Когда начинать готовить ребенка к школе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Готовность к школе определяется по множеству показателей, включающих в себя и психологическое, и физиологическое развитие. Когда ребенок приходит в первый класс, желательно, чтобы он уже обладал определенным набором сформированных навыков, минимальной базой знаний. В противном случае адаптация и успеваемость на первых этапах школьной жизни будут даваться ученику сложнее.

Многие родители начинают адаптировать ребенка к школьному процессу задолго до заветного сентября. Дошкольник целый год (а порой и несколько лет) посещает подготовительный класс, ходит в кружки раннего развития, учится читать, считать и писать заблаговременно. Специалисты расходятся во мнении, насколько это все полезно и необходимо для ребенка, однако окончательное решение все же всегда принимает родитель.

Малышу исполнилось семь, он попрощался с детским садом и по всем правилам должен стать первоклассником. Весь дошкольный период ребенок развивался естественным образом, посещая детский сад и занимаясь дополнительно лишь с мамой или бабушкой. В этом случае подготовительному этапу следует уделить особое внимание. Летний период — самое подходящее время для того, чтобы подтянуть необходимые навыки, подготовить ребенка (да и себя тоже) к новой ступеньке — учебе.

Что необходимо учесть при подготовке ребенка к поступлению в первый класс? Какие факторы влияют на общую готовность к школе?

Режим дня

Умеет ли ваш ребенок просыпаться по будильнику? Сколько времени занимает его подъем и сборы в сад? В какое время он обычно ложится спать? Насколько организован его день? Многие проблемы, которые вы найдете при ответе на эти вопросы, можно решить за три летних месяца. Режим дня — полезна привычка, воспитывающая в ребенке организованность, дисциплинированность. Ей непременно стоит уделить внимание накануне поступления в первый класс.

Самостоятельность

Основные навыки самообслуживания обязательно должны быть сформированы уже в старшем дошкольном возрасте. Ребенок сам чистит зубы и умывается, заправляет постель, может выбрать одежду по погоде, чистит и моет свою обувь, убирает игрушки и другие свои вещи на места, помогает маме с уборкой и готовкой, может сам приготовить себе простой бутерброд или помыть фрукт. Чем больше различных функций может выполнять дошкольник самостоятельно, тем проще ему (и, конечно, вам) будет в школе с самого начала. Постарайтесь восполнить все пробелы в вопросах самообслуживания ребенка за лето.

Мотивация к обучению

Как правило, будущие первоклассники очень хотят в школу и гордятся своим новым статусом. Для них это серьезный шаг во взрослую жизнь, а дети часто мечтают поскорее стать взрослыми. Малыши от природы любознательны, им интересно узнавать новое, исследовать мир. Важно заинтересовать ребенка не просто школой как новой ступенькой, но и как огромной возможностью для познания. Что изменится в его жизни, когда он научится читать, писать, решать задачки? Какие двери откроются для него, если он полюбит книги, познакомится с законами физики и геометрией? Формирование мотивации к обучению — сложный и длительный процесс. Этим занимаются воспитатели в детском саду, а затем учителя в младшей школе. Однако родители могут помочь ребенку прийти в школу с готовностью учиться, открытым новым знаниям — а это огромный и важный шаг на пути к успеху.

Развитие мелкой моторики

Ваш ребенок уже научился вырезать ножницами мелкие фигурки? У него получается раскрасить рисунок, не выходя фломастером за линии? Он обводит картинки по штриховым линиям, проходит пальчиком лабиринты, может нарисовать прямую линию? Все это необходимо для того, чтобы легко и быстро научиться писать красиво. Уделите немного внимания таким упражнениям, если в этом есть необходимость.

Усидчивость

Одна из самых распространенных проблем первого класса: ребенок приходит учиться, но он совершенно не готов сидеть подолгу за партой и слушать учителя. Первоклассникам и даже второклассникам очень сложно научиться быть внимательным, сосредоточенным, особенно если над этим никогда не работали дома. Если ваш малыш активен, непоседлив, легко отвлекается и не желает долго сидеть над книгой — признак его неготовности к школе. Эти навыки формируются с возрастом, их можно и нужно тренировать. Три месяца лета — прекрасная возможность научить ребенка быть усидчивым.

Уверенность в себе

Робкие, стеснительные и неуверенные дети сложнее адаптируются и вливаются в учебный процесс. Помогите ребенку почувствовать свою уникальность, свой потенциал. Говорите с ним, поручайте ответственные задачи, чаще хвалите и не акцентируйте внимание на неудачах. Регулярно подбадривайте будущего школьника фразами “ты справишься”, “я верю в тебя”. Постепенно он научится делать то же самое без вашего участия, с помощью внутреннего голоса.

Умение общаться

Коммуникативные навыки играют важнейшую роль в жизни человека. Начинать развивать их необходимо, когда малыш становится активным участником общественной деятельности: идет в детский сад, гуляет на детских площадках, посещает секции и кружки. К сожалению, карантин внес свой вклад в нашу социальную жизнь. Дети вынуждены сидеть дома и понемногу забывают все, чему учились в коллективе. Уделите особое внимание в летний период правилам вежливости, речевым навыкам, умению ребенка точно выразить свою мысль, задать правильный вопрос и тактично отказать, это тоже важно.

Интеллектуальное развитие

Разумеется, развивать память, мышление, воображение правильно и полезно в любом возрасте. Если ваш ребенок по разным причинам не посещает дополнительные занятия, их легко можно организовать дома. Для этого разработано множество специальных обучающих пособий и развивающих игр. Совместить игру и обучение помогут онлайн-занятия на сайте “ Разумейкин ”. Специалисты постарались, чтобы дошкольники и младшие школьники могли развивать свои интеллектуальные способности, а также получать все необходимые знания в игровой форме.

Эмоциональный интеллект

Ваш ребенок умеет прощать обиды? Как он переживает поражение в игре? Сколько времени ему нужно, чтобы прошла злость или печаль? От умения управлять своими эмоциями, контролировать свое настроение зависит многое, в том числе и качество учебной деятельности. Терапевтические сказки, беседы по душам и специальные упражнения помогут малышам быстрее научиться дружить со своими эмоциями.

Понимание социальных норм и правил поведения

Подготовка к школе — серьезный этап для малыша на пути к роли ученика. Однако важно заниматься с ребенком спокойно и ненавязчиво. Не стоит пытаться ухватить все и требовать от дошкольника больше, чем он способен усвоить. Навыки не формируются за день, необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Помогайте своему чаду стремиться, работать над собой и развиваться, но не тревожьтесь, если какие-то качества так и не удалось сформировать. Относитесь к детям с терпением и пониманием, поддерживайте и помогайте им. Самое важное для них — ваше участие, ваше внимание и ваша любовь.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

• стабильный режим дня;

• прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
  2. Выполняет утреннюю гимнастику.
  3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
  4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
  5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
  6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
  7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

6. Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

• избегайте чрезмерных требований к ребенку;

• предоставляйте право на ошибку;

• не думайте за ребёнка;

• не перегружайте ребёнка;

• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

• устраивайте ребенку маленькие праздники

На заметку родителям!

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Десять советов родителям будущих первоклассников .

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Работая в ЦИПР с детьми раннего возраста я сталкнулась с большим познавательным интересом родителей о том когда и как правильно приучать малыша к горшку. Эта интересная информация будет пол.


Консультация для родителей "Когда начинает говорить ребенок"

Конкретных сроков, когда ребенок начнет говорить, нет, так как все это индивидуально и зависит от особенностей каждого ребенка. Если предугадывать каждое желание ребенка, то, скорее всего не раньше тр.

" Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? " Памятка для родителей

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 -7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую дея.


Когда начинать обучение ребенка музыке?

Консультация для родителей.


Когда начинать готовить ребенка к яслям

Оптимальный возраст для того, чтобы отдать ребенка в ясли – 2 года. К этому времени при правильной подготовке расставание с мамой уже не будет восприниматься крохой к.


Памятка для родителей Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим .

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка

2. Сформировать интерес к книге

3. Приучить соблюдать режим дня

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

• стабильный режим дня;

• прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

• Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные

• правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.).

• Выполняет утреннюю гимнастику.

• Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная

• Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов

(помыть яблоко, апельсин).

• Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

• Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

• Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

• Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с

новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

во время прогулок наблюдайте изменения в природе.

обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег,

радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время

года на улице и картинках;

используя лото и книги, учите с ребенком названия животных,

растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки,

содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

составляйте рассказы по картинкам;

следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом

научите ребенка различать и правильно называть основные

геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество

предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

научите определять положение предметов на плоскости, знать слова,

обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование,

штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять, игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша, тетради, позой! Рука не должна

быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,

умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если

не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки :

• избегайте чрезмерных требований к ребенку;

• предоставляйте право на ошибку;

• не думайте за ребёнка;

• не перегружайте ребёнка;

• устраивайте ребенку маленькие праздники

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Консультация для любящих родителей С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Нужно ли вообще изучение иностранного до школы?.

Не стоит откладывать подготовку детей к школе до шестилетнего возраста. Она подразумевает не только обучение чтению, письму и основам математики, но и развитие мышления, воображения, также в наши задачи входит повышение интереса к учебе.

Хотите, чтобы ваш ребенок с радостью пошел в школу? Чтобы у него не вызывали страх новая обстановка и окружающие люди? В этом случае нужно заранее подготовить его к школе. Особенно это касается тех детей, которые не ходили в ясли и детский сад, у них новое окружение вызывает сильный стресс, он может негативно сказаться на отношении к учебе, что приведет к последующей неуспеваемости.

С какого возраста лучше начинать подготовку к школе?

Ошибка некоторых родителей заключается в том, что, когда их ребенку исполняется 6 лет, они понимают, что через год он пойдет в школу, и резко бросаются его подготавливать. Родители учат ребенка писать, читать, заставляют его много и усердно трудиться. Но к чему приводит такой подход? Малыш воспринимает школу как что-то сложное, неинтересное, у него с самого начала отсутствует мотивация к обучению.

Специалисты рекомендуют начинать подготовку к школе в возрасте 3-4 лет. Это дает возможность делать все медленно, чтобы малышу было комфортно. За 3-4 года ребенок научится всему необходимому, привыкнет к общению с другими детьми и взрослыми, и когда ему исполнится 7 лет, будет готов пойти в первый класс.

Не стоит думать, что подготовка к школе проходит в виде классических школьных уроков. Все занятия выполнены в виде игр – такой подход позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, он не устает на занятиях и с удовольствием участвует в процессе. Очевидно, что если занятия в радость, то эффект от них будет значительно выше.

Наш подход к подготовке детей к школе.

Еще одно популярное заблуждение родителей дошкольников – дети в 6 лет должны уметь читать, писать, знать названия цветов и так далее, то есть обладать конкретными навыками. Конечно, имеются требования по тому, что должен уметь делать ребенок. Но это вовсе не значит, что нужно научить ребенка всему необходимому, и на этом работа окончена.

Дети начинают учиться читать и писать, в игровой форме педагоги работают над их мелкой моторикой. Даются первые представления о числах и математике.

В школе малыш окажется в новом коллективе, чтобы он адаптировался, важно наличие коммуникативных навыков. Занятия в Центре проходят в небольших группах, в которых ребенку будет комфортно. В игровой форме он будет общаться с другими ребятами, педагогами, постепенно привыкая к нахождению в обществе.

Подготовка к школе поможет ребенку быстрее привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, а также покажет, что учеба в школе может быть интересной и увлекательной.

Развивающие занятия: как влияют на готовность к школе

Евгения Пайсон психолог, редактор

Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

— Наташ, я увидела объявление на автобусной остановке. В центре детского творчества происходит набор на подготовку к школе. Я записала телефон.
— Мама, Мите еще рано! Ему сейчас играть надо, а не цифры учить.
— Наташ, все нормальные дети в его возрасте давно чему-то учатся. Ну посмотри, вон Женя у Васильевых уже все буквы знает и считает до пятнадцати. И на английский ходит.
— А бизнес-образование он еще не получает?
— Ты зря иронизируешь, между прочим.
— Мама, я серьезно говорю! Давно уже пишут, что детей не надо слишком рано сажать за парту, что им это вредно, они от этого вырастают эмоционально недоразвитыми.
— А ты растишь умственно недоразвитого! Это лучше?

Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку

Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.

Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.

Статья предоставлена издательством "Никея"

Купить эту книгу

Не стоит противопоставлять понятия "учиться" и "играть". Это не противоположности! Даже у взрослых есть такое понятие, как "Деловая игра". Игра - это одна из самых эффективных форм обучения для любого возраста.Автор излишне драматизирует "бесполезность" групповых развивающих занятий. Это тем более не правильно, что они постепенно становятся обязательными даже в России! Во Франции ребёнок обязан ходить в подготовительную группу. Это не зависит от желания родителей.
Другой вопрос - качество такого "обучения". А оно напрямую зависит от профессионализма персонала. Но не секрет, что на такую низкую зарплату идут далеко не самые высокопрофессиональные люди. От сюда и низкий результат.
Учить ребёнка нужно с рождения! Это не обсуждается, это уже давно доказано учёными. Поэтому вопрос не стоит в гамлетовской форме: "Учить - или не учить. Пусть погуляет, пусть будет детство". Вопрос в выборе адекватной и интересной для ребёнка форме обучения. Поэтому, я бы другие акценты расставила в этой статье!
Хорошо, когда ребёнком занимаются родители. Кто же спорит? А деньги для семьи кто будет зарабатывать? То жалкое пособие, которое выделяет государство, не хватит, чтобы котёнка содержать. Родители вынуждены работать. Они молоды, время делать карьеру и у них, по существу, нет выбора - сидеть с ребёнком за свой счёт или пытаться сделать карьеру, заработать денег, и часть денег отдать специалистам, чтобы они готовили к школе.
Остаются ещё дедушки и бабушки. Но это тема совсем другого разговора. Сможет ли бабушка, учившаяся 50 лет назад, понять, к примеру, учебник Репкина по русскому языку?

Поддерживаю BabyCo! Хорошо когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребенком, но за частую это не так, более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребенком, проще все свалить на домашние дела и сидеть уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик!). Это не развитие, и таких семей все больше, если у мамы у самой развитие как у цыпленка, то чему она научит детей? В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе - это выход, и хорошо, если им воспользуются! А так же понятие "произвольность", ну явно не соответствует действительности, произвольность - это из разряда "творю чего хочу", а не то, что сказано) Выбирайте мамы курсы, если вы заняты, если у вас нет педагогического таланта или нет желания, это единственный вариант. Благо - это теперь не проблема, и таких центров в Москве множество, и выбор есть) Я сама не гений педагогики, и четко понимала, что даже если буду целыми днями учить сына читать, то вряд ли привью любовь к этому занятию, поэтому мы пошли в "президентскую школу", они учили, а я следовала их рекомендациям, и как результатам, сын готов к школе, ему нравиться узнавать новое, и нервная система мамы тоже в порядке)

Я считаю что нет. В хорошем саду дают достаточно.

Старшего отдавала на подготовку в школу только с целью чтоб он к ней привык, с детьми познакомился, потому что из его сада туда никто не шел
Среднюю не отдавала потому что у них и так половина садиковской группы шло в ту же школу
В первом классе оба были отличники

Я занималась подготовкой к школе с 4,5 лет. К первому классу дети уже читали, писали, и решали задачи. Конечно я не бросила из и в школе. Автора статьи полностью поддерживаю))) Спасибо

Конечно развивающие игры нужны! это в первую очередь будет давать не развитие, а то, что ребенок будет чувствовать заботу, внимание, что он кому-то нужет

Читайте также: