Воронежский край в 17 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Город Воронеж, один из пятнадцати российских миллионников и крупный региональный экономический центр, с момента основания по настоящее время пережил немало славных побед и тяжелых испытаний, не раз был разрушен и восстановлен. История Воронежа насчитывает более четырех столетий. В городе множество памятников, напоминающих о прошедших временах и о людях, сыгравших важную роль в его судьбе. Современный Воронеж очень красив, живет насыщенной жизнью и, как всегда, с достоинством преодолевает трудности и устремлен в будущее.

Основание Воронежа

Многие историки считают, что первые описания поселения, существовавшего на месте будущего города-крепости, датируются 1177 годом, то есть концом XII века. Однако, эти гипотезы не нашли достаточного подтверждения, поэтому датой основания Воронежа принято считать 1 марта 1586 года.

Воронеж крепость

Указ о возведении новой крепости исходил от царствовавшего в те времена Федора Иоановича. Руководить строительством было поручено первому воронежскому воеводе С.Ф. Сабурову. Образование города обошлось государевой казне в 140 тысяч рублей золотом. В 1585 году в выбранном с учетом всех природных и географических факторов месте появился сторожевой городок, который с 1 марта 1586 года по указу боярина Н. Р. Юрьева стал именоваться Воронежем.

Возникновение военного поселения прежде всего было обусловлено необходимостью защитить южные рубежи от разорительных набегов ногайцев и крымчаков. Служить в город прибыли многие донские атаманы, войско состояло из жителей соседних уездов. Из крепости в придонские степи на охрану границ регулярно отправлялись конные отряды. Из-за удачного расположения вблизи слияния двух судоходных рек (Дон и Воронеж) недавно построенный в военных целях город в короткий период стал достаточно крупным торговым узлом. Через двадцать лет со дня основания в городе насчитывалось до 7 тысяч жителей, что подтверждено записями в Дозорной книге.

Воронеж в XVI и XVII веках

В смутные времена горожане, возглавляемые боярами, признали государем Лжедмитрия I, а позднее и Лжедмитрия II, нашедшего за крепостными стенами Воронежа кратковременное пристанище в 1610 году.

Воронеж 17 век

Но главу Речи Посполитой, короля Сигизмунда, войска которого заняли Москву, воронежцы своим правителем признавать не желали и разбили казачье войско атамана Заруцкого, ставшего на сторону поляков.

В начале второй половины XVII столетия была построена Белгородская сторожевая черта, одной из крепостей которой стал Воронеж. Во время вспыхнувших в 1670-1671 годах народных волнений опасавшиеся восставших крестьян и донских казаков бояре решили укрепить крепостные стены. Отряды мятежников из войска Степана Разина в Воронеж войти не смогли.

Воронеж во времена Петра Первого

Новый, судьбоносный этап в истории города, которому предстояло по воле Петра Первого стать колыбелью славного флота российского, начался в 1696 году. Император счел Воронеж самым подходящим местом для строительства флота из-за удобного водного пути в Азовское море по рекам Воронеж и Дон и наличия большого количества леса по берегам реки Воронеж.

Воронеж старинная гравюра

Петр Первый в последующие 25 лет в общей сложности прожил в Воронеже пятьсот дней. В эти дни небольшой город фактически превращался во временную российскую столицу, куда приезжали ближайшие соратники и домочадцы Петра, представители зарубежных держав. До 1709 года на корабельной верфи, устроенной на речном берегу, завершилась постройка десятков кораблей.

Воронеж старинная гравюра

В Воронеже поселились европейские и российские кораблестроители, здесь было отстроено здание Адмиралтейства, а в 1703 году с целью обучения флотских офицеров учреждена специальная школа. Флот строился для действий в Азовском море, участвовал в захвате принадлежавшей туркам крепости Азов и в Керченском походе. Именно в Воронеже нарабатывался начальный опыт постройки кораблей, который использовался при создании Балтийского и Черноморского флотов.

В процессе реформирования в 1708 году структуры местных органов власти образовалась Азовская губерния, состоящая из пяти провинций, включая Воронежскую, управлявшуюся Ф.М. Апраксиным. В год смерти Петра Великого город Воронеж стал губернским центром вместо Азова.

XIX век и начало XX века в воронежской истории

С наступлением XIX столетия в городе начало развиваться народное образование, появились гимназии и училища, приступила к работе типография. В 1802 году открылся первый воронежский театр, улицы по вечерам стали освещаться свечными фонарями.

Большая Дворянская

Александровское училище

С началом первой мировой войны на территории Воронежа происходило формирование резерва российских войск, сюда были вывезены заводы и фабрики из западных регионов.

После революции и во время войны

В 1917 году в истории Воронежа, как и всей страны, произошли кардинальные изменения: с 30 октября город стал управляться большевиками, пришедшими к власти в результате Октябрьского переворота.

В годы индустриализации Воронеж вошел в число крупных научно-промышленных центров страны. Продолжилось строительство заводов, наиболее значительные: авиационный, по производству каучука, экскаваторный. В 1930 году, 2го августа, во время учений недалеко от Воронежа впервые высадился воздушный десант. После этого город стал считаться родиной воздушно-десантных войск (ВДВ).

С началом Великой Отечественной войны многие заводы перешли на выпуск военной продукции, а к зиме 1941 года были эвакуированы из города за Урал. В июне 1942 года регулярные части германской армии подошли к Воронежу. С момента формирования Воронежского фронта в июле 1942 года и до полного освобождения города армией генерала И.Д. Черняховского на протяжении 212 дней велись оборонительные бои на территории города. Воронеж был разрушен на 90%, часть населения угнана в оккупированные фашистами российские регионы. Однако река Воронеж так и не была форсирована германскими войсками. Активная оборона сдерживала часть германских войск, продвигавшихся к Сталинграду и помогла легендарному городу выстоять и победить.

Разрушенный Воронеж

Воронеж в советское время

На основании постановления Совнаркома СССР в победном 1945 году началось возрождение Воронежа. Восстановительные работы завершились к 1959 году. Были введены в действие вновь отстроенные промышленные предприятия, развивалось самолетостроение, производство ракетных двигателей. В Воронеже выпущена серия сверхзвуковых пассажирских ТУ-144 и построен самый первый в стране аэробус ИЛ-86.

Вокзал в советские времена

В советское время продолжалось строительство жилищного фонда, на реке Воронеж появилось огромное водохранилище. В 1986 году отмечалось 400-летие города, в связи с которым Воронежу был вручен орден Ленина. К юбилею были восстановлены многие памятники и исторические здания.

Современный Воронеж

В 90-х годах прошлого века, когда СССР прекратил свое существование, многим крупным воронежским предприятиям угрожало банкротство. Их руководители стали искать пути выживания, вступая во всевозможные холдинги и концерны. Ухудшилось состояние жилого фонда и дорог, прекращено движение трамваев.

В 1990 году Воронеж вошел в список исторических городов РФ, составленный Министерством культуры.

В 1992 году для нужд теплоснабжения начато сооружение атомной станции, но против возведения этого объекта на референдуме высказались жители, напуганные событиями на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В течение 10 лет предпринимались попытки возобновить стройку, но воронежцы решительно протестовали.

В настоящее время ситуация в городе значительно улучшилась. На обоих берегах Воронежского водохранилища строятся торгово-развлекательные и бизнес-центры, супермаркеты известных сетей, крупные жилые комплексы. В Воронеже обустраиваются парки и скверы, реставрируются исторические здания, поддерживается хорошее состояние дорог.

Воронеж в XVII веке

В 1610 году жители Воронежа оказывали поддержку Лжедмитрию II, который готовил себе в городе убежище, собирая здесь оружие и продовольствие. Однако переждать неприятности в Воронеже Лжедмитрий II так и не смог — 22 декабря 1610 года он был убит. В середине XVII века через Воронеж следовали русские и иностранные послы в Турцию, Крым и на Кавказ. Город должен был обеспечить их всем необходимым, в том числе и вооруженную охрану. Восстания в городе были частым явлением — так, в 1648 году в Воронеже произошло восстание жителей против воеводы Василия Грязного, который через несколько дней вернул себе власть в городе. В середине XVII века Воронеж стал частью в Белгородской черты — укрепительные сооружения, защищавшие от Российское государство до конца века.

В 1670—1671 г.г. проходила Крестьянская война под предводительством Разина С. Т., чей родной дядя жил в Воронеже. В это время воронежские воеводы смогли не допустить мятежа в городе, а война вокруг Воронежа была завершена царскими войсками под руководством белгородского воеводы Г.Ромадановского. В 1677 году в городе было более 300 посадских, подьячих и крестьянских дворов (без слобод), 15 церквей (3 монастырских).

В 1682 году по решению собора была образована Воронежская епархия. Ее первым главой стал епископ Митрофан в возрасте 58 лет. В 1683 году было документально зафиксирована численность Воронежского солдатского полка — 1099 солдат (580 человек из Воронежа и Воронежского уезда).

Рубежные земли. Крепость Воронеж

К 1530–40 гг. на территории Воронежской и соседних областей появляются вольные казаки.
Первая крепость была построена в 1586 году в районе нынешнего государственного университета, на высоком правом берегу реки.


В 1682 году Воронеж стал центром епархии, и сюда прибыл первый епископ – святитель Митрофан. При нем деревянный Благовещенский храм внутри крепости был заменен на каменный. Была построена возле реки каменная Успенская церковь.

Строительство флота

Новый период истории Воронежа начался при Петре I. Россия вела войну с Турцией и Крымским ханством, и важнейшим пунктом в этой войне была крепость Азов. Первая попытка ее штурма в 1695 году не принесла успеха, так как у русских не было полноценного флота. Петр решает отступить и повторить попытку на следующий год, построив большой флот в Воронеже.
Воронеж был выбран, поскольку река впадала в Дон, а вокруг города рос хороший корабельный лес.

В феврале 1696 года Петр I приехал в Воронеж, чтобы лично руководить созданием флота. Молодой энергичный император слал указания в Москву, контролировал все работы.


Меньше чем через два месяца были спущены на воду первые галеры.

История Воронежа

К середине мая было построено более 500 стругов, 42 мореходные лодки и 130 плотов. 27 мая флот спустился по Воронежу и Дону в Азовское море и отрезал вражескую крепость от поддержки турецких судов. Осада продолжалась два месяца и закончилась победой.

Город значительно разросся. Теперь его центром был район Адмиралтейской площади. Для строительства флота привлекли множество иностранных специалистов. На берегу реки находилась немецкая слобода. В пригородах жили итальянцы, англичане.

В городе были установлены большие железные часы. Появились общественные бани.
В 1725 г, уже после смерти Петра, Воронеж стал центром огромной губернии.

Воронежская верфь работала до 1739 года, до полной победы над Турцией на Азовском море. Город постепенно становится ремесленным и купеческим. Строятся суконные мануфактуры купцов Гардениных.
В 1748 году центр Воронежа, примыкающий к реке, сильно выгорел. После этого центр вернулся на прежнее место, где была крепость, в район нынешнего ВГУ.

В конце 18 века в Воронеже жило 14 тысяч человек. В те годы были открыты:
• первая аптека (1778);
• городская почта (1780);
• городская больница (1780);
• народное училище (1785).
Тогда же возник первый в Воронеже любительский театр, спектакли давали в доме городского наместника Черткова.

В начале 19 века в Воронеже появилось городское освещение, были установлены фонарные столбы. На центральных улицах стали делать первые тротуары, а сами улицы мостить камнем.
В 1826 году был построен знаменитый Каменный мост.

В 1832 году в город стеклось много паломников для поклонения мощам святителя Митрофана. Произошло множество исцелений.
В 1836 году был открыт Митрофаньевский монастырь.

Поэт И.С. Никитин в 1859 открыл книжный магазин, в котором была читальня. Вскоре в городе появилась и публичная библиотека.

Промышленная революция. Строительство железной дороги, заводов, конки


В 1867 году в Воронеже появилась железная дорога, и вскоре пришел первый поезд из Москвы. На это чудо техники собрались посмотреть тысячи воронежцев.

В 1869 вступил в строй первый городской водопровод, построенный на деньги купца С.Л. Кряжова.

Строительство железной дороги ускорило промышленный рост города. Были открыты:
• механический завод Столля (1869);
• кафельный завод (1873);
• первая электростанция (1891);
• механический и чугонолитейный завод Иванова и Веретенникова (1899), ныне завод тяжелых прессов;
• Железнодорожные мастерские в Отрожке (1912) – впоследствии вагоноремонтный завод им. Тельмана.
За последнюю четверть 19 века население города выросло почти вдвое, составив 80 тыс. человек. В 1891 появился первый общественный транспорт – "конка". Основной маршрут проходил по Большой Дворянской.

В 1909 построили бетонный Чернавский мост, заменивший прежний, деревянный.

В 1901 году в Воронеж переехал жить знаменитый цирковой артист и дрессировщик А.Л. Дуров.
В 1913 году был открыт первый в городе вуз – Сельскохозяйственный институт, носивший имя Петра Великого. Его ректором стал К.Д. Глинка.

Годы революции и начало советского периода

В 1917–1919 во время гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки.
Воронеж сильно пострадал, заводы и фабрики не работали.
Но даже в этот период культурная жизнь города не прекращалась полностью.

В 1918 открылся Воронежский государственный университет. Он был переведен из города Юрьев (современный Тарту), оккупированного германскими войсками. В Воронеж переехали студенты и преподаватели Юрьевского университета, в том числе Н.Н. Бурденко и М.С. Цвет.

К середине 1920-х город оправился от разрушений, нанесенных гражданской войной.

В 1926 начал работу первый воронежский трамвай, он ходил по нынешнему проспекту Революции до того места, где сейчас цирк. К началу 1941 в городе действовало 11 трамвайных маршрутов, а протяженность линий превышала 60 км.

В 1930 году в Воронеже высадился первый в СССР военно-воздушный десант.

В 1928–34 годах город стремительно рос. В черту города включили Левобережные слободы, началось строительство заводов СК и ВАСО.

В то же время город не миновали массовые репрессии и гонения на религию. Был взорван храм князя Владимира, изъяты мощи святого Митрофана.
В 1934–37 годах в Воронеже находился в ссылке поэт Осип Мандельштам.

Оборона Воронежа 1942–1943

В июне 1942 года фашистская армейская группа "Вейхс" выдвинулась в направлении Воронежа. От усилившихся бомбардировок немецкой авиации гибли мирные жители. Город не был подготовлен к обороне. Эвакуацию предприятий и населения в 1941 году провели лишь частично. Из-за этого в первые дни июля 42-го многие люди уходили в спешке, пешком, бросая нажитое. 5 июля немцы переправились через Дон и в течение 3 дней заняли правобережную часть города. Но советские войска закрепились на низком левом берегу реки Воронеж. Уже 12 июля наши войска захватили два плацдарма – в районе Чижовки, на юге, и Сельскохозяйственного института, на севере. Весь июль и август здесь продолжались ожесточенные бои.
Линия фронта проходила через Воронеж более 6 месяцев, бои шли за каждый дом, но город так и не был сдан врагу. Только на Чижовском плацдарме погибло более 15 тыс. человек. В январе 1943 началась Воронежско-Касторненская операция, основные направления атаки проходили к северу и югу от города. 25 января Воронеж был полностью освобожден.


Послевоенный Воронеж. Развитие города во второй половине 20 века

После войны город лежал в руинах, были разрушены более половины домов, не работал общественный транспорт. Но уже через год удалось запустить трамвай, вернулись из эвакуации заводы.
К началу 1950-х промышленность была полностью восстановлена, заработал ряд новых заводов – Керамический, Шинный и другие.


Город стремительно рос. Активно строились новые микрорайоны: в 1960–70-е – Юго-западный, в 1980-е – Северный.
В 1973 было построено Воронежское водохранилище.
В 1985 году открыли двухъярусный Северный мост длиной 2 км. По верхнему ярусу ходили трамваи.

Современный город

В начале 1990-х Воронеж вместе со всей страной пережил резкий переход к капиталистическим отношениям. Это способствовало развитию торговли, малого бизнеса, независимых СМИ и общественных движений. Несмотря на трудности, город продолжал развиваться и расти. К сожалению, многие изменения, произошедшие в 1990-е и 2000-е годы, исказили исторический облик Воронежа и сделали его менее удобным. К 2009 в городе полностью перестал ходить трамвай, и общественный транспорт оказался представлен в основном маршрутками.
В центре практиковалась точечная застройка, что нарушило многие исторические кварталы.
Тем не менее город продолжал развиваться, в последние годы наметились перемены к лучшему. Были реконструированы два больших парка, отреставрированы многие здания, построен ряд новых дорог. Население Воронежа превысило 1 млн. человек.

Рубежные земли. Крепость Воронеж

К 1530–40 гг. на территории Воронежской и соседних областей появляются вольные казаки.
Первая крепость была построена в 1586 году в районе нынешнего государственного университета, на высоком правом берегу реки.


В 1682 году Воронеж стал центром епархии, и сюда прибыл первый епископ – святитель Митрофан. При нем деревянный Благовещенский храм внутри крепости был заменен на каменный. Была построена возле реки каменная Успенская церковь.

Строительство флота

Новый период истории Воронежа начался при Петре I. Россия вела войну с Турцией и Крымским ханством, и важнейшим пунктом в этой войне была крепость Азов. Первая попытка ее штурма в 1695 году не принесла успеха, так как у русских не было полноценного флота. Петр решает отступить и повторить попытку на следующий год, построив большой флот в Воронеже.
Воронеж был выбран, поскольку река впадала в Дон, а вокруг города рос хороший корабельный лес.

В феврале 1696 года Петр I приехал в Воронеж, чтобы лично руководить созданием флота. Молодой энергичный император слал указания в Москву, контролировал все работы.


Меньше чем через два месяца были спущены на воду первые галеры.

История Воронежа

К середине мая было построено более 500 стругов, 42 мореходные лодки и 130 плотов. 27 мая флот спустился по Воронежу и Дону в Азовское море и отрезал вражескую крепость от поддержки турецких судов. Осада продолжалась два месяца и закончилась победой.

Город значительно разросся. Теперь его центром был район Адмиралтейской площади. Для строительства флота привлекли множество иностранных специалистов. На берегу реки находилась немецкая слобода. В пригородах жили итальянцы, англичане.

В городе были установлены большие железные часы. Появились общественные бани.
В 1725 г, уже после смерти Петра, Воронеж стал центром огромной губернии.

Воронежская верфь работала до 1739 года, до полной победы над Турцией на Азовском море. Город постепенно становится ремесленным и купеческим. Строятся суконные мануфактуры купцов Гардениных.
В 1748 году центр Воронежа, примыкающий к реке, сильно выгорел. После этого центр вернулся на прежнее место, где была крепость, в район нынешнего ВГУ.

В конце 18 века в Воронеже жило 14 тысяч человек. В те годы были открыты:
• первая аптека (1778);
• городская почта (1780);
• городская больница (1780);
• народное училище (1785).
Тогда же возник первый в Воронеже любительский театр, спектакли давали в доме городского наместника Черткова.

В начале 19 века в Воронеже появилось городское освещение, были установлены фонарные столбы. На центральных улицах стали делать первые тротуары, а сами улицы мостить камнем.
В 1826 году был построен знаменитый Каменный мост.

В 1832 году в город стеклось много паломников для поклонения мощам святителя Митрофана. Произошло множество исцелений.
В 1836 году был открыт Митрофаньевский монастырь.

Поэт И.С. Никитин в 1859 открыл книжный магазин, в котором была читальня. Вскоре в городе появилась и публичная библиотека.

Промышленная революция. Строительство железной дороги, заводов, конки


В 1867 году в Воронеже появилась железная дорога, и вскоре пришел первый поезд из Москвы. На это чудо техники собрались посмотреть тысячи воронежцев.

В 1869 вступил в строй первый городской водопровод, построенный на деньги купца С.Л. Кряжова.

Строительство железной дороги ускорило промышленный рост города. Были открыты:
• механический завод Столля (1869);
• кафельный завод (1873);
• первая электростанция (1891);
• механический и чугонолитейный завод Иванова и Веретенникова (1899), ныне завод тяжелых прессов;
• Железнодорожные мастерские в Отрожке (1912) – впоследствии вагоноремонтный завод им. Тельмана.
За последнюю четверть 19 века население города выросло почти вдвое, составив 80 тыс. человек. В 1891 появился первый общественный транспорт – "конка". Основной маршрут проходил по Большой Дворянской.

В 1909 построили бетонный Чернавский мост, заменивший прежний, деревянный.

В 1901 году в Воронеж переехал жить знаменитый цирковой артист и дрессировщик А.Л. Дуров.
В 1913 году был открыт первый в городе вуз – Сельскохозяйственный институт, носивший имя Петра Великого. Его ректором стал К.Д. Глинка.

Годы революции и начало советского периода

В 1917–1919 во время гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки.
Воронеж сильно пострадал, заводы и фабрики не работали.
Но даже в этот период культурная жизнь города не прекращалась полностью.

В 1918 открылся Воронежский государственный университет. Он был переведен из города Юрьев (современный Тарту), оккупированного германскими войсками. В Воронеж переехали студенты и преподаватели Юрьевского университета, в том числе Н.Н. Бурденко и М.С. Цвет.

К середине 1920-х город оправился от разрушений, нанесенных гражданской войной.

В 1926 начал работу первый воронежский трамвай, он ходил по нынешнему проспекту Революции до того места, где сейчас цирк. К началу 1941 в городе действовало 11 трамвайных маршрутов, а протяженность линий превышала 60 км.

В 1930 году в Воронеже высадился первый в СССР военно-воздушный десант.

В 1928–34 годах город стремительно рос. В черту города включили Левобережные слободы, началось строительство заводов СК и ВАСО.

В то же время город не миновали массовые репрессии и гонения на религию. Был взорван храм князя Владимира, изъяты мощи святого Митрофана.
В 1934–37 годах в Воронеже находился в ссылке поэт Осип Мандельштам.

Оборона Воронежа 1942–1943

В июне 1942 года фашистская армейская группа "Вейхс" выдвинулась в направлении Воронежа. От усилившихся бомбардировок немецкой авиации гибли мирные жители. Город не был подготовлен к обороне. Эвакуацию предприятий и населения в 1941 году провели лишь частично. Из-за этого в первые дни июля 42-го многие люди уходили в спешке, пешком, бросая нажитое. 5 июля немцы переправились через Дон и в течение 3 дней заняли правобережную часть города. Но советские войска закрепились на низком левом берегу реки Воронеж. Уже 12 июля наши войска захватили два плацдарма – в районе Чижовки, на юге, и Сельскохозяйственного института, на севере. Весь июль и август здесь продолжались ожесточенные бои.
Линия фронта проходила через Воронеж более 6 месяцев, бои шли за каждый дом, но город так и не был сдан врагу. Только на Чижовском плацдарме погибло более 15 тыс. человек. В январе 1943 началась Воронежско-Касторненская операция, основные направления атаки проходили к северу и югу от города. 25 января Воронеж был полностью освобожден.


Послевоенный Воронеж. Развитие города во второй половине 20 века

После войны город лежал в руинах, были разрушены более половины домов, не работал общественный транспорт. Но уже через год удалось запустить трамвай, вернулись из эвакуации заводы.
К началу 1950-х промышленность была полностью восстановлена, заработал ряд новых заводов – Керамический, Шинный и другие.


Город стремительно рос. Активно строились новые микрорайоны: в 1960–70-е – Юго-западный, в 1980-е – Северный.
В 1973 было построено Воронежское водохранилище.
В 1985 году открыли двухъярусный Северный мост длиной 2 км. По верхнему ярусу ходили трамваи.

Современный город

В начале 1990-х Воронеж вместе со всей страной пережил резкий переход к капиталистическим отношениям. Это способствовало развитию торговли, малого бизнеса, независимых СМИ и общественных движений. Несмотря на трудности, город продолжал развиваться и расти. К сожалению, многие изменения, произошедшие в 1990-е и 2000-е годы, исказили исторический облик Воронежа и сделали его менее удобным. К 2009 в городе полностью перестал ходить трамвай, и общественный транспорт оказался представлен в основном маршрутками.
В центре практиковалась точечная застройка, что нарушило многие исторические кварталы.
Тем не менее город продолжал развиваться, в последние годы наметились перемены к лучшему. Были реконструированы два больших парка, отреставрированы многие здания, построен ряд новых дорог. Население Воронежа превысило 1 млн. человек.

Читайте также: