Социологическая классификация культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

? коммуникативная (функция социального общения);

? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

В рамках социологии культуры исследователями принято рассматривать наличие сложных образований, которые структурируются согласно характеристикам и разнообразным культурным основаниям.

Существенной считается классификация культуры по следующим признакам: генезис (то есть, здесь речь идет о происхождении культуры), характер и уровень развития культуры.

Отсюда исследователи пришли к выводу о том, что сегодня можно выделить три формы культуры, которые рассматриваются в рамках социологии культуры:

  1. Элитарная культура;
  2. Народная культура;
  3. Массовая культура.

Элитарная (иными словами высокая) культура – достаточно обширная область, которая включает в себя множество объектов: классическая музыка, высокохудожественная классическая литература, поэзия, предметы изящного искусства. Создаются объекты элитарной культуры талантливыми художниками и писателями, поэтами и композиторами, которые обладают особыми навыками, а про некоторых говорят, что их способности дарованы им природой или свыше. Предметы высокой культуры ориентированы на людей, которые не просто созерцают, но еще и понимают заложенный в нее глубокий смысл. Это ценители и знатоки искусства. В этот круг также входят и профессионалы: искусствоведы, литераторы, критики, которые могут высказывать собственное мнение, обосновывать его и приводить аргументы за или против того или иного произведения.

По мере того, как повышается уровень образования людей, расширяется и круг потребителей такой элитарной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности культуры в социологии

Помимо охарактеризованных нами форм культуры существуют также еще и несколько ее разновидностей. Социологи выделяют их в разные социальные группы, которые обладают особыми чертами. Отсюда и использование таких понятий, как:

  • Доминирующая культура;
  • Субкультура;
  • Контркультура.

Доминирующая культура представляет из себя совокупность ценностей и норм, убеждений, особых правил поведения. Они принимаются большей частью общества и разделяются с остальными участниками. В этом понятии нашли свое отражение система жизненно важных ценностей и норм, которые и образуют ту самую необходимую культурную основу, на которой выстраиваются все взаимодействия. Без такой общепринятой системы культурных ценностей и норм ни одно общество не могут функционировать как полноценная социокультурная система.

Субкультура – это особый комплекс культурных норм и ценностей, которые присущи отдельным социальным группам. Они отличаются в большей или меньшей степени от доминирующей культуры по ряду признаков: например, атрибутика, манера поведения, манера общения, стиль одежды. Субкультура – это малый культурный мир, в котором отражаются особенности образа жизни самых разных сообществ людей, которые объединены идеей, желаниями, целью, потребностями или просто идеологией быть отличными от всех остальных.

Классификация культуры в зависимости от происхождения

Культура в социологии – это сложное образование, которое может быть структурировано по самым разным основаниям. Одна из самых существенных классификаций – это классификация в зависимости от происхождения (генезиса), характера и уровня развития, которая позволяет выделить три формы культуры – народную, элитарную и массовую.

Высокая или элитарная культура включает в себя высокохудожественную литературу, классическую музыку, поэзию, изящные искусства и др.

Данная форма культуры создается благодаря талантливым поэтам, писателям, композиторам, художникам и направлена на узкий круг знатоков и ценителей искусства. В данный круг ходят не только так называемые профессионалы (критики, литераторы, искусствоведы), но и те, кто просто высоко ценит любое искусство и получает эстетическое наслаждение от общения с ним. В зависимости от повышения уровня образованности людей, круг ценителей этой формы культуры расширяется.

Народная культура формируется стихийно и обычно в ней отсутствуют конкретные авторы.

Ее составляют такие элементы как мифы, песни, былины, легенды, танцы, частушки, пословицы, ремесла и огромный пласт народной культуры – то, что обычно называют фольклором. Выделяют две основные его особенности – фольклор локализован (всегда связан с обычаями и традициями определенной местности) и демократичен, т.к. в его создании может принять участие любой человек. Народной культура также может обладать высоким художественным уровнем.

Массовая культура возникла в XX веке, во времена развития новых средств массовой коммуникации и коммерциализации искусства. То, что создается посредством массовой культуры будет распространяться во всех слоях общества и ориентируется на то, чтобы удовлетворить сиюминутные человеческие запросы.

Основной функцией массовой культуры является компенсаторно-развлекательная, дополняемая социально-адаптивной функцией, которая реализуется в поверхностном, отвлеченном варианте. Типичный пример произведения массовой культуры – это музыкальные хиты, телевизионные сериалы с огромным количеством серий и сезонов, клишированные боевики, ужастики и т.д.

На сегодняшний день массовая культура является особым видом бизнеса. Учитывая специфические характеристики различных социальных групп массовая культура модифицируется и становится более технически совершенной, более изобретательно воздействует на массы. Например, сегодня часто применяют механизм статусного потребления, когда та или иная вещь приобретается с точки зрения престижности.

Классификация культуры в зависимости от социальных групп

Вместе с вышеназванными формами культуры социологами выделяются несколько ее разновидностей в зависимости от отдельных социальных групп. В данном контексте выделяют такие виды как доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Под доминирующей культурой понимают такую совокупность убеждений, норм, ценностей и правил поведения, которые разделяются и принимаются общественным большинством.

Это понятие отражает систему самых важных общественных ценностей и норм, которые образуют культурную основу общества. Если в обществе нет такой общепринятой системы культурных ценностей и норм, то оно не сможет нормально функционировать.

Субкультурой называют особую систему культурных норм и ценностей, которая присуща определенной социальной группе и которая в той или иной мере отличается от доминирующей культуры.

В любой субкультуре существуют свои образцы поведения, правила, стиль одежды и манера принятого общения. Субкультура – это некий своеобразный небольшой культурный мир, в котором отражаются особенности образа жизни разных сообществ людей.

Различают большое количество субкультур: профессиональные, возрастные, территориальные, конфессиональные, национальные и т.д.

На сегодняшний день социологи России пристальное внимание уделяют изучению молодежных субкультур. По результатам конкретных социологических исследований, субкультурную активность молодежи определяет ряд следующих факторов:

  • уровень образования (субкультурная активность выше у лиц с более низким уровнем образования (к примеру, у учащихся ПТУ), нежели чем у студентов высших учреждений образования);
  • возраст (пик субкультурной активности приходится на 16-17 лет, а к 21-22 годам она заметно снижается);
  • место жительства (субкультурная активность более характерна для городов, чем для деревень).

Самые популярные среди субкультурных молодежных групп – это спортивные и музыкальные фанаты (металлисты, фанаты к-попа, рока, футбольные, хоккейные болельщики, культуристы и др.). Менее развиты в нашей стране субкультуры, которые направлены на общественно полезную деятельность – охрану памятников, защиту окружающей среды и т.д. Также можно выделить субкультуры, посвященные альтернативному творчеству, поискам новых форм образа жизни (непризнанные музыканты, писатели, религиозные группы и т.д.).

Из-за социальных, экономических или политических факторов, субкультура может превратиться в контркультуру.

Под контркультурой понимают такую субкультуру, которая находится в состоянии открытого конфликта с доминирующей культурой, а не просто отличается от нее.

Этот термин ввел в обиход американский социолог Т. Роззак, применивший его для того, чтобы охарактеризовать молодежные протестующие движения в западных странах в конце 60-х годов XX века.

Самое характерное проявление контркультуры – это движение хиппи в 60-70-х годах XX века, которое развивалось на Западе. Данное движение объявило нежелательным труд, семья, по их мнению, была не нужна и ограничивала свободу, патриотизм считался ненормальным, а стремление к обладанию материальными благами – недостойным. Таким образом, они ставили под сомнение все общественные культурные ценности.

Подытоживая, если субкультура позволяет индивиду различными путями реализовать и принять базовые общественные ценности, то контркультура основывается на неприятии данных ценностей и пытается найти альтернативные формы жизни.

Читайте также: