Колесничий в древнем египте кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Египте эпохи Древнего (XVIII-XXII вв. до н.э.) и Среднего (XXI-XVIII вв. до н.э.) царств колесо уже было известно, но использовалось крайне ограниченно. К настоящему времени обнаружено всего два египетских изображения колёс, относящихся к этой эпохе. Первое из них происходит из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.) времён VI династии, второе – из гробницы Иниотефа в Фивах (XXI в. до н.э.) времён XI династии. Рельеф из гробницы Иниотефа представляет деревянную лестницу, установленную на два сплошных колеса. Согласно одному мнению, это изображение строительных работ, согласно другому – осады города. Фактическое отсутствие свидетельств об использовании колёсных повозок в Египте Древнего и Среднего царств можно объяснить тем, что нужды египтян в перевозках вполне удовлетворялись другими средствами – основной объём грузов перевозился на судах по Нилу и каналам, по суше лёгкие грузы перевозились на ослах, а тяжёлые – на санях, в которые запрягались быки или волы. На мягких илистых или песчаных почвах Египта колёсные повозки, по-видимому, были менее пригодными.


Рельеф из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.)


Рельеф из гробницы Собекнахта в Эль-Кабе (XVIII-XVII вв. до н.э.)

После изгнания гиксосов и основания Нового царства в XVI в до н.э. изобразительные и литературные свидетельства о колёсных повозках в Египте появляются в огромном количестве. Самое раннее египетское изображение колеса со спицами происходит из фиванской гробницы царицы Аххотпе, матери основателя XVIII династии фараона Яхмоса I (сер. XVI в. до н.э.). Среди других вещей в ней была обнаружена модель четырёхколёсной повозки, везущей золотое судно.


Модель из гробницы царицы Аххотпе в Фивах (сер. XVI в. до н.э.)


Фрагмент Второй стелы фараона Камоса с упоминанием коней или колесниц (ḥtr) гиксосов

Начатое Камосом освобождение Египта от власти гиксосов успешно завершил Яхмос I. В заупокойном храме этого фараона в Абидосе недавно были найдены части каменного рельефа, изображающего его войну с гиксосами. Сцена битвы египтян и азиатов представляет колесницы с конями, в том числе огромную фигуру Яхмоса на колеснице, поражающего своих азиатских врагов, которые также скачут на колесницах.


Фрагменты рельефа из заупокойного храма фараона Яхмоса в Абидосе


Фрагмент надписи из гробницы Яхмоса, сына Эбаны с упоминанием колесницы и коня





Колесницы, найденные в гробнице Тутанхамона, и одна из них в собранном виде



Изображения на колеснице Тутмоса IV

После правления Рамзеса III (1185-1153) количество литературных и изобразительных источников о египетских колесницах резко уменьшается. Колесничное войско в Египте приходит в упадок одновременно с упадком власти фараонов Нового царства.

Боевая колесница - большая двухколёсная повозка, использующая как
движущую силу скаковых животных.

Дышло - оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси
повозки при парной запряжке и служащая для поворота повозки.

Возница - лицо, управляющее упряжными лошадьми, кучер.

Колесничий - тот, кто управляет лошадьми, запряженными в колесницу (по
совместительству и конюх, и немного механик, чтобы чинить колесницу).

Дротик - метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько
уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или
рукопашного боя.

Колесницы сводились в отряды известной величины, имевшие своих командиров [Wilk. Anc. eg. 1, 370, 371. 332. Erm., Aeg. u. aeg. Leb. II. s. 721: pap. Anastasi III. Brugsch, Aegypt. s.s. 215, 237, Masp. Hist, Anc, 1895, II, 215.].

Относительно количества колесниц, составлявших тактическую единицу, однозначных данных не имеется. Из различных изображений, встречающихся на стенных картинах [Карнакский храм, Рамессеум и др. L. Д. III, 130, 155, 160.] можно предположить, что около 10 колесниц составляли какую-то величину, которая строилась отдельно. Но, вместе с тем, мы встречаем изображения совместных построений (без всяких интервалов) и большего количества колесниц, а одна из надписей говорит, что в состав одного самостоятельного отряда входило 50 колесниц под начальством одного командира [Brugsch. Aegypt. s.s. 227 - 232.]. Возможно тактическая единица не совпадала с административным делением или эта величина не была строго определенной.

Посыпкин отмечает, что мнение Г. Масперо о тождестве колесничего войска с современной кавалерией ему кажется ошибочным: ведь колесницы и кавалерию сближали лишь общие свойства их боевых атак (и то атаки колесниц служили подготовкой для пехотных атак – т. е. соответствовали скорее артиллерийской подготовке), тогда как остальная служба у них была различна. Например, в отличие от кавалерии колесницы не применялись для охранения и лишь очень редко для разведок.

Вооружение колесничного воина состояло из лука со стрелами (помещавшихся в особом колчане при колеснице), топора, короткого меча-кинжала и дротика; иногда имелись щит и панцирь; иногда в панцири одевались и лошади. Возница, как правило, не имел вооружения и лишь иногда получал панцирь или щит [Wilk. Anc. Eg. 1, p.p. 370, 371, 382 (Фивская гробн.); Erm. Aeg. u aeg Leb. II, s. 720: L. D. Ш, 155, 160, 165; Masp. Hist, anc, 1895, II, p. 217.].

Одеты колесничные воины и возничие были также, как пехотинцы, с той лишь разницей, что их передники были несколько длинней пехотных [Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s.s. 717, 718: Masp. Hist. anc. 1895. II p. 213; L. D, Ш, 94, 97,117, 121, 153, 154, 156, 158, 187, 214 и др.].

Колесница с полной запряжкой полагалась каждому колесничему воину от казны [Пап. Anastasi III.] Хотя колесницы и были позаимствованы из Азии, но с течением времени египтяне значительно усовершенствовали азиатское изобретение, и тексты упоминают различные виды колесниц: колесницы обитые золотом, имевшие золотым весь кузов (царские) или только позолоченный; колесницы медные, деревянные с различными украшениями и, наконец, собственно военные [Надп. Карнакского храма времен Тутмеса III (XVIII дин. ок. 1481 г. до н. э.); Бругш, Ист. Ег. пер. Власт. 302 сл.; Bissing, Tafel v. Karn.]. До нас дошла, сохранившаяся в одной из гробниц, древнеегипетская колесница (находится в музее Флоренции [Rosselini, Monuments egyptiens au musee de Florence. 1859, p.p. 94 - 95. № 2678.], но она была изготовлена специально для помещения в гробницу, а потому слишком легка и ажурна. Тем не менее, она служит прекрасным наглядным пособием к тем описаниям устройства военных колесниц, который нам дают многие тексты и картины.

Военная колесница должна была быть настолько легка, чтобы ее мог свободно нести на плечах один человек, а потому для ее постройки не применяли ничего кроме кожи и дерева; металлы же служили только для скреплений и украшений. Колесница состояла из корпуса, представляющего собой небольшую площадку из сикоморового дерева, неподвижно укрепленную к оси своей задней стороной; ось делалась цельной (из акации); сама же площадка была или сплошная, или в виде рамы с ременным плетением, заполнявшим середину; с трех сторон она имела перила, или цельные, или ажурные. К середине оси прикреплялось дышло, которое проходило под площадкой так, что эта последняя лежала одновременно на оси и на дышле. Колеса были деревянные, обод состоял из нескольких кусков (около 6) и имел 4 - 8 спиц, упиравшихся в деревянную же втулку; шин у колес не было, но они делались из очень твердого дерева, а отдельные куски обода соединялись между собой посредством особых зарезов; диаметр колес был около 1 метра. К переднему концу дышла привязывались или наглухо прикреплялись два ярма, деревянных или ременных, которые клались на холку лошади, а уже к этим ярмам пристегивалась разновидность хомутов, охватывавших грудь лошадей спереди и подпруги; боковых постромок не было. Вожжей было 4, по две на каждую лошадь. По бокам корпуса колесницы помещались с одной стороны футляр для бичей, а с другой колчан для лука и стрел, причем и тот и другой приделывались наглухо к колеснице. Корпус украшался различными металлическими украшениями и обивался кожей [Фивск. гробн. Wilk. Anc. eg. I. p.p. 376 - 385; Masp. Hist. anc, 1895, II, 215; пап. Anastasi I (XVIII 3 сл, ХХVI, 5 - 8); пап. Anastasi IV (XVI. 2 сл.); пап. Koller (I,1 и II,a).].

Египетская лошадь была азиатского происхождения, проникнув в долину Нила из Сирии одновременно с началом походов и установления дипломатических отношений, которые завязались у египтян с азиатскими соседями с началом XVIII династии. По типу эта лошадь очень походила на арабскую: не особенно крупный рост, небольшая голова, довольно тонкая шея, сухой и немного узкий круп, сухие ноги и довольно длинный хвост.

Правительство, сознавая важность наличия хорошего конского состава в войсках, сразу занялось вопросами коннозаводства. Появились особые государственные конюшни и конские заводы, которые и комплектовали лошадьми колесничное войско и конницу. Эти учреждения были самостоятельны и управлялись особыми чиновниками.

Лошади довольно плохо акклиматизировались, и задачей этих заводов было не только разводить лошадей, но и поддерживать и улучшать качества самой конской породы – и они постоянно снабжались вновь ввозимыми сирийскими кобылами. Масса лошадей, захватывавшихся на войне, также служила для этой же цели [Masp. Hist. anc. 1895, II. p. 215, 216. Стела Пиачхи].

Подобно пехоте, колесницы строили боевые и походные колонны и развернутый строй. Боевые колонны изображаются на картинах разных размеров: встречаются колонны, имеющие 2 колесницы но фронту и 3 – 4 в глубину, другие имеют 6 колесниц как по фронту, так и в глубину; иногда задние колесницы строились уступами. Между колоннами оставлялись интервалы. Походные колонны были в 1 - 2 колесницы.

Развернутый строй был построением в одну линию, интервалы оставлялись примерно через каждые 9 колесниц. Памятники показывают, что этот строй был в колесничем войске наиболее распространенным [Гробн. Тель-эль-Амарны. Рамессеум и др. L. D. III. 93, 130, 155, 157, 158, 159, 160, 169; Masp. Hist. anc. 1895, II, р.р 220, 225, 226. Относительно размеров разных видов строя – то что отмечено при описании строев пехоты.].

Боевые действия колесниц при наступлении выражались в выезде вперед вместе с кавалерией (рекогносцировка на виду неприятеля), в производстве атак, как во фланг, так, главным образом, и для прорыва расположения противника, в преследовании разбитого неприятеля. При обороне колесницы также высылались на рекогносцировку, но особенно важна была их атака во фланг; при удачном исходе – преследование.

Как для подготовки атаки, так и тогда, когда в силу различных обстоятельств атака не могла быть произведена, колесницы, как в наступлении, так и в обороне, могли поражать противника из луков. Для стрельбы были более пригодны боевые колонны, как дававшие болеe кучное и сосредоточенное поражение; для атаки же наивыгоднейшей формой являлся развернутый строй или построение уступами - хотя, при надобности, применялась и атака колоннами. Но, несмотря на универсальные свойства колонн, в построениях колесниц чаще всего встречался развернутый строй, т. е. и здесь, как и в пехоте, можно отметить преобладание наступательной формы строя [Masp. Hist, аnc, 1895, II, p.p. 225, 226.].

Информация относится к середины и даже концу XVIII династии, и сведения очень скудны.

Вооружение всадников, по всей вероятности, состояло из одних дротиков, а одежда была аналогична одежде легкой пехоты.

Изображения конского снаряжения показывают, что на лошадь клали разновидность потника, притянутого троком; стремян не было. Оголовье было ременное с металлическими уздечными удилами. Поводьев бывало 4, бывало и 2, но управление производилось двумя руками [Eg. expl. found. III, pl. VI; V, pl. XXIX и др., Rosselini. Monument. и др.].

Боевые действия кавалерии сводились, вероятно, главным образом к рекогносцировкам, разведкам и к преследованию уже отступающего противника. О кавалерийских атаках во время боя указаний не встречается.

Сейчас немногие знают о том, что такое "колесничий". Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного, ведь и самих колесниц практически не осталось. Однако в былые времена дела обстояли совсем иначе. Тогда колесничий был незаменимой частью как мирной, так и военной жизни многих государств.

Итак, что такое "колесничий"? Когда они впервые появились и в чем особенность этой древней военной профессии?

что такое колесничий

Значение слова "колесничий"

Начать следует с того, что в 3-м тысячелетии до нашей эры шумеры изобрели первое колесо. Именно это открытие позволило им создать первую в мире повозку, предназначенную для транспортировки грузов и людей. С ростом популярности этого изобретения появилась потребность и в специалистах, умеющих строить и управлять ими. Их-то и называли колесничими.

Вскоре военные тактики поняли, что колесницу можно использовать не только в мирных целях, но и на поле боя. Поэтому вскоре после открытия колеса у шумеров появились и их первые боевые повозки. Управляли ими двое колесничих: один следил за конями, а второй бросал в противников копья или дротики.

Сила Древнего Египта

Что такое "колесничий" и какова его роль в сражениях, хорошо понимали египтяне. Согласно историческим летописям, именно их войска содержали наибольшее количество боевых повозок. Так 2,5 тыс. лет назад произошла битва при Кадеше, в которой участвовало порядка 7 тыс. колесниц.

Несмотря на всю силу такого вооружения, их вскоре убрали из регулярных войск. Причиной тому были высокие затраты на постройку повозок. Куда проще было использовать обычную кавалерию, не обремененную лишним весом.

значение слова колесничий

Что такое "колесничий" в Древнем Риме

Римские войска также пытались использовать эти машины в своих военных походах. Однако их ожидало большое разочарование, заставившее отказаться от этой затеи. В отличие от шумерских и египетских земель, где сражения проходили на ровной поверхности, римляне воевали по большей части на смешанном рельефе. А это мешало маневренности повозки и сводило на нет все боевое преимущество.

Однако несмотря на это колесницы часто использовались в стенах самого Рима. Помимо основного транспорта для передвижения, их довольно часто использовали на играх в Колизее. В связи с этим римским колесничим мог быть как простой извозчик, так и матерый гладиатор.

В Египте эпохи Древнего (XVIII-XXII вв. до н.э.) и Среднего (XXI-XVIII вв. до н.э.) царств колесо уже было известно, но использовалось крайне ограниченно. К настоящему времени обнаружены всего два египетских изображения колёс, относящиеся к этой эпохе. Первое из них происходит из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.) времён VI династии, второе – из гробницы Иниотефа в Фивах (XXI в. до н.э.) времён XI династии. Рельеф из гробницы Каэмхесета представляет деревянную лестницу, установленную на два сплошных колеса. Согласно одному мнению, это изображение строительных работ, согласно другому – осады города. Фактическое отсутствие свидетельств об использовании колёсных повозок в Египте Древнего и Среднего царств можно объяснить тем, что нужды египтян в перевозках вполне удовлетворялись другими средствами – основной объём грузов перевозился на судах по Нилу и каналам, по суше лёгкие грузы перевозились на ослах, а тяжёлые – на санях, в которые запрягались быки или волы. На мягких илистых или песчаных почвах Египта колёсные повозки, по-видимому, были менее пригодными.

После изгнания гиксосов и основания Нового царства в XVI в. до н.э. изобразительные и литературные свидетельства о колёсных повозках в Египте появляются в огромном количестве. Самое раннее египетское изображение колеса со спицами происходит из фиванской гробницы царицы Аххотпе, матери основателя XVIII династии фараона Яхмоса I (сер. XVI в. до н.э.). Среди других вещей в ней была обнаружена модель четырёхколёсной повозки, везущей золотое судно.

Начатое Камосом освобождение Египта от гиксосской власти успешно завершил Яхмос I. В заупокойном храме этого фараона в Абидосе недавно были найдены части каменного рельефа, изображающего его войну с гиксосами. Сцена битвы египтян и азиатов представляет колесницы с конями, в том числе огромную фигуру Яхмоса на колеснице, поражающего своих азиатских врагов, которые также скачут на колесницах.

После правления Рамзеса III (1185-1153 гг. до н.э.) количество литературных и изобразительных источников о египетских колесницах резко уменьшается. Египетское колесничное войско приходит в упадок одновременно с упадком власти фараонов Нового царства.

Читайте также: