Концепция креативности дж гилфорда и э п торренса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

Креативность — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, об­щении, отдельных видах деятельности, характери­зовать личность в целом или ее отдельные сто­роны, продукты деятельности, процесс их созда­ния. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций);

· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Концепции креативности

Концепция редукции творчества к интеллекту. Согласно этой концепции уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта. Г. Айзенк, опираясь на значимые, но невысокие корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Сторонники редукции творческих способностей к интеллекту опираются на результаты многочисленных эмпирических исследований. Однако многие исследования также показывают, что высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

2. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

3. В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

4. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

П. Торренс определил креативность как процесс:

· появление чувствительности к проблемам, к дефи­циту или дисгармонии имеющихся знаний;

· опре­деления этих проблем;

· поиска их решений, вы­движения гипотез;

· проверок, изменений и пере­проверок гипотез;

Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру, условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения.

Концепция М. Воллаха и Н. Когана. Эти авторы полагают, что перенесение Гилфордом и Торренсом тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности просто диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта. Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, т.е. отвергают такой критерий креативности, как точность. По мнению Воллаха и Когана, для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания. Многие исследования показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.

Воллах и Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом: эти явления взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. Кроме того, при решении познавательных задач они взаимодополняют друг друга. Причем на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление.

Концепция С. Медника онполагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза.




В основе разработанного Медником теста отдаленных ассоциаций (КАТ) лежат следующие предположения Медника:

2. Креативный мыслительный процесс состоит в формировании новых ассоциаций по смыслу.

3. Величина отдаленности ассоциаций испытуемого от стереотипа измеряет его креативность.

4. В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные ответы определяются специально для каждой выборки.

Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:

· если он высказывает идеи преждевременно;

· если он не выносит их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, устаревают.

По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:

· интеллектом как способностью;

Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:

· синтетическая способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

· аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.

Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт.

1. Одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.

2. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих.

3. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем-то негативном и оскорбительном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для проявления творческого мышления.

4. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравится нам больше идей других людей. Подобное явление может иметь два исхода. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение.

5.Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда [29]. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты – SOI (structure of the intellect).

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Приведем примеры тестов.

И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность и 4 – на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса [30]. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей [31]. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

2. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. Наиболее последовательную критику работ Гилфорда, Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган [32]. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [30].

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

33. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда). Основные схемы валидизации психодиагностических

33. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда). Основные схемы валидизации психодиагностических Меру совпадения (корреляции) между крайними группами по тесту и по критерию оценивают с помощью самого простого Фи-коэффициента Гилфорда: При

Модель Дж. Гилфорда

Психогенетика креативности

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса)

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса) Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки)

Тест творческого мышления П. Торренса [63]

Тест творческого мышления П. Торренса [63] Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других

Раздел 1.1. Основы креативности

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности(По: Tools For Dreamers, pp. XIII–XV) Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал. J. Bronowski, The Ascent of Man Оглядитесь по

Раздел 2.4. Типы креативности

Раздел 2.4. Типы креативности Одно из положений НЛП гласит: те или иные виды стратегий могут способствовать эффективности человека в одних видах контекстов, однако оказываться менее эффективными в других контекстах. Можно предположить, что стратегия Моцарта отличалась

Уровни креативности

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

5. О наивной и культурной креативности

5. О наивной и культурной креативности Марина Исаевна Фидельман, совсем недавно защитившая под моим руководством диссертацию, провела очень интересный эксперимент.Испытуемыми (именно так называют тех, кто согласился — только по доброй воле, иначе не может быть —

Формула креативности: c = me2

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Что мешает креативности

Что мешает креативности Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на

Мифы о креативности

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Подключение к креативности

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Продолжая разговор о концепциях креативности, нельзя не упомянуть о концепции редукции (перехода) от творчества к интеллекту, сторонниками которой были британский психолог Ганс Юрген Айзенк, американские психологи Джо Пол Гилфорд и Элис Пол Торренс и некоторые другие учёные, о которых мы упомянем ниже.

Идеи Айзенка и его сторонников

Согласно концепции Айзенка, показатель креативности человека обусловлен уровнем его интеллекта. Ганс Юрген Айзенк, основываясь на связи IQ с тестами Гилфорда на дивергентное мышление, выдвинул предположение, что креативность является одной из составляющих общего умственного развития.

Сторонники Айзенка и выдвинутого им предположения, дабы не быть голословными, провели несколько практических исследований, одним из самых серьёзных среди которых стала работа американского психолога Льюиса Мэдисона Термена. В 1926 году вместе с другим американским психологом Кэтрин Кокс он провёл анализ биографий 282 знаменитых людей с целью произвести оценку их IQ на основе их достижений в возрасте от 17 до 26 лет. В своих исследованиях учёные также опирались на шкалу Стэнфорд-Бине, позволяющую оценить их интеллект в детские годы.

В дальнейшем сравнивались возрастные показатели получения навыков и знаний у знаменитостей со схожими показателями у обычных детей. И было выявлено, что коэффициент интеллекта знаменитостей многократно выше обычного – он составил, в среднем, 158,9. Исходя из этого, Термен заключил, что гениями являются люди, которые уже в раннем детстве проявляли признаки высокой одарённости. Результаты данного исследования стали известны по всему миру и вошли в состав многих учебников по психологии.

Однако гораздо больший интерес вызвали результаты длительного Калифорнийского исследования, организованного Терменом и Кокс ещё в 1921 году. Для исследования были отобраны учащиеся 95 средних калифорнийских школ – 1528 девочек и мальчиков возрастом от 8 до 12 лет, коэффициент интеллекта которых был равен 135. После проведения всех экспериментов оказалось, что дети, которые одарены интеллектуально, опережают по уровню развития своих сверстников примерно на два класса школы.

Всё это позволило ученым сделать вывод, что интеллектуально одарённые люди могут успешно адаптироваться в социуме, но даже очень высокий IQ не является гарантией творческих достижений, другим словами, можно являться интеллектуалом, но так и не стать настоящим выдающимся творцом.

Идеи Гилфорда и Торренса

Идеи Джо Пола Гилфорда говорят о принципиальном различии между мыслительными операциями двух типов – конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление становится актуальным тогда, когда человек, решающий задачу, на основе ряда условий ищет единое решение. Дивергентное же мышление допускает несколько путей решения задачи, благодаря чему появляются неожиданные результаты и выводы. Гилфорд говорил, что дивергентные операции, вместе с преобразовательными являются основой креативности как способности к творчеству.

Всего Гилфордом были названы четыре параметра креативности (за исключением общего интеллекта):

  • Оригинальность как способность к продуцированию ассоциаций и необычных решений;
  • Семантическая гибкость как способность к выявлению основных свойств объекта и предложению новых способов его применения;
  • Образная адаптивная гибкость как способность к изменению формы стимула для поиска новых признаков и возможностей применения;
  • Семантическая спонтанная гибкость как способность к продуцированию различных идей.

Основываясь на данных предпосылках, Гилфорд вместе со своей командой создали тесты ARP – тесты программы использования способностей, направленные, главным образом, на диагностику дивергентной продуктивности.

Впоследствии представленная программа была развита в исследованиях Элиса Пола Торренса, разрабатывавшего свои тесты в процессе учебно-методической деятельности, направленной на развитие творческих способностей у детей.

Креативность понималась Торренсом как способность человека обострённо воспринимать недостатки, дисгармонию, пробелы в знаниях и т.п. Он считал, что акт творчества подразделяется на несколько этапов:

  • Восприятие проблемы
  • Поиск решения
  • Возникновение и формулирование гипотез
  • Проверка гипотез
  • Модификация гипотез
  • Поиск результата

Именно из этих этапов должен состоять идеальный тест на диагностику креативности, поэтому тесты Гилфорда были модифицированы Торренсом для своих задач. Всего Торренс составил 12 тестов, разделённых на три категории – это вербальная, изобразительная и звуковая батареи, оценивающие словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Причём, тесты Торренса, в отличие от тестов Гилфорда, могли применяться как на детях, так и на взрослых.

Благодаря факторному анализу новых тестов, были выявлены факторы, которые соответствуют специфике заданий, а не просто таким параметрам как лёгкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. К тому же, взаимосвязь этих параметров в каком-либо одном тесте, гораздо выше, нежели их взаимосвязь в разных тестах.

Основные параметры креативного мышления характеризовались Торренском следующим образом:

  • Лёгкость мышления представляет собой быстроту решения задач, что указывает на показатель скоростного интеллекта;
  • Гибкость мышления представляет собой способность переключаться с одной категории объектов на другую;
  • Оригинальность мышления представляет собой способность к нахождению редко встречающихся в однородной группе испытуемых решений проблемы.

На практике тесты Торренса показали, что успешность выполнения заданий обусловлена скоростными психическими качествами. Говоря иначе, именно скоростной интеллект позволяет производить оценку креативности.

Выводы

Естественно, представленные нами в данной статье идеи Айзенка, Гилфорда и Торренса рассмотрены исключительно поверхностно и в целях ознакомления, что не позволяет произвести исчерпывающего их анализа и дать им соответствующую оценку. В особенности это касается людей, не являющихся специалистами в области психологии и креативности. Однако мы всё же можем сделать некоторые выводы, относительно этих идей.

Современный социум непосредственно заинтересован в создании таких условий, в которых творческий потенциал каждого человека мог бы развиваться. И достичь этого можно такими путями, как повышение уровня образования детей, применение в процессе воспитания особых стратегий, развивающих интеллект, разработка инновационных методик развития интеллекта и креативности и внедрение их в учебный процесс и профессиональную деятельность, а также формирование у людей правильного отношения к своему интеллекту и творческим способностям – отношения именно как к особой ценности.

Именно по этой причине в наше время во многих образовательных учреждениях и организациях для этого делаются многие преобразования, появляются их новые типы и категории, применяются разнообразные варианты программ по обучению и повышению квалификации. А в самом процессе обучения и другой деятельности используются новейшие методики, интеллектуальные, психологические, логические, творческие, экономические и деловые игры и проводится множество специализированных тренингов по развитию интеллектуального и творческого потенциала.

Модель структуры интеллекта американского психолога Джо Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта. И рассказать о ней мы хотим по той причине, что интересна она может быть каждому, кого волнуют темы психологии, личностного развития и самопознания.

Модель структуры интеллекта по Гилфорду

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

  • Образное
  • Символическое
  • Семантическое
  • Поведенческое

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы
  • Классы
  • Отношения
  • Системы
  • Преобразования
  • Применения

Представленные три блока классификаций Джой Пол Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта:

  • Первое измерение включает в себя разные типы операций
  • Второе измерение включает в себя разные типы содержаний
  • Третье измерение включает в себя разные типы результатов

Очень важно сказать о том, что, невзирая на то, что модель проработана довольно глубоко, она всё же остаётся открытой системой. Об этом говорит и сам Гилфорд, указывая на то, что к тем 50 факторам, которые уже есть, и которые были получены в процессе создания модели, можно присовокупить ещё 120 факторов. Однако на сегодняшний день их выделяют уже свыше 150.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить показатели креативности человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей.

И, как нам кажется, не будет лишним рассказать также о том, как, по представлениям Гилфорда и некоторых других учёных, взаимосвязаны друг с другом креативность и интеллект.

Концепция креативности Дж. Гилфорда, Рефераты из Психология и педагогика

правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно- звуковое творческое мышление.

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

2. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Креативность и интеллект

Одним из первых, кто пришёл к пониманию того, что интеллектуальную одарённость, которая выявляется по системе коэффициента интеллекта, нельзя рассматривать как универсальную личностную характеристику, говорящую о том, что человек способен достигать серьёзных результатов в творческой деятельности, стал американский психолог Льюис Термен и его сподвижники.

Термен организовал самое крупное и долговременное психолого-педагогическое исследование одарённости, которое изменило представления о психологии одарённости вообще. Так, в 1921 году Термен со своими коллегами, применяя видоизменённый вариант теста Стенфода-Бине, произвёл отбор 1528 детей возрастом от 8 до 12 лет из 95 калифорнийских школ. Средним показателем IQ детей из данной выборки стал показатель в 150 единиц, а показатель 80 детей и вовсе достигал отметки в 170 и даже больше.

Помимо того, что дети были протестированы методикой Стенфорда-Бине, они также подверглись медицинскому освидетельствованию, а при помощи всевозможных тестов и рейтингов родителей и педагогов были изучены такие характеристики испытуемых, как интересы, характер и успеваемость.

Одновременно с этим, учёные создали и контрольную группу, состоявшую из детей того же возраста, но уступавших детям из первой группы по разным показателям, например, по успеваемости в школе и результатам прохождения тестов на IQ. Далее через каждые 12 лет проводились контрольные срезы по обеим группам, в которых применялись те же методики.

При помощи этих срезов удалось установить, что у одарённых детей IQ повысился, причём у тех, главным образом, кто поступил в колледж (примерно 90% детей первой группы). Успешно закончить учебные заведения удалось 70% участников выборки, а в аспирантуре остались 66%. Интересно также и то, что уже во время обучения 20% девушек и 40% молодых людей начали зарабатывать самостоятельно.

Помимо прочего, американский психолог Пол Торренс, проводивший наблюдение за своими учениками, сделал вывод, что в творчестве высоких результатов достигают не те, кто хорошо учится или имеет высокие показатели коэффициента интеллекта. Конечно же, эти показатели имеют место, но одних только их недостаточно, и в творчестве нужно нечто другое.

Концепция, которую разработал Пол Торренс, состоит из трёх основных основополагающих факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. По мнению этого учёного, творчество является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека снимать напряжение, возникающее в условиях неопределённости или незавершенности. Позже на этой основе были разработаны различные методики креативности, которые нашли применение в процессе идентификации одарённых детей по всему миру.

Конечно же, можно приводить ещё массу интересных фактов на тему связи креативности и интеллекта, но одно можно сказать точно: высокие показатели интеллекта оказывают на креативные способности не очень большое влияние, и чтобы творить, нужно развивать именно качества креативности и хотеть заниматься творчеством.

НАПОСЛЕДОК: В настоящее время есть множество способов диагностики творческих способностей, однако мы хотим предложить вам провести не только диагностику своей креативности, но и всестороннюю оценку своей личности, которая поможет вам понять и особенности собственной мотивации, и самые важные ценности, и различные качества характера, и много чего ещё, что вы должны знать о себе, если хотите развиваться и личностно расти. Для этого приглашаем вас пройти наш специализированный курс по самопознанию – найти его вы можете здесь.

Желаем вам успехов в ваших начинаниях и удачи по жизни!

Советуем также прочитать:

  • Какие существуют модели интеллекта
  • Дивергентное мышление: особенности, способы развития
  • Тест Векслера
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Характеристики и факторы креативности
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Фактор общего интеллекта
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Концепция редукции творчества к интеллекту
  • Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Psy в лицах

Годы жизни: 1897 – 1987

Джо Пол Гилфорд родился 7 марта 1897 года на ферме недалеко от Маркетта, штат Небраска. Он с отличием закончил школу и поступил в университет Небраски. Но спустя год ушел в армию рядовым солдатом. Отслужив, вернулся в университет и получил степень бакалавра, а затем магистра. В этот период он работал директором психологической клиники при университете, где руководил проведением тестов на интеллект среди детей. Его впечатляла неравномерность развития способностей у детей в разных областях. К подобным выводам он приходил и раньше, сравнивая свои способности и брата. Он убедился, что интеллект не был единым, глобальным атрибутом, скорее он сочетал в себе набор различных способностей. Гилфорд решил, что в основе его профессионального интереса должно лежать изучение индивидуальных различий.

В 1924 году Гилфорд поступил в аспирантуру Корнелльского университета. К моменту получения докторской степени в 1927 году он уже опубликовал пять научных статей. Некоторое время он проработал на факультетах психологии университетов Иллинойса и Канзаса, а затем в 1928 году вернулся в Университет Набраски. Работа здесь помогла ему снискать международную славу одного из самых выдающихся американских психологов. В 1940 году он перебрался в Университет Южной Каролины, где оставался вплоть до выхода на пенсию в 1962 году.

Во время Второй мировой войны Гилфорд руководил подразделением психологических исследований ВВС США №3 на военной авиабазе Санта-Ана. Он занимался отбором и расстановкой стажеров летного состава. Его главной задачей было помочь руководству военно-воздушных сил разобраться, почему значительная часть стажеров не может закончить обучение. В 1943 году Гилфорд возглавил проект Станайн (от англ. standard nine), в результате которого было обнаружено 9 особых способностей интеллекта, играющих ключевую роль в управлении самолетом. Гилфорд внедрил их в классификационные тесты для пилотов-стажеров, что позволило значительно увеличить долю успешных выпускников.

Джой Пол Гилфорд

Он ушел из армии в должности полковника и продолжил изучать факторы интеллекта. Гилфорд создал квалификационные тесты, которые в различных модификациях использовались ВВС США для оценки персонала. Вплоть до 1970-х годов все военные квалификационные экзамены в США строились на исследованиях Гилфорда.

  • беглость (способность генерировать большое количество идей или решений за короткий промежуток времени);
  • гибкость (возможность одновременно предлагать различные подходы к одной проблеме);
  • оригинальность (способность создавать новые, оригинальные идеи);
  • проработка (умение систематизировать детали идеи в голове и осуществлять ее).

Гилфорд считал, что стандартные тесты интеллекта не соответствуют дивергентному мышлению, и больше походят для людей с конвергентным типом мышления. Он активно работал над факторной моделью интеллекта. Для него факторный анализ был средством доказательства предварительно сконструированной теоретической модели интеллекта, а не инструментом ее построения.

Он разработал структуру интеллекта, в соответствии с которой производительность индивида на тестах интеллекта можно проследить до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Оригинальная модель состояла из 120 факторов, но позже Гилфорд разделил память на запоминание и воспроизведение, а также конкретизировал образное содержание, выделив визуальную (поступающую через органы слуха) и слуховую (поступающую через зрительные органы) информацию. В результате количество факторов выросло до 180 (6 х 5 х 6).

Гилфорд оставался активным исследователем и автором до конца своих дней. Кроме того, он был талантливым преподавателем, многие из его выпускников позднее внесли значительный вклад в развитие психометрии.

Джо Пол Гилфорд умер 26 ноября 1987 года в возрасте 90 лет в Лос-Анджелесе после тяжелой продолжительной болезни. Его оплакивали жена Рут, дочь Джоан, трое внуков и трое правнуков.

Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность ре­шать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники раз­работали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тес­тируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность и 4 — на невербальную креативность. Тесты предназ­начены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образова­ния. Время выполнения тестов ог­раничено.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса. Свои тесты он разрабатывал в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Под креативностью Торренс пони­мает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие про­блемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Торренс огра­ничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского универси­тета для своих целей.

6. Концепция м.Воллаха и н. Когана.

Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергент­ная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отда­ленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отда­ленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным, например: соединение черт лошади и чело­века актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади.

Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.

В соответствии с этой моделью Медником был разработан тест RAT (тест отдаленных ассоциаций). На основании концепции и теста был сделан чрезвычайно важный вывод: снятие ограниче­ния во времени не столько позволяет низкокреативным проявить креатив­ность, сколько создает адекватные условия для проявления креативности как таковой. Он противоречит предположе­нию, что все люди потенциально креативны, следует лишь создать внешние ус­ловия для проявления креативности.

Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и ав­тономно их решает. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружаю­щих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодейству­ют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них.

Читайте также: