Концепция бытия фундамент философской картины мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Концепция бытия – фундамент философской картины мира

1. Бытие как специфическая философская
категория.
2. Материальное и идеальное бытие.
3. Идея развития в философии.
4. Проблема сознания в философии.

Онтология – философское учение о бытии (о
сущем) как таковом в его наиболее общих
характеристиках, независимо от его частных
форм (видов) и в отвлечении от логикогносеологических, методологических вопросов,
связанных с его постижением.
Гносеология – учение о познании, раздел
философии, рассматривающий проблемы
человеческого познания, вопросы о его
возможностях и границах, о путях и средствах
достижения истинного знания, о роли познания
в бытии человека.

• окружающий мир, предметы, явления реально
существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю
причину, источник движения в самом себе;
• материя и дух - единые, но в то же время
противоположные сущности, реально существуют;
и материя, и дух есть. Данные положения
(признаки) обобщаются понятием субстанции самостоятельной сущности, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме
самой себя.

4. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Бытие - это реально существующая,
стабильная, самостоятельная, объективная,
вечная, бесконечная субстанция, которая
включает в себя все сущее.
Основные формы бытия:
материальное,
идеальное,
человеческое,
социальное,
ноуменальное
(вещь сама по себе),
феноменальное
(кажущееся бытие)

7. Материальное бытие

Материя есть философская
категория, для обозначения
объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его,
которая копируется,
фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя
независимо от них.

9. Элементами структуры материи являются

Уровни неживой природы:
субмикроэлементарный (кварки, глюоны,
суперструны - мельчайшие единицы материи,
меньшие, чем атом);
микроэлементарный (электроны);
ядерный (ядро атома);
атомарный (атомы);
молекулярный (молекулы);
уровень единичных вещей;
уровень макротел;
уровень планет;
уровень систем планет;
уровень галактик;
уровень систем галактик;
уровень метагалактик;
уровень Вселенной, мира в целом.

Уровни живой природы:
доклеточный (ДНК, РНК, белки);
клеточный (клетка);
уровень многоклеточных
организмов;
уровень видов;
уровень популяций;
биоценозы;
уровень биосферы в целом

Уровни социума:
отдельный индивид;
семья;
группа;
коллективы разных уровней;
социальные группы (классы, страты);
этносы;
нации;
расы;
отдельные общества;
государства;
союзы государств;
человечество в целом.

13. Характерные черты материи

14. Движением в философии обозначается любое изменение

неотъемлемое свойство материи.
возникает из самой материи (из
заложенных в ней
противоположностей, их единства
и борьбы).
всеобъемлюще (движется все)
постоянно (существует всегда)

15. Движение может быть:

Механическим;
Физическим;
Химическим;
Биологическим;
Социальным.
Количественным (перенос материи и энергии
в пространстве);
Качественным (изменение самой материи,
перестройка внутренней структуры и
возникновение новых материальных
объектов и их новых качеств).

16. Самоорганизация

• Материя имеет способность к
самоорганизации — созданию,
совершенствованию,
воспроизводству самой себя без
участия внешних сил.
Учение о самоорганизации материи
получило название синергетики.

17. Два основных подхода к проблеме расположения во времени и пространстве

1. субстанциональный;
2. реляционный.
Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур)
– считали время и пространство отдельной реальностью,
наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение
между материей и пространством и временем рассматривали
как межсубстанциональные.
Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение)
(Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и
пространство как отношения, образуемые взаимодействием
материальных объектов.

В настоящее время более
достоверной является
реляционная теория,
исходя из которой:
время — форма бытия
материи, которая выражает
длительность существования
материальных объектов и
последовательность изменений
данных объектов в процессе из
развития;
пространство — форма
бытия материи, которая
характеризует ее
протяженность, структуру,
взаимодействие элементов
внутри материальных объектов
и взаимодействие
материальных объектов между
собой.

Четвертым базовым свойством
материи (наряду с движением,
способностью к самоорганизации,
размещенности в пространстве и
времени) является отражение –
способность материальных
систем воспроизводить в самих
себе свойства взаимодействующих
с ними других материальных
систем. Материальным
доказательством отражения
является наличие следов (одного
материального объекта на другом
материальном объекте) — следы
человека на грунте, следы грунта на
обуви человека, царапины, эхо,
отражение предметов в зеркале,
гладкой поверхности водоема.

20. Отражение бывает:

физическим;
химическим;
механическим.
Особый вид отражения биологический,
который включает в себя стадии:
раздражимости;
чувствительности:
психического отражения.

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Философские концепции бытия:


Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Начало – материальное или идеальное. Отсюда следует, монизм может быть двух видов материалистический и идеалистический.

Дуализм– философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания, физического и психического. (Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя)женнаяяя равноправные субстанцииго.: материии иалистический и иделистический.ются законами логики.()

Плюрализм– предполагает несколько или множество исходных оснований. Вода - Фалес, воздух- Анаксимен, огонь – Гераклит, все в месте сразу Эмидокл.

Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я,

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • механическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

47. Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме
сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.

Важнейшими свойствами сознания являются

· активность и

· способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

  • 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
  • 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Согласно материалистической философии и психологии, сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня:

  • отражение в неживой природе,
  • на биологическом уровне и
  • социальное.
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).

Итак, отражение- это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии

48.. Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

•гностицизм;

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

•идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

•диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики — то, что она является:

•критерием истины;

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

49. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

1.Объективность-независимость от познающего субъекта.

2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания.

3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматистская– свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

50. Диалектика и метафизика - два противоположных метода
познания, разработанные в классической философии.

Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития.

Диалектический метод направлен на создание многокачественной, динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости.

На основе этих философских методов познания формируются противоположные способы мышления - метафизический и диалектический.

Основными принципами диалектики являются принцип развития, не признающий каких-либо ограничений в процессе развития, и принцип всеобщей взаимосвязи вещей и явлений. Основными законами диалектики являются следующие законы:

1) закон перехода количественных изменений в качественные, который определяет механизм перехода от старого качества к новому;

2) закон единства и борьбы противоположностей, который определяет внутренний стимул развития вещей и явлений;

3) закон отрицания отрицания, который определяет поступательный характер развития и возможность якобы возврата к прошлому, т.е. повторению уже пройденной ступени развития на новом, более высоком уровне.

Категории диалектики - это наиболее общие понятия, отражающие существенные противоположные стороны вещей и явлений, находящихся в процессе бесконечного развития. Основным, категориями диалектики являются следующие: · единичное и общее, · сущность и явление, · содержание и форма, · причина и следствие, · необходимость и случайность, · возможность и действительность. Взаимоотношения противоположных сторон вещей и явлений принято называть неосновными законами диалектики, в которых находят свою конкретизацию ее основные законы. Категории диалектики выступают как формы диалектического мышления (диалектической логики).

51. Детерминизм– философский принцип, согласно которому все явления природы, общества, сознания связаны друг с другом и взаимообусловлены. Детерминизм нельзя отождествлять с причинностью, так как детерминизм включает в себя представление об относительной и абсолютной необходимости, случайности и вероятности, возможности и действительности. Сегодня выделяют непричинные виды детерминации:

§ функциональная связь, например: день – ночь, времена года, Е=mc²;

§ структурная детерминация, например: часть и целое, содержание и форма;

§ вероятностная детерминация показывает, что не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая возможность содержит в себе определенную степень необходимости и, вследствие этого, определенный шанс стать действительностью. Вероятность – это количественная мера возможности.

§ телеономная детерминация – это детерминация, сложившаяся в живой природе в форме органической целесообразности, и целевая детерминация, характерная для человеческой деятельности39.

Однако нельзя забывать о том, что в основании формирования всех типов непричинной детерминации лежит причинная детерминация.

Альтернативной позицией детерминизму является индетерминизм, основанный на отрицании принципа причинности и объективности детерминации. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм. Например, И. Кант и Д. Юм считали, что регулярность и обусловленность явлений присущи нашему восприятию мира, но не миру самому. Немецкий философ Г. Риккерт полагал, что причинное объяснение применимо лишь к наукам о природе, но не к наукам о духе.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Нет никакой вещи, которой форма давала бы бытие, раз без формы вещь ничто. Не вещь принимает свое бытие от формы - иначе она была бы до того, как ей быть, - но “форма дает бытие вещи” значит: форма есть само бытие у всякой существующей вещи. Но абсолютная форма бытия есть бог, и апостол свидетельствует здесь об этом: раз все бытие всего дано от Отца, а бытие дается формой, то, значит, бог, дающий бытие всему, есть само бытие вещи, - то бог, дающий само бытие, справедливо именуется обычно дарителем форм. Бог не форма земли, воды, эфира или чего бы то ни было другого, а абсолютная форма формы земли или воздуха. Земля поэтому ни бог, ни что-то другое, но она есть земля, и воздух есть воздух, и эфир - эфир, и человек - человек, каждое сообразно своей форме: форма любой вещи есть нисхождение от универсальной формы, так что форма земли есть ее формы, а не чего-то другого, и так далее.

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.

Человек, самим бытием “брошен” в истину бытия, чтобы, экзистируя, таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия, сущее явилось как бы сущее, каково оно есть. Явится ли оно и как явится, войдут ли в просвет бытия, будут ли присутствовать, или отсутствовать Бог и боги, история и природа и как именно присутствовать, решает не человек. Явление сущего покоится в историческом событии бытия.

“Бытие” - это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или бог. Бытие - это ближайшее. Ближайшее останется для человека самым далеким.

“Проблема бытия” вечно остается вопросом о сущем. Проблема бытия - не то, что означает это коварное обозначение: не вопрос о Бытии.

Бытие в своем высвечивающем существе, то есть в своей истине не продумывается. В своих ответах на свой вопрос о сущем как таковом метафизика говорит из незамеченной открытости бытия. Истина бытия может поэтому называется почвой, на которой держится метафизика как корень дерева философии, из которой она питается.

Наше бытие есть это притяжение.

Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Если мы хотим стать тем, что мы есть, мы не можем отбросить эту конечность или обмануть себя на ее счет, но должны ее сохранить. Ее соблюдение -- сокровеннейший процесс нашего конечного бытия, то есть нашей сокровеннейшей обращенности к концу.

Бытие

Билет 61: Материя как философская категория. Свойства материи

Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию. В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

История понятия

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность.

По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят.

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Универсальными свойствами материи являются:

1) несотворимость и неуничтожимость

2) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

3) материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

4) детерминированность всех явлений

5) причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

5) отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

- Закон единства и борьбы противоположностей

- Закон перехода количественных изменений в качественные

- Закон отрицания отрицания

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций рядовому социальному работнику и даже менеджеру в социальной сфере?

Идея бытия в философии. Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель

Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство

Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само по себе 135 .

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсутствия образа, в котором эта сущность могла бы предстать перед человеком. Впервые у Аристотеля бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

В современном понимании проблемы бытия могут быть выделены аспекты, которые вытекают из философского осмысления факта обыденного существования человека. Так, из повседневного человеческого опыта может быть сделан, по крайней мере, один вывод: мир существует здесь и теперь. Тогда философом могут быть поставлены вопросы:

Если мир существует здесь, существует ли он везде?

Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Однако существует и другое, близкое к обыденному, понимание бытия, ко­торое обусловлено врéменным преходящим 136 существованием челове­ка и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего. Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия. Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознанию, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социокультурного;

бытие социальных явлений (общественное бытие).

Всё дальнейшее изучение курса философии по сути дела и является осмыслением перечисленных аспектов проблемы бытия. Итак, категория бытия объединяет самые разные предметы, процессы и явления по одному признаку – быть, существовать. С этой точки зрения окружающий нас мир может быть обозначен как бытийствующий.

Проблема единства мира. Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другая философская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един, или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Дуализм разделяет бытие на два равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции (лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе), т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рас­сматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс.

В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX - XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия. Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А.Н. Яковлева (р. 1923), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация 137 .

Читайте также: