Композиция произведения метель кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

Ныне никто не оспаривает заслуги Пушкина в развитии русской прозы, и потому понятен интерес к его первым повестям, и не только читательский, но и с точки зрения теории прозы — разобраться в сюжетных ходах, композиционном строении повестей, в конце концов, только так и можно проникнуть в тайны литературного мастерства.

В основе её сюжета лежит курьёзный случай непредвиденной женитьбы молодого военного и провинциальной девушки. Однако, если для первого это всего лишь одно из весёлых приключений, то для другой — крах первой любви. Основной сюжет состоит из двух сюжетных линий, сходящихся в конце: первая линия — Марья Гавриловна и Владимир, вторая — Марья Гавриловна и Бурмин. В соответствии с этим и строится произведение.

Рассмотрим теперь повесть с точки зрения композиции. Пушкин не был бы Пушкиным, если бы и композиция этой повести не была бы так же изящна, как и всё, что он создал! Такая маленькая повесть, а в ней в миниатюре присутствуют почти все элементы художественного произведения. Нет, пожалуй, только вводных эпизодов и интерьера.

Не нам ли, нынешним, сказано?

Литературное направление повести – яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема – взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу.

Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств.

Автору важно продемонстрировать своему читателю, как самый простой человек превращается в настоящую куклу в руках Творца или же по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.

История создания произведения

Исследователи полагают, что работа началась в 1829 году. Пушкин долго вынашивал идею, и приступил к реализации своих фантазий только в Болдино. Произведение было издано в 1831 году. Публикация была обнародована не под именем Пушкина. Причины до сих пор не ясны. Вероятнее всего русский классик опасался излишне агрессивной критики. Первая экранизация гениального творения Пушкина приходится на 1964 год.

Анализ произведения

Сюжетная линия

История начинается в далеком 1811 году. Дочь солидного помещика Марья Гавриловна страдает от пылких чувств к прапорщику Владимиру Николаевичу. Молодой мужчина не богат, поэтому родители юной девушки категорически против столь невыгодного союза.

Однако, движимые любовью, Мария и Владимир тайно видятся. После нескольких свиданий девушка соглашается на рисковую авантюру: обвенчаться и скрыться ото всех. В ночь, когда был запланирован побег, начинается сильная метель.

Мария первой покидает дом, направляясь в церквушку неподалеку. Следом за ней в назначенное место должен приехать и ее возлюбленный. Однако, из-за сильной пурги мужчина теряет ориентир, полностью сбиваясь с пути.

Марья ждет жениха в церквушке. В это время сюда заходит гусар Бурмин. Он решается подшутить над девушкой и выдает себя за ее избранника. Священник проводит обряд и только потом Мария с ужасом понимает, что обручилась совершенно с незнакомым человеком. Девушка немедленно возвращается домой, а Владимир, добравшись к церкви только поутру, узнает о том, что Марья стала женой другого.

Мария сильно переживает, находясь при смерти. Родителям удается отыскать Владимира. Они готовы дать согласие на брак, но Владимир отказывается. Он уезжает на войну, где и погибает.

После смерти отца Мария вместе с матерью переезжает в другое поместье. Там девушка знакомится с мужчиной. Он очень нравится ей. Это тот самый Бурмин.

Молодой человек признается девушке, что женат, рассказывая историю про венчание в метель. Девушка с удивлением рассказывает ему свою историю. Узнав всю правду, молодой гусар падает к ногам своей избранницы.

Герои повести


Бурмин – венный гусар, который по ошибке становится мужем Марьи. Он умный, но беспечный. Довольно насмешлив и импульсивный. Движимый пустым легкомыслием, он понимал, что сделает непростительный проступок, но все же выдает себя за жениха на тайном венчании.

Владимир – молодой прапорщик из бедного сословия. Он романтичный, преисполненный порывов, не всегда благоразумный и рассудительный. Ошибочное венчание Марьи он воспринимает, как самое тяжкое предательство. Считая, что девушка поступает так умышлено, покидает ее навсегда.

Композиция повести


Основа сюжета – курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки – крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две линии:

Ключевой символ, который ми предопределяет ход событий – метель. Бушующая стихия изменила планы молодой пары обручиться ночью. С другой стороны непогода символизирует юность, полную страсти, безмятежности, лишенную рассудка и упорядоченности.

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Повести Белкина

Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин. Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он — это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам – она стала похожа на их героиню – именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.

План урока:

Осенью 1930 г. Пушкин, готовясь к своей свадьбе, оказался в вынужденном заточении в имении Болдино. В родовое имение он вынужден был поехать для оформления наследства и планировал пробыть там несколько дней, но задержаться пришлось почти на три месяца. Поэт не мог выехать в Москву, где его ждала невеста Наталья Николаевна Гончарова, о которой он очень беспокоился. В Москве бушевала эпидемия холеры, был введен карантин, все дороги были перекрыты заградительными санитарными кордонами.

Рукописи Белкина, скончавшегося на тридцатом году жизни, попали к издателю, в роли которого выступил Пушкин. Используя литературную маску Ивана Петровича Белкина, Пушкин написал повести от имени обычного, заурядного человека, далекого от писательской среды. Своеобразным языком провинциального графомана [2] Пушкин иронично высмеял моду своего времени на увлечение романтизмом. Особенно он иронизировал над характерными атрибутами [3] романтизма: любовными страстями, таинственными обстоятельствами, мнимыми страданиями, разочарованиями в жизни, дуэлями, побегами, погонями… Пушкин и сам в юности испытал увлечение романтизмом, но вскоре перерос романтические представления о жизни, понял, что главные жизненные ценности формируются в реальной национальной культуре и истории.

Роль эпиграфа. Композиция повести. Отражение исторических событий в сюжете

Марью Гавриловну, девушку из зажиточной помещичьей семьи, полюбил Владимир Николаевич, служивший в армии прапорщиком [4] . Родители девушки препятствовали отношениям дочери с бедным Владимиром. Молодые люди начали тайком встречаться и переписываться, вскоре решились на тайное венчание в церкви ближайшего села. Маша была готова на побег из отчего дома, надеясь вернуться после прощения маменьки и папеньки. В условленную ночь девушка приезжает в церковь, но Владимир из-за метели сбился с пути, нашел только утром закрытую церковь и узнал о странном ночном происшествии от священника.

Маша вернулась домой и тяжело заболела после пережитого ночью. Ее родители, тревожась за дочь, готовы были согласиться с ее выбором жениха. Они послали за Владимиром, чтобы сообщить о согласии на брак, но получили странное письмо, в котором он просил забыть его. Владимир решив, что был отвергнут, уехал в действующую армию, участвовал в боях, под Бородино получил смертельное ранение. Вскоре пришло известие о его кончине. Марья Гавриловна бережно хранила все, что напоминало о погибшем женихе, отвергала ухаживания поклонников, среди которых однажды оказался гусарский полковник, герой войны 1812 года. К нему она не смогла остаться равнодушной.

Марья и Владимир

Героиня баллады Жуковского, гадавшая в крещенский вечер, видит в зеркале своего суженого, который зовет ее венчаться в церкви. Ночью среди метели девушка оказывается брошенной женихом, потом понимает, что ее жених – мертвец. После молитвы Светланы все случившее оказывается сном. На следующее утро возвращается к ней живой и невредимый жених.

В повести охвачены события с 1811 г. по 1816 г., которые стали значимыми в истории России. Это время заграничных походов русской армии в войне с Наполеоном, Отечественная война 1812 г., Бородинская битва, взятие Москвы французами и вступление русских войск в Париж в 1814 г.

Поняв, что Бурмин влюблен в нее, Марья Гавриловна снова стала воображать себя героиней романа. Ожидая любовного признания, она предстала перед своим героем под ивой у пруда в белом платье, держа роман в руках. Она приготовила себя к роли романической страдалицы, готова была объявить человеку, которого полюбила, что вместе им быть не суждено. Но грустная развязка, вопреки ожиданиям, не произошла.

Во время исповеди Бурмина выясняется, что он тоже связан брачным обетом. Он оказывается тем самым гусаром, которого ночная метель зимой 1812 г. занесла случайно в церковь. Встретившись в 1816 г., они не узнали друг друга, ведь виделись раньше всего несколько минут в полумраке церкви, а Марья Гавриловна всего лишь раз после венчания подняла на мгновение глаза к лицу человека, ставшего ее мужем, и упала в обморок.

Для Пушкина случившийся с его героями казус [6] не был простым стечением обстоятельств, он считал, что есть силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Но это не значит, что человек не творец своего счастья, а игрушка в руках судьбы, у него всегда есть свобода выбора в любых обстоятельствах. Владимир, узнав о ночном венчании, решил, что любимая его обманула или предала, отказался даже встретиться с ней, чтобы прояснить случившее. А ни в чем не повинная девушка в это время была при смерти. Владимир сделал свой выбор: думая только о собственных страданиях, он не стал бороться за их счастье, предпочел искать смерть на войне.

Образ метели

Проблема взаимоотношений человека и природы

Образ метели присутствует во многих произведениях Пушкина. Он олицетворяет собой небесную стихию, роковое вмешательство в жизни людей помимо их воли. Метель аллегорично символизирует некую неподвластную человеку силу, способную нарушить планы, изменить жизнь. Стихия, вторгшаяся в жизнь молодых людей, разметала их в разные стороны, их судьбы переменились после роковой ночи.

Словарь

Мистификация – намеренная выдумка, введение кого-либо в заблуждение. В литературе этим термином называют произведение, чье авторство приписывается другому человеку.

Графоман – человек, склонный к графомании, т.е. имеет страсть к сочинительству, не имея писательских способностей

Эпиграф – фраза или цитата перед текстом, проясняющая авторский замысел или основную идею произведения.


Место и время действия

События повести происходят в 1811–1816 годах в России: в поместье Ненарадово, селе Жадрино.

Главные герои

Другие персонажи

  • Владимир Николаевич – бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.
  • Гаврила Гаврилович Р** – отец Марьи Гавриловны.
  • Прасковья Петровна – мать Марьи Гавриловны.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Краткое содержание

Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.

По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.

Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.

Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.

Заключение

Читайте также: