Страны западной европы и сша в первые послевоенные десятилетия кратко

Обновлено: 18.05.2024

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.

Борьба за демократизацию новой жизни

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил — социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944—1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945—1947 гг.

В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.

Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии


Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40—42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Стабилизация

Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда — заново.

Даты и события:

  • 1943 г. — в Италии католические деятели — участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
  • 1944 г. — во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
  • 1945 г. — в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.

В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.

Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.

 ​​​​​​​Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр


Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр

Начало интеграции

 ​​​​​​​Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе


Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе

Даты и события:

В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта — евро.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.


Выясним, какие государства принято относить к странам Запада. Охарактеризуем положение США после Второй мировой войны. Объясним, какое значение для экономики Соединённых Штатов имел план Маршалла. Расскажем о достижениях и проблемах в экономическом и политическом развитии США в 1945–1960-х гг.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Страны Запада в первые послевоенные десятилетия. США"

Вторая мировая война изменила расстановку сил не только в мировой политике, но и в мировой экономике. Ни одна из великих держав не осталась в стороне от боевых действий. Лишь США вышли из войны значительно окрепшими. В 1946 году в Штатах было произведено больше продукции, чем во всех остальных странах мира вместе взятых.


Остальным государствам приходилось решать проблемы восстановления разрушенного, нехватки продовольствия, жилья.

Но к концу сороковых годов Западная Европа начала отвоёвывать у США утраченные позиции. Позже в борьбу за лидерство вступила Япония. Доля Соединённых Штатов в мировом ВВП (внутреннем валовом продукте) постепенно снижалась. В конце шестидесятых годов двадцатого века она опустилась ниже 30 %. Это вовсе не означало, что экономика США переживала кризис. Её развитие в этот период было стабильным, но по темпам роста уступало другим странам Запада.


Начнём с характеристики развития безусловного лидера западного мира – Соединённых Штатов.

В первые послевоенные годы США переживали экономический подъём. Военные действия на территории страны не велись, сколь-нибудь значительных разрушений не было. После вступления США во Вторую мировую войну государство значительно усилило свои позиции в экономике. Оно было самым крупным покупателем – заказчиком оружия и боеприпасов. За счёт бюджета строились новые предприятия, особенно в металлургической и металлообрабатывающей отраслях. Значительную роль сыграла и программа ленд-лиза, которая обеспечила массовый сбыт американской продукции за пределами страны.

Во второй половине сороковых годов в США успешно была проведена реконверсия. Вспомним, что реконверсия в самом общем смысле – перевод чего-либо в прежнее состояние. В истории под этим термином чаще всего понимают перевод экономики страны после окончания войны на выпуск мирной, гражданской продукции.


То есть, благодаря плану Маршалла, США, наращивая производство, избежали скопления излишков продукции внутри страны и закрепились на европейском рынке.

Раньше, чем в других странах – уже с конца сороковых – начала пятидесятых годов двадцатого века – в Соединённых Штатах началась научно-техническая революция.

Когда мы говорим о НТР, имеем в виду не просто совершение серьёзных научных открытий – они делались и раньше. И даже не просто превращение новых знаний о мире в новую технику и технологии. В условиях НТР наука становится ведущим фактором производства. Она воздействует на все сферы общественной жизни.

Происходит постоянное обновление производительных сил – многократно на протяжении жизни одного поколения. В том числе серьёзно повышаются требования к уровню образования и квалификации рабочей силы. НТР способствует тому, что человек перестаёт быть придатком машины. Достижения в области электроники и кибернетики привели к появлению электронно-вычислительных машин, станков с программным управлением, автоматизированных производственных линий и систем. Открытие ДНК стало началом развития генной инженерии и биотехнологий.

С пятидесятых годов началась космическая эра. Главными участниками космической гонки стали СССР и США. Советский спутник стал первым искусственным телом в околоземном пространстве, а Юрий Гагарин – первым человеком на орбите. Ну а американские астронавты сделали первый шаг на Луне.


Бурное экономическое развитие США привело к тому, что значительно выросло благосостояние большинства американских семей. Например, с 1950 по 1960 год средняя почасовая зарплата выросла более чем в 1,5 раза: с 1 доллара 40 центов до 2 долларов 20 центов. Массово строилось жильё, совершенствовалась система образования и медицинского обслуживания.

Значительное воздействие на внутреннюю политику Соединённых Штатов, в том числе и в социальной сфере, оказывала политика внешняя: острое противостояние Востока и Запада, СССР и США. Стремясь максимально снизить влияние левых сил, Конгресс принял закон Тафта – Хартли. Он ограничивал права профсоюзов: им было запрещено заниматься политической деятельностью. Также были запрещены политические забастовки и забастовки солидарности. О проведении стачки профсоюз должен был за 60 дней уведомить предпринимателя и специальную федеральную службу. Суды получили право прекращать забастовку.


Президент Трумэн наложил вето на этот закон, но Конгресс смог его преодолеть.


Но ненадолго. С весны 1954 года началась открытая критика маккартизма, тех нарушений, которые были допущены в сфере гражданских прав во время расследований. Когда Маккарти обвинил в неблагонадёжности высокопоставленных военных, среди которых были и герои войны, публично осудил сенатора и Эйзенхауэр, несмотря на дружеское к нему отношение. В 1955 году, после отклонения Сенатом последней резолюции Маккарти, он исчез из поля зрения общественности.

Одной из серьёзнейших проблем в США было положение чернокожих американцев. Лидером борьбы против расовой дискриминации стал Мартин Лютер Кинг. Он был сторонником ненасильственного сопротивления. На юге США Кинг организовал несколько крупных выступлений против сегрегации. Сегрегация – это особый вид дискриминации, политика принудительного отделения или изоляция какой-либо расы, этнической группы.

В южных штатах сегрегация распространялась на школы, парки, общественный транспорт. В Монтгомери (штат Алабама), где Кинг был пастором баптистской церкви, по его инициативе более года продолжался бойкот автобусных линий.


Поводом для него стал арест Розы Паркс, чернокожей женщины, которая отказалась уступить место в автобусе белому пассажиру-мужчине. В результате в декабре 1956 года Верховный суд США запретил расовую сегрегацию в общественном транспорте Алабамы.


В апреле 1968 года Мартин Лютер Кинг был убит.


Но не все были довольны своим положением. Продолжались выступления против расовой дискриминации. После убийства Мартина Лютера Кинга они всё чаще стали принимать насильственный характер.

В Соединённых Штатах главной мишенью протестующей молодёжи была вьетнамская война.



В мировой экономике зрели серьёзные проблемы. Однако о них поговорим отдельно.

А пока констатируем.

· В первые послевоенные десятилетия в США, как и в остальных странах Запада, происходил устойчивый экономический рост, который привёл к повышению жизненного уровня большинства населения страны.

· Американское государство активно вмешивалось в социально-экономические отношения, но основой экономики оставался свободный рынок, частная инициатива.

Насколько схожими были процессы, происходившие в это время в других западных странах?

Вопрос 02. В чём состояло отличие планирования в странах Запада от планирования в СССР?

Ответ. В СССР и Восточной Европе планы носили директивный характер (т. е. считались законом, обязательным к исполнению) и разрабатывались для всей экономики, охватывая все основные показатели её развития. В странах Запада планы были индикативными, то есть дающими лишь общие, приблизительные ориентиры развития с учётом возможных колебаний спроса и предложения. Они не были обязательными для частных крупных корпораций, среднего и малого бизнеса, действующих согласно принципам рынка. В то же время государство, используя рычаги налоговой политики, распределяя заказы, меняя проценты получения доходов по банковским вкладам (ставки учётного процента), влияло на частный сектор. Его побуждали снижать или увеличивать темпы прироста производства в зависимости от состояния рынка.

Вопрос 03. Почему возникла потребность к переходу со стороны государства к активной социальной политике? В чём она проявлялась? Каковы задачи и методы её реализации?

Ответ. Социально ориентированная экономика формировалась постепенно как результат борьбы трудящихся за свои права и деятельности общественной мысли. В итоге был сформулирован постулат: ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. Из этого родились следующие задачи:

1) обеспечение полной занятости населения;

2) социальная безопасность;

3) социальная справедливость;

4) социальный прогресс;

5) частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

6) создание условий для конкуренции;

7) сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;

8) политика стабильной валюты;

9) свобода внешней торговли.

Реализация этих задач осуществляется многими методами, например:

1) выплата пособий по безработице;

2) выплата пособий по болезни и нетрудоспособности;

3) государственное пенсионное обеспечение;

4) государственное медицинское страхование;

5) законодательное закрепление минимального размера оплаты труда;

6) законодательное закрепление длительности рабочей недели и минимальной продолжительности трудового отпуска и др.

Вопрос 04. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? Что придаёт рыночной экономике социально ориентированный характер?

Ответ. Социально ориентированной считается та рыночная экономика, в которой правительства принимает меры для приближения общества к состоянию социальной справедливости. Она характеризуется льготами, пособиями, социальными гарантиями определённым группа населения и высокими налогами для обеспечения этих мер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с элементами технологии критического мышления. Используются приемы - "Синквейн", "Инсерт", "графическая организация материала".

Урок по Всеобщей истории, 11 класс

Цели: 1. сформировать знания об особенностях общественно-политического развития США и стран Запада в 40-60-х гг. ХХ века;

3. развивать навыки логического мышления, работы с таблицами, терминами, умение давать оценку историческим событиям;

4 . формировать гуманистические и демократические взгляды на социально-политические отношения в странах мира.

Репродуктивный уровень: - называть новые черты политического развития Европы и Америки.

Продуктивный уровень: - характеризовать социально-политическое развитие стран;

- выявлять и анализировать новые черты в политическом развитии.

Творческий уровень: - высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Европы и Америки.

1. США после 2-й мировой войны

2. Политическая жизнь Западной Европы .

Имена: Л. Джонсон, К. Аденауэр, Дж. Кейнс.

Задание: Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии

1.Шарль де Голль

А. Американский политический деятель. Был взят курс на создание

Б. Французский политик, генерал. Лидер французского Сопротивления.

После второй мировой войны возглавил правительство Франции и

В. Британский политик. Происходил из аристократической семьи.

Лидер Консервативной партии. Во время мировой войны был

сторонником бескомпромиссной борьбы с фашистской Германией.

Г. Один из основателей ФРГ, её первый канцлер. Лидер Христианско-

демократического и Христианско-социального союзов.

2 задание: словарная работа –

-сегрегация (расовая) – система раздельного развития и проживания рас.

- д искриминация – умаление или лишение прав по какому-либо признаку, чаще всего расовому, национальному, социальному.

+ Краткая справка о развитии американского общества (…………………)

Успешное развитие экономики.

Социальная политика: ТРУМЭН (стремление к полной занятости населения, предоставление неимущим дешевого жилья, достижение справедливости в этнорасовых отношениях.)

При Д.Эйзенхауэре (движение афроамериканцев за равные права, 1957г. решение суда об отмене сегрегации по расовуму признаку в школах.)

3 задание: работа в группах по карточкам (№1)

Проблема: В чем будет заключаться проблема политической жизни Западной Европы?

А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны? Слайд 3.

Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы. В Великобритании – лейбористы оттеснили консерваторов во главе с У.Черчилем. Во Франции к власти пришли социалисты. В Австрии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и др.станах Европы – социал-демократы.

Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.

Их идейно-политческая концепция называлась демократическим социализмом. Её суть сводилась

к постепенному реформированию капиталистического общества,

усилению социальных функций государства при обязательном развитии демократических основ жизни общества.

В. Каким они представляли новое общество?

Основными ценностями в новом обществе провозглашались свобода, равенство, справедливость, солидарность.

Отрицали необходимость революционных потрясений, предлагая проводить реформы мирным путем, в условиях парламентской борьбы.

А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны?. Главными политическими оппонентами социал-демократов Западной Европы были консерваторы, часто связанные с христианской церквью (ФРГ, Италии, Англии).

Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.

Поддерживали демократические принцы жизни общества, но в то же время подчеркивали важность сохранения традиционных ценностей.

В. Каким они представляли новое общество?

Общество, в котором будет господствовать частная собственность, крепкая семья, религия, будет ограничено воздействие государства на экономику и личную жизнь граждан.

Стадия осмысления.

Разрыв со старым индустриальным капитализмом с его резким расслоением на богатых и бедных.+

Разрыв с невмешательством государства в социальные отношения.+

Также они заимствовали идеи английского экономиста Джона Кейнса, который считал,

что добиться экономического подъема в производстве можно за счет увеличения заработной платы трудящимся;+

увеличение государственных социальных выплат.+

Роль государства: регулирование отношений в экономической сфере через государственные расходы, налоги и установление банковского процента.-

Слабой стороной такой политики стал бюджетный дефицит, дефицитное финансирование, инфляция.

Инсерт: Работа в группах с текстами (карточка № 2). При чтении текста делаются пометки: + знаю, ! новые знания, * то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы. Критерии оценки: активность работы группы; полнота и правильность ответа, логика изложения; аргументированность.

Тексты (раздать по группам)

1.Введен прогрессивный налог на на собственность и денежные накопления.

2. Замораживались счета в банках.

4. Отменены карточки на продовольствие.

5. Увеличилась з/п.

6. Поощрялась деятельность мелких и средних предприятий.

7. Выделение госуд. средств на социальные нужды.

8. Вырос уровень жизни населения.

9. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев.

10. Быстрый рост среднего класса.

11. Снижение социальной напряженности.

1.Бюрократизация, рост чиновничьего аппарата.

2. Высокие налоги, недовольство предпринимателей.

3. Рост инфляции.

5.Недовольство государственным вмешательством в экономику.

6. Выступали за частную инициативу.

III. Стадия рефлексии

Учитель: - Что нового узнали на уроке? Где вы можете применить полученные знания? - Смогли ли мы ответить на основные вопросы урока? Что не выяснили, но хотели бы узнать? Почему это важно?

Тест Закрепление изученного на уроке материала проводится в форме тестирования. Время работы с тестами 7 минут.

IV Д/з стр. 236 – анализ документа

Памятка по составлению синквейна

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

2. Во второй строке ─ два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.

4. Четвертая строка ─ фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Читайте также: