Политическая революция это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации.

Многие революции продолжительны, проходят в своем развитии несколько периодов, как, например, Английская революция XVII в., Великая французская революция XVIII в., Первая российская революция 1905-1907 гг. Как показывает пример последней, радикальная часть участников революции не всегда достигает цели свержения режима и слома социальной системы. Но они все равно меняются, и революции не проходят бесследно. Этапы революции, сопровождающиеся свержениями или серьезными кризисами режимов также могут носить традиционное наименование революции. Так, во время Великой российской революции произошли Февральская революция и Октябрьская революция.

(от лат. revolutio - поворот, переворот) - на­сильственный способ кардинального изменения политической системы, ко­торый осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства. В конечном итоге, по Марксу, политическая революция нап­равлена на создание такой общественной целостности, которая соответс­твует интересам исторически господствующего класса.

Любая революция начинается в головах идеологических пассионари­ев. Идеологи, как правило, формулируют новые социально-политические ценности, которые воспринимаются их современниками как фантазии. Дан­ный продукт идеологов получил название утопии. В то же время развитие общественных отношений через некоторое время приводит к актуализации этих идей. Содержания этих утопий превращаются в идеологию. Возникает множество последователей революционных идей.

Возникает оппозиция по отношению к существующей власти, кото­рая основывает свою политическую деятельность на данной идеологии. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии. Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно, естественно. Какая-либо случайность разраста­ется в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окрас­ку.

К революциям, которые получили непосредственную политическую форму, обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Анг­лия, Франция XVII-XVIII вв.). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса.В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролета­риата. По мысли этих идеологов пролетариата, революция этого класса будет организована партией на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое об­щество. Пролетарская революция в России в 1917 г. и иные подобные ре­волюции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали. Тот уровень прав и свобод, который достигнут в постпромышленном обществе, позволяет многим идеологам понимать революцию как насилие и политичес­кое преступление по отношению к другим классам и слоям населения.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

1) смена политической системы, приход к власти политических сил, свергнувших предшествующую политическую элиту;

2) процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Значение завоевания государственной власти в ходе революции, важность борьбы за нее достаточно основательно исследованы в отечественной и зарубежной социально-философской и политологической литературе[18]. Авторы многочисленных современных концепций социально-политического изменения рассматривают те или иные факторы, определяющие, по их мнению, характер бунтов, мятежей, государственных переворотов[19]. В исследовании проблем революционного процесса можно различить три основных направления. Первое направление – историко-натуралистическое. Представители его (К. Бринтон, Л. Эдвардс, Дж. Питти и др.)[20] стремятся выявить общие закономерности революционного процесса, анализируя особенности массового поведения и коллективного насилия на разных этапах революции. Второе направление – социально-психологическое (Ч. Эллвуд, П. Сорокин, Т. Гёрр, Ч. Тилли и др.)[21]. Для него характерно обращение к психологическим теориям, которые могут помочь в объяснении мотивов, побуждающих людей к участию в актах политического насилия или в оппозиционных движениях. Третье направление можно назвать социолого-полито-логическим (Р. Дарендорф, Ч. Джонсон, Б. Джессоп, Дж. Дэвис, Ю. Каминка, Т. Скокпол, А. Турен, М. Хагопиан, С. Эйзенштадт и др.)[22]. Представителям этого направления присущ интерес к изменениям политико-правовой сферы, а также к исследованию экономических и идеологических факторов, которые ведут к революции.

Решение вопроса о способе властвования (управления) непосредственно связано с вопросом о том, кто станет собственником средств производства. Так, характеризуя деятельность древнегреческого политика Солона, Ф. Энгельс писал, что Солон «открыл ряд так называемых политических революций, причем сделал это вторжением в отношения собственности. Все происходившие до сих пор революции были революциями для защиты одного вида собственности против другого вида собственности. Они не могли защищать один вид собственности, не посягая на другой. Во время великой французской революции была принесена в жертву феодальная собственность, чтобы спасти буржуазную; в революции, произведенной Солоном, должна была пострадать собственность кредиторов в интересах собственности должников[46].

Вопрос о государственной власти, о переходе ее к революционным силам является коренным вопросом всякой политической и, следовательно, социальной революции в целом, ибо решение вопроса о власти есть вместе с тем и решение вопроса о форме собственности. Борьба за власть включает в себя, таким образом, основное содержание всей социально-политической деятельности, субъектами которой выступают классы, организующиеся в партии и вырабатывающие свою политическую идеологию. Задача классов и представляющих их организаций в политической революции состоит в том, чтобы обеспечить условия для осуществления своих экономических интересов.

Исторический процесс, содержание которого составляет взаимо-действие различных общественных сил, включает в себя как объективные, так и субъективные компоненты. Осуществление всякой политической революции необходимо предполагает наличие определенного взаимодействия объективных и субъективных факторов социально-революционного процесса. Объективным условием политической революции является уже наличие социально-классового движения, которое постоянно присутствует в самом процессе экономического развития, движущими силами которого являются социальные группы, общественные классы, занимающие определенное положение в системе материального производства и имеющие то или иное отношение к господствующей форме собственности.

Политическая революция является необходимым условием коренного изменения отношений собственности, то есть экономической революции – заключительного этапа переворота в способе производства, представляющего собой качественное преобразование всей системы общественного производства и управления на базе новых отношений собственности. Поскольку политическая власть является важнейшим средством удовлетворения социально-экономических интересов борющихся классов, важнейшим средством достижения социально-экономического господства – главной цели, к которой они стремятся, то перевороты в технико-экономиче-ской и политической областях теснейшим образом переплетаются.

Завоевание политической власти открывает дорогу радикальным преобразованиям в основных сферах общественной жизни, а они, в свою очередь, делают устойчивой новую политическую власть. Люди, преобразующие экономику и политику, вместе с тем преобразуют и самих себя, формируя новое самосознание и мировоззрение. Новое общественное мировоззрение постепенно становится общей установкой деятельности различных социальных групп, стремящихся к устроению нового порядка жизни.

[1] См.: Touraine, A. The idea of revolution // Theory, culture a. soc. – Cleveland, 1990. – Vol. 7. – № 2/3. – P. 121–123; Viroli, M. The revolution in the concept of politics // Polit. theory. – Beverly Hills; L., 1992. – Vol. 20 – № 3. – P. 474–476.

[2] См.: Philp, M. Representing the French Revolution // J. of hist, sociology. – Oxford; N. Y., 1993. – Vol. 6. – № 1. – P. 102–117; Tilly, Ch. European revolutions 1492–1992. – Oxford: Blackwell, 1995.

[3] См.: Eisenstadt, S. N. Revolution and Transformation of Societies: A Comparative Study of Civilization. – N. Y.; L., 1978; Skocpol, Th. States and Social Revolution: A Comparative Analysis of France, Russia and China. – Cambridge, 1979; McDaniel, T. Autocracy, modernization, and revolution in Russia and Iran. – Princeton (N. J.), 1991; Шанин, Т. Революция как момент истины: Россия 1905–1907 гг. – 1917–1922 гг. – М., 1997; Фроянов, И. Я. Октябрь семнадцатого. – М., 2002.

[4] Stone, L. Theories of Revolution // World Politics. – Princeton, 1966. – Vol. 18. – № 2. – P. 159–176; Seegers, A. Theories of revolution: third generations after the eighties // Politicon. – Pretoria, 1992. – Vol. 19. – № 2. – P. 5–28.

[5] Гидденс, Э. Социология. – М., 1999. – С. 568.

[6] Государственный переворот французы называют coup d'etat, а немцы – Staatstreich.

[7] Гидденс, Э. Цит. соч. – С. 568.

[8] См.: Революция // Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 550.

[9] Революция социальная // Краткий словарь по философии. – М., 1966. – С. 248–250; Революция социальная // Краткий словарь по социологии. – М., 1988. – С. 280–281.

[10] См.: Гобозов, И. А. Революция социальная // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М., 2004. – С. 722–723.

[11] Революция // Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. – М., 1993. – С. 338.

[12] См.: Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. – М., 1978. – С. 20–21; Фурье, Ш. Заблуждение разума, доказанное смехотворными сторонами неопределенных наук // Фурье, Ш. Избр. соч.: в 4 т. / пер. с фр. – М. – Л., 1951. – Т. II. – С. 7–129.

[13] Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. – М., 1975–1984. – Т. 4. – С. 526.

[16] Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. – М., 1975–1984. – Т. 4. – С. 527.

[17] Ленин, В. И. Письма о тактике // полн. собр. соч. – Т. 31. – С. 133.

[18] См.: Олех, Л. Г. Общее и особенное в революционном процессе современности. – М., 1982; Ланцов, С. А. Социальные революции и общественный прогресс. – Л., 1991; Tilly, Ch. From mobilization to revolution. – Addison Wesley, 1978; Bauman, Z. A Revolution in the Theory Revolutions? // International Political Science Review. – 1994. – Vol. 14. – № 1. – P. 15–17.

[19] См.: Rittberger, V. Über socialwissenschaftliche Theorien der Revolution: Kritik und Versuch eines Neuansatzes // Politische Vierteiljahresschrift. – Wiesbaden, 1971. – Bd. 12. – H. 1. – S. 429–529; Jones, A. Towards a new structural theory of revolution: universalism and community in the French and Russian revolution // Engl. hist. rev. – Essex, 1992. – Vol. 107. – № 425. – P. 862–865.

[20] Brinton, C. The Anatomy of Revolution. – N. Y., 1952; Edwards, L. P. The Natural History of Revolution. – Chicago, 1972; Peetty, G. The Process Revolutions // Why Theory? Theories and Analysis. – Cambridge, 1971. – P. 18–35; Baechler, J. Revolutions. – Oxford: Blackwell, 1976.

[21] Ellwood, Ch. A. A psychological theory of revolution // The Amer. J. Sociol. 1905/1906. – Vol. 11. – № 1. – P. 51–58; Gurr, T. R. Psychological Factors in Civil Violence // World Politics. – Princeton, 1968. – V. 20. – № 2. – P. 245–278; Tilly, Ch. Revolutions and Collective Violence // Handbook for Political Science / Greenstein, F. I., Polsby (eds.). – Reading, 1975. – V. 3. – P. 483–555.

[22] Johnson, Ch. Revolution and the Social System. – Stanford, 1964; Kamenka, E. The Concept of a Political Revolution // A World in Revolution / Kamenka, E. (ed.). – Canberra, 1970. – P. 122–138; Dahrendorf, R. Uber einige Probleme der soziologischen Theorie der Revolution // Arch. europ. de sociologie. – P., 2001. – T. 42. – № 1. – S. 66–75.

[23] Sorokin, P. The sociology of revolution. – Philadelphia, 1925.

[24] Сорокин, П. А. Социология революции // П. А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 272.

[26] Сорокин, П. А. Указ соч. – С. 275.

[27] Милюков, П. Н. Россия на переломе: Большевистский период русской революции. – Париж, 1927. – С. 1.

[28] См.: Ленин, В. И. Крах II Интернационала // полн. собр. соч. – Т. 26. – С. 218–219.

[29] См.: Шадрин, Э. И. Революция и контрреволюция // О революции и контрреволюции. – Ярославль, 1976. – С. 5.

[30] Арон, Р. Опиум для интеллигенции. – Мюнхен, 1960. – С. 34.

[31] Ленин, В. И. Съезд итальянских социалистов // полн. собр. соч. – Т. 21. – С. 407.

[32] Арон, Р. Цит. соч. – С. 37.

[33] Марксистско-ленинская теория социального развития. – М., 1978. – С. 137.

[34] Ленин, В. И. Капитализм в сельском хозяйстве // полн. собр. соч. – Т. 4. – С. 430.

[35] Brinton, С. The anatomy of revolution. – P. 4.

[36] Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 20. – С. 189.

[37] Arendt, H. On revolution. – N. Y., 1963. – P. 21–22.

[38] Соловьев, В. С. Идея человечества у Августа Конта // соч.: в 2 т. – М., 1988. – Т. 2. – С. 564.

[40] Платон. Критон // соч.: в 3 т. – М., 1968–1972. – Т. 1. – С. 126.

[41] Реале, Дж., Антисери, А. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. – СПб., 1994. – С. 68.

[42] Ясперс, К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. – М., 1969. – С. 173.

[43] Tanter, R., Midlarsky, M. Theory of revolution // The Journal Conflict Resolute. – 1967. – Vol. 11. – № 3. – P. 267.

[44] Блюм, Р. Н. Проблема политической и социальной революции в домарксистской и марксистской общественной мысли // Проблемы теории социальной революции. – М., 1976. – С. 14.

[45] Сен-Симон, А. де. О промышленной системе // Избр. произв.: в 2 т. – Т. 2. – М. – Л., 1948. – С. 39.

[46] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 21. – С. 115.

[47] Ленин, В. И. Что делать? // Полн. собр. соч. – Т. 6. – С. 46.

[48] Ленин, В. И. IX Всероссийский съезд Советов // Полн. собр. соч. – Т. 44. – С. 326.


Политическая революция — процесс незаконного свержения государственной власти оппозицией при поддержке части народа, за которым следуют значительные преобразования, приводящие к смене государственного (политического, общественного) и экономического строя. Если значительных изменений не происходит, то это не революция, а переворот. Таким образом, переворот является необходимым условием для революции, однако не всякий переворот ведёт к революции.

Содержание

Классификация





Революция сверху

Основной минус: незаконная или недемократическая смена власти порождает в обществе раскол на два лагеря: сторонников осуществленного переворота и его противников. В будущем данная конфронтация может перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Известные события на Украине это подтверждают.

Цветная революция

Военный переворот

Военный переворот, характеризующийся применением военной силы/армии. Например, переворот в 1741 г. с участием преображенцев, которые провозгласили императрицей Елизавету Петровну; танковый обстрел парламента в 1993 году под руководством Б. Н. Ельцина, президента страны.

Основной минус: неудавшаяся национально-освободительная революция приводит к ещё большей диктатуре и угнетению.

Универсальная революция

К такому виду можно отнести некоторые буржуазно-демократические революции в европейских странах, когда элита боролась за ограничение абсолютной монархии и либерализацию прав и свобод населения страны, то есть, когда интересы элиты совпадали с интересами обычного народа.

Факторы

Каждому виду революции соответствует свой список причин и условий.



  • Крайняя неудовлетворенность элиты внутренней или внешней политикой. Неудавшееся восстание декабристов в 1825 г. было вызвано протестом дворян против завершения либерального внутриполитического курса Александра I. Также убийство Павла I во многом связано именно с политическими мотивами.
  • Реализация организаторами революции личных интересов.
  • Раскол в правящих кругах. Английская революция XVII в. началась в результате конфликта законодательной и исполнительной власти между Карлом I и парламентом.
  • Кризис и дезорганизация власти. В результате февральской революции 1917 г. образовалось два центра власти, каждый из которых не мог проводить полноценную самостоятельную политику. Данная ситуация обеспечила благоприятные условия для осуществления сразу двух попыток вооруженного захвата власти: сначала произошло корниловское выступление, потом октябрьский переворот.



  • Подавление базовых потребностей у большинства населения:
  • Осознание угнетенными массами невозможности жить по-старому;
  • Слабость власти — неспособность подавить смуту, ликвидировать причины и условия народного восстания.

Чаще всего революции происходят в том случае, когда имеет место некоторая комбинация или полная совокупность данных условий и причин.

Последствия



Выделяются следующие возможные последствия:

  • Гражданская война.
  • Иностранная интервенция;
  • Многочисленные жертвы;
  • Социально-экономический и политический кризисы;
  • Падение уровня жизни;
  • Развал страны.
  • Освобождение угнетенного народа/части населения;
  • Освобождение страны от иностранной или иной зависимости.
  • Освобождение государственной системы от угнетения коррпупционным правительством.
  • Реформы законодательной и исполнительной власти.
  • Изменения в конституции в соответсвтии с выбором народа.


Вывод: В краткосрочной перспективе революции приносят больше вреда, чем пользы, но способны совершить серьезные позитивные изменения в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Установление диктатуры после революции



Чаще всего в результате революции, как бы это парадоксально не звучало, устанавливается мощная диктатура, позволяющая эффективно устранить негативные последствия и навести порядок любой ценой.

Классическими примерами таких послереволюционных диктатур являются правление Оливера Кромвеля после Английской революции середины XVII века и диктатура Наполеона Бонапарта после Французской революции конца XVIII века. Аналогичной фигурой в истории России был Иосиф Сталин. Так, для ликвидации экономической отсталости и проведения форсирующей индустриализации СССР, Сталин был вынужден использовать жёсткие и зачастую негуманные меры — такова была сложившаяся в стране после революции обстановка. Адекватность этих мер остаётся спорной, и во многих случаях видна их прямая ошибочность, однако следует признать, что своих главных целей эти меры достигли, пускай и дорогой ценой — страна превратилась из аграрной в индустриальную, была осуществлена подготовка к войне и достигнута военная победа.

Диктатуры устанавливались после революций и в последние десятилетия новейшей истории. Например, Высший руководитель Ирана, Имам Хомейни для искоренения западной культуры и упрочнения режима после революции 1979 г. использовал репрессии и цензуру.

Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг. (с) Николай Александрович Бердяев.

Состоявшиеся и несостоявшиеся революции

Но даже если революция действительно состоялась, это ещё не значит, что она принесла пользу стране, где она произошла.

Хорошие и плохие революции

Условия для оценки революции

О положительной, прогрессивной и исторически оправданной революции можно говорить при следующих условиях:

  • (1) Условие долгосрочного прогресса: революция в долгосрочном должна привести к реальным улучшениям в обществе, к существенному усилению народа и государства, а не к ослаблению и развалу;
  • (2) Условие ускоренного развития: революция должна привести к такому усилению государства и улучшению жизни народа, которых либо вообще нельзя было бы достичь без революции, либо без революции этого бы пришлось достигать слишком долго (то есть либо революция повернула общество с пути длительного регресса или стагнации на путь прогресса, либо революция ускорила и без того неизбежный, но в ином случае слишком медленный прогресс).

Оба этих условия можно свести к следующей формулировке: революция хороша тогда, когда в долгосрочном плане положительных последствий от революции заметно больше, чем отрицательных, с учётом возможных эволюционных альтернатив развития.

Однако следует отметить, что предложенная формулировка не учитывает в явном виде моральную сторону проблемы. Ведь на практике революции как правило связаны с убийствами политических оппонентов, грабежами, репрессиями, войнами, и вообще говоря не ясно, а стоит ли идти на подобные вещи ради ускорения технического или экономического прогресса. Может быть, лучше развиваться не так быстро, но более мирно и гармонично?

Человек нравственный ответит на заданный вопрос в общем положительно. Однако есть случай, когда в нашем несовершенном мире оказывается оправданной даже такая революция, которая влечет за собой много крови, смерти и страданий:

  • (3) Условие меньшего зла: Даже связанная с массовым насилием революция может быть оправдана тогда, когда без неё государство развивалось бы недостаточно быстро по сравнению с конкурентами, а чрезмерное относительное усиление конкурентов привело бы к гораздо большему массовому насилию (уничтожение или разделение государства в ходе войн, истребление или порабощение народа, уничтожение его культуры и идентичности).

Оценить то, соответствует ли революция условиям ускоренного развития (2) и меньшего зла (3), может быть довольно сложно, так как эта оценка предполагает уход в альтернативную историю. В случае (2) можно выстроить достаточно обоснованную оценку на основании экстраполяции дореволюционных темпов развития и изучения параллельного развития тех стран, в которых революции не произошло. В случае (3) всё зависит от масштабов революционного и постреволюционного насилия в сравнении с оценкой внешних угроз.

Оценка намерений революционеров

Если же истинные намерения организаторов революции связаны с частными интересами, а не с интересами всего народа, то такая революция оправданной быть не может, поскольку нарушается принцип справедливости: меньшинство реализует свои личные цели за счет эксплуатации большинства и количество причиненного ущерба значительно превышает количество достигнутых благ.

Вместе с тем, даже если революционеры желают всеобщего блага, совершенно не факт, что они адекватно и разумно оценивают пути достижения этого блага, или что они способны взять на себя руководство и добиться поставленных целей.

Кроме того, даже искренние сторонники всеобщего блага со временем могут скатиться к обслуживанию частных интересов, а также, после взятия власти, они неизбежно будут окружены большим числом людей, преследующими частные интересы.

Таким образом, в значительном числе случаев революция представляет собой опасную и малопредсказуемую игру, где сложно заранее предсказать положительный или отрицательный исход.

Читайте также: