Комплектование вооруженных сил военная служба кратко

Обновлено: 02.07.2024

Защита Отечества - это как правовое, так и нравственное требование, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в воинской обязанности граждан.

В целях обороны, защиты отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанностью по защите Отечества.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется:

в добровольном порядке (по контракту);

прохождение альтернативной гражданской службы.

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Военная служба по контракту - это вид военной службы, когда между гражданином (иностранным гражданином) заключается контракт о прохождении военной службы и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Прохождение военной службы по контракту вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев; граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Оплата их труда производится организацией, в которой они проходят альтернативную гражданскую службу, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Несоблюдение конституционной обязанности нести военную службу, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусматривает возможность привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

Так статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает при уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет; уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.
  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

от 16 января 2001 года N 30


Об утверждении Руководства по комплектованию
Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами,
матросами, сержантами и старшинами

(с изменениями на 20 октября 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229 (Российская газета, N 149, 12.07.2005);

приказом Минобороны России от 2 ноября 2012 года N 3434 (Российская газета, N 6, 16.01.2013);

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237*,

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819.

1. Утвердить прилагаемое Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам организовать в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях изучение прилагаемого Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами и обеспечить строгое выполнение его требований (пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

4. Пункт утратил силу с 29 ноября 2016 года - приказ Минобороны России от 20 октября 2016 года N 680. - См. предыдущую редакцию.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

6. Приказ разослать до отдельной воинской части, военного комиссариата района.

Министр обороны
Российской Федерации
Маршал Российской Федерации
И.Сергеев

в Министерстве юстиции

21 февраля 2001 года,

регистрационный N 2586

Приложение
к приказу министра обороны
Российской Федерации
от 16 января 2001 года N 30

РУКОВОДСТВО
по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации
солдатами, матросами, сержантами и старшинами

(с изменениями на 2 ноября 2012 года)

I. Общие положения

1. Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее именуется - Руководство) разработано в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"*, от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"**, от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*** и Положением о порядке прохождения военной службы.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст.2750; 2000, N 1, ч.1, ст.6.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613; 2000, N 33, ст.3348; N 46, ст.4537.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2000, N 1, ч.2, ст.12; N 26, ст.2729; N 33, ст.3348.

2. Руководство определяет задачи и последовательность работы командиров (начальников) и штабов по обеспечению полного и качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации* солдатами, матросами, сержантами и старшинами, а также особенности прохождения военной службы последними.

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.

3. Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил) (далее, если не оговорено особо, именуется - молодое пополнение), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Система комплектования Вооруженных Сил строится на основании принятых в государстве принципа комплектования войск (сил) и способов привлечения граждан на военную службу.

Принцип комплектования - экстерриториальный.

Способы комплектования - призыв граждан на военную службу и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту.

II. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
солдатами, матросами, сержантами и старшинами

Комплектование Вооруженных Сил гражданами,
призываемыми на военную службу

4. Комплектование Вооруженных Сил гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу.

5. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил (ГОМУ) на основании плана распределения граждан, призываемых на военную службу для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, расчета призыва граждан на военную службу для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов*, заявок на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил)**, представляемых главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами, и отчетов об изменениях в составе призывных ресурсов, о призыве граждан на военную службу в отчетном году и о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в очередном году, представляемых штабами военных округов и Балтийского флота (далее, если не оговорено особо, именуются - военные округа), разрабатывает расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов и расчеты призыва граждан на военную службу в военных комиссариатах военных округов. Указанные расчеты разрабатываются по формам согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему Руководству*** соответственно (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

* В тексте настоящего Руководства понимаются:

под другими войсками - внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны;

под воинскими формированиями - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

под органами - Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию)

**Здесь и далее в тексте настоящего Руководства документы, обозначенные знаком &, представляются по формам и в сроки, предусмотренные табельной отчетностью.

***Приложения (формы) настоящему Руководству в Бюллетене не приводятся

Разработанные расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования доводятся до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов, а расчеты призыва до штабов военных округов (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

Кроме того, на основании заявок на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны ГОМУ один раз в год, к 1 августа текущего года, разрабатывает план отбора призывников для комплектования в очередном календарном году режимных воинских частей применительно к форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Руководству, который доводится до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, и расчет на отбор призывников для комплектования в очередном календарном году режимных воинских частей применительно к форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Руководству, который доводится до штабов военных округов (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию).

6. Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию):

на основании заявок на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей разрабатывают и представляют в Генеральный штаб заявки на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году режимных воинских частей;

на основании полученных от подчиненных объединений, соединений и воинских частей заявок на количество молодого пополнения и выпускников учебных воинских частей* два раза в год к 10 июня и 10 декабря определяют потребность подчиненных войск (сил) в пополнении;

* В тексте настоящего Руководства под учебными воинскими частями понимаются: межвидовые региональные учебные центры (далее именуются - МРУЦ), учебные центры, отряды, школы, комбинаты, команды, флотские экипажи и полуэкипажи.

Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, молодое пополнение и выпускники учебных воинских частей для краткости будут именоваться пополнением.

представляют в Генеральный штаб заявки на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил). Заявки подписываются начальниками главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

на основании потребности войск (сил) в пополнении и выделенной Генеральным штабом численности граждан, призываемых на военную службу для них в военных округах, разрабатывают два раза в год (в марте и сентябре) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Руководству планы распределения молодого пополнения по подчиненным войскам (силам) и с их учетом разрабатывают и представляют в Генеральный штаб планы комплектования подчиненных войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Указанные планы утверждаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, командующим родом войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны, а подписываются соответствующими начальниками штабов или начальниками организационно-мобилизационных органов** (для главных и центральных управлений Министерства обороны) (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

** Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, организационно-мобилизационные органы для краткости будут именоваться оргмоборганами.

доводят выписки из разработанных планов распределения молодого пополнения и планов комплектования солдатами, матросами, сержантами и старшинами до штабов военных округов, флотов, объединений, соединений и воинских частей;

определяют, исходя из конкретных условий дислокации подчиненных соединений и воинских частей, места для организации пунктов приема пополнения (далее именуются - ППП) и приемно-технических комиссий Военно-Морского Флота (далее именуются - ПТК), на которые должно прибывать пополнение. Пополнение при необходимости может также направляться и непосредственно в воинские части;

направляют в штабы военных округов, подающих молодое пополнение, заявки на подачу молодого пополнения, направляемого на комплектование видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, главных или центральных управлений Министерства обороны, разрабатываемые по форме согласно приложению N 4 к настоящему Руководству, с расчетом получения их в штабах военных округов в сроки, устанавливаемые ежегодными директивами Генерального штаба о проведении призыва граждан на военную службу (абзац в редакции, введенной в действие с 23 июля 2005 года приказом Минобороны России от 7 июня 2005 года N 229, - см. предыдущую редакцию);

определяют и доводят до подчиненных войск (сил) порядок приема и распределения пополнения.

7. Штабы военных округов*, флотов, объединений и соединений:

* Штабы военных округов документы, определяемые подпунктами а) и б) пункта 7 представляют в соответствии с пунктом 6 настоящего Руководства.

а) на основании соответствующих заявок разрабатывают и представляют в главные штабы видов Вооруженных Сил:

заявки на отбор призывников для комплектования в следующем календарном году подчиненных режимных воинских частей;

заявки на подачу молодого пополнения, направляемого на комплектование подчиненных воинских частей. Заявки представляются два раза в год к 15 декабря и 15 июня;

планы комплектования флотов (Каспийской флотилии) и объединений Военно-воздушных сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами** к 15 мая и 15 ноября;

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Каспийская флотилия и Военно-воздушные силы для краткости будут именоваться КФл и ВВС соответственно.

б) с получением количества подаваемого на флоты (Кфл) и объединения ВВС призывников, в мае и сентябре, разрабатывают планы распределения молодого пополнения по подчиненным соединениям и воинским частям;

в) за месяц до начала поступления пополнения разрабатывают план мероприятий по обеспечению приема и распределения пополнения, который утверждается командующим (командиром, начальником) в зависимости от того, чьим приказом создается ППП (ПТК). В плане предусматривается:

проведение необходимого профилактического ремонта служебных помещений и зданий, выделенных под ППП (ПТК);

подготовка и дооборудование (дообеспечение) необходимым инвентарем и имуществом казарменных помещений для размещения прибывающего пополнения, рабочих кабинетов и общежития для сопровождающего личного состава;

Воинская обязанность и комплектование вооруженных сил личным составом

Непосредственным предназначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего предусмотренным законодательством требованиям.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Воинскому учету подлежат все граждане, кроме освобожденных от воинской обязанности. Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете, которое утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола проводится в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения этими лицами военно-учетной специальности. На граждан, поставленных на воинский учет, возлагается ряд обязанностей по воинскому учету. Они обязаны, например, являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, образования, места работы и должности.

Подготовка граждан к военной службе — это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Существует два вида подготовки юношей к военной службе: обязательная и добровольная. Обязательная предусматривает получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание. Добровольная подготовка к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Порядок прохождения военной службы

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

В Вооруженных Силах — это и непосредственное участие в боевых действиях, и повседневная боевая подготовка, все другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, выполнение иных уставных требований, соблюдение воинской дисциплины и т. п.

Солдаты и матросы принимают присягу после прохождения программы курса молодого солдата (матроса) и усвоения своих основных обязанностей, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть.

Принятие присяги проводится в торжественной обстановке, при Боевом Знамени части. День присяги является для части нерабочим днем и проводится как праздник.

В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству.

Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги:

«Я (фамилия, имя у отчество), торжественно присягаю на верность Родине — Российской федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Произнеся военную присягу, военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества. В этих случаях к месту церемонии приведения к Военной присяге обычно выводятся только военнослужащие, приводящиеся к ней.

Списки приведенных к Военной присяге хранятся в штабе воинской части в особой папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными сургучной печатью. По истечении установленного срока списки сдаются в архив.

Произнеся военную присягу и скрепив ее собственноручной подписью, военнослужащий становится лично ответственным за судьбу Отечества, его безопасность и территориальную целостность. Отныне служба воина полностью определяется требованиями принятой им присяги, центральное место в которой принадлежит воинскому долгу — мужественно защищать Отечество.

Отличительной особенностью военной службы является ее строго обязательный характер, высокая степень обязательности выполнения служебных обязанностей каждым военнослужащим.

Что касается конкретной служебной деятельности военнослужащих, их быта, учебы и повседневной деятельности, то все это регулируется нормативно-правовыми документами — общевоинскими уставами: Дисциплинарным уставом, Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Строевым уставом, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140.


  • солдаты, матросы, сержанты, старшины;

  • прапорщики и мичманы;

  • офицеры (младшие, старшие, высшие).

Таблица 1. Состав и воинские звания

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

Для военнослужащих устанавливаются также особые формы одежды (рис. 1-2) и знаки различия (рис. 3-9), которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено законом.

Рис. 1. Образцы военной формы одежды офицеров и прапорщиков (кроме ВМФ): I — зимияя парадная для строя и вне строя; 2 — зимняя повседневная для строя; 3 — зимняя повседневная; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя и вне строя; 6 — летняя повседневная для строя; 7 — летняя повседневная; 8 — летняя полевая

Рис. 2. Образцы военной формы одежды старшин, сержантов и солдат (кроме ВМФ): 1 — зимняя парадная для строя; 2 — зимняя парадная вне строя; 3 — зимняя парадная для строя в ВДВ; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя; 6 — летняя парадная вне строя; 7 — летняя парадная для строя и вне строя в ВДВ; 8 — летняя повседневная для строя и вне строя

Рис. 3. Знаки различия военнослужащих — погоны (отдельные образны): 1 — маршал Российской Федерации; 2 — генерал армии; 3 — генерал-полковник; 4 — генерал-лейтенант; 5 — генерал-майор (юстиции); 6 — генерал-майор (погон для парадной формы); 7 — полковник; 8 — капитан 1 ранга; 9 — подполковник; 10 — майор; 11 — капитан; 12 — старший лейтенант; 13 — лейтенант; 14 — младший лейтенант; 15 — старший прапорщик; 16 — прапорщик; 17 — старшина; 18 — старший сержант; 19 — сержант; 20 — старшина 1-й статьи; 21 — младший сержант; 22 — ефрейтор; 23 — рядовой

Рис. 4. Эмблемы (петличные знаки различия) видов ВС и родов войск: 1 — Ракетные войска стратегического назначения; 2 — Сухопутные войска; 3 — Военно-воздушные силы; 4 — Войска ПВО; 5 — Воздушно-десантные войска; 6 — Мотострелковые войска; 7 — Танковые войска: 8 — Ракетные войска и артиллерия

Рис. 6. Знаки различия военнослужащих — нарукавные знаки (левый рукав): I — Вооруженные Силы (кроме ВМФ); 2 — Вооруженные Силы (лля ВМФ); 3 — Военные представители в зарубежных странах; 4 — Специальный контингент в составе Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности

Рис. 7. Нарукавные знаки различия (правый рукав): 1 — Министерство обороны РФ; 2 — Генеральный штаб ВС РФ; 3 — Тыл ВС РФ: 4 — Сухопутные войска; 5 — Военно-воздушные силы; 6 — Военно-Морской Флот; 7 — Ракетные войска стратегического назначения; 8 — Воздушно-десантные войска; 9 — Космические войска

Рис. 8. Кокарды на головные уборы (кроме ВМФ): 1 — кокарда в обрамлении шитья золотистого цвета на фуражки высших офицеров; 2 — кокарды на фуражки старших и младших офицеров, прапорщиков, шапки-ушанки офицеров и прапорщиков, на пилотки высших офицеров; 3 — кокарда на фуражки, береты, пилотки, шапки-ушанки старшин, сержантов, солдат, курсантов, на пилотки старших и младших офицеров, прапорщиков; 4 — кокарда защитного цвета (для полевой формы одежды)

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Условия и особенно порядок прохождения военной службы определяются военным законодательством и устанавливаются дифференцированно применительно к составам военнослужащих и в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления — по контракту. К числу основных моментов и фактов, урегулированных юридически и образующих в своей совокупности порядок прохождения военной службы, относятся следующие: определение начала военной службы, ее продолжительности и окончания; правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий; условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе; условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

Началом военной службы для проходящих ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата субъекта РФ к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законов о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах для них и членов их семей. С этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или иным видам юридической ответственности по правилам военного законодательства. Срок военной службы для этих военнослужащих с 2008 г. составляет 12 месяцев.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков части. Военнослужащие до старшины (главного корабельного старшины) увольняются с военной службы командирами воинских частей.

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке — по контракту, отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба).

Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки. Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин — 45 лет.

Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям.

Военнослужащий имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.

Читайте также: