербента началось вторжение на территорию, соответствующую современному горному Дагестану.

Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами, но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). После гибели Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 году войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 году арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.

Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства халифа Усмана в 656 году он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 году. За это время из состава Халифата при помощи Византии и Хазарского каганата вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.

Введение

В ходе данного урока будет рассмотрен вопрос о том, каким образом возникла Арабская цивилизация, как она развивалась и какую роль сыграла в истории современного мира.

Второе вторжение

После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 году началось новое военное вторжение в Африканский экзархат. В 689 году новая североафриканская военная кампания была закончена. Армия византийских греков (30 000 солдат) была побеждена в процессе этой кампании. К 40 000 мусульман, начавших эту войну, вскоре прибыли ещё 10 000 арабов во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи. Выйдя из Дамаска, армия прошла почти всю Северную Африку. В 670 году захваченный арабами город Кайруан был перестроен, стал сильной крепостью и основой для дальнейших военных действий. Этот город стал столицей Исламской области Ифрикии (арабское название Туниса). Город-крепость прикрывал прибрежные районы того, что является сегодня Западной Ливией, Тунисом, и Восточным Алжиром. После обустройства Кайруана арабы снова продолжили завоевание Магриба (так называли арабы северо-западную Африку). В процессе завоевания Магриба Укба ибн Нафи захватил прибрежный город Буджия и современный город Танжер. Оба города когда-то входили в состав римской Мавретании.

Но Укба не смог долго удерживать завоеванные земли. В тылу его армии вспыхнуло восстание берберов. Вскоре его отозвали назад вместе с его войском на подавление этого восстания. В одном из сражений против греко-африканских мятежников Укба ибн Нафи погиб. На его место пришёл новый полководец Зухейр, но он также погиб в борьбе с мятежниками. Константинополь к тому времени уже успел послать в Африку большое войско.

Тем временем новая гражданская война вспыхнула в Аравии и Сирии. Завоевательные походы арабов снова были приостановлены.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове. Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота.

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Третье вторжение

В Азии арабы смогли вернуть утраченные страны Закавказья. В 687 году арабы взяли Картли, Кахети и Эрети — три княжества Восточной Грузии, но Кахети и Эрети находились на выгодном местоположении, поэтому арабы не смогли закрепиться там. 10 лет спустя, в 697 году арабы двинулись уже на запад Грузии. Наместник Эгриси — крупнейшего в Западной Грузии государства, зависимого от Византии — пригласил арабов занять гарнизоны и изгнать греков. Однако в Западной Грузии относительно надолго арабы закрепились лишь в Эгриси (это обуславливалось родным тропическим для завоевателей климатом и сильными гарнизонами и крепостями, а также центральным положением страны в Западной Грузии): Абасгия и Апсилия (кроме южной, принадлежавшей Эгриси) освободились уже в 711 году. Чанети, на которую арабы тоже посягали, осталась в сфере влияния Византии. Но так или иначе, к 700 году арабы захватили все Закавказье за исключением горной Мисиминии и Алании, которая была на стороне византийско — хазарского альянса.

Новое завоевание Северной Африки началось с повторного взятия арабами городов Ифрикии. Но Византия быстро перебросила войска из Константинополя. К византийцам присоединились солдаты из Сицилии и сильный контингент вестготов из римской Испании. Это вынудило арабскую армию отступить к Кайруану. Следующей весной арабы предприняли новые наступления морским и сухопутным путём. Вскоре они разбили византийцев и их союзников в битве при Карфагене. В 698 году арабы вошли в Карфаген. Его камни послужили материалом для строительства города Туниса. Другой бой велся около Утики, и арабы снова победили, вынудив византийцев оставить Северную Африку. Пять лет прошли, прежде чем Хасан ибн аль-Нуман, новый генерал мусульман, получил новые войска из Халифата. Тем временем люди, в ещё не захваченных городах Северной Африки, стали гневаться на берберское господство. Таким образом, Хасана приветствовали по его возвращению. В 709 году арабы захватили почти всю Северную Африку и поделили её на три области: Египет с его губернатором в аль-Фустате, Магриб (современные Марокко и Мавритания) с губернатором в Фесе и Ифрикия с её губернатором Мусой ибн Нусайром.

Муса ибн Нусайр был генералом. Он был назначен губернатором Ифрикии и нёс ответственность за подавление возобновленного берберского восстания и распространения ислама в завоеванных землях. Муса и его два сына имели 300 000 пленников. Почти все пленники были проданы в рабство и доходы от их продажи поступили в общественное казначейство. Ещё 30 000 пленников были принуждены нести военную службу. Mуса также имел дело с постоянными набегами византийского флота. Для борьбы с ним Муса построил собственный флот. Продвигаясь вглубь Магриба, его силы взяли Танжер в 709 году.

Карательные акции в Закавказье

В 730-е годы начались волнения в Закавказье. Установленные подати не устраивали население, поэтому они поднимали открытые мятежи. Обостряла ситуацию и деятельность византийцев и хазар. На Западе Грузии формально осталось в составе Халифата только Эгриси и то потому что было слабо, и там стояли многочисленные гарнизоны, способные дать отпор византийцам; на Востоке удерживалась только Картли; а Кахетия и Эрети же изгоняли завоевателей и прятались в горах. То же было и в Армении. Халиф принимает решение прислать туда верного полководца — Марвана Глухого, которого таким прозвали грузины за жестокость. Он разорил всю Грузию, а также надолго выбил хазар, заставив каганат принять ислам. В ходе экспедиции Картли и Эгриси потеряли множество поселков и городов, обе столицы были практически на грани уничтожения, хотя Тбилиси повезло больше, чем Цихе — Годжи. В этот период в захваченных Картли и Эгриси оседали сарацины, которые ассимилировались с выжившими картлийцами и мегрелами. Тяжелее всего было мегрелам, поскольку климат их страны был теплее, чем в Картли или в Армении. Поэтому многие мирные арабы бежали туда и даже после установления абхазской власти в Эгриси, они остались в тех краях (после мерванских экспедиций в 736 и 738 годах страх перед повторением резни не позволил им изгнать арабское население). Лишь в Абхазии (Абазгия) Марван терпит поражение под стенами Анакопии. Однако перевес был на его стороне в течение боя, и лишь эпидемия помешала взять город штурмом.

Завершение завоевания


К 709 году вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата. Единственным исключением был город Сеута. Завоевание Северной Африки позволило арабам подготовить плацдарм для нападения на Испанию. Несколько лет Муса военными и дипломатическими способами подготавливал это вторжение. В 711 году Тарик ибн Зияд, арабский военачальник, был отправлен Мусой для завоевания Испании.

В отличие от многих других завоёванных мест арабы смогли прижиться в Северной Африке, где они до сих пор составляют большинство населения.

В IX-X веках Арабский халифат переживал упадок. Спустя некоторое время началась серия Крестовых походов за возвращение влияния христиан на Ближнем Востоке. Казалось, что Европа снова обрела силу. Но Крестовые походы завершились изгнанием европейцев с Ближнего Востока. Вскоре появилась новая мусульманская сила — Османская Турция, которая фактически продолжила исламские завоевания.

Упадок

Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:

  • Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
  • Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
  • Восстания покоренных народов;
  • Стремление эмиров к независимости;
  • Наемная армия.

Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.

В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.

С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Особенности внешней политики Арабского халифата

Что касается внешней политики, то решающую роль играли руководители наемной армии, которая состояла из гулямов – недавних рабов, которые перешли на службу в Арабский халифат и приняли ислам. Гулямы, несмотря на их невысокий официальный статус, иногда даже диктовали халифам те условия, при которых они соглашались принимать участие в тех или иных политических делах. Использование таких недавних рабов в качестве наемников было характерной чертой не только арабского мира, но и впоследствии Османской империи.

Причины распространения ислама

Что же обусловило столь быстрое распространение арабской культуры на другие территории? Ислам на начальных этапах своего существования не был обязательной религией. В первые века существования Арабского халифата там проводилась политика веротерпимости. Арабы, приходя на новые территории, не меняли существовавших там ранее порядков. Они поощряли любые религии, а не только ислам.

Но в VIII–IX вв. эта политика постепенно начинает меняться. Для немусульман стали создаваться неблагоприятные условия. Например, они должны были выплачивать поземельный налог харадж, размеры которого постоянно увеличивались. Если человек принимал ислам, то харадж он все равно продолжал платить. Также в Арабском халифате существовала джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII в.) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Таким образом, обращение людей в ислам было связано не только с идеологической обработкой сознания, но и с тем, что здесь были вполне явные экономические рычаги.

Достижения арабской науки и культуры

С другой стороны, ранний арабский мир был толерантным и веротерпимым. Вклад арабской культуры заключался в том, что она сохранила для нас античное наследие. Произведения некоторых античных авторов дошли до нас не в оригинале, а в их арабских переводах. Арабы эпохи раннего Средневековья бережно относились к античному наследию.


Рис. 4. Дом мудрости в Багдаде (Источник)


Рис. 5. Аль-Хорезми (Источник)


Рис. 6. Арабские цифры, заимствованные из системы индийского счета (Источник)

Если говорить об астрономии, то можно вспомнить современные карты звездного неба. Очень многие звезды до сегодняшнего дня имеют арабские названия. Астрономия была важна арабам для многочисленных плаваний, которые арабы совершали по всем водным просторам, доступным для них. Арабы были известными путешественниками эпохи Средних веков. Именно им принадлежит большая заслуга в деле освоения человечеством новых территорий на земном шаре.


Рис. 7. Авиценна (Источник)


Если говорить о гуманитарных науках, то и здесь арабы внесли свой вклад. Особым жанром исторической науки становится всеобщая история. Описания арабских историков содержит огромный массив информации, которая европейскими учеными не освоен до сегодняшнего дня. Известными арабскими историками были Ат-Табари (Рис. 9), Аль-Масуди (Рис. 10).



Рис. 10. Аль-Масуди (Источник)

Арабский мир был связующим звеном между Европой и цивилизациями Южной и Восточной Азии. Именно благодаря действиям арабов средневековая Европа получила такие изобретения китайских ученых, как бумага, компас и порох. Таким образом, влияние арабского мира на научное мировое развитие было огромным и сугубо положительным.

Бесконфликтным общение между западным и арабским миром было далеко не всегда. Время, когда две эти цивилизации осуществляли период мирного существования, было сравнительно непродолжительным. Конфликты между арабами и византийцами постепенно обострили отношения между Константинополем и центрами арабской цивилизации. Западный мир и арабский столкнулись и в эпоху Крестовых походов.

Домашнее задание

  1. Расскажите, как проходил процесс формирования единого Арабского халифата и почему ему не удалось сохранить единство?
  2. Какая религия была господствующей на территории Арабского халифата? Расскажите о причинах распространения этой религии.
  3. Кто такие праведные халифы? Перечислите их имена.
  4. Какие научные открытия и достижения арабского мира вы знаете?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Список рекомендованной литературы

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 22530
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Вид на Каир, (холст, масло), Жером, Жан Леон (1824-1904)

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество.

Литература

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747-762 — между 813-815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Наука

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

Архитектура. Искусство

Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Объектом хаджжа стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем. Этот черный камень почитается мусульманами.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Эпоха средневековья, длившаяся тысячелетие от падения Западной Римской Империи в 475 году н.э. до начала эпохи возрождения в XV-ом веке, известна феодальностью в Европе и русскими княжествами. Для подавляющего большинства людей средневековье — это тёмные века: эпоха грязи, болезней, невежества и мракобесия, с подавляющим влиянием религии. О средневековье не думают, как о поре великих открытий, а скорее, как о времени застоя вплоть до деградации между просвещённой Античностью и всплеском Эпохи Возрождения. Ни о какой науке и речи быть не могло… или всё же могло?

Ua-lmiZtY2E.jpg

В V-ом веке н.э. из нелюдимых пустынь Аравийского Полуострова вышла новая религия – ислам. Сочетая в себе заимствования из Христианства, Иудаизма и совершенно новые идеи, религия быстро завоевала позицию центральной веры Ближнего Востока, потеснив Христианство и Зороастризм. Арабы – новый народ, объединённый исламом - за несколько десятилетий, изменили карту Ближнего Востока до неузнаваемости: Византия потеряла Египет, Палестину и Сирию, государство Сасанидов, главный соперник Византии и наследник старой Персии, было полностью поглощено государством арабов.

Успех новой культуры был очевиден: то время как в Европе царило время варварства, разрозненности, нищеты, большую часть юга (Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Египет) занимала относительно молодая народность арабов.

Их государство, именуемое Арабским Халифатом, с 661 года н.э. управлялось династией Омейядов. Однако в результате вооружённого переворота 750 года их правление, длившееся на протяжении 89 лет, подошло к концу: она была практически полностью уничтожена и заменена династией Аббасидов. Лишь небольшой осколок династии сбежал в Испанию, став Кордовским Халифатом.

Это было событие чрезвычайной важности для всего арабского мира. Пришла новая аристократия, занимающаяся более торговлей, чем войной и экспансией. Аббасиды прославились наиболее длительным периодом правления: с 750 н.э. по 1258 н.э. и поставили своей целью сохранение арабской культуры и возвращение к традициям ислама. Получилось ровно наоборот.

Новая династия – новая столица: этому правилу последовали первые Аббасидские халифы, сместив центр власти с Сирии на восток, в Ирак. Там в долине реки Тигр, они выстроили новую столицу – Багдад, на перекрёстке многих торговых путей, где родились и исчезли многие империи. Успех города был удивителен по тем временам: уже через несколько десятилетий Багдад стал одним из торговых и культурных центров мира, а население за первый век существования выросло до цифры в миллион человек.

Однако наиболее важным в контексте последующей истории науки стали деяния его сына аль-Мамуна, построившего Дом Мудрости.

jLNwNsZwISQ.jpg

Аль-Мамун покровительствовал мудрецам и учёным и в 830 году построил в центре Багдада Дом Мудрости – место, одновременно и похожее на будущие европейские университеты, но и отличное ит них. Дом Мудрости был чем-то средним между академией и библиотекой. Здесь работали учёные умы того времени, совершая открытия, которые во многом предопределили будущее науки.

Однако в первую очередь это было место столкновения двух культур: западной и восточной. Дом Мудрости, как и сама интеллектуальная элита Арабского Халифата, выполняли очень важную для науки роль – обмен информацией между мудрецами, ранее существовавшими в двух отдельных мирах. С одной стороны, шло наследие Эллинистического Мира, с другой – Индии и Китая.

Первый период развития средневековой арабской науки был подчинён переводам. Ещё в начале правления династии Аббасидов с санскрита на арабский были переведены индийские трактаты по астрономии и по математике. В арабскую культуру проникли индийские цифры – например, при создании алгебры арабский учёный Аль-Хорезми использовал именно индийские цифры. В 1140 году с переводом его учебника на латынь арабские цифры и новая наука проникли в Европу, а затем и по всему миру. Из Индии же в Арабский Халифат, а затем и в остальной мир проникли многие сказочные сюжеты про говорящих животных.

От Античной Греции, однако арабы получили в разы больше. Сирийский врач Хунайн перевёл медицинские и философские труды Галена и Гиппократа, Аристотеля и Платона с греческий на арабский. Звездочёт Сабит ибн Куна (836—901) взял на себя работы Евклида и Птолемея. Благодаря труду арабских переводчиков в распоряжении учёных Халифата оказалось практически всё научное и культурное наследие античности.

Показательно, что многие античные труды, используемые европейскими мыслителями Эпохи Возрождения, были на самом деле арабскими переводами оригинальных текстов. Ислам в это время фактически занял место соединительного звена между Азией и Восточной Европой, впитывая данные и наработки обеих частей света.

Но время переводов заканчивалось. Настало время создать что-то своё.

IMANj_vqYUs.jpg

Одной из наиболее важных наук, изобретённых (а точнее заново изобретённых) арабами была алхимия. Основные цели алхимии были в сущности недостижимы. Таких целей было три. Первой и наиболее знаменитой было создание философского камня – уникального материала, при помощи которого можно было любой объект превращать в золото. Второй, менее известной, но столь же желанной целью было создание эликсира жизни, способного не только омолодить человека, но и даровать ему бессмертие. Третьей, как ни странно, было приобретение счастья.

Ради достижения недостижимого алхимики провели огромное количество экспериментов. Так и не получив желаемого, они смогли тем не менее открыть многие явления, которые впоследствии стали основой химии. Однако, не стоит называть алхимию прямым предком современной химии, поскольку в её основе лежали метафизические учения Аристотеля о четырёх элементах: воде, земле, огне и воздухе.

Самым известным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян, занимавшийся практическими экспериментами. В списке его побочных достижений, чью значимость оценили лишь много лет спустя были открытие кальцинации и редукции, а также улучшение методов плавление и кристаллизации. Все эти процессы ныне занимают центральное место в химии. Иным важнейшим алхимиком был уже знакомый нам ар-Рази, создавший множество химических инструментов и одну из первых теорий классификации химических веществ. Алкоголь, алембик, алкали (щелочь), сурьма – всё это слова, оставленные арабскими алхимиками.

Однако наиболее популярной в арабском мире всё же оставалась паранаука астрология, хотя, порой даже астрологи оставляли после себя научные открытия. Так астролог Абу Машар первым объяснил, почему происходят приливы и отливы.

ERBluYXFx0E.jpg

Сколь бы хороши не были открытия арабского мира в средневековье, важно указать на особенности арабской науки. И самый значимый её аспект – это не наука в современном пониманиb. Тогда научный метод ещё не был до конца развит, это как раз заслуга учёных Нового Времени. Поэтому для арабских мудрецов не было большого различия между астрологией и астрономией, а порой единственным источником была псевдонаука, как это было в случае с алхимией. Это вместе со непререкаемостью таких авторитетов как Аристотель и Птолемей тормозило получение новых знаний и искажало факты.

Однако при всех ограничениях Халифат стал центром средневековой науки, органично интегрируя чужие культуры в свою собственную. Вопреки стереотипу, государство Аббасидов было удивительно толерантным по отношению носителям других религий. В частности, работавший при дворе халифа Хунайн был христианином, а ар-Рази придерживался невиданных в своё время атеистических воззрений. Большей частью же учёных были выходцы из Сирии и Персии. Одновременно, в противоречие этому, исламское общество времён Аббасидов было очень религиозно.

Арабский мир VIII-XII вв. не менее чем на целых 200 лет опередил в научном развитии Европейскую цивилизацию – то, что туда пришло только в Эпоху Возрождения на ближнем Востоке было известно ещё в 9-11 веках. В некотором смысле арабский мир стал мостом между античной Европой и Европой эпохи Возрождения, сохранив и изрядно дополнив античные знания, при этом введя в обиход ряд новых наук, таких как алгебра и алхимия. Многие труды естествознания и философии античного мира дошли к эпохе Возрождения лишь в арабском переводе и усилиями мудрецов ближнего востока, а учёные XV-XVII вв. строили свои открытия отчасти на достижениях арабских учёных.

Читайте также: