Севастопольские рассказы проблема истинного и ложного патриотизма кратко

Обновлено: 06.07.2024

Истинный патриотизм и героизм в понимании
Л. Н. Толстого.

“Дубина народной войны поднялась со всей
своею грозной и величественной силой и, не
спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой
простотой, но с целесообразностью, не раз-
бирая ничего, поднималась и гвоздила фран-
цузов до тех пор, пока не погибло все на-
шествие. ”

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа - победителя в войне 1812 года. Главный герой романа - русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе ( уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.
Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности
за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться
под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.
Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.
Большое значение писатель придает партизанскому движению.

Толстой писал о защитниках Севастополя как наблюдатель, очеркист. Он сам был участником этих событий. В заглавии каждого рассказа намеренно точно обозначено время: “Севастополь в декабре месяце”, “Севастополь в мае”, “Севастополь в августе 1855 года”. Но военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне, рассказанной гениальным писателем. В Севастополе Толстой вполне узнал, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая, уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен и проявляется “в крови, в страданиях, в смерти”. Но также и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

“Чувство родины”, патриотизм, одушевляет весь цикл рассказов о Севастопольской обороне В Севастополе Толстой лучше узнал и еще больше полюбил простых русских людей -- солдат, офицеров. Он почувствовал себя самого частицей огромного целого -- народа, войска, защищающего свою землю. Зорким глазом писателя он заметил множество деталей военного быта, которые перенес в свои рассказы.

Главное, что увидел и узнал Толстой еще на Кавказе и потом в Севастополе,-- психологию разных “типов” солдат, разные -- и низменные, и возвышенные -- чувства, руководящие поведением офицеров. Здесь он познал “чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,-- любовь к родине”.

Прочитав этот очерк в “Современнике”. И. С. Тургенев написал: “Статья Толстого о Севастополе -- чудо! Я прослезился, читая ее, и кричал: ура. ” Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, М., “Голос”, 1961, т. 2, с. 297. .

Рассказывая потом всю правду о человеке на войне. Толстой именно эту правду провозглашает “главным героем” своего произведения. Он любит правду “всеми силами души” и старается воспроизвести “во всей ее красоте”. Этот герой, то есть правда, по глубокому убеждению Толстого, “всегда был, есть и будет прекрасен”. Но именно о войне рассказать правду чрезвычайно трудно. Многое совершается так неожиданно! И почти каждому хочется выглядеть героем.

Умение Толстого докапываться до самых глубоких пластов душевной жизни, подмечать мимолетные детали, которые только поверхностному наблюдателю кажутся незначительными, замечательно проявилось в его военных рассказах.

Писатель продолжает исследовать поведение человека на войне -- на этот раз в тяжелейших условиях неудачных сражений. Он склоняется “перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством”. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит “главные черты, составляющие силу русского”. Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность “героев”, точнее тех, кто хотят казаться героями.

И во всех рассказах идет отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. “Севастополь в мае” заканчивается потрясающей картиной: мальчик рвет цветы в “роковой долине”, а затем в страхе бежит “от страшного, безголового трупа”. Эта картина, воссоздавая ужас, жестокость войны, вместе с тем протестует против них и утверждает радость, любовь, счастье мира. У Толстого мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира -- труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны -- разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Высокая человечность, прославление мира как естественного состояния жизни соединяются в Севастопольских рассказах с патриотическим воодушевлением.

От этих замечательных рассказов -- прямой путь к роману-эпопее “Война и мир”. Севастопольские рассказы -- выдающееся достижение художественного творчества Льва Толстого. И вместе с тем образец для писателей, работавших после Толстого в этом жанре, в частности для советских писателей, свидетелей Великой Отечественной войны.

Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.

Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?

Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.

- Что такое война в понимании Л. Н. Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?


Ранние военные рассказы:

В 1853-56 гг. разразилась Крымская война, отмечена она была сражением в гавани Синоп. 30 ноября 1853 года под командованием Нахимова восемь судов одержали победу над всем турецким флотом с огромными потерями со стороны турецкой армии. После этой победы Англия и Франция вступают в союз с Турцией, численность войск достигает 120 тысяч человек, и главная их цель - уничтожение Черноморского флота и отделение Крыма от России. Уволен князь Меньшиков, отступает и князь Горчаков, и тогда Севастополь остается на попечении одного гарнизона на протяжении 349 дней. Организаторами обороны явились Нахимов, а также генералы Истомин, Корнилов, Тотлебек. Несмотря на то, что французам удалось взять Севастополь, для Толстого оборона этого города явилась показателем величия духа русского народа.

Автор размышляет о войне, что это такое и зачем она нужна. В целом войну Толстой не принимает как явление, проявляя пацифизм, причем некоторые исследователи утверждают, что в этих рассказах происходит дегероизация войны и ее участников. Но это большая натяжка, так как Толстой лишь развенчивает ложную героику, показывая, что война есть испытание человека в экстремальных условиях. Три рассказа ,каждый из которых - абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками. Первый рассказ - лирический монолог, в котором создается образ города-героя, второй - обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды, третий - широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя. В целом это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России. Основная тема всех рассказов - героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему. Реализм Толстого в изображении войны заключается в том, что изображена она не в правильном и красивом строе с музыкой, а в настоящих ее проявлениях - крови, страданиях, смерти.

Философия войны по Толстому:

1) пацифизм. 2) реализм в изображении 3)особенности изображения героев и героического, внимание к психологии человека на войне.

Читайте также: