Глазунов композитор биография кратко

Обновлено: 28.06.2024

Классическая музыка — особое направление, которое требует от создателя гениальности. Русский композитор и дирижер Александр Глазунов мог от первой до последней ноты воспроизвести сложную мелодию, прежде услышав ее только один раз. Этому мастерству и без того даровитый симфонист научился у Николая Римского-Корсакова, а полученные умения передал прославленному композитору Дмитрию Шостаковичу.

Детство и юность

Потомственный дворянин Александр Константинович Глазунов родился 10 августа 1865 года в царском Санкт-Петербурге в семье книготорговцев. Уже в раннем детстве он дал родителям понять, что не продолжит фамильное дело: в 9 лет мальчик обучился игре на фортепиано, а в 11 стал сочинять первые музыкальные произведения.

Образование Глазунов получил в 2-м Санкт-Петербургском реальном училище. Сейчас в здании располагается гимназия № 272. Диплом композитор получил в 1883 году, а затем слушал лекции в университете Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

В 1929 году 64-летний Александр Глазунов, наконец, устроил свою личную жизнь и женился на 54-летней Ольге Николаевне Гавриловой. Елена, ее дочь от первого брака, солировала на концерте для фортепиано с оркестром № 2 Глазунова в Париже. Композитор удочерил Елену, и до самой смерти она носила фамилию приемного отца.

Музыка

В 1883 году меценат Митрофан Беляев обратил внимание на Александра Глазунова. При его поддержке молодой композитор впервые побывал за границей и познакомился с Францем Листом.

В 1886 году Глазунов дебютировал как дирижер, представив на Русских симфонических концертах свои произведения. Годом позже композитору выпала возможность укрепить свои позиции в мире классиков.

В 1899 году Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Композитор посвятил этому учебному заведению 30 лет своей биографии. В 1905-м его повысили до директора.

При Глазунове-директоре консерватория расцвела: появились оперная студия, оркестр, ужесточились квалификационные требования к студентам и педагогам. Александр Константинович сам принимал вступительные и выпускные экзамены, писал для студентов рекомендательные письма.

С легкой руки Глазунова Малишевский занял место директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Назначение оказалось стратегическим: в 1913 году Малишевский основал и возглавил первую Одесскую консерваторию.

Смерть

Александр Глазунов умер 21 марта 1936 года в коммуне Нёйи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Причина смерти — сердечная недостаточность. Общественность пребывала в шоке: многие думали, что композитор ушел из жизни годы назад.

В 1972 году прах Глазунова транспортировали в Ленинград и захоронили на Тихвинском кладбище, в некрополе мастеров искусств. Могила оформлена скромно, если судить по фото: русский православный крест и бюст композитора. На надгробии написано: Alexandre Glazounow.

Александр Глазунов

Александр Константинович Глазунов – замечательный русский композитор. Родился он 29 июля 1865 года, в столице Российской Империи Санкт-Петербурге.

Семья будущего музыканта была обеспеченной, занималась книгоиздательством и книготорговлей. Фамилия была очень уважаемой, известна еще с 18 века.

Отец мальчика играл на скрипке. Мать была хорошей пианисткой, в юности брала уроки музыки у признанных мастеров.

Когда Глазунову исполнилось 8 лет, его начали обучать музыкальному искусству. Самому мальчику очень нравилась итальянская опера – главное его увлечение детства.

Всю подноготную музыкального искусства мальчик познал у Римского-Корсакова. Помимо частных уроков, мальчик ходил в реальное училище.

Старание, прилежность и талант позволили мальчику в ранние годы стать настоящим мастером своего дела. За годы детства, юности и отрочества, композитор написал много-много различных сочинений. А к 1881 году композитор написал свою первую симфонию.

События 1917 года, революция и последующая Гражданская война в России, никак не вписывалась в мирную и размеренную жизнь автора. Он занимается общественной и педагогической деятельностью, ему не до революций. Автор полностью отдал себя творчеству и обществу.

Все творчество Александра Глазунова пропитано истинно русским патриотизмом, тут он не отставал от других мэтров отечественной музыки, для которых тема патриотизма в 19 веке, была одной из основных в творчестве. В последние годы своей жизни композитор давал концерты в Америке и Европе. Умер он в 1936 году, 21 марта.

Глазунов Александр Константинович

Глазунов – выдающийся композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Его музыка продолжила традиции русских классиков, вошла в ряд жемчужин отечественной культуры. А педагогическая деятельность подняла образование в России на новый уровень, открыла дорогу таким дарованиям, как Д. Шостакович и др.

Детские годы

Маленький Саша рос способным и усидчивым, рано начал изучать иностранные языки под руководством немецкой и французской гувернанток. В доме постоянно звучала музыка – все члены семьи и прислуга играли на различных инструментах и по вечерам исполняли классические произведения разными ансамблевыми составами.

Ещё в детстве у Александра проявилась феноменальная музыкальная память: прослушав какое-либо произведение один раз, он мог в точности воспроизвести его мысленно.

Александр Глазунов в юности

Александр Глазунов в юности

Образование

  • Глазунов увлекался рисованием, начал музицировать на рояле под руководством матери. Позднее освоил виолончель, скрипку и другие инструменты. В 10 лет начал заниматься с преподавателями-пианистами: в 1875 г. – с Н.Г. Холодковой, в 1877 г. – с Н.Н. Еленковским, который научил юного ученика беглому чтению нот с листа, музыкальной грамоте, значительно расширил его музыкальный кругозор.
  • В 1876 г. Саша поступил в реальное училище, где получил общее среднее образование. Будучи скромным и застенчивым, он не рассказывал друзьям и педагогам о своём увлечении музыкой. В эти годы он уже начал сочинять свои первые произведения – пьесы для фортепиано, романсы.
  • С 1879 г. по рекомендации М.А. Балакирева юноша приступил к занятиям с Н.А. Римским-Корсаковым. Глазунов был настолько способным, что всего за два года общения с мэтром освоил полный курс гармонии, полифонии, композиции и инструментовки. И это при том, что музыкальные занятия проходили всего два раза в неделю, а всё остальное время Саша осваивал общеобразовательные предметы в реальном училище. И очень много сочинял: к 17 годам он уже написал такие произведения крупной формы, как увертюры, квартеты и даже симфонию.

Ранний период творчества

Расцвет композиторской деятельности

Фотопортрет работы Е.Л. Мрозовской (1891)

Фотопортрет работы Е.Л. Мрозовской (1891)

Педагогическая деятельность

Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков (1905)

Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков (1905)

  • В декабре 1905 г. А.К. Глазунова выбрали ректором Питерской консерватории. В этой должности он оставался и после Октябрьской революции. Александр Константинович был выдающимся преподавателем и руководителем: он лично курировал обучение нескольких сотен студентов, присутствовал на всех прослушиваниях и экзаменах, писал характеристики на каждого учащегося. Он стремился поддержать студентов: помочь не только советом и знаниями, но и накормить нуждающихся, купить необходимые вещи, найти жильё, выплатить стипендии.
  • В новых условиях Глазунов перестраивал систему образования, адаптировал её к современным течениям в музыкальной культуре и общественной жизни. По его инициативе в консерватории появились оперная студия и студенческий оркестр.
  • В 1922 г. А.К. Глазунов стал одним из первых деятелей культуры, удостоенных звания Народного артиста РСФСР. Кроме работы в консерватории, он выступал с концертами как дирижёр в рабочих клубах заводов и фабрик, воинских частях.

Владимир Стасов, Фёдор Шаляпин, Александр Глазунов (1900)

Владимир Стасов, Фёдор Шаляпин, Александр Глазунов (1900)

Заграничный период

  • Осенью 1928 г. композитора пригласили на Международный Шубертовский фестиваль в Вену. Глазунов отправился в Австрию вместе с супругой Ольгой и приёмной дочерью Еленой. После завершения мероприятия Глазуновы решили посетить несколько европейских столиц, а также пройти курс лечения в Германии – здоровье Александра Константиновича пошатнулось. Однако он давал концерты, его приглашали выступать на различных концертных площадках Европы. Популярность Глазунова была очень высока.
  • Получил он приглашение и в США, но во время гастролей сильно заболел, отменил выступления, за что оказался на грани банкротства из-за уплаты неустойки устроителям концертов. Расплатиться с долгами помог С.В. Рахманинов.
  • В 1932 г. Глазуновы поселились в Париже, где прошли последние годы жизни композитора. Несмотря на болезнь, он иногда выступал и сочинял, освоил новый для того времени инструмент саксофон.
  • 21 марта 1936 г. А.К. Глазунов умер в больнице в Париже. Похоронили композитора на кладбище Нейи-сюр-Сен, однако в 1972 г. его прах был перенесён на родину – в Питер, и перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Александр Глазунов на смертном одре

Александр Глазунов на смертном одре. Париж. 1936 г.

Семья

Ещё в 1922 году в России Александр Константинович тайно обвенчался с Ольгой Николаевной Гавриловой – она работала в доме Глазуновых помощницей матери композитора. Пара не афишировала свои отношения, т.к. у Гавриловой была дочь Елена. Глазунов удочерил девочку, дал ей свои отчество и фамилию и всегда относился к ней, как к собственному ребенку. Елена тоже крепко полюбила своего приёмного отца. Он занимался с девочкой музыкой, они часто вместе выступали в концертах.

В 1936 г. в Париже Александр Константинович и Ольга Николаевна официально вступили в брак. Супруги 15 лет прожили в любви и уважении. После смерти мужа Ольга Николаевна ушла в монастырь и приняла сан схимонахини Александры – имя взяла в память о супруге. С 1960 г. жила в женском монастыре в Иерусалиме.

С женой Ольгой

Дочь Елена Александровна (в замужестве Гюнтер-Глазунова) стала блестящей пианисткой. В 2001 г. она основала Фонд им. Глазунова в Мюнхене, куда перевезла личные вещи и архив своего отца из Парижа, а в 2002 г. Фонд переехал в Россию.

Александр Глазунов с дочерью Еленой. Ленинград. 1920-ые

Александр Глазунов с дочерью Еленой. Ленинград. 1920-ые

Заслуги

Заслуги А.К. Глазунова как композитора, педагога и общественного деятеля были высоко оценены. Кроме звания Народного артиста РСФСР, ему было присуждено множество почётных званий – членов Национальных академий, музыкальных обществ и университетов европейских стран (Кембридж, Оксфорд).

Имя композитора присвоено Петрозаводской консерватории (2003), Московской музыкальной школе №33 и школам в других городах, самолёту компании Аэрофлот, пароходу, улицам и объектам российских населённых пунктов.

Александр Глазунов

Александр Глазунов

История знает немало русских композиторов, которые своим творчеством внесли неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Одним из них был Александр Константинович Глазунов – выдающийся музыкант, чьи произведения явились воплощением прогрессивных традиций отечественного демократического искусства. Его называли счастливчиком и баловнем судьбы, благословленным самим Творцом. Одарённый незаурядными способностями, он создавал радостную, светлую и гармоничную музыку достойную восхищения и недаром его сравнивали с Листом и Вагнером, а кроме этого считали творческим преемником Чайковского.

Краткую биографию Александра Глазунова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глазунова

29 июля 1865 года в семье известного в Петербурге книгоиздателя К.И. Глазунова произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители нарекли Александром. Отец малыша, Константин Александрович, был весьма образованным человеком, который ко всему прочему с увлечением музицировал на рояле и скрипке . Мама мальчика, Елена Павловна, ещё в детстве воспитываясь в пансионате, с усердием осваивала там игру на фортепиано. Её интерес к музыке был настолько велик, что она продолжила своё обучение и после замужества, а поскольку материальное положение семьи было весьма благополучным, то практиковаться в мастерстве исполнения Елена Павловна могла позволить себе под руководством таких выдающихся преподавателей Петербурга, как профессор консерватории Т. Лешетицкий и именитый композитор М. Балакирев .

место рождения Александра Глазунова

Музыка в доме Глазуновых звучала постоянно, и поэтому маленького Сашеньку окружала не только доброжелательная, но и творческая атмосфера. Неординарные способности мальчика стали проявляться довольно рано. Заметив это, родители всячески стремились их развивать, наняв для его воспитания сразу двух гувернанток : немку и француженку. Согласно биографии Глазунова, в девять лет Сашеньку, одарённого хорошим слухом и музыкальной памятью, начали обучать игре на фортепиано под руководством лучших преподавателей города: сначала Н.Г. Холодковой, а затем Н.Н. Еленковского. Однако юный музыкант проявлял интерес и к другим музыкальным инструментам, осваивая также скрипку и виолончель . Уже в одиннадцать лет Саша впервые пробовал кое-что сочинить сам, а в четырнадцать - он был представлен М. Балакиреву, который познакомившись с детскими, пока ещё подражательными, композициями юного музыканта, обозначил в нем искру исключительного дарования и настоятельно рекомендовал незамедлительно обратиться для изучения основ композиции к Н.А. Римскому-Корсакову .

Глазунов и Римский-Корсаков

Первая симфония

Глазунов

Первым крупным сочинением Глазунова, представленном широкой публике при содействии его авторитетных покровителей Н.А. Римского - Корсакого и М. Балакирева, стала симфония №1 , написанная в 1881 году. Триумфальное премьерное исполнение произведения состоялось в марте 1882 года в зале Дворянского собрания Санкт - Петербурга. Слушатели были приятно шокированы, когда после окончания симфонии при вызове автора на сцену вышел 16-ти летний подросток в форме реального училища. Всем стало ясно, что на отечественном музыкальном небосклоне загорелась новая звезда. На данном концерте присутствовал Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник, богатейший человек и большой меломан, который настолько восхитился дарованием молодого автора, что в дальнейшем стал активно популяризировать его творчество и тем самым сыграл в судьбе композитора значимую роль.

Осенью 1888 года в творческой жизни Глазунова произошло важное событие: композитор после долгих колебаний наконец-то решился и встал за дирижёрский пульт. А летом следующего года в рамках Всемирной выставки, проходящей в Париже, на концертах устроенных М. Беляевым, Глазунов так успешно продирижировал своей Второй симфонией, что французские газеты, наперебой расхваливая молодого русского композитора, положили начало его большой популярности за рубежом.

Годы творческого расцвета

В 1907 году А. Глазунов широко отмечал 25-летие своей творческой деятельности, получая поздравления не только от соотечественников, но и от европейских почитателей его таланта.


Революционные перемены

Отъезд за границу

В 1928 году Глазунов получил приглашение из Вены принять участие в качестве члена жюри в международном конкурсе композиторов, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта . Осенью Александр Константинович вместе с женой Ольгой Николаевной выехали в австрийскую столицу. После конкурса Глазуновы не спешили возвращаться в Советский Союз, так как решили попутешествовать по городам Европы. Они побывали в Праге, Дрездене и Лейпциге, а затем на месяц задержались в Гюндельсхайме, где композитор поправлял свое здоровье.


После возвращения в Европу здоровье композитора стало ухудшаться, тем не менее он продолжал выступать на концертах как дирижёр, объезжая разные европейские страны. В 1932 году семья Глазуновых основательно обосновалась в Париже, так как диагнозы, которые доктора выставляли композитору, не предвещали ничего хорошего. Александр Константинович умер 21 марта 1936 года во Франции, почти десять лет продлевая свой советский паспорт, он так и не стал эмигрантом и до последнего своего вздоха надеялся вернуться на родину, в свой родной Петербург.

Александр Глазунов краткая биография
Александр Глазунов биография

Александр Глазунов
Александр Глазунов биография

Интересные факты о Глазунове

подпись Александра Глазунова

ученик Глазунова Дмитрий Шостакович

  • Жена А. Глазунова Ольга Николаевна через некоторое время после смерти мужа уехала из Парижа на Святую Землю, закрылась в келье монастыря и чтобы хоть как то слиться с любимым супругом при принятии пострига взяла себе имя Александра.
  • Останки Александра Глазунова в 1972 годы были перевезены из Франции в Ленинград и с большими почестями перезахоронены в некрополе Мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
  • Имя выдающегося композитора носят Малый концертный зал Петербургской консерватории, Петрозаводская государственная консерватория, а также музыкальные школы в Москве и Барнауле.

Творчество Александра Глазунова

творчество Александра Глазунова

Вклад Александра Глазунова в развитие мировой музыкальной культуры сложно переоценить. Его творчество, сформировавшееся под влиянием М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А. Бородина, П.И. Чайковского не только продолжило традиции великих мастеров, но и неразрывно связало русскую музыкальную классику с зарождающейся советской музыкой. Искусно применяя своё мастерство в гармонии и контрапункте, а также умело используя всё разнообразие оркестровой палитры, Глазунов изначально создавал произведения как лирико-драматического так и картинно-эпического содержания, но затем, синтезировав два этих направления, создал свой лирико-эпический симфонизм, в котором стремился передать весь мир человеческого счастья, душевное благородство и искренность.

Глазунов – Директор консерватории

Глазунов – Директор консерватории

Александр Константинович Глазунов стал во главе Санкт-Петербургской консерватории в декабре 1905 года и проработал в этой должности более двадцати лет, до 1928 года. Это было очень трудное для страны время, однако для студентов и преподавателей учебного заведения, по словам современников, оно было чудесным, так как талант А. Глазунова во всей полноте проявился и в административной работе. Своей принципиальностью и чуткой отзывчивостью он снискал большое уважение не только у студентов и преподавательского состава, но и всей музыкальной общественности российской столицы.

Уже изначально Глазунов, со всей ответственностью приступивший к своим обязанностям и организационной работе, хотя и считал её скучной, отдавался полностью. В первую очередь он привёл в порядок административные дела, а кроме того, повышая требования к преподавателям и студентам и тщательно вникая во все тонкости академического процесса, существенно преобразовал учебный план. Во-вторых, благодаря инициативе нового директора в консерватории были организованы студенческий симфонический оркестр и оперная студия.

Новой руководящей должности А. Глазунов отдавался всецело: помимо урегулирования учебного процесса ему приходилось решать и самые разнообразные хозяйственные вопросы. Времени на творческую деятельность у композитора почти не оставалось: он меньше сочинял новых произведений и часто отказывался от участия в концертах.

Заниматься административной работой Александру Константиновичу не нравилось, однако истинное удовольствие он получал от общения с молодыми талантами. Директор считал для себя обязательным присутствовать на ежегодных экзаменах, иной раз за месяц ему приходилось прослушивать несколько сотен выступлений. Он очень радовался, если замечал в юном исполнителе признак дарования, следил за успехами студентов и лично писал на каждого характеристику.

Александр Глазунов, Горовиц, Коган, Мильштейн

Молодёжь консерватории относилась к Александру Константиновичу Глазунову с большим почтением, так как видела в нём не только авторитетного композитора и преподавателя, у которого можно было многому научиться, но и руководителя, внимательно заботившегося о каждом студенте. При приёме молодых людей в учебное заведение Александр Константинович оценивал лишь музыкальные способности поступающих. Его не интересовала ни сословное происхождение, ни национальность абитуриентов, а установленную правительством квоту для евреев считал позором. В результате такого подхода в консерватории училось много подающих надежды талантливых музыкантов. Соответственно среди них были представители из беднейших слоёв населения, которым директор в силу своих возможностей старался помочь. Например, всю свою заработную плату руководителя и преподавателя А. Глазунов отдавал в кассу помощи студентов.

Заслуги Александра Константиновича и тот неоценимый вклад, который он внёс в развитие консерватории, были высоко оценены: в декабре 1920 года, отмечая пятнадцатилетний юбилей его руководящей работы, президиум учебного заведения вынес решение о присвоении Малому залу Петроградской консерватории имя А. Глазунова.

Личная жизнь Александра Глазунова

Александр Константинович был необыкновенно светлым и добрым человеком. Его душевное устройство было настолько гармоничным, что казалось должно обязательно притягивать к себе счастье. Однако судьба распорядилась иначе, и долгое время единственной женщиной, которая была дорога сердцу композитора, была его мама Елена Павловна. И всё же семейное счастье не обошло его стороной. Когда Глазунов был уже в достаточно зрелом возрасте, свершилось необычайное чудо: в доме Александра Константиновича появилась молодая женщина, которую звали Ольга. Её себе в помощницы наняла Елена Павловна, которая, всегда заботливо ухаживающая за любимым сыном, стала чувствовать затруднение в ведении домашнего хозяйства. Очень скоро Ольга стала близким и родным для Александра Константиновича человеком, окружившим его нежной заботой. Кроме любви, преданности и заботы Ольга Николаевна подарила Александру Константиновичу и семейное счастье. Глазунов очень любил детей, но перенесённое в молодые годы тяжёлое заболевание лишило его радости отцовства. В дом Глазуновых Ольга пришла не одна: на руках у неё была маленькая девочка, которую к радости композитора звали по имени его любимой матушки - Еленой. Большая квартира на Казанской улице наполнилась весёлым смехом маленькой Леночки, которая вскоре стала называть композитора папой, а её одарённость музыкальными способностями ещё больше сблизило девочку с приёмным отцом. В дальнейшем Елена, носившая фамилию и отчество Глазунова, стала блистательной пианисткой, которая успешно выступала на концертах вместе со своим отчимом, исполняя его фортепианные произведения.

Глазунов и Ольга прожили вместе пятнадцать лет, но официально зарегистрировали брак только после переезда в Париж, незадолго до смерти композитора. По воспоминаниям близких людей отношения между Александром Константиновичем и Ольгой Николаевной были удивительно тёплыми и гармоничными. А в последние годы жизни композитора, когда его настигла тяжёлая болезнь, Ольга, забывая о себе, жертвенно ухаживала за любимым супругом, ни ночью, ни днём не отходя от его постели. После смерти Глазунова Ольга Николаевна находила утешение лишь в том, что поддерживала память о дорогом муже.

Александр Глазунов - это гениальный музыкант, сыгравший значимую роль в развитии не только русской, но и мировой музыкальной культуры, и чьё мастерство является ценнейшим примером для последующих поколений композиторов. Его богатое творческое наследие достойно восхищения, так как идеально-гармоничную музыку, наполненную радостью и светом, хочется слушать и слушать.

Александр Константинович Глазунов

Александр Константинович Глазунов

Александр Константинович Глазунов родился (29 июля) 10 августа 1865 года в Петербурге. Рос в благожелательной и культурной среде. В 13 лет играл на фортепиано, скрипке, виолончели. До 1877 года получал домашнее образование. В 1877-1883 годах учился в Петербургском реальном училище.

Под влиянием Балакирева, Бородина, Чайковского, Танеева, Стасова сформировались творческие принципы композитора.

С 1888 года Глазунов выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 года он - профессор Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 года директор консерватории.

После революции 1917 года Александр Константинович занял должность ректора Петроградской консерватории. Он активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. В 1928 году как член жюри Международного конкурса им. Ф.Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог вернуться на родину.

В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов.

Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.

Умер Александр Константинович Глазунов 21 марта 1936 года в Париже. В 1972 году прах Глазунова был перевезён в Ленинград (ныне - Санкт-Петербург).

Читайте также: