Многообразие мира культуры 8 класс обществознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

- Культура и многообразие ее смыслов.
- Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная, информационная.
- Духовная сфера общества, ее основные институты.
- Современная культура России и вопрос культурного наследия нашей страны.

Культуру различают:

- по отношению к религии (светскую и религиозную культуру);

- по региональному распространению (латиноамериканскую, европейскую, островную культуру);

- по этнонациональному отношению (русскую, французскую, китайскую культуру);

- по укладу и территориальной принадлежности (сельскую и городскую культуру);

- по гендерному или возрастному принципу (женскую и мужскую культуру, молодежную и детскую, культуру пожилых людей).

Культуру классифицируют по аспекту принятия базовых ценностей и выделяют:

1) доминирующую культуру - совокупность ценностей, верований, традиций, которыми руководствуется большинство членов общества.

а) субкультуру - часть общей культуры, система ценностей, традиций присущих большой социальной группе (пример, молодежная субкультура эмо, готов).

б) контркультуру - часть общей культуры, которая противостоит или даже борется, находится в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры (например, в СССР - хиппи, андерграундная рок-культура).

Основные выводы:

Опыт человечества убедительно показывает, что без труда и борьбы против собственной лени восхождение к вершинам культуры невозможно. Понять и оценить настоящие достижения культуры можно, только приложив определённые усилия ума и сердца.

Общество как система имеет сложную структуру, оно представляет собой совокупность сфер общественной жизни: политики, экономики, социальной и духовной сферы, которые выступают формой организации жизнедеятельности людей.

Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь) включает в себя язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию.

Во-вторых, созданием и сохранением ценностей духовной культуры занимаются учителя, и библиотекари, и музейные работники, писатели, художники, артисты, музыканты.

В-третьих, достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются с помощью специализированных учреждений (библиотек, архивов, школ, консерватории, театров, филармоний, музеев).

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Боголюбов Л.Н, Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2017.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура, её многообразие и основные формы.
Урок 19. 9 класс

План урока.
Понятие культуры.
Материальная и духовная культура.
Развитие культуры.
Разновидности культуры.
Диалог культур.

1. Понятие культуры.
Культура – это совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни.

2. Материальная и духовная культура.
Само разделение довольно условно.
ДУХОВНАЯ
МАТЕРИАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА

2. Материальная и духовная культура.
Материальная культура — это производственно-технологическая культура, представляющая собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Материальная и духовная культура.
Духовная культура - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

2. Материальная и духовная культура.
В основе культуры – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

3. Развитие культуры.
Культура функционирует как живая система, живой организм, чьё существование непосредственно связано с деятельность человека. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства – это преемственность в культуре и творческие порывы, новаторство.

3. Развитие культуры.
Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Элементами культурного наследия являются социальные нормы, обычаи, обряды, церемонии.

3. Развитие культуры.
Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных или иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками

4. Разновидности культур.
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
НАРОДНАЯ
МАССОВАЯ
ЭЛИТАРНАЯ

4. Разновидности культур.
Народная культура или фольклор — это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

4. Разновидности культур.
любительская;
коллективная;
многожанровая;
не имеет автора

4. Разновидности культур.
Массовая культура или поп-культура, — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), СМИ, и т. п.

4. Разновидности культур.
- массовость
- простота
- доступность
- коммерческая направленность

4. Разновидности культур.
Элитарная культура (высокая) — это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

4. Разновидности культур.
- рассчитана на узкий круг потребителя

- трудна для понимания

- создается профессиональными творцами

- не имеет коммерческой направленности

5. Диалог культур.
Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение культурных регионов, сформировавшихся на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 550 материалов в базе

Материал подходит для УМК

16. Культура, её многообразие н основные формы

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.02.2021 1558
  • PPTX 6.2 мбайт
  • 269 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шалаева Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Когда речь идёт о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. — под) и контркультуру (от лат. — против).

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры - экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содана для работы по теме "Формы и разновидности культуры. Искусство" в 8 классе по обществознанию.

 Формы и разновидности культуры. Искусство. 8 класс. Обществознание

Формы и разновидности культуры. Искусство.

8 класс. Обществознание

Основные формы культуры Элитарная Народная Массовая

Основные формы культуры

Элитарная культура Её продукт является эталоном для подражания Сложна по содержанию Трудна для восприятия Создается профессионалами Для ее понимания нужны специальные знания Примеры: балет, опера, симфоническая музыка

Доминирующей культурой называется господствующая в том или ином обществе культура. Это совокупность ценностей, норм, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура - часть общей культуры, присущая большой или малой социальной группе (демографическим, профессиональным и т.п. группам). Это молодежная, сельская, профессиональная и др. культуры.

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей ( художественных образов). Специфика искусства Является образным и наглядным Специфические способы и средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.) Большая роль воображения и фантазии в процессе создания и познания художественных образов

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей ( художественных образов).

Является образным и наглядным

Специфические способы и средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

Большая роль воображения и фантазии в процессе создания и познания художественных образов

Функции искусства Общественно-преобразующая Воспитательная Эстетическая Утешительно-компенсаторная Гедонистическая Познавательная

Функции искусства

Обсудим темы эссе

1 . Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. Оноре де Бальзак.

2. Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь. И. Гончаров.

3. В самом обыкновенном найти невероятное, а в невероятном – обыкновенное – настоящее искусство. Д. Дидро.

4. Искусство – зеркало, где каждый видит себя. И.В. Гете.

5. Высшая цель, которой может служить искусство, – способность к тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили. Р. Кент.

Читайте также: