Исторические типы мировоззрения кратко шпаргалка
Обновлено: 30.06.2024
Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.
Ценности в мировоззрении выполняют нормативно регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности.
Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.
Мировоззрение может быть религиозным, научным, материалистическим, идеалистическим, метафизическим, оптимистическим, пессимистическим и т. д. Статус философии определялся ее особым местом в мировоззренческой культуре человечества, а именно: философия является теоретическим ядром мировоззрения.
Уровни мировоззрения: мироощущения; мировосприятия; миропонимания.
Историческая типология мировоззрений . В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.
Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения.
Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.
Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.
Философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Как теоретически обоснованная квинтэссенция конкретно-исторического типа культуры философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.
2.Роль философии в системе культуры. Функции философии.
В качестве таких функций, как правило, выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.
Данная функция философии связана с осмыслением таких фундаментальных проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение.
Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Реальное проявление методологической функции философии определяется конкретным историческим контекстом и предполагает взаимосвязь между философией и научным познанием и по следующим основным параметрам или направлениям.
Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.
Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. Разработка моделей потенциально возможных стратегий развития научного познания и будущих состояний науки, ее места и роли в системе культуры также осуществляется в рамках философско-методологической рефлексии над наукой.
Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета,
средств и методологического потенциала.
Социально критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху
перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых
видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями
условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно формирующимися ее формами и доминирующими в обществе ценностями и идеалами.
Статус: философия подчинена (прислуживает) религии. Библия – первоисточник всех истин. Ее истолкование – основная задача философов.
Принципы: монотеизм (единобожие), теоцентризм (Бог во всем и суть всего), креационизм (все сотворено Богом), символизм (тленное лишь символ нетленного), провиденциализм (происходящее – реализация Божьего промысла), эсхатологизм (грядет конец света и Страшный суд).
Основные темы философии Средних веков: Бог, мир и человек; соотношения веры и разума, духовной и светской власти; взаимоотношения церкви и государства; соотношения единичных вещей и общих понятий; вера, надежда, любовь как основные ценности христианской этики и др.
Важнейший функцией философии являлась функция интерпретации, толкования Библии, поскольку библейский текст содержит в себе пространство многообразных смыслов. Основными философскими методами были герменевтика и дидактика, сопряженные с семантическим анализом библейского слова и нравоучения.
8.Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.
Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства.
Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии суть прекрасного, справедливого и истинного.
Особенности : онтологизм (все учения ‑ интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.
Три основных этапа:
- ранняя философия (досократики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э.;
- античная или классическая философия (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э.;
- эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.
Темы: первоначала (физические, математические или атомистические); соотношение бытия и –небытия; человек мера вещей; всеобщее благо Сократа; идеи Платона; материя и форма Аристотеля; наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).
Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (VII – V вв. до н. э.). В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.
На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Среди ранних натурфилософских концепций выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах, выражавшие плюралистическую модель природы.
Рационально идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э.) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии.
На смену ионийской физике приходит философская атомистика Демокрита. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Основоположник школы элеатов Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем
Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля . Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Он ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких философских категорий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо.
Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма. Новый, эллинистический период в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. В этот период Александрия стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.
Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм пред-
ставлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Его понимание приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Религиозно-мистический характер римского философствования проявился также в учении неопифагорейцев и неоплатоников. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Целью философии неоплатоники считали мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека. Неоплатонизм оказал мощное воздействие на христианскую апофатическую теологию и был одним из популярнейших учений философии средних веков.
19.Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенность в систему международной социокультурной коммуникации.
Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур.
Основные этапы:
1) Фольклорный (до Х века фольклор доминирует ‑ позже под спудом христианской и прочих идеологий): образные представления о единстве человека и природы, единство истины, блага и красоты. Пословицы и поговорки – квинтэссенция народной мудрости.
2) Предфилософский - просветительский этап (X-XII века): распространение христианства (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса мировоззренческих, общественно-политических, этических и эстетических идей.
3) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII века): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Франциск Скорина – гуманизм, идея общего блага, достигаемого с помощью разумного составленного права. Симеон Будный – реформаторская свобода совести и интерес к реальности.
4) Схоластика (конец XVII в. - первая половина XVIII в.): господство казенного богословия, а на западе ордена иезуитов. Типичный схоласт - Симеон Полоцкий, богослов-книжник и учитель детей царя Алексея Михайловича, прославился своими стихами, нравоучениями и проповедями. В противовес схоластике – атеизм Казимира Лыщинского.
5) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, в центре внимания образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества.
6) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, поиск самоидентичности, воспитание национального самосознания (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Абдиралович - настоящая фамилия Канчевский).
7) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.
8) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.
Дополнительно о просветительстве:
Е. Полоцкая (1110-1173 гг.) и К. Туровский (1130-1182 гг.) – монахи и в основном распространяли христианское вероучение, создавая церкви, монастыри, книги. Основные темы трудов К. Туровского: бессмертие души и ее единство с телом; разум - высшая ценность, а знания ‑ высшее счастье; духовная красота выше чувственной, обучение диалектике и риторике. Он же горячо опровергал мнение, будто Бог похож на человека, ибо не может бесконечное быть подобным конечному.
Эпоха Возрождения и Реформации – начало формирования национального самосознания белорусов, становления и развития самобытной культуры. Кроме того, развитие гуманистических идеалов и отделение философии от религии, появление книгопечатания и литературы на родном языке, экспериментальной науки. Одна из центральных тем ‑ единство славянских народов.
С. Полоцкий (1629-1680 гг.) признавал за наукой и философией право на самостоятельное существование, анализировал соотношение чувственного восприятия и разумного познания (анализа, обобщения).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы бывают:
• Идеологические
• Социально-политические
• Художественные
Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:
• Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
• Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
• Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
• Консолидирующая – служит объединению людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
• Иудаизм (7 в. до н.э.)
• Буддизм (5 в. до н.э.)
• Христианство (1 в. до н.э.)
• Ислам (7 в. н.э.)
2.Специфика философского освоения реальности.
Философия - это теоретически сформулирован¬ное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую¬щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
3.Модели мира в различных философских направлениях.
Вопросы о сущности мира и принципах его устройства, которые ставились еще в мифологическом сознании, сегодня мы можем реконструировать в виде "мифопоэтической модели". Целостность восприятия мира в мифе приводила к догадкам, которые объективно не могли быть реализованы в научных моделях мира (по крайней мере до возникновения эйнштейновской физики), строящихся скорее на "расчленении" бытия, чем на восприятии его как единого целого.
Мир в мифопоэтической модели изначально понимается как сложная система отношений человека и окружающей природы. "В этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке, причем "человеческие" структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропоцентрических понятий" [40]. В результате перед нами предстает универсальная картина мира, построенная совершенно на иных основаниях, чем это осуществляется при абстрактно-понятийном восприятии мира, характерном для современного мышления. Указанные универсальность и целостность представлений о мире в мифологическом сознании были обусловлены слабой разделенностью субъектно-объектных отношений или даже полным ее отсутствием. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.
Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние, а не мир как таковой. "Рядом с мифом не могло быть в сознании не-мифа, какой-то непосредственно данной реальности. Миф есть познавательное обозначение" [41]. Отметим теперь основные черты данной мифопоэтической модели мира.
Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса. Узловые точки пространства и времени (святые места и святые дни) задают особую причинную детерминацию всех событий, опять же связывая воедино системы природных и, например, этических норм, вырабатывая в каждой из них особую космическую меру, которой должен следовать человек.
Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, "космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные (ключевые) моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, тридцать три и т.п.), и неблагоприятных чисел, как образов хаоса, безблагодатности, зла (например, тринадцать)" [42]. Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.
Данная модель мира основана на собственной логике - на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, "имеющих соответственно положительное и отрицательное значение" (небо-земля, день-ночь, белый-черный, предки-потомки, чет-нечет, старший-младший, жизнь-смерть и т.п.) [43]. Таким образом, мир изначально трактуется диалектично и достичь какой-либо цели напрямую (напролом) нельзя (чтобы войти в избушку Бабы-Яги, мы не обходим дом, что было бы логично в нашей реальности, а просим сам дом развернуться "к нам передом, к лесу задом"). Диалектика противоположных начал, противостоящих действий и явлений позволяет создать целую систему классификации мира (некий аналог системе категорий), которая в мифопоэтической модели и выступает средством упорядочивания бытия, "отвоевывая новые части хаоса и космологизируя его. Внутри же космически организованного пространства все связано друг с другом (сам акт мысли о такой связи есть для первобытного сознания уже объективация этой связи: мысль - вещь); здесь господствует глобальный и интегральный детерминизм".
Все эти представления о единстве мира при определенной интерпретации, как мы увидим ниже, переходят в философию, которая, опираясь одновременно на данные наук, создает различного рода модели единства мира
Так, вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома и обнаружение все новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т.д. [46]. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных и гравитационных полей.
Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В раннем материализме осуществлялись поиски некоего низшего слоя реальности, первоэлемента, из которого вытекает все многообразие мира. В диалектическом материализме в качестве субстанции выступает движущаяся материя, которая способна порождать новое, основываясь на самой себе. В данной субстанциальной модели единство мира проявляется в ряде отношений. Во-первых, материя сохраняется в количественном отношении, как бы она ни изменялась, и всегда обладает универсальными атрибутивными свойствами. Во-вторых, субстанциальное единство означает обусловленность всех процессов, происходящих в мире. Предмет воздействует на другой, выступая в качестве причины изменений в нем, как бы переносит субстанцию в него [47].
В функциональной (или номологической) модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Так, Пифагор считал, что мир управляется божественными математическими законами гармонии и мирового порядка. Лейбниц также исходил из идеи существования единых божественных математических законов и считал, что их можно представить системой уравнений, на основе которой объяснимы любые явления. Лаплас, исходя из признания универсальных законов, видел задачу в интеграции знания, что, по его мнению, сделает возможным абсолютное познание мира. Эта концепция получила впоследствии название "лапласовский детерминизм", означающее, что если бы удалось связать в единое целое все знания о мире, все параметры тел и зафиксировать их в единых уравнениях, то можно было бы создать единую формулу, которая охватила бы все проявления и все разнообразие мира. В рамках данной модели частные законы отдельных сфер бытия распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако это противоречит научным фактам. В частности, оказывается, что универсальная связь реально ограничена скоростью распространения взаимодействий (принцип близкодействия), конечностью времени существования объектов, конечностью энергии объекта и фактором поглощения физических взаимодействий.
Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. "Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы" [48]. Это фактически серия локальных картин мира одной или нескольких наук, отрасли познания. Такая картина мира заведомо неполна и отражает лишь часть бытия. Как только такое понимание распространяется на мир в целом, становится очевидной его офаниченность
1. Мировоззрение и его исторические типы, особенности философского мировоззрения.
1.Мировоззрение и его исторические типы
Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение. Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности,
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно
2. Предмет философии. Основные проблемы и основной вопрос философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Основные проблемы философии:
— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры).
Основной вопрос философии сформулировал Энгельс , - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.
3. Структура философского знания
Структура: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова 1-3 фил. в узком смысле слова.
4. Философия в системе культуры. Функции философии.
Философия является сложным и многомерным явлением. Поэтому необходимо учитывать всю систему связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широком современном миропонимании.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку теория выступает как обобщение их реальной истории.
К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. Поэтому воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
5. Философия средневековья.
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична( основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.
Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):
1. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.
2. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.
3. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.
4. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.
5. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.
6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.
6. Философия эпохи возрождения.
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Этапы развития гуманизма:
— светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
— ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также на убеждения, идеалы, принципы знания и действия и ценностные ориентиры, формирующиеся на основе этих взглядов. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, которые требуют срочных изменений в мировоззрении. Давайте посмотрим на некоторые из глобальных кризисов:
1) Мораль. Деградация человека, разрушение его сознания, распад нравственности — все это моральный кризис, который приведет к разрушению мира.
2) Экологический. Уничтожение озонового слоя на Земле уже оказывает влияние на климат планеты. Будет нарушено естественное экологическое равновесие. Глобальное потепление сначала вызовет глобальную засуху, а когда солнце растопит льды в Антарктике и Арктике, вся цивилизация исчезнет под водой, которая также исчезнет под палящим эффектом солнца, унося с собой последние формы жизни.
3) Демографический. К 2100 году население планеты составит 10-12 миллиардов человек, поэтому перенаселенность планеты приведет к тому, что людям просто негде будет жить, и начнется глобальная мировая война за место под солнцем.
Мы достигли той точки, когда наши собственные достижения убьют нас как цивилизацию. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала мировоззрение, несовместимое с существованием самой цивилизации. Либо мы все пойдем другим, гуманным путем для мира, либо наша цивилизация исчезнет навсегда.
В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и действовать в нем рационально.
Мировоззрение является основой человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это особое видение, взгляд на мир и место в нем. Мировоззрение — это целостная структура, обобщающая слои человеческого опыта.
Таким образом, мировоззрение — это совокупность общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это понятие включает в себя: жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы знания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентиры. Есть индивидуальное, общественное и групповое мировоззрение. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие реальности в форме ощущений, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.
Исторические типы мировоззрения
Исторические типы мировоззрения: 1) мифологические, 2) религиозные и 3) философские.
Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф — легенда, сага; логотипы — слово, учение, понятие, закон), продукт воображения, попытка человека объяснить мир, происхождение земли, реки, озера, тайны рождения и смерти и так далее. Человеческой психике нужен миф. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мировоззрение.
В мифологическом мировоззрении неразличимо размытое разделение субъекта и объекта, неспособность человека отличить себя от окружающего мира. В процессе познания неведомое осмысляется через известное; то, что человек знает, — это его собственное существование и существование расы, от которой он изначально неотличим.
Главный принцип решения вопросов мировоззрения в мифе — генетический, то есть происхождение мира, природа объяснялась тем, кто кого породил (книга Бытия). Миф сочетает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронный (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связано с будущим, что создает связь между поколениями. Люди верили в реальность мифа; миф определял поведенческие нормы общества, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.
Это возрождение мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Развитие представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией, существовала и религия.
Религия (от латинского religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основой которой является вера в существование неких сверхъестественных сил, играющих ведущую роль в окружающем нас мире и в судьбе каждого из нас.
На ранних стадиях развития общества мифология и религия формировали единое целое. Соответственно, основными элементами религии были Мировоззрение (в виде мифов), религиозные чувства (в виде мистических установок) и культовые ритуалы. Религия — это вера в сверхъестественное, основанное на вере.
Главная функция религии — помочь человеку преодолеть трудности бытия и вознести его к вечности. Религия придает смысл и стабильность человеческому существованию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость и связывает их со священным, сверхъестественным). Духовное начало мира, его центр, его особая точка отсчета на фоне относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральное наказание за человеческие поступки.
Проблема Бога, переведенная на язык философии, — это проблема существования Абсолюта, рационального начала, актуального и бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактное и безличное, а личное, выраженное в Боге.
Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовный и практический характер и было связано с низким уровнем овладения реальностью, с зависимостью человека от природы. Позднее, с развитием цивилизации, люди стали приходить к теоретическому пониманию проблем мировоззрения. Это привело к созданию философских систем.
Само понятие мудрости носило возвышенный смысл; мудрость понималась как научное понимание мира, основанное на бескорыстном служении. 4] Мудрость — это не что-то готовое, что-то, чему можно научиться и что можно применить.
В результате этого появление философии означало оторванность от мифологии и религии, трансцендентность обычного сознания.
Философия и религия, как мировоззрение, часто имеют сходные задачи по объяснению мира и влиянию на человеческое сознание и поведение.
Структура мировоззрения
Их фундаментальное отличие состоит в том, что религия основана на вере в решение идеологических проблем, в то время как философия является отражением мира в теоретической, рационально понятной форме.
Структура мировоззрения включает в себя:
Такие моральные эмоции, как стыд, совесть, долг, милосердие дают мощный импульс мировоззрению. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение являются слова известного философа И. Канта: «Две вещи всегда наполняют душу все большим изумлением и почитанием, чем чаще и дольше мы думаем о них; это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня.
4) Воля — это способность выбирать цель деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее выполнения. Это придает особый характер всей композиции мировоззрения, позволяет человеку реализовывать свое мировоззрение на практике.
5) Убеждения — это активно воспринимаемые людьми взгляды, которые соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди иногда рискуют своей жизнью и даже идут на смерть, настолько велика их мотивационная сила. Вера — это знание в сочетании с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действий отдельных людей, социальных групп, наций, народов.
6) Вера — это степень уверенности человека в содержании своих знаний. Диапазон человеческих убеждений очень широк.
7) Сомнение — это критическое отношение к любым знаниям или ценностям. Сомнение — необходимый элемент независимого мировоззрения. Фанатичное и бесспорное принятие любых взглядов без критического самоанализа называется догматизмом.
Но здесь нельзя выходить за определенные рамки, потому что можно впасть в другую крайность — скептицизм или нигилизм, т.е. неверие в ничто, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которое позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.
Знание — это ядро, основа мировоззрения. В зависимости от этого мировоззрение делится на повседневное, профессиональное и научное.
Предмет философии. Исторические изменения предмета философии
Философия функционирует как система представлений о мире в целом и об отношении человека как целостного существа к этому целостному миру. И отношения между сторонами этой системы разделены на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Объект философии — это то, с чем она имеет дело, что она изучает.
Философия в первую очередь занимается тем, что находится за ее пределами, с тем, что существует за ее пределами. Конечно, на определенном этапе развития сама философия может стать объектом особого внимания, относящегося к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнение объекта философии подкрепляется определением основных проблем философии, составляющих ее содержание. В чем проблема?
Проблема в философии понимается как логическая форма познания, которая действует в форме вопроса и способствует организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии — это те организационные вопросы, которые философия решает как специфическую область знаний. Отличие объекта философии от проблем философии состоит, главным образом, в том, что проблемы философии отражают объект философии, но не полностью и не напрямую, а постепенно в виде вопросов.
Можно выделить две группы проблем философии, которые тесно связаны, но не сводятся друг к другу. К первому относятся вопросы, связанные с пониманием его объекта: мира, человека, отношений между ними, а также вопросы, уточняющие их на других уровнях исследования. Второй включает вопросы о происхождении философии и формах ее бытия, о природе философских знаний и методах исследования, об особенностях ее исторического развития.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: