Церковь при иване грозном кратко

Обновлено: 28.06.2024

На своем пути становления Русская Православная Церковь прошла немало этапов, прежде чем стала одной из ведущих. За это время были и подъемы и падения. Невозможно представить современную РПЦ без такого важного события как Крещение в 988 году. Эта дата считается началом организованной жизни в России, ведь до этого восточнославянские племена верили во множество богов. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую и православную. Несмотря на сложное политическое положение дел, Россия приняла православное вероучение. Много изменений произошло с тех пор, в том числе в обрядах, культах и традициях.

Важным событием в истории Русской Православной Церкви произошло в середине 16 века-Стоглавый Собор 1551 года. Правителем Московского государства в то время являлся Иван Васильевич, прозванный Грозным за проведение многих жестких реформ (введение опричнины). По инициативе царя и действующего митрополита Макария был подготовлен свод религиозных вопросов для Стоглавого Собора.

Причины проведения

Ни одно историческое событие не происходит без вынужденных мер. Стоглавый Собор не стал исключением. Для выяснения причин обратимся к более ранним периодам развития государства.

Тяжелым этапом для Руси стали княжеские междоусобицы, которые фактически привили к установлению монгольского ига. Ведь князья, которые боролись между собой, замечали опасности нападения внешнего врага. А между тем сильное подготовленное войско монголов установило над русскими землями свое покровительство с 1240-1480 год. Почти два столетия великие князья должны были платить дань Золотой Орде, получать ярлык на княжение. Стоит отметить, что монголы не стремились изменить веру подчиненных народов, им было достаточно денег и земель. Но в ходе разорительных походов были утрачены многие важные летописи и своды церковных правил, хранившие в себе информацию о традициях и обрядах. Разрушенными оказались церковные постройки в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах.

Итогом победы в 1480 году на реке Угра стало снятие зависимости от Орды. Все два столетия население Руси отдалилось от общих традиций. Для окончательного закрепления всех городов за Москвой нужно было организовать единые установки обрядов по всей Руси. Вся политика Ивана Грозного была направлена на собирательство земель: Ливонская война за выход к побережью Балтийского моря, присоединение Казанского, Астраханского, Крымского ханства. Рос и ускорялся процесс централизации. Разные богослужебные порядки не могли привести к объединению народа.

Кроме того, постоянное иностранное влияние сказалось на развитии церкви. Разница в церковных обрядах византийцев и греков отразилась на Руси. Конечно, для формировании веры такие детали, как написание имя Бога, величина поклона совсем не важны. Но в середине 16 века большая часть населения Руси была безграмотной или малограмотной. Священное Писание, Евангелие читали только образованные священники, составлявшие меньшинство. Вера, как и на территории средневековой Западной Европы, воплощалась в обрядах. Люди проникались в религию под действием внешних моментов, а не содержания.

Содержание Собора

Ответы на вопросы, поставленные царем Иваном Васильевичем Грозным и митрополитом Макарием, искали множество образованных священнослужителей, в том числе и сам Митрополит. Прежде всего, вопросы касались существенных различий в богослужебных порядках. Было создано 100 глав официальных унифицированных церковных положений. Кроме того, церковь получила неприкосновенность имущества. Государство не могло без соглашения митрополита лишить церковь земель.

Одним из очень важных и спорных решений, принятых на Соборе 1551 года, стало утверждение двуперстия. Важно отметить, что до этого ни один Вселенский церковный собор не рассматривал вопрос о перстосложении.

На территории Руси троеперстии появилось с приходом греческих священников, приходивших за милостыней. Считалось, что прежде этого русский народ никогда не знал о троеперстии, а вот двуперстии-исконная форма данного обряда, появившаяся еще во времена Владимира Красное Солнышко. Хотя никакие летописи данный факт как официальный не подтверждают. Но решением Стоглавого Собора двуперстие закреплялось в догматах и канонах русской церкви. За несоблюдение порядка обряда накладывалась анафема.

Итоги Стоглава

Одним из ключевых событий во время правления первого русского царя стал Стоглавый собор 1551 года. Он кардинальным образом определил дальнейшее развитие православной церкви как одного из важнейших институтов русской государственности.

Но вернемся к содержанию Стоглава. Принято считать, что важнейшим реформатором церкви стал патриарх Никон. Но, по сути, основу ее реформирования определил Стоглавый собор. Он затронул не только такой болезненный вопрос, как церковные землевладения, но и проблемы, связанные с церковнослужениями, касающиеся как клира, так и мирян. Среди них – иконография, богослужебные книги, двоение Аллилуиа, двоеперстие, духовное образование.

Несовершенство переписки книг вручную при огромной потребности в богослужебной литературе стало основной причиной развития книгопечатания. В сводном каталоге книг кирилловской печати А.С. Зерновой приводятся данные о том, что в 1553-1563 гг. в России были напечатаны 7 изданий – 2 псалтыри, 3 евангелия и триоди. Т.е. еще до официального открытия печатни в Москве в 1563 г.

Псалтырь Слободская. Отпечатана в 1577 г. в Александровской слободе печатником Андроником Тимофеевым Невежей. Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"

Псалтырь Слободская. Отпечатана в 1577 г. в Александровской слободе печатником Андроником Тимофеевым Невежей. Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"

Стоглав также утвердил двоение Аллилуиа (гл. 42), двоеперстие при совершении крестного знамения (гл. 31), постановление о нестрижении бороды (гл. 40). В XVII в. патриархом Никоном эти меры будут отвергнуты, что приведет к самому глубокому расколу в истории РПЦ.


В первые годы царствования Иван Грозный провел ряд реформ, которые охватили все стороны жизни государства: военную, правовую, налоговую и другие. Церковная реформа Ивана Грозного не такая известная, как все остальные. Однако, она стала первой реформой церкви царства Русского в царский период. Следующая была проведена только более 100 лет спустя, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

Предыстория и порядок проведения

Причины церковной реформы были такие же, как и у остальных реформ. По мере централизации, в царстве Русском требовалась унификация различных сфер жизни. Одной из них стала и церковная, поэтому ничего удивительного в том, что реформа последовала сразу за созывом первого Земского собора.

Царь Иван IV

Рис. 1. Царь Иван IV.

Реформу проводил Стоглавый собор, который действовал в Москве с февраля по май 1551 года. Местом ее проведения стал Успенский собор. Стоглавый собор представлял собой сочетание церковного и земского соборов. В нем принимали участие:

  • Иван IV.
  • Представители Боярской Думы.
  • Высшее духовенство. Митрополит Макарий (председатель), протопоп Сильвестр (составлял текст повестки), архиепископы всех епархий (Тверская, Смоленская, Рязанская, Пермская, Ростовская, Крутицкая, Суздальская, Новгородская, Коломенская).

Решения собора были оформлены в 100 главах, поэтому и название он получил “Стоглав”.

Собор отверг планы Ивана IV по секуляризации церковных земель, но, с другой стороны, было ограничено приращение церковных владений в городах. С проведением собора связана полемика двух движений в православной церкви – иосифлян и нестяжателей. Вторые выступали против церковного землевладения и отчасти напоминали протестантов в Европе XVI века.


Рис. 2. Митрополит Макарий 1551.

Итоги и значение церковной реформы

Лучше всего сгруппировать их по различным темам в виде таблицы:

Финансовые

Бытовые

  • Передача прежним владельцам земель, которые Церковь получила в период регентства, то есть с 1533 по 1547 год.
  • Запрет Церкви принимать новые земли и поместья в дар без царского разрешения.
  • Запрет Церкви заниматься ростовщичеством, зерном и деньгами
  • Монастыри обязаны были вернуть тех, кто скрывался в их стенах от уплаты податей.
  • Составлен список канонизированных святых.
  • Появление должности поповских старост.
  • Запрет мирянами общаться с иностранцами.
  • Все монастыри стали подсудны епископам.
  • Установлены правила написания икон.
  • Одобрен новый завод законов – Судебник 1550 года.
  • Брачный возраст установлен с 12 лет для девушек и с 15 лет для юношей.
  • Количество браков ограничено тремя, причем за третий могли отлучить от церкви на 5 лет.
  • Запрет на стрижку бород и усов. Тем, кто это делает, угрожало отлучение от церкви.
  • Священники и дьяконы были обязаны создавать училища для обучения крестьян грамоте.

К 100 главам церковного приговора впоследствии была добавлена 101-ая глава о церковном землевладении.

Стоглав 1551

Рис. 3. Стоглав 1551.

Что мы узнали?

Церковная реформа Ивана 4 была связана с его политикой в целом. Ее содержание необходимо знать для понимания церковной жизни в России в XVI веке. Реформы охватывала финансовые и религиозные вопросы жизни церкви и семейные дела населения.

В первые годы царствования Иван Грозный провел ряд реформ, которые охватили все стороны жизни государства: военную, правовую, налоговую и другие. Церковная реформа Ивана Грозного не такая известная, как все остальные. Однако, она стала первой реформой церкви царства Русского в царский период. Следующая была проведена только более 100 лет спустя, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

Церковная реформа Ивана Грозного (4) – кратко о причиная, значении и итогах

Предыстория и порядок проведения

Причины церковной реформы были такие же, как и у остальных реформ. По мере централизации, в царстве Русском требовалась унификация различных сфер жизни. Одной из них стала и церковная, поэтому ничего удивительного в том, что реформа последовала сразу за созывом первого Земского собора.

Церковная реформа Ивана Грозного (4) – кратко о причиная, значении и итогах

Рис. 1. Царь Иван IV.

Реформу проводил Стоглавый собор, который действовал в Москве с февраля по май 1551 года. Местом ее проведения стал Успенский собор. Стоглавый собор представлял собой сочетание церковного и земского соборов. В нем принимали участие:

  • Иван IV.
  • Представители Боярской Думы.
  • Высшее духовенство. Митрополит Макарий (председатель), протопоп Сильвестр (составлял текст повестки), архиепископы всех епархий (Тверская, Смоленская, Рязанская, Пермская, Ростовская, Крутицкая, Суздальская, Новгородская, Коломенская).

Решения собора были оформлены в 100 главах, поэтому и название он получил “Стоглав”.

Собор отверг планы Ивана IV по секуляризации церковных земель, но, с другой стороны, было ограничено приращение церковных владений в городах. С проведением собора связана полемика двух движений в православной церкви – иосифлян и нестяжателей. Вторые выступали против церковного землевладения и отчасти напоминали протестантов в Европе XVI века.

Церковная реформа Ивана Грозного (4) – кратко о причиная, значении и итогах

Рис. 2. Митрополит Макарий 1551.

Итоги и значение церковной реформы

Лучше всего сгруппировать их по различным темам в виде таблицы:

Финансовые

Бытовые

  • Передача прежним владельцам земель, которые Церковь получила в период регентства, то есть с 1533 по 1547 год.
  • Запрет Церкви принимать новые земли и поместья в дар без царского разрешения.
  • Запрет Церкви заниматься ростовщичеством, зерном и деньгами
  • Монастыри обязаны были вернуть тех, кто скрывался в их стенах от уплаты податей.
  • Составлен список канонизированных святых.
  • Появление должности поповских старост.
  • Запрет мирянами общаться с иностранцами.
  • Все монастыри стали подсудны епископам.
  • Установлены правила написания икон.
  • Одобрен новый завод законов – Судебник 1550 года.
  • Брачный возраст установлен с 12 лет для девушек и с 15 лет для юношей.
  • Количество браков ограничено тремя, причем за третий могли отлучить от церкви на 5 лет.
  • Запрет на стрижку бород и усов. Тем, кто это делает, угрожало отлучение от церкви.
  • Священники и дьяконы были обязаны создавать училища для обучения крестьян грамоте.

К 100 главам церковного приговора впоследствии была добавлена 101-ая глава о церковном землевладении.

Церковная реформа Ивана Грозного (4) – кратко о причиная, значении и итогах

Рис. 3. Стоглав 1551.

Что мы узнали?

Церковная реформа Ивана 4 была связана с его политикой в целом. Ее содержание необходимо знать для понимания церковной жизни в России в XVI веке. Реформы охватывала финансовые и религиозные вопросы жизни церкви и семейные дела населения.

Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий.Фигура Ивана Грозного является наиболее противоречивой в истории России и Русской Православной Церкви. Время его правления можно условно разделить на два периода:

1) С 1547 года (год венчания на царство) до 1565 года (введение опричнины);

2) С 1565 года до 1583 года (смерть Ивана Грозного).

Князь Иван Грозный родился в 1530 году, а в 1533 оду умер его отец – великий князь Василий Иоаннович. Управлять государством стала его мать – Елена Глинская. Но через пять лет умерла и она. Маленький князь в восемь лет остался круглым сиротой. При нем был составлен опекунский совет, в который входили бояре Шуйские, Воронцовы, Юрьевы. Маленький князь видел, как эти бояре ради власти преступали законы морали и государства. Часто они обижали и самого князя. Ему некому было вылить свою скорбь, рассказать об обидах. Поэтому эта обида оставалась в сердце и вылилась в желание мести. Уже в 14 лет по его приказанию был убит один из бояр – Шуйский. Митрополитом в это время был Макарий. Он часто выступал печальником за обидимых и гонимых. Князь слушался митрополита, отменяя новую ссылку или смертный приговор.


1547 год известен как год венчания на царство Иоанна Васильевича. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. По преданию, Бог, поставив первым христианским царем Константина Великого, через Своего ангела послал ему царские одежды и венцы. Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви, и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Цареградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

В том же 1547 году в Москве произошел пожар. Иван IV в этом усмотрел наказующий перст Божий, побуждающий к исправлениям. Царь порывает связь с прежними боярами-руководителями и образует около себя тесный кружок доверенных советников. В их число вошли Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. Под влиянием этих советников у юного царя заговорило покаянное чувство о прежнем небрежении государственными обязанностями. Он решил стать достойным царем Русского государства. Уже в 1550 году был созван общеземский собор и был переработан Судебник Иоанна III, и этим было положено начало обновлению русской земли.

Собор 1551 года подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее от недостатков. Он составил ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян.

В 1555 году здесь была учреждена святительская кафедра.

В 1554 году была покорена и Астрахань, вследствие чего жившие там татары стали принимать святое крещение.

Учреждение опричнины.Царь Иоанн Грозный начинал свое царствование как благочестивый государь. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна – кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к Адашеву и Сильвестру. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер от горячки. В 1563 году умер митрополит Макарий. Его преемникам стало гораздо труднее проходить свое поприще, потому что царь с каждым днем становился все подозрительнее и бесчеловечнее.


Измена князя Андрея Курбского и некоторых других бояр, бежавших в Литву, а также вторжение литовцев и крымцев в русские пределы до того усилили подозрительность в Иоанне, что он не считал себя безопасным и в самой Москве. Поэтому 3 декабря со всем своим семейством и некоторыми приближенными людьми царь выехал из столицы в неизвестном направлении. Через месяц (3 января 1565 года) он прислал из Александровской слободы митрополиту грамоту, в которой жаловался на бояр за их постоянные измены и злоупотребления, на святителей и все духовенство – за то, что они вступаются за виновных. И поэтому царь объявил, что оставляет свое государство. Эта грамота очень сильно повлияла на народ. Все со слезами просили митрополита, чтобы тот отправился к царю и умилостивил его. К Ивану Грозному отправились духовенство и бояре. Царь, выслушав их слезные мольбы, обещал возвратиться в Москву при условии, что ему не будут препятствовать казнить виновных по своему усмотрению. Иоанн возвратился в Москву и учредил опричнину. Духовенство теперь уже не могло защищать виновных, поэтому начались казни бояр и невыносимые притеснения всего населения.

Святитель Филипп.Тяжело было духовенству, в особенности митрополиту Афанасию, смотреть на это кровопролитие. Поэтому уже в 1566 году митрополит Афанасий под предлогом плохого здоровья оставил кафедру. На его место был выбран Казанский епископ Герман. Он не смог молча смотреть на творившееся в стране беззаконие. Он решил побеседовать с царем наедине. Митрополит говорил Иоанну о Страшном Суде, об отчете, который должны будут дать все люди, об ответственности царя перед Богом за свое государство. Царь разгневался и удалил митрополита с кафедры. На место митрополита Германа был избран игумен Соловецкого монастыря – Филипп.

Царь пришел к обедне в соборную церковь. Митрополит вышел к нему со словами обличения, говоря, что даже у язычников не бывает таких кровопролитий. Царь разгневался на святителя и вышел из церкви.

После этого царь принял твердое решение низложить митрополита. Был созван собор, на который приехали многие клеветники и лжесвидетели. Святитель не оправдывался, а только ответил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония нечестивого времени, и тут же начал слагать с себя все знаки своего сана. Но царь велел остановиться и ждать судебного приговора. В день архистратига Михаила святитель Филипп служил в своей соборной церкви. Вдруг туда явился царский любимец Басманов, сопровождаемый опричниками. Он приказал прочитать вслух соборный приговор о низложении митрополита. Опричники бросились на митрополита, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую монашескую одежду, с позором выгнали из церкви, и, посадив на дровни, отвезли в Богоявленский монастырь.

Иоанн хотел даже осудить святителя на сожжение, так как его обвиняли в волшебстве, но по ходатайству духовных властей согласился оставить ему жизнь. Целую неделю просидел страдалец в смрадной темнице, томимый голодом. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, так называемый Старый. Царь прислал к нему сюда отрубленную голову одного из его любимых родственников. Святитель поклонился перед нею до земли, благословил ее, с любовью лобызал ее и отдал принесшему. Наконец, по воле царя Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, будто бы попросить благословения на путь. И этот злодей, вошедши в келью страдальца и беседуя с ним наедине задушил его подушкой (23 декабря 1569 года), а потом сказал настоятелю и приставникам, что митрополит умер по их небрежности. Так закончил свое земное поприще этот мужественный святитель, не побоявшийся ни царской опалы, ни самой смерти ради правды Христовой.

Митрополит Кирилл.После смерти святителя Филиппа митрополитом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл. При нем лютость Иоанна достигла крайних пределов. Не довольствуясь уже тем, чтобы губить отдельные лица и семейства, он начал изливать свой гнев на целые города. Торжок, Коломна, Клин, Тверь один за другим были ограблены опричниками и опустошены огнем и мечом. Но более всех испытали на себе свирепость Иоанна жители Новгорода, на которых было донесено, что они составили уже грамоту и готовы предаться польскому королю. Царь сам прибыл в Новгород и в течение шести недель совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Были ограблены не только жилища, но и церкви, и монастыри. Из них в Москву были вывезены лучшие иконы, ризы, колокола. До 500 игуменов, иеромонахов, старцев были собраны из всех монастырей и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Архиепископ Пимен, который некогда клеветал на святителя Филиппа, теперь сам подвергся поруганию. С него сняли его святительские ризы, в худой одежде посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку и, как шута, возили по улицам города. В таком же виде он был отправлен в Александровскую слободу. Через несколько месяцев его лишили сана и заточили в Веневский монастырь, где он вскоре и скончался.

Остановил разгул опричнины лишь набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Москва сгорела полностью. Уцелел один Кремль. Только теперь царь понял, что разделение страны приводит к ее уничтожению. Он отказывается от опричнины. В 1583 году царь Иван Грозный умирает.

ВОПРОСЫ:

1. Какое значение имело венчание на царство Ивана Грозного?

2. Для чего были покорены Казань и Астрахань?

3. В чем состоит подвиг святителя Филиппа?

4. Почему была отменена опричнина?

Раздел III. Русская Православная Церковь в патриарший период.

Читайте также: