Коллективные спасательные средства на судне кратко

Обновлено: 30.06.2024

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства), рис.1.

К поддерживающимспасательным средствам относятся:

• спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом;

• спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующим спасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующее спасательное средство – гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде, и пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активное спасательное средство – спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных, используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

• полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

• полностью закрытыми огнезащищёнными.

В соответствии с требованиями Правил Конвенции SOLAS-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 года.

Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевёрнутого вверх дном положения.

В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей – тросов, проведённых через блоки подъёмно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты. По конструкции различаются надувные и жёсткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт – сбрасываемые и спускаемые.

В результате крупных катастроф в начале XX века, в некоторых странах и, прежде всего в Великобритании, был разработан свод специальных требований по обеспечению судов спасательными средствами. В дальнейшем он был положен в основу международного законодательства по охране жизни людей, работающих на море.

Все морские суда по требованиям SOLAS-74, Правил Регистра и Кодекса LSA должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:

• спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа;

• спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять разместить 100% экипажа);

• спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства).

Спасательные средства – это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA).Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74и КодексаLSA, но только в сторону ужесточения.

Объём требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размещения и района плавания судна.

Конвенция предусматривает следующие основные типы судов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, химовозы, газовозы, специального назначения, рыболовные.

В соответствии с правилами Регистра, суда по снабжению их спасательными средствами разделяются в зависимости от района плавания на указанные ниже категории.

I категория:суданеограниченного района плавания.

II категория: суда ограниченного района плавания, в закрытых морях без ограничений, и в открытых морях – с удалением от порта-убежища до 200 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 400 миль.

III категория: судамалого ограниченного района плавания – с удалением от порта-убежища на 50 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 100 миль.

IV категория:суда портового, рейдового и прибрежногорайона плавания – с установлением определённых границ для каждого конкретного района плавания.

В правилах указывается, что суда, совершающие заграничные рейсы, должны снабжаться спасательными средствами только по нормам судов I категории.

Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA).

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции SOLAS-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

• быть изготовленными из соответствующих материалов, одобренных Регистром или другим признанным классификационным органом.

• сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65 и быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30.

• быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков.

• не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей.

• всюду, где это будет способствовать обнаружению спасательных средств, они должны быть хорошо видимого цвета, т.е. быть окрашенными, как правило, в оранжевый цвет.

• иметь полосы из светоотражающего материала, отражающего падающие на его поверхность лучи света в обратном направлении, т.е. к источнику света. Применение светоотражающих полос облегчает обнаружение спасательных средств при использовании прожектора.

• иметь чётко нанесённую маркировку, включая информацию об одобрении и название органа, одобрившего средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения.

• хорошо работать в условиях волнения.

• для спасательных средств, теряющих свои свойства с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие средства должны иметь маркировку, указывающую возраст или дату, когда они должны быть заменены.

Места сбора и посадки в коллективные спасательные средства, равно как и ведущие к ним коридоры, трапы и выходы, должны иметь достаточное освещение от аварийного источника электроэнергии.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Снаб­жение судов спасательными средствами (классификация которых приведена на рис.21.) подразделяются на следующие основные виды:

• индивидуальные — спасательные круги, спасатель­ные жилеты, гидротермокостюмы, индивидуальные теплозащитные средства;

• коллективные — спасательные и дежурные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (капсулы);

• вспомогательные устройства и системы— штормтрапы, спусковые и посадочные устройства, морские эвакуационные системы, спасательные сети и тралы, линеметательные устройства.

Основные определения

Защитный костюм - костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.

Гидрокостюм- защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.

Теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.

Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) – шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Дежурная шлюпка(ДШ) – шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Посадочный штормтрап–штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.

Спуск методом свободного всплытия–такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию.

Спуск методом свободного падения–такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.

Надувное средство–средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.

Морская эвакуационная система (МЭС) – средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.

Спасательные средства- это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Они делятся на два типа:
-индивидуальные
-коллективные

Индивидуальные спасательные средства- это
спасательные круги, гидро-термокостюмы, спасательные жилеты.Перейдем к их требованиям и расположению на судне.

Спасательный кругдолжен - иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
иметь массу не менее 2,5 кг.
Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Спасательный жилет- каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету. Спасательные жилеты для каждого члена экипажа хранятся в каютах проживания.
На местах несения вахты должны быть жилеты на полный ее состав.

Гидротермокостюмы- также хранятся, как правило, в каютах проживания членов экипажа, в случае наличия их у каждого члена экипажа. Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:
любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

Разобравшись с индивидуальными, перейдём к коллективным спас.средствам

Коллективные судовые спасательные средства— это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20 градусов на любой борт и дифференте в 10 градусов.Это спасательные шлюпки, спасательные плоты.

Спасательные шлюпки- число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).
Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:
• иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
• обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
• иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт;
• быть окрашены в оранжевый цвет.
По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Спасательный плот- должен обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).
Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее 4.5 метров.Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.


Подлодки
Корабли
Карта присутствия ВМФ
Рейтинг ВМФ России и США
Военная ипотека условия

Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

Как виртуальное
прототипирование
помогает
создавать корабли"


Типовая вместимость спасательных шлюпок от 12 до 90, в некоторых случаях до 145 человек. Спасательная шлюпка должна отвечать всем требованиям, предъявляемым Морским регистром. Сохранять положительную плавучесть при полном затоплении, иметь двигатель и вспомогательные весла, быть окрашена в оранжевый цвет, располагать полным комплектом спасательного имущества и пр.

Спуск шлюпок на воду осуществляется шлюпбалками.

ШЛЮПКА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ. Изготавливается из стеклопластика или металлических сплавов, редко из дерева. Длина открытых спасательных шлюпок колеблется от 7,3 до 11,3 м. Вместимость — от 37 до 145 человек. Для повышения плавучести открытые шлюпки снабжаются встроенными или съемными герметическими воздушными ящиками из нержавеющих материалов. Объем воздушных ящиков затопленной по самый планшир шлюпки позволяет ей удерживаться на поверхности воды с полной нагрузкой — пассажирами, аварийным запасом и пр.

Открытые шлюпки приводятся в движение с помощью двигателя или вручную самими пассажирами посредством кривошипно-шатунного механизма.

Все открытые шлюпки имеют тенты из двухслойного (с воздушной прослойкой) непромокаемого материала, который защищает пассажиров от воздействия холода и непогоды. Вдоль бортов шлюпки протянуты спасательные леера с деревянными или пластмассовыми ручками, за которые может ухватиться человек, находящийся в воде.

Кроме описанных, существуют закрытые шлюпки меньшей вместимости, а также специальные, например, танкерные шлюпки.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПЛОТЫ ЖЕСТКОЙ КОНСТРУКЦИИ. Чаще всего используются на судах речного флота.

Оболочка жестких плотов изготавливается из стеклопластика или алюминиево-магниевого сплава. Камеры плавучести разделены на изолированные отсеки, которые внутри заполняются пенопластом, что позволяет плоту держаться на поверхности воды даже при повреждении оболочки. Большинство плотов снабжается съемным ветровлагозащитным тентом, устанавливаемым в рабочее положение с помощью дуг с любой стороны плота.

Жесткий металлический плот СПС-12 при габаритах 1,5 на 1,8м имеет полный вес (со снаряжением и снабжением) 180 кг. Предназначен для спасения 12 человек — два человека помещаются сверху и 10 в воде удерживаются за круговой линь.

Пластмассовые жесткие плоты СПП-б и СПП-12 оборудованы ветровлагозащитным тентом и соответственно вмещают 6 и 12 пассажиров.

Самый тяжелый из жестких плотов — СПА-12, его полный вес составляет 280 кг.

НАДУВНЫЕ ПЛОТЫ. Размеры отечественных морских, и авиационных надувных плотов приведены в таблице.

При необходимости любой из плотов может принять экипаж, в два раза превышающий нормативный.

Плот спасательный надувной (рис. 79) состоит из основной камеры плавучести овальной формы, разделенной посредине на две равные по объему автономные секции. Снизу по периметру камеры плавучести прикреплено надувное днище. Две балки в виде надувных дуг поддерживают защитный тент, состоящий из двух слоев водонепроницаемого материала. Воздушная прослойка, образующаяся между слоями ткани, повышает теплоизоляционные свойства тента, уменьшает отсыревание материала. Плот имеет два входных отверстия, которые при необходимости можно закрыть с помощью двойных шторок.

Плот с наружной и внутренней сторон окрашен в ярко-оранжевый цвет. На внутренней стороне тента помещены: инструкция по первоочередному обслуживанию плота, схема расположения клапанов (предохранительных, подду-ва и сдува) и знаки азбуки Морзе.

Конструкция плота, расположение и назначение предметов снабжения показаны на рис. 79.


1. Водоналивная батарейка. Для приведения в действие батарейки надо выдернуть из ее корпуса изолирующие пробки. Время действия батарейки обеспечения сигнально-поискового огня — 20 часов.

2. Клапаны поддува — 4 шт. Для подкачки плота ножной помпой, ручным мехом или ртом. Расположены на камере плавучести возле дуг и на днище плота.

3. Ручки на днище служат для возвращения перевернувшегося плота в нормальное положение. В качестве упора для ног используется баллон с углекислым газом.

4. Мех ручной предназначен для подкачки и полного сдува плота.

5. Контейнер со снабжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.

6. Сигнально-поисковый огонь. Располагается с наружной части дуги тента. Лампочка в 2,5 вольта защищена прозрачным пластиковым колпачком. Предел видимости 1 — 4 км. Лампочка соединена мягким проводом с водоналивной батарейкой.

7. Набор внутреннего освещения. Располагается на дуге возле входа с внутренней стороны. Состоит из лампочки в защитном колпачке, вмонтированной в резиновый, герметически закрывающийся мешок, внутри которого находится водоналивная батарейка. В мешок заливается забортная вода, после чего лампочка начинает светить.

8. Пробки металлические (7 шт.) предназначены для сдува плота. Находятся на камере плавучести у входов, на центральной банке, днище и дугах тента с наружной стороны.

9. Буксировочный линь длиной 20 метров. Хранится в бухте на камере плавучести. При буксировке крепится к кольцам на наружном трапе.

10. Водосборники — наклонные желобки на наружном тенте плота, сходящиеся в центре, — предназначены для сбора дождевой воды. Сливные трубки водосборников с пробками введены внутрь плота.

11. Мешок с веслами и другим снаряжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.

12. Пусковой линь. При натяжении приводит в действие механизм автоматического газозаполнения плота. Он же выполняет функции страховочного линя, удерживающего надутый плот в непосредственной близости от аварийного судна.

13. Баллон с углекислым газом. Прикреплен к днищу плота с помощью специальной шнуровки.

14. Предохранительные клапаны (4 шт.). Служат для стравливания избыточного давления в баллонах при автоматическом надуве плота или его перегреве на солнце. Расположены на камере плавучести и дугах тента.

15. Черпак с поролоном. Используется для осушивания внутренних объемов плота.

16. Балластные карманы. Представляют из себя резиновые мешки прямоугольной формы, прикрепленные снизу к днищу плота. При заполнении забортной водой увеличивают остойчивость плота на волнах, уменьшают ветровой и волновой дрейф. При необходимости их можно убрать, потянув за специальные штерты, закрепленные у входов.

17. Бросательный конец с резиновым кольцом. Закреплен у одного из входов. Предназначен для подачи помощи и подтягивания пострадавшего к плоту. Бросательный конец и кольцо должны обладать самостоятельной плавучестью.

18. Внутренний трап. Облегчает подъем человека из воды. Увеличивает продольную жесткость плота.

19. Наружные леера. Предназначены для поддержания на плаву людей, находящихся в воде.

20. Наружный трап. Облегчает подъем человека из воды. К трапу прикрепляются плавучие якоря, буксировочные лини и т.п.

21. Плавучий якорь (2 шт.). Один внутри и один снаружи плота. Предназначен для уменьшения ветрового и волнового дрейфа, повышения остойчивости плота.

Отечественные надувные плоты имеют овальную форму и выпускаются в основном двух типов: шестиместный (ПСН-6) и десятиместный (ПСН-10). Кроме того, на российских судах используются круглые и многогранные плоты импортного производства.

ПСН хранятся в сложенном виде в специальном пластиковом контейнере-коробе. В случае аварии плот сбрасывается на воду, где с помощью механизма газонаполнения в течение нескольких минут приводится в рабочее состояние.

Благодаря малому весу и отсутствию специальных приспособлений для спуска на воду применение плотов допустимо даже в тех случаях, когда шлюпки использовать невозможно.

3.2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

3.2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ 3.2.1. Убежища, их назначение, общее устройство, порядок заполнения и правила поведения людей в убежищахВ убежищах, находящихся в зонах возможного возникновения массовых пожаров или возможного вторичного химического очага (образующегося в

Коллективные меры

Коллективные меры КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ — дипломатические и иные, предпринимаемые совместно государствами или международными организациями действия в целях поддержания или восстановления мира и коллективной безопасности.Конкретные виды К.м. определены в ст. 41 и 42 Устава

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ — основная форма взаимодействия работников (трудового коллектива) и работодателей в целях выработки и принятия коллективного договора либо разрешения коллективного трудового спора (Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О

Раздел пятый. Корабельные плавучие и спасательные средства Глава 12. Корабельные плавсредства 12.1. Назначение и классификация

Глава 13. Спасательные средства 13.1. Индивидуальные спасательные средства

Глава 13. Спасательные средства 13.1. Индивидуальные спасательные средства Индивидуальные спасательные средства предназначены для создания дополнительной плавучести человеку, находящемуся в воде, а также для обеспечения безопасности личного состава при выполнении

13.2. Коллективные спасательные средства

13.2. Коллективные спасательные средства Использование коллективных спасательных средств определяется специальным расписанием. Коллективные спасательные средства, находящиеся на вооружении кораблей и вспомогательных судов ВМФ, делятся на три основные группы:

ГЛАВА 4 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

На морях и океанах с давних пор действует непреложный закон — при авариях на первом месте стоит спасение жизни человека. Спасательные средства, применяемые на судах, делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным спасательным средствам, которые согласно инструкции должны быть предусмотрены для каждого члена команды и каждого пассажира, относятся спасательные нагрудники и жилеты. Спасательные нагрудники изготовляются из материалов, которые намного легче воды. Они предназначены для поддержания человека на воде в положении, показанном на рисунке с. Нагрудники снабжены свистками и сигнальными фонарями для того, чтобы днем подавать акустические сигналы, а ночью — оптические.


Спасательные жилеты

а - надувной спасательный жилет; b - спасательный нагрудник; с - положение на плаву при надетом спасательном нагруднике. 1 - сигнальный огонь.

Спасательные жилеты сделаны из резины и наполнены воздухом. Их надувают ртом либо наполняют, инертным негорючим газом (например, СО2) из небольшого баллона. Жилеты, как и нагрудники, снабжены фонарями, свистками или другими сигнальными устройствами, например маленькими факелами, при горении которых образуется дым оранжевого цвета, красными ракетами, которые можно зажигать непосредственно рукой, порошком, окрашивающим воду в яркий цвет, и т. д. Для облегчения поисковой работы спасательных команд жилеты и нагрудники, которые раньше имели белый или серый цвет, в настоящее время окрашивают в яркий оранжевый цвет, так как опытами установлено, что этот цвет больше всего бросается в глаза.


Спасательный круг с сигнальным огнем находящейся на леерном ограждении

Спасательные круги также относятся к индивидуальным спасательным средствам. Они наполнены пробкой или каким-либо другим материалом, который намного легче воды, обтянуты парусиной и раскрашены ярко-красными или ярко-оранжевыми полосами. Круги снабжаются сигнальным фонариком, который прикрепляется к ним линем и зажигается сам после выбрасывания спасательного круга на воду.


Применение спасательного круга с сигнальным огнем

К групповым средствам спасения относятся прежде всего шлюпки всех типов. Они являются самыми древними из известных средств спасения. На печатях средневековых портовых городов находят изображения судов, уже имеющих небольшое количество шлюпок на палубе. В течение многих столетий, почти до недавнего времени, типичной спасательной шлюпкой была открытая гребная шлюпка (рис. а). В настоящее время такие шлюпки изготовляют из дерева, металла или пластмассы. Для повышения плавучести они снабжаются герметичными воздушными оцинкованными ящиками из коррозионно устойчивой листовой стали. Вдоль обоих бортов натянуты веревки, за которые может ухватиться потерпевший. В герметичных цистернах хранятся пресная вода и запасы продовольствия, а также сигнальные ракеты, медикаменты, а иногда и переносные радиостанции.


Спасательные шлюпки

а - открытая гребная; b - закрываемая моторная; с - закрытая пластмассовая моторная; d - закрытая алюминиевая моторная; е - закрытая моторная для танкеров. 1 - подвижное закрытие; 2 - люк; 3 - световой сферический люк; 4 - смотровая рубка; 5 - рулевая рубка.

Спасательные открытые шлюпки больших размеров снабжены двигателем, который приводится в движение либо вручную через кривошипно-шатунный механизм, либо от дизеля. В последнее время появилось много спасательных шлюпок новых типов (рис. b). Все они отличаются современными формами, имеют закрытое помещение для пострадавших и снабжены механическим приводом. Некоторые шлюпки (рис. е) изготовляют из несгораемых материалов.

Шлюпка с Титаника (Фото сделано пассажиром судна "Корпатия")

Спасательные шлюпки помещаются под шлюпбалками. На судах старых типов шлюпки подвешивались к шлюпбалкам, которые вращались вручную. Такую конструкцию еще можно встретить на больших учебных парусных судах. Для того чтобы спустить шлюпки на воду, нужно шлюпбалки повернуть поочередно в направлении стрелки, и шлюпка окажется по другую сторону борта. Путем медленного травления талей шлюпка спускается на воду. Со стального топрика, удерживающего шлюпбалки, свисают спасательные шкентели с мусингами. Пассажиры шлюпки держатся за них при спуске шлюпки или при аварийном спуске в шлюпку с палубы судна и поднятии из шлюпки на палубу.


Поворотные шлюпбалки

1 — топрик; 2 — шлюп-тали; 3 — бакштаги; 4 — шлюпбалка


Откидная шлюпбалка

1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — лопарь шлюп-талей; 4 — шлюпбалка после поворота


Заваливающаяся шлюпбалка

1 — винт; 2 — стрела шлюпбагки; 3 — шлюпбалка после поворота

Большие и тяжелые спасательные шлюпки прикрепляют к шлюпбалкам, которые поворачиваются за борт с помощью механических устройств. На рисунке выше в центре показано, как шлюпка путем поворота шлюпбалки спускается на воду посредством троса, намотанного на барабан, который приводится во вращение электродвигателем. Другой способ заключается в том, что шлюпбалка поворачивается при помощи ходового винта, приводимого в движение кривошипно-шатунным механизмом.


Гравитационная шлюпбалка

1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — ролики; 4 — шлюпбалка после вываливания за борт


Гравитационная шлюпбалка с направляющей

1 — стрела шлюпбалки; 2 — лопарь шлюп-талей; 3 — направляющая станины; 4 — ролики; 5 — шлюпбалка после вываливания за борт


Расположение шлюпбалок с направляющими на борту судна

1 — двойная шлюпочная лебедка

Для больших и тяжелых шлюпок применяются шлюпбалки, скользящие на роликах по специальным направляющим станинам. На судах с большим числом членов экипажа и пассажиров (пассажирские суда, пассажирские морские паромы, рыбообрабатывающие суда и т. д.) спасательные шлюпки ставят в ряд вдоль всей верхней палубы, как показано на рисунке выше справа. В этом случае для двух соседних спасательных шлюпок используется общая шлюпочная лебедка.


Жесткие спасательные плоты

а — в собранном виде; b — четырехугольный; с — круглый. 1 — тент: 2 — пластмассовое основание.

Другим групповым средством спасения является плот. Плоты снабжены запасами пресной воды и продовольствия, медикаментами и средствами сигнализации. Плоты наряду со спасательными шлюпками служат в качестве дополнительного спасательного средства (исключением являются боевые корабли). Существуют жесткие и надувные спасательные плоты. Жесткие спасательные плоты снабжены воздушными ящиками. На плавучее основание натянут, как правило, навес из водоотталкивающей ткани для размещения пострадавших. Жесткие плоты выбрасываются за борт. Потерпевшие из воды забираются на плот. Надувные плоты хранятся на судне в специальной упаковке (рис. а). После выбрасывания в воду плоты надуваются автоматически (рис. b). В данном случае потерпевшие также должны забираться на плот из воды. Иногда на пассажирских судах представляется возможность надуть плот на палубе, посадить туда людей и только после этого спустить на воду (рис. с).



Надувной спасательный плот

а — плот в пластмассовом футляре; b — процесс заполнения газом автоматически надуваемого плота; с — спуск плота на канате. 1 — пусковое устройство; 2 — опора; 3 — судовой кран для вываливания шлюпки.

Спасательным средством, которое иногда применяется для спасения команды севшего на мель судна, является канатный транспортер. Он имеет вид корзины или снасти и подвешивается к канату, соединяющему спасательное судно с терпящим бедствие судном. Потерпевший или член спасательной команды (например, врач, пожарник и т. д.) садится в транспортер и передвигается от одного судна к другому. Для прокладки подвесной канатной дороги между двумя судами используется устройство, изображенное на рисунке ниже. Из этого устройства можно выстрелить метательным снарядом с прикрепленным к нему канатом на расстояние от 200 до 250 м. После налаживания связи между обоими судами с помощью каната прокладывается другой, более толстый канат, по которому можно транспортировать людей.

Читайте также: