Коляды в беларуси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зимняя пора для предков современных белорусов была знаменательна одним языческим праздником – днем зимнего солнцестояния. Праздник, который олицетворял рождение нового солнца, а значит и наступление последующего сельскохозяйственного года. Позже, с принятием христианства, языческое торжество утратило свое первоначальное значение, обратившись в празднование рождения Иисуса Христа. В наши дни Колядки справляются с 6 по 19 января.

В преддверии праздника соблюдался строгий пост на протяжении полутора месяцев. Тогда следовало ограничивать себя в пиршестве, тщательно вымыться в бане и очистится духовно. Запрещались шумные веселья. Торжественный ужин начинался 6 января, с появлением первой звезды на небе.

К праздничному столу готовились заранее. Главным блюдом Колядок считалась кутья – символ семейного единения, а также взвар – напиток из сухофруктов. Все готовить должна была одна женщина, при этом запрещалось пробовать кушанье. Хозяйки стремились к изобилию мясных яств, символизирующих достаток. Богатый ужин сулил сытый наступающий год. Перед праздником убирались жилища и дворы, покупались новые наряды и обувь.

Коляды

При праздновании Коляд, с заходом солнца, прекращались хозяйские хлопоты. Юноши и девушки собирались на вечерние забавы. Под музыку устраивались танцы с играми, загадками, песнопениями. Молодёжь ходила в гости к соседям, облачившись в праздничные народные убирания.

Неотъемлемой частью Колядок были гадания незамужних девушек на суженого. Именно в ночь перед Рождеством можно было загадать самые сокровенные желания и заглянуть в будущее. Среди холостых девиц было распространено гадание: нужно снять сапог и перекинуть его через голову, за хату. В каком направлении будет нос сапога, там и живет суженый.

Коляды

На само Рождество – 7 января, поздравляли своих крестных детей и дарили им подарки. Молодежь собиралась группами, глава которой нес звезду. Они пели песни, плясали, поздравляли семьи в каждом доме села. За это их щедро награждали сладостями и монетами. Не открыть дверь колядующим – означало накликать беду в хату и ее хозяев.

Коляды

Следующий день носил имя святого Степана. Помещики рассчитывались со своими работниками, которые, в свою очередь, могли высказать свое недовольство работодателю. Урегулировав вопросы, заключался новый договор либо трудовые отношения прерывались.

Городские гуляния имели более масштабный характер, чем сельские. Повсеместно устраивались ярмарки, балы и праздничные представления.

Коляды

В период советской власти праздник оказался под запретом. Однако уже в 90-е годы культурные традиции начали возрождаться.


Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.

После революции 1917 года и отказа православной церковью принять григорианский календарь, православные Колядные святки стали праздноваться с 6 января и до 19 января – Старого Нового года.

Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно.

Сам праздник проходил по четко выверенному сценарию, придерживаться которого было обязательно. До вечера 6 января люди соблюдали пост, и только после появления первой звезды на небе садились за стол. Одним из обязательных условий было сено, которое лежало под скатертью до самого Щедреца (14 января). На столе должны были быть кутья и взвар, а еда была очень сытной, мясной – блины, жареная колбаса и т.д. Взваром наши предки называли компот из сушеных яблок и груш.

7 января – в первый рождественский день – было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. Вечером наступало время молодежи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой. На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство.

В городе празднование отличалось от деревенского, там в это время устраивались праздничные гулянья, ярмарки. Для богатых горожан проводились балы и танцевальные вечера. Любили этот праздник и дети: они могли наслаждаться спектаклями, танцами, праздничной елкой и подарками.

Обязательным атрибутом коляд были гадания. Гадания начинались 6 января и продолжались до Щедреца. Только в это время девушки могли заглянуть в свое будущее. Способов узнать его было великое множество. Вот некоторые из них. Девушки бросали сапожок с левой ноги через плечо, в какую сторону смотрел носок, оттуда и суженый придет. Две иглы натирали салом и опускали в воду. Если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году замужеству.

Гадали и на поленьях. Девушка брала наугад из поленницы одно полено, по которому потом и определяли, каким будет жених. Если полено было гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое – некрасивым. Если попадалось полено с сучками, значит, он будет из большой семьи. Кривое полено означало, что муж будет неприглядным.

Три кутьи (обрядовых вечера) было на протяжении колядных святок. Первая кутья называлась великой и проводилась накануне Рождества. Она была постной. Вторая кутья называлась богатой и проводилась перед Новым годом. Стол ломился от всевозможных сытных кушаний, даже кутья готовилась на сале или масле.

Во время советского периода белорусской истории древний праздник Коляды практически не праздновался. Правда, в 60-70-е годы эта традиция стала возрождаться, но на атеистической основе. В начале 90-х Коляды стали потихоньку возвращаться в уклад жизни белорусов. Колядуют сейчас в основном с 7 на 8 января. Колядующие опять стали переодеваться, а хозяева стараются одарить их щедрее, чтобы год был удачным. Возобновились и традиционные гадания на Рождество, но сейчас к этому относятся скорее как к розыгрышу.

Коляды в Беларуси – это главный зимний праздник, который связанный с днем зимнего солнцестояния, с началом нового солнечного, а значит и сельскохозяйственного года.

На эту языческую традицию наложился христианский праздник рождения Иисуса Христа. По старому календарю Коляды праздновались с 25 декабря по 6 января. Обычаи и обряды празднования имели ряд особенностей.

К Колядам в Беларуси готовились загодя. Хозяйки затаривались продуктами, производили в домах генеральную уборку, молодые люди делала маски и карнавальные наряды, все мылись в бане, одевались в лучшую одежду.

В новогодне-колядных обычаях наряду с благодарностью за собранный урожай и успешное окончание аграрного года значительную роль имели функции, которые были направлены на заботу про следующий год, новый урожай и приплод животных, про хорошее самочувствие и материальный достаток членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели проводили различные ритуалы, которые имели магический характер.

Праздничный стол по обычаю застилали сперва сеном, что по поверью благоприятствовало хорошему удою у коров и оберегало стадо от волков, затем накрывали особой скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами непременно вспоминали усопших родственников. Во время ужина существовала очередность подачи кушаний. Это была целая праздничная церемония. Первой ели кутью – кашу с ободранного ячменя, которую делали с маслом или медом.

Разыгрывались традиционные театральные миниатюры, которые должны были привлечь достаток в семье.

В Белоруссии, чрезвычайно важными являлись первые дни Коляд. В этот период обращались к разным богам и духам, просили у них благословения. Магические формулы, сказанные в эти дни, считались наиболее действенными.

Под конец первого праздничного ужина существовала традиция подкидывать остатки кутьи вверх, до потолка, чтобы быстрей высоким рос лен и был сильным скот. После этого недоеденная кутья отдавалась курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым покрывали стол, относили в хлев скотине, чтобы она в течение года была здоровой и и имела хороший приплод.

Большой популярностью Коляды пользуются у молодых людей, так как для них это время означало всевозможные забавы, игры, танцы. Юноши и девушки образовывали группу, нарядившись в козу (кобылу, аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд ходили по деревне, пели поздравительные, хвалебные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая им всего самого хорошего. Компания, участвующая в празднике, насчитывала от 5 до 15 человек.

В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, скоморошные представления. Для зажиточных горожан устраивались балы, танцы. На протяжении всех Коляд для детей организовывали спектакли, танцы, елку.

Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или встречали у себя друзей и родных. Пожилых людей по традиции потчевали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а девушек и молодых людей – орехами, пряниками, семечками.

Накануне Нового года в Беларуси у девушек было принято гадать о замужестве, о характере будущего супруга, о семейной жизни.

На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название – первая, или великая кутья. Стол был постным.

Вторая кутья проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, кровянка, холодец и пр. сама кутья тоже готовилась на сале или масле.

Как рассказали корреспонденту Sputnik Анне Нефедовой этнографы, празднование Коляд начиналось вечером 6 января обрядовой трапезой, которая называлась постной или первой кутьей. К столу собирались все члены семьи, потому что считалось, если провести этот вечер будет вместе, то и на протяжении года все будут рядом.

Постная кутья

Рассказывая о традициях колядного стола, этнографы отметили, что обязательным атрибутом был пучок сена, который клали под белую скатерть. Сено напоминало о том, что младенец Иисус Христос лежал в яслях с сеном.

Главным блюдом была кутья — ячменная каша с медом. Кроме кутьи на стол подавали рыбу, грибы, моченые яблоки, квашеную капусту, орехи и обязательно блины.

"Валачобнiкi валачылiся"

На Коляды ходили колядовщики, переодетые различными тотемными животными и птицами — козой, медведем, волком, аистом, обязательным атрибутом была звезда — символ Вифлеемской звезды.

Колядовщики или, как их еще называли в некоторых регионах Беларуси, валачобнiкi, валачылiся по хатах, где исполняли различные обрядовые песни, в ответ хозяева должны были одарить их орехами, конфетами, колбасой, салом.

"В том случае, если хозяева не угощали колядовщиков, они могли и проклясть жадин", — сказал собеседник Sputnik.

Сакральная ночь

С Колядами связано огромное количество традиций и обрядов. В народе ночь перед Рождеством считалась сакральной, люди верили, что в эту ночь открываются небеса, и можно было загадывать желания.

7 января, в первый день Коляд, по народным верованиям, считалось правильным совершать действия, направленные на сохранение здоровья, благосостояния семьи. Существовало огромное количество заговоров, ритуальный действий, запретов, гаданий, связанных с этим праздником.

Например, в народе присматривались, кто первым войдет в дом 7 января — мужчина или женщина. "Старались, чтобы первой в дом не заходила "чужая женщина", так как с ней в дом могли зайти болезни и неприятности", — рассказали этнографы.

Время подписывать договоры

В первый день Коляд в дом также старались принести свежую воду — как символ очищения и здоровья. Существовал категорический запрет на всякую "грязную работу": было запрещено шить, ткать, прясть, вязать. Также считалось, что период с Рождества до Масленицы — самый благоприятный для заключения различных договоров и соглашений.

На Коляды в народе активно гадали, хотя церковь и запрещает это делать. "Но приходило Крещение, и люди окунались в купели, чтобы смыть с себя все грехи языческих обрядов", — сказали этнографы.

Синоптические приметы

Сохранилось множество синоптических наблюдений, связанных с рождественскими колядками.

Согласно народным приметам, считалось, если Рождество теплое, то следует ждать холодной весны и наоборот.

"А если 7 января будет идти снег — то год будет хороший", — рассказали этнографы.

В народе знали, что с Рождественского сочельника — 6 января — солнце поворачивает на лето, а зима идет на мороз.

По народным приметам, если в рождественскую ночь поднимается сильная метель, можно ждать раннюю весну. А если на рождественские праздники идет сильный снег, то будет теплая весна.

Читайте также: