Количественные и качественные измерения способностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Педагогу нужны как качественная характеристика способностей (к чему обнаруживает способности студент), так и количественная их характеристика (насколько быстро данная личность овладевает умениями, навыками, знаниями).

Качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере деятельности человеку легче себя найти, добиться успехов, достижений. Качественные способности могут выступать как набор переменных величин, позволяющих идти к цели разными путями. Идя к цели, человек может компенсировать одни способности другими. Зная качественный набор способностей для той или иной деятельности, можно выяснить, в какой мере тот или иной человек ими обладает.

Количественная характеристика. Существуют специальные тесты умственной одаренности, которые представляют собой ряд вопросов и задач. Успешность их решения (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов и очков, что дает возможность определить коэффициент "умственной одаренности" (IQ) - "ай кью". В США классы А, В, С (эй, би, си) формируются по умственной одаренности. Этот тест на самом деле выявляет наличие у испытуемого умений, навыков, уровень подготовки.

Отечественные психологи оспаривают валидность этого теста, но рациональное зерно в количественных замерах есть. Задача выявления уровня способностей остается актуальной. Время изменило отношение к количественным измерениям способностей в России.

Известный психолог Л. С. Выготский разработал метод определения зоны ближайшего развития. Это путь выявления способностей у ребенка. Он предлагает проводить исследование способностей ребенка дважды. Первый раз решает поставленную задачу сам ребенок, второй раз - с помощью взрослого. Расхождение между двумя результатами становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. Если ребенок не может решить задачу ни сам, ни со взрослым, есть основание говорить о недостаточном уровне его способностей.

Способности не существуют сами по себе. Их формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь - выявление динамики успехов учащихся в процессе обучения.

Психологические тесты, составленные в соответствии со строгими научными правилами, являются радикальным инструментом для того, чтобы проследить динамику приобретения знаний и умений, измерить и выразить их количественный уровень. Система многоуровневого образования не будет давать сбоя, если при отборе контингента на каждый уровень будут учитываться результаты педагогического измерения способностей. Базовые знания по психодиагностике представлены в приложении.

45. Виды задатков. Их многозначность.

Психогенетические методы исследования показывают, что мозг, как орган психики, обуславливая "красис" психодинамических свойств индивида, создается в период его внутриутробного развития. Таким образом, индивидуальный мозг является врожденным и потому все составные психики, которые входят в тип темперамента, тоже являются врожденными. Таким образом и функциональные свойства отделов и участков головного мозга тоже являются врожденными.

В соответствии со взглядами Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна врожденное в мозге выступает основой задатков индивида. Под задатками понимают врожденные морфологические и фукнциональные особенности мозга и органов ощущений индивида. Человеческий индивид, если он рождается с нормой морфологии и функций мозга и органов ощущений, имеет все общие задатки для взаимодействия с окружающим миром. К общим, прежде всего , относятся сенсомоторные задатки, локомоторные задатки, перцептивные задатки, интеллектуальные и языковые задатки. Все задатки составляют основу для формирования и развития способностей. Под способностями понимают такие психические особенности, которые обуславливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накоплению знаний, умений и навыков, но к последним не сводятся.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что З. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные З. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова).

Способности – это индивидуально – психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность человека к тому тли иному виду деятельности. Это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать – темп овладения деятельности; - широта переноса формирующихся психических качеств; - соотношение нервно – психических затрат и конечного результата.

1. Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека.

2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.

3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.

4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.

Количественная характеристика способностей отвечает на вопрос – насколько способности развиты?

Качественная – в какой среде легче найти себя? Какой вид деятельности вам подходит?

Качественные различия способностей, по мнению Б.М. Теплова (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961), выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой - музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой - к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.

Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

1-общие – предполагают качества личности, отвечающие требованиям не одной, а многим видам деятельности. Могут быть ярко выраженными, что дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей. Являются вполне конкретными психологическими проявлениями (художественный, мыслительный, средний)

2-специальные – предполагают специальные, редкие, узкие, отдельные качества, отвечающие более узкому кругу требованиям данной деятельности. Обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

Задатки и способности

Задатки – природные предпосылки способностей. Задаток – это строение мозга, органы чувств и движения, особенности нервной системы.

Задатки – врожденные возможности развития морфологических и анатомо – физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят: типологические свойства НС, уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, варианты строения коры головного мозга.

Задаткиимеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни способностей.

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития. Таким образом выделяют:

1) Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.

2) Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

3) Гениальность – высшая ступень талантливости. Способность создавать что – то принципиально новое в общественной жизни, науке, литературе и тд. Продукты творчества гениального человека становятся необходимыми в данной отрасли.

Способности – это индивидуально – психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность человека к тому тли иному виду деятельности. Это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать – темп овладения деятельности; - широта переноса формирующихся психических качеств; - соотношение нервно – психических затрат и конечного результата.

1. Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека.

2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.

3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.

4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.

Количественная характеристика способностей отвечает на вопрос – насколько способности развиты?

Качественная – в какой среде легче найти себя? Какой вид деятельности вам подходит?

Качественные различия способностей, по мнению Б.М. Теплова (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961), выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой - музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой - к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.

Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

1-общие – предполагают качества личности, отвечающие требованиям не одной, а многим видам деятельности. Могут быть ярко выраженными, что дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей. Являются вполне конкретными психологическими проявлениями (художественный, мыслительный, средний)

2-специальные – предполагают специальные, редкие, узкие, отдельные качества, отвечающие более узкому кругу требованиям данной деятельности. Обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

Задатки и способности

Задатки – природные предпосылки способностей. Задаток – это строение мозга, органы чувств и движения, особенности нервной системы.

Задатки – врожденные возможности развития морфологических и анатомо – физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят: типологические свойства НС, уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, варианты строения коры головного мозга.

Задаткиимеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни способностей.

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития. Таким образом выделяют:

1) Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.

2) Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

3) Гениальность – высшая ступень талантливости. Способность создавать что – то принципиально новое в общественной жизни, науке, литературе и тд. Продукты творчества гениального человека становятся необходимыми в данной отрасли.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Отдельные способности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости, от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Качественные различия способностей, по мнению Б.М. Теплова (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961), выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй – в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой – музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой – к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.

Количественная характеристика способностей – необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности – коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п. Обычно отельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности. В качестве примеров заданий подобных тестов можно привести следующие:

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности.

В дальнейшем в показатели интеллектуальности были введены результаты тестов по некоторым познавательным процессам (восприятию, памяти, воображению). Определение коэффициента интеллектуальности чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова показало, что он находится на достаточно высоком уровне (135), уступая, однако, посмертно определенному коэффициенту интеллектуальности Гете (200) и Эйнштейна (180). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному и низкие по числовому тесту и, наоборот. Так, у Гарри Каспарова шахматная и "бытовая" память оказались феноменальными, тогда как тесты, выявляющие фантазию, воображение, способность к отвлеченному мышлению, были выполнены не на столь высоком уровне.

Однако в связи с тем, что большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, вскоре стала очевидна их ограниченность в определении способностей к различным видам деятельности. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Так, например, службой занятости США для использования в государственных учреждениях рекомендуется батарея следующих субтестов.

  1. Общие способности к обучению. Определяется сложением показателей 3 тестов, использовавшихся для измерения других факторов (словарного, арифметического мышлению, восприятия трехмерного пространства)
  2. Вербальные способности. Измеряется словарным тестом, в котором испытуемый должен указать, какое из 2 слов в каждом наборе имеет то же или противоположное значение
  3. Числовые способности. Включает тесты на вычисления и арифметическое мышление
  4. Пространственные способности. Измеряется, тестом восприятия трехмерного пространства, включающим способность понимать двухмерные отображения трехмерных объектов и представлять результат движения в 3 измерениях
  5. Восприятие формы. Измеряется 2 тестами, в которых испытуемый сопоставляет чертежи деталей и геометрические формы
  6. Мысленное восприятие. Аналогичен 5, но сопоставляются названия, а не чертежи или формы
  7. Двигательная координацию. Измеряется простым тестом типа "бумага-карандаш", в котором испытуемый делает в сериях квадратов определенные пометки карандашом
  8. Пальцевая моторика. 2 теста, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы
  9. Ручная материка. 2 теста, в которых испытуемый перемещает и переворачивает фишки на столе, где находится доска

Основной недостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

Именно на это указывал Л. С. Выготский, подчеркивая, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Развитие ребенка происходит в процессе обучения его взрослыми и то, что ребенок не может сделать самостоятельно, он вполне может сделать с помощью взрослых, научившись через какое-то время делать это сам. Исходя из данного положения, Л. С. Выготский предложил проводить исследование как минимум дважды: первый раз, выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй – как с помощью взрослого. Оценка способностей ребенка, производимая по расхождению между результатами его самостоятельного решения и решения с помощью взрослого, была названа Л. С. Выготским зоной ближайшего развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Количественная и качественная характеристика способностей.
Способности характеризуются как черты, отличающие людей друг от друга. Эти характеристики могут быть качественными и количественными.

Качественная характеристика. Любая способность человека - это сложное свойство. Внутренняя способность человека справляться с требованиями определенной деятельности обусловлена рядом других качеств. Для этого прежде всего необходимо учитывать жизненный опыт человека, приобретенные у него знания, навыки и умения. Способности человека проявляются в том, как он использует свои существующие знания и приобретает новые знания, навыки и навыки, необходимые для решения стоящих перед ним задач.

Способный и человек, способный решать и решать проблемы, обладающий необходимыми для их решения средствами, техникой работы в той или иной отрасли. Способности человека основаны на знаниях, умениях и способностях, на системах временных нервных связей, на которых они основаны. Навыки развиваются в процессе формирования этих связей и приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Существует сложная взаимосвязь между способностями человека и жизненным опытом. Навыки зависят от опыта. Отсутствие необходимых знаний и навыков задерживает развитие и проявление способностей.

Каждая способность - это синтетическое свойство человека, которое включает в себя ряд частичных свойств в определенной комбинации.

К этим свойствам относится внимание человека, его способность долго и неуклонно концентрироваться на задаче, на объекте своей деятельности. Основными составляющими человеческих способностей являются такие качества, как чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлениям, наблюдательность. Каждая способность включает в себя определенные качества памяти человека. Скорость запоминания, его сила, полнота и точность воспроизведения особенно важны при этом. Обычно люди с высокими способностями также имеют хорошую память. Известны случаи феноменальной запоминаемости визуальных впечатлений у выдающихся художников. У многих выдающихся композиторов память о музыкальных впечатлениях была удивительной: однажды услышав сложное музыкальное произведение, они смогли записать его нотами, запомнить долго после восприятия и точно воспроизвести с помощью музыкального инструмента (В. А. Моцарт, М. О.). Балакирев, С. В. Рахманинов и др.).

Деятельность человека требует определенной трансформации, закрепленной в его предыдущем опыте, создания новых образов, представлений. Умение превращать действительность в образы, представления - необходимое условие успеха производственной, научной, художественной и любой другой человеческой деятельности.

Особенно важную роль в структуре способностей играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явлений объективной реальности, обретать глубокое понимание их сущности, их законов. При этом такие качества мышления, как широта, глубина, ясность мышления, последовательность, независимость, критичность, освобождение от шаблонных процедур решения проблем, способность изменять то, как они соответствуют конкретной ситуации, быстро сосредоточиться на новых задачах и активно и энергично работать над их решением, имеют важное значение. Качества мышления и связанного с ним языка занимают важное место в структуре способностей к научной, технической, производственной, изобретательской, художественной, художественной и другой деятельности.

Человеческие способности обладают не только различными когнитивными, но и эмоциональными свойствами. Скажем, характерной особенностью музыкальных способностей человека является его эмоциональная реакция на музыкальные впечатления, способность эмоционально реагировать на музыку, переживать ее. Эмоциональная чувствительность является характерной чертой других творческих способностей.

Эмоциональные компоненты также присутствуют в структуре способностей к научной и другой творческой деятельности, которые никогда не могут возникать или возникать без эмоций.

Успешное выполнение тех задач, которые стоят перед ней, также требует умения преодолевать трудности, с которыми она сталкивается при этом. Отсюда связь способностей человека с его волевыми качествами, а именно с его инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой и т.

Количественная характеристика. Количественные измерения способностей характеризуют степень их тяжести. Наиболее распространенной формой оценки серьезности навыков являются тесты. За последние несколько десятилетий отечественные психологи разработали большое количество оригинальных тестов, а также адаптировали иностранные к нашим условиям. При изучении навыков они используют систему тестов, которые постепенно усложняются. Эта система была названа тестом батареи (тесты производительности, тесты интеллекта, тесты на креативность).

Читайте также: