Международный менеджмент это кратко простыми словами

Обновлено: 08.07.2024

Сущность международного менеджмента во многом определяется его отличием от национальной модели менеджмента. В основе национального и международного менеджмента лежат одни принципы, определяемые общей теорией менеджмента в целом, однако характеризующие те определенные отличия, которые позволяют разграничить данные понятия и учесть особенности управленческой деятельности на международном уровне. Прежде всего, с учетом того, что предпосылкой международного менеджмента является наличие преимуществ функционирования компании на международном уровне по сравнению с национальным рынком, базовым отличием международного менеджмента от национального становится содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса. Анализ внешней среды в международном менеджменте играет ключевую роль, поскольку компании приходится оперировать на рынках нескольких стран одновременно.

Поскольку структура международного менеджмента схожа со структурой национального, то она включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления национального менеджмента:

- исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

- процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

- базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

- вопросы групповой динамики и руководства;

- вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Принципиальное отличие международного менеджмента - это возможность эффективного использования "культурного фактора" практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур принимающих стран и страны базирования головной компании.

Базовое отличие - содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку речь идет о его выходе из национальной границы.

Управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, преодоления языкового барьера и профессионального обеспечения управленческих решений. Во внутренней среде фирмы такие категории, как цели, структура, разделение труда, координация, не предполагают особых отличий от национальной модели, но вопросы потребностей, восприятия, ценностей и целей поведения требуют учета национальных, культурных факторов.

В рамках стратегии организации международный менеджмент решает задачи анализа экономических, культурных, правовых, социальных аспектов деятельности государства, на рынок которого выходит организация, с целью определения возможностей и угроз внешней среды. Итоги анализа внешней среды в рамках международного менеджмента позволяют наиболее точно определить источники конкурентных преимуществ для организации. Но, необходимо отметить, что помимо содержания и составляющих анализа в международном менеджменте, важен сам подход к процессу. Здесь необходимо учитывать качественные отличия информационной базы, языковые барьеры, принятых способов принятия решения для наиболее адекватного отражения действительности в результатах проводимого анализа.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в международном менеджменте жесткие требования предъявляются не только к содержанию работы, но и к методике и методологии.

- для компаний, работающих за рубежом, важно учитывать особенности трудовых ресурсов, национальную культуру, отношение к профессиональной деятельности, уровень профессионального образования сотрудников, составляющих штат представительств или филиалов, подразделений компании за рубежом.

1. Международный менеджмент и национальная модель [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

2.Отличительные особенности международного менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Все мы со старших классов школы знаем, что менеджмент – это процесс планирования, организации, приведения в действие и контроль процесса, направленный на координацию деятельности и оптимизацию выполнения задания. Отсюда вытекает и

международный менеджмент

понимание международного менеджмента. Собственно, ничего сложного. По сути, международный менеджмент – это та же управленческая деятельность, только в глобальных масштабах. Он предполагает развитие преимуществ крупной компании и их применение на иностранных рынках. Используются при этом местные особенности ведения бизнеса и культура, платежеспособность, тенденции моды, политическая ситуация и другие аспекты.

Международный менеджмент и его сферы изучения

Различают следующие основные задачи, возникающие перед высокопоставленным управленцем:

  • Анализ и исследование бизнес-среды, а также возможной тактики ведения дел.
  • Стратегическое планирование, создание организации, контроль ее деятельности, организация и мотивация персонала.
  • Модели и методы принятия решений, процессы коммуникаций.
  • Вопросы по управлению маркетингом и производством. и производство.

Международный менеджмент и его особенности

менеджмент это

Особенности международного менеджмента вытекают уже из необходимости работать на значительных территориях в жесткой конкурентной среде. С этим связаны риски значительных материальных утрат. Такая работа требует высокой квалификации управленца, обеспечение его самой обширной информационной базой о рынке, который предстоит осваивать. Разумеется, необходимо решение проблем с языковым барьером. Международный менеджмент предполагает также высокий уровень материальных вложений, умение работать с менталитетом и культурой как местного персонала, так и покупателя. Менталитет может быть совершенно разным (например, у японцев и европейцев), а, следовательно, и стратегии должны быть принципиально иными. Важной также является работа с местным правительством в системе правовых координат соответствующего государства.

Международный менеджмент и его основные задачи

Исходя из вышесказанного, вытекают и основные задачи высокоуровнего менеджмента:

  • Изучение международного рынка в комплексе и поиск наиболее эффективного способа реализации ресурсов компании.
  • Глубокий анализ культурного фона в разных регионах мира, оценка того, как он может повлиять на эффективность работы компании на национальном рынке.
  • Поиск и разработка наиболее результативных и разнообразных путей для размещения

Исходя из анализа, проведенного в первом разделе данной главы, можно дать сле­дующее определение международного менеджмента:

международный менеджмент является особым видом менеджмента, главны­ми целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, со­циальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной категории, данное оп­ределение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача — под­черкнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его глав­ную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Таблица 1.1. Страновый бизнес — международный бизнес

Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально струк­тура международного менеджмента должна быть схожей со структурой нацио­нального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охва­тывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом 16 :



• исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Это структурное сходство ни в коем случае не должно заслонять того факта, что внутри каждой из структурно схожих частей категории имеют место доста­точно важные различия с национальной моделью, и к их рассмотрению целесооб­разно перейти.

16 М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.:Дело,1995.704с.

Исходя из анализа, проведенного в первом разделе данной главы, можно дать сле­дующее определение международного менеджмента:

международный менеджмент является особым видом менеджмента, главны­ми целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, со­циальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной категории, данное оп­ределение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача — под­черкнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его глав­ную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Таблица 1.1. Страновый бизнес — международный бизнес

Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально струк­тура международного менеджмента должна быть схожей со структурой нацио­нального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охва­тывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом 16 :

• исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Это структурное сходство ни в коем случае не должно заслонять того факта, что внутри каждой из структурно схожих частей категории имеют место доста­точно важные различия с национальной моделью, и к их рассмотрению целесооб­разно перейти.

16 М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.:Дело,1995.704с.

Сущность международного менеджмента во многом определяется его отличием от национальной модели менеджмента. В основе национального и международного менеджмента лежат одни принципы, определяемые общей теорией менеджмента в целом, однако характеризующие те определенные отличия, которые позволяют разграничить данные понятия и учесть особенности управленческой деятельности на международном уровне. Прежде всего, с учетом того, что предпосылкой международного менеджмента является наличие преимуществ функционирования компании на международном уровне по сравнению с национальным рынком, базовым отличием международного менеджмента от национального становится содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса. Анализ внешней среды в международном менеджменте играет ключевую роль, поскольку компании приходится оперировать на рынках нескольких стран одновременно.

Поскольку структура международного менеджмента схожа со структурой национального, то она включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления национального менеджмента:

- исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

- процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

- базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

- вопросы групповой динамики и руководства;

- вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Принципиальное отличие международного менеджмента - это возможность эффективного использования "культурного фактора" практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур принимающих стран и страны базирования головной компании.

Базовое отличие - содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку речь идет о его выходе из национальной границы.

Управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, преодоления языкового барьера и профессионального обеспечения управленческих решений. Во внутренней среде фирмы такие категории, как цели, структура, разделение труда, координация, не предполагают особых отличий от национальной модели, но вопросы потребностей, восприятия, ценностей и целей поведения требуют учета национальных, культурных факторов.

В рамках стратегии организации международный менеджмент решает задачи анализа экономических, культурных, правовых, социальных аспектов деятельности государства, на рынок которого выходит организация, с целью определения возможностей и угроз внешней среды. Итоги анализа внешней среды в рамках международного менеджмента позволяют наиболее точно определить источники конкурентных преимуществ для организации. Но, необходимо отметить, что помимо содержания и составляющих анализа в международном менеджменте, важен сам подход к процессу. Здесь необходимо учитывать качественные отличия информационной базы, языковые барьеры, принятых способов принятия решения для наиболее адекватного отражения действительности в результатах проводимого анализа.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в международном менеджменте жесткие требования предъявляются не только к содержанию работы, но и к методике и методологии.

- для компаний, работающих за рубежом, важно учитывать особенности трудовых ресурсов, национальную культуру, отношение к профессиональной деятельности, уровень профессионального образования сотрудников, составляющих штат представительств или филиалов, подразделений компании за рубежом.

1. Международный менеджмент и национальная модель [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

2.Отличительные особенности международного менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Читайте также: