Концепция личности узнадзе кратко

Обновлено: 05.07.2024

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

Согласно концепции Узнадзе в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности.

Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д.Н.Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном, или импульсивном, уровне осуществляется на основе импульсивной (момент-ной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

Ш.А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один, социальный, уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения.

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А.С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4 Я-концепция и идентичность личности

Д. Н. Узнадзе

Д. Н. Узнадзе Д. Н. Узнадзе – психолог советского периода, при этом он сформировал теорию не только сознания, но и бессознательного. Само бессознательное Узнадзе называл установкой. Установка в теории Д. Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное

Концепция личности

Концепция личности Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или

22. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО

22. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных

23. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА

23. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.Первое – он в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Структурная

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека.

25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА

25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА Из всех других отечественных концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В.С. Мерлина – основателя и руководителя пермской школы психологов.Что же сближает позицию В.С.

26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА

26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав

27. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

27. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность

28. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

28. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных

30. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА

30. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых эта личность формируется. В основу концепции В.А. Ядова

Установка у человека. проблема объективации[21] . Д. Н. Узнадзе

Установка у человека. проблема объективации[21]. Д. Н. Узнадзе …Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через

Концепция динамической функциональной структуры личности[26] . К. К. Платонов

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности

является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностные ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

В к. XIX в. обратили внимание на случаи ошибочного восприятия человеком объектов реальности в некоторых условиях. Например, Мюллер и Шуман выявили иллюзию веса (попросить ч-ка несколько раз поднять правой рукой тяжёлый предмет, левой – лёгкий – у него возникает иллюзия, что в пр. руке он держит более лёгкий предмет). Та же ситуация при восприятии пространства.

Это привело к мнению о том, что существуют предварительные психические явления, которые вмешиваются в непосредственное отражение реальности и не осознаются человеком. Дальнейшие исследования были направлены на поиск этого опосредованного звена (исследования до сер. XX в.)

Затем данный феномен привлёк внимание Д.Н,Узнадзе. Он сформулировал признаки, которым должно обладать данное явление:

1. по изучению иллюзий объёма

2 шара разных по весу, но одинаковых в др. отношениях (цвет, материал) предлагали сравнить по объёму – более тяжёлый шар меньше по объёму. Затем условия эксперимента менялись – разные по объёму шары. И проводили 10-15 раз. Потом давали одинаковые по объёму. Он не замечал равенства шаров. Это явление было сильнее, чем до смены условий, т.е. в опытах по весу.

2. по изучению иллюзий силы давления

2 следующих др. за др. раздражения не одинаковой силы 10-15 раз. После этого одинаковой силы – не ощущал этого

3. по изучению иллюзий количества

2 круга с разным количеством точек на них – 10-15 раз. Потом круги с одинаковым количеством точек

Существовала теория обманутого ожидания, которая пыталась объяснить данный феномен. Суть: в результате многочисленных проб у человека формировались ожидания.

Для проверки теории Узнадзе провёл опыты в состоянии гипноза (неравные по весу шары, после гипноза – контрольная попытка – иллюзия возникла). Итак, сознательные ожидания не играют никакой роли в возникновении иллюзии.

Далее эксперименты проводились с целью исключить влияние материала, формы. Предъявляли не равные Иллюзия всё равно возникала. Вывод: у человека вырабатывается определённое состояние, которое является внесознательным. Это явление назвали феномен установки.

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности реагировать определённым образом на явления окружающей среды.

1. субстанциональные (для удовлетворения которых нужно нечто материальное)

2. функсированные (нет материального предмета удовлетворения)

Для возникновения установки необходима определённая ситуация. Установка связывает потребность человека с конкретной структурой окружающей реальности.

фиксированная установка - неоднократное повторение ведёт к закреплению опыта и формированию фиксированной установки. При попадании человека в ту же ситуацию установка актуализируется

диффузная установка - чтобы возникла фиксированная установка, человеку необходимо выделить особенности ситуации. Для этого ему необходимы диффузные установки (они формируются в течение всей жизни)

Асмолов выделил 3 вида установки:

1. смысловая – форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определённым образом деятельности.

2. целевая – готовность совершать то, что соответствует цели.

3. операциональная – готовность к совершению определённого способа действия.

Запорожец выделил 2 вида:

1. предметная – отражает устойчивые отношения между признаками предмета

2. ситуационно-действенная – отражает отношение субъекта и объекта в конкретной ситуации.

В соц. психологии выделяют установку, связанную с уровнем организации взаимодействия:

Согласно концепции Узнадзе в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности.

Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д.Н.Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном, или импульсивном, уровне осуществляется на основе импульсивной (момент-ной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

Ш.А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один, социальный, уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения.

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А.С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Читайте также: