История строительства венеции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Го­род в Северной Ита­лии, административный центр об­лас­ти и про­вин­ции Ве­не­ция.

Нас. 270,3 тыс. чел. (2006). Круп­ный порт в Ве­не­ци­ан­ском зал. Ад­риа­ти­че­ско­го м. (гру­зо­обо­рот св. 30 млн. т, из них св. 1/3 нефть и неф­те­про­дук­ты, а так­же зер­но, про­до­воль­ст­вие, уголь, ме­тал­лы; св. 1 млн. пас­са­жи­ров, а так­же 0,7 млн. кру­из­ных пас­са­жи­ров, 2004). Узел ме­ж­ду­нар. воз­душ­ных ли­ний (меж­ду­нар. аэ­ро­порт Мар­ко По­ло). В. со­сто­ит из двух час­тей – ис­то­рич. ост­ров­ной и про­мыш­лен­но-пор­то­вой ма­те­ри­ко­вой, ко­то­рые свя­за­ны ж.-д. и ав­то­мо­биль­ным со­об­ще­ни­ем.

Ост­ров­ная часть В. (вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) – го­род-му­зей, один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров меж­ду­нар. ту­риз­ма. Жи­во­пис­но рас­по­ло­же­на на 118 ост­ро­вах Ве­не­ци­ан­ской ла­гу­ны. Её об­лик оп­ре­де­ля­ют мно­го­числ. ка­на­лы (рио; все­го ок. 150), уз­кие про­хо­ды вдоль их бе­ре­гов, от­кры­тые пло­ща­ди (кам­по), ма­лень­кие пло­ща­ди (кам­пь­ел­ло) и дво­ры (кор­те) ме­ж­ду до­ма­ми. Осо­бое оча­ро­ва­ние этой час­ти го­ро­да при­да­ют ла­би­рин­ты уз­ких уло­чек, из­ги­бы мос­тов (ок. 400; са­мый из­вест­ный – мост Вздо­хов че­рез уз­кий ка­нал Рио-ди- Па­лац­цо, 1600). Внут­ри­го­род­ские пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на реч­ных трам­ва­ях (ва­по­рет­то; един­ст­вен­ный вид об­ществ. транс­пор­та); гон­до­лы, ис­то­рич. вид транс­пор­та, име­ют ту­ри­стич. зна­че­ние. Осн. транс­порт­ная ар­те­рия – Боль­шой ка­нал (дли­на 3800 м, ши­ри­на 30–70 м), в ко­то­рый впа­да­ют 45 не­боль­ших ка­на­лов. Че­рез не­го со­ору­же­ны 3 мос­та: Ри­аль­то (1588–92), Скаль­ци и Ака­де­мии. Ост­ров­ная часть В. под­вер­же­на за­то­п­ле­ни­ям (на­гон вод Ве­не­ци­ан­ско­го за­ли­ва).

По­се­ле­ние В. ос­но­ва­но в 421 на мел­ких ост­ро­вах ар­хи­пе­ла­га Ри­аль­то, на­селён­ных ве­не­та­ми и др. пле­ме­на­ми, ко­то­рые за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом и до­бы­чей со­ли. В со­ста­ве Ост­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва В. пра­ви­ли три­бу­ны, на­зна­чае­мые ко­ро­лём. Пе­рей­дя в 555 под власть Ви­зан­тии, В. под­чи­ня­лась эк­зар­ху Ра­вен­ны, ко­то­рый на­зна­чал её пра­ви­те­лей – дук­сов (до­жей). С кон. 7 в. В. – рес­пуб­ли­ка; дож из­би­рал­ся из сре­ды ме­ст­ной зна­ти, а эк­зарх ут­вер­ждал его, на­де­ляя ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. По­пыт­ка Кар­ла I Ве­ли­ко­го под­чи­нить В. (810) ус­пе­ха не име­ла, власть Ви­зан­тии над В. со­хра­ни­лась. В 840 по со­гла­ше­нию ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и фран­ка­ми В. по­лу­чи­ла са­мо­стоя­тель­ность и ста­ла цен­тром ост­ров­но­го ду­ка­та (гер­цог­ст­ва). По­ми­мо Ри­аль­то, в гос-во В. во­шли ост­ро­ва Бу­ра­но, Му­ра­но, Тор­чел­ло, Ма­ла­мок­ко, Кьод­жа и др. С кон. 9 в. на­чал­ся эко­но­мич. подъ­ём В., она пре­вра­ти­лась в круп­ный пункт тран­зит­ной тор­гов­ли ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, ста­ла че­ка­нить соб­ст­вен­ную се­реб­ря­ную мо­не­ту. С кон. 10 в. рес­пуб­ли­ка В. при­сое­ди­ни­ла ис­т­рий­ские го­ро­да Ка­по­ди­ст­рию, Па­рен­цо, Ума­го, Ро­ви­ньо, пред­при­ни­ма­ла по­пыт­ки под­чи­нить се­бе дал­ма­тин­ские го­ро­да. В 11–12 вв. она пре­вра­ти­лась в силь­ную мор. дер­жа­ву, ока­зы­ва­ла по­мощь Ви­зан­тии в борь­бе с ара­ба­ми, по­лу­чи­ла тор­го­вые при­ви­ле­гии и пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли в ви­зант. вла­де­ни­ях (1082). Ад­ми­ни­ст­ра­цию В. фор­ми­ро­вал из зна­ти дож, но в за­ко­но­дат. и су­деб­ной дея­тель­но­сти уча­ст­во­ва­ли и про­стые ве­не­ци­ан­цы, со­хра­няв­шие пра­во из­би­рать до­жа и пре­се­кав­шие по­пыт­ки сде­лать власть на­след­ст­вен­ной. Раз­ви­ва­лись об­ра­бот­ка де­ре­ва и кож, шёл­ко­тка­че­ст­во, су­до­строе­ние и др. В нач. 12 в. был соз­дан гос. Ар­се­нал, вклю­чав­ший вер­фи, куз­ни­цы, ору­жей­ные скла­ды; раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во тор­го­вых и во­ен. су­дов. В Ита­лию и Гер­ма­нию В. по­став­ля­ла шёлк, хло­пок, пря­но­сти, по­ку­па­ла там лес, же­ле­зо, медь. С сер. 12 в. власть до­жа бы­ла ог­ра­ни­че­на Со­ве­том муд­рых, а за­тем Ма­лым со­ве­том, ко­то­рые из­би­ра­лись из пред­ста­ви­те­лей зна­ти. Цен­тром В. стал квар­тал Сан-Мар­ко, где со­вер­ша­лись тор­го­вые сдел­ки. По­сле 4-го кре­сто­во­го по­хо­да (1202–04), ко­то­рым ру­ко­во­дил дож Э. Дан­до­ло, В. ов­ла­де­ла ча­стью Кон­стан­ти­но­по­ля, ря­дом га­ва­ней на Мра­мор­ном м. и в Чер­но­мор­ских про­ли­вах, ост­ро­ва­ми Эв­бея, Крит и др. и пре­вра­ти­лась в мор. им­пе­рию, гос­под­ство­вав­шую в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье. К кон. 13 в. за­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние гос. сис­те­мы В.: выс­шим ор­га­ном вла­сти стал Боль­шой со­вет, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли се­мей зна­ти (пат­ри­циа­та). Боль­шой со­вет при­ни­мал за­ко­ны и из­би­рал из сво­его со­ста­ва все выс­шие ма­ги­ст­ра­ту­ры. Функ­ции пра­ви­тель­ст­ва ис­пол­нял Ма­лый со­вет во гла­ве с по­жиз­нен­но из­би­рае­мым до­жем, суд осу­ще­ст­в­лял Со­вет со­ро­ка, а в 1310 гл. ка­ра­тель­ным ор­га­ном стал Со­вет де­ся­ти. В. пре­вра­ти­лась в оли­гар­хич. рес­пуб­ли­ку, где власть при­над­ле­жа­ла 200–300 семь­ям зна­ти. Ку­печ. кру­ги пы­та­лись вер­нуть ста­рые по­ряд­ки и вос­ста­но­вить свои по­зи­ции (за­го­вор М. Бок­ко­нио в 1299, вос­ста­ние Бай­мон­те Тье­по­ло в 1310, за­го­вор Ма­ри­но Фаль­е­ри в 1355), но по­тер­пе­ли не­уда­чу. 14–15 вв. ста­ли вре­ме­нем рас­цве­та В. Её про­дол­жи­тель­ная борь­ба с Ге­ну­ей за­вер­ши­лась раз­гро­мом ге­ну­эз­ско­го фло­та у Кьод­жи (1380). В. вы­тес­ни­ла свою тор­го­вую со­пер­ни­цу из Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья и со­сре­до­то­чи­ла в сво­их ру­ках зна­чит. часть зап.-ев­роп. тор­гов­ли с Вос­то­ком. В. ук­ре­пи­лась в Дал­ма­ции, за­вла­де­ла не­сколь­ки­ми пунк­та­ми в Ал­ба­нии, Ио­ни­че­ски­ми о-ва­ми, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ла свои вла­де­ния в сев.- вост. Ита­лии, при­сое­ди­нив Па­дую, Ви­чен­цу, Ве­ро­ну, Бре­шиа, Ра­вен­ну, Кре­мо­ну, Бер­га­мо, Ри­ми­ни, Тре­ви­зо и др. го­ро­да. За­хват тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля (1453), пе­ре­ме­ще­ние тор­го­вых пу­тей из Сре­ди­зем­но­го м. в Ат­лан­ти­ческий ок. (как след­ст­вие Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий) зна­чи­тель­но ос­ла­би­ли В. Ве­не­циа­но-тур. вой­ны 15–18 вв., в ре­зуль­та­те ко­то­рых В. ли­ши­лась поч­ти всех сво­их вла­де­ний на Бал­ка­нах и в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье, по­дор­ва­ли тор­гов­лю В., что при­ве­ло к её глу­бо­ко­му эко­но­мич. и по­ли­тич. упад­ку в 17–18 вв. В 1797 В. бы­ла ок­ку­пи­ро­вана франц. вой­ска­ми под ко­манд. На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та. По Кам­по­фор­мий­ско­му ми­ру 1797 поч­ти вся тер­ри­то­рия Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки бы­ла пе­ре­да­на Ав­ст­рии, а по Прес­бург­ско­му ми­ру 1805 – при­сое­ди­не­на к Итал. ко­ро­лев­ст­ву. Вен­ский кон­гресс 1814–15 вновь пе­ре­дал В. под власть Ав­ст­рии. В мар­те 1848 в В. бы­ла про­воз­гла­ше­на рес­пуб­ли­ка, в авг. 1849 она па­ла под уда­ра­ми австр. ар­мии. По Вен­ско­му ми­ру 1866 В. во­шла в со­став Итал. ко­ро­лев­ст­ва.

Об­лик В. скла­ды­вал­ся на про­тя­же­нии 9–18 вв., ко­гда бы­ли по­строе­ны боль­шин­ст­во двор­цов, хра­мов, об­ществ. и адм. зда­ний, те­ат­ров. В 14–16 вв. скла­ды­ва­ет­ся свое­об­раз­ный стиль ве­не­ци­ан­ской го­тич. и ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры, фор­ми­ру­ет­ся ве­не­ци­ан­ская шко­ла жи­во­пи­си. Серд­цем В. яв­ля­ет­ся пл. Св. Мар­ка, об­ра­зо­ван­ная од­но­тип­ны­ми адм. зда­ния­ми Ста­рых (1480–1514) и Но­вых (1584–1640) Про­ку­ра­ций, ар­кой На­по­ле­о­на (19 в.), Ча­со­вой баш­ней (1496–99, арх. М. Ко­дуч­чи) и 5-ку­поль­ным Свя­то­го Мар­ка со­бо­ром (стро­ил­ся с 829; пе­ре­стро­ен по­сле 1063). К ко­ло­коль­не со­бо­ра (888–1517, од­на из до­ми­нант го­ро­да; в ро­ман­ском сти­ле, с бе­ло­ка­мен­ным го­тическим за­вер­ше­ни­ем) при­строе­на от­кры­тая га­ле­рея Лод­жет­та (1537–1540, арх. и скульп­тор Я. Сан­со­ви­но), рель­е­фы и ста­туи ко­то­рой от­но­сят­ся к луч­шим об­раз­цам ре­нес­санс­но­го сти­ля в В. К пл. Cв. Мар­ка при­мы­ка­ет уз­кая пл. Пьяц­цет­та, от­кры­тая в сто­ро­ну ла­гу­ны и об­ра­зо­ван­ная зда­ния­ми Нац. б-ки Мар­чиа­на (1468, зда­ние 1536–84, по про­ек­ту Сан­со­ви­но) и Двор­ца до­жей. На па­рад­ной на­бе­реж­ной В. в 1172 бы­ли по­став­ле­ны две вы­со­кие гра­нит­ные ко­лон­ны, вы­ве­зен­ные с Вос­то­ка, с вен­чаю­щи­ми их ста­туя­ми св. Тео­до­ра (1–2 вв.), пер­во­го па­тро­на В., и льва св. Мар­ка (Ки­тай, 14 в.), став­ше­го сим­во­лом го­ро­да.

На ост­ро­вах Ве­не­ци­ан­ской ла­гу­ны на­хо­дят­ся па­мят­ни­ки ром. ар­хи­тек­ту­ры: на о. Тор­чел­ло – ком­плекс со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та (7–11 вв., в ап­си­де и ка­пел­ле – мо­заи­ки 9 и 12 вв.), ро­тон­да Сан­та-Фос­ка (11–12 вв.); на о. Му­ра­но – ц. Сан­ти-Ма­рия-э-До­на­то (12 в.).

Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (1750). Уни­вер­си­тет (1868). Гос. кон­сер­ва­то­рия им. Б. Мар­чел­ло (1876; до 1940 Муз. ли­цей). Ин-т по изу­че­нию Ад­риа­ти­ки (1946). В. сла­вит­ся свои­ми му­зей­ны­ми со­б­ра­ния­ми, сре­ди ко­то­рых важ­ней­шие: ан­самбль Двор­ца до­жей, Му­зей Кор­рер (ос­но­ван в 1830; кол­лек­ция пред­ме­тов ста­ри­ны и про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си 13–16 вв.), Га­ле­рея Ака­де­мии (1807; кар­ти­ны ху­дож­ни­ков ве­не­ци­ан­ской шко­лы), га­ле­рея Ку­эри­ни-Стам­па­лия (1869; ве­не­ци­ан­ская жи­во­пись 14–19 вв.), Ар­хео­ло­гич. му­зей (1523), кол­лек­ция П. Гуг­ген­хей­ма (во двор­це Вень­ер-деи-Ле­о­ни, 1749; од­на из круп­ней­ших в ми­ре кол­лек­ций жи­во­пи­си 20 в.), Пи­на­ко­те­ка Ман­фре­ди­ниа­на (1827) и со­б­ра­ние Пат­ри­ар­шей се­ми­на­рии, Му­зей совр. иск-ва (1897), Му­зей кон­гре­га­ции арм. мхи­тари­стов Ве­не­ции на о. Сан-Лад­за­ро- де­льи-Ар­ме­ни, му­зей са­краль­ных об­ра­зов Пон­те-деи-Гре­чи (1959, ико­ны 14–18 вв.). Дом-му­зей К. Голь­до­ни (от­крыт в 1953) и др.

В эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 60% ра­бо­таю­щих; в осн. тор­гов­ля, ту­ризм, гос­ти­нич­ное и рес­то­ран­ное де­ло, транс­порт и связь, проф. ус­лу­ги, фи­нан­сы и кре­дит). В ост­ров­ной час­ти В. пром-сть раз­ви­та сла­бо и пред­став­ле­на пре­им. ста­ры­ми не­боль­ши­ми пред­при­ятия­ми по ре­мон­ту су­дов [са­мое ста­рое – Ар­се­нал, в 15 в. – круп­ней­шие в ми­ре вер­фи; с 1964 на его тер­ри­то­рии раз­ме­ща­ет­ся Ис­то­рич. мор. му­зей (ос­но­ван в 1923), где со­б­ра­ны ма­ке­ты су­дов, разл. ви­ды ору­жия и др.], про­из-ву хи­мич., три­ко­таж­ной, по­ли­гра­фич. про­дук­ции. Со­хра­ня­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся тра­диц. ста­рин­ные ре­мёс­ла: на о. Му­ра­но – из­го­тов­ле­ние ху­дож. ве­не­ци­ан­ско­го стек­ла (с кон. 13 в.; Му­зей из­де­лий из стек­ла, ос­но­ван в 1861), на о. Бу­ра­но – пле­те­ние кру­жев (Му­зей кру­же­ва, с 1981; от­крыт в шко­ле кру­же­ва, ос­но­ван­ной в 1872); о. Ли­до – пре­им. ку­рорт­ная зо­на (пля­жи, му­ни­ци­паль­ные ка­зи­но).

В ма­те­ри­ко­вой час­ти го­ро­да дей­ст­ву­ют совр. за­во­ды по про­из-ву тех­нич. стек­ла. Боль­шин­ст­во пром. пред­при­ятий рас­по­ло­же­но в при­го­ро­дах В. – Мар­ге­ре, Фу­зи­не, Ме­ст­ре. В Мар­ге­ре – круп­ные гли­но­зём­ный, алю­ми­ние­вый, цин­ко­пла­виль­ный, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий, неф­те­хи­мич., кок­со­хи­мич. за­во­ды, а так­же за­во­ды по про­из-ву фто­ра и фто­ри­стых со­еди­не­ний, азот­ной ки­сло­ты, хло­ра, со­ля­ной ки­сло­ты; су­до­верфь; в Фу­зи­не – алю­ми­ние­вый и алю­ми­ние­во-про­кат­ный за­во­ды; в Ме­ст­ре – ж.-д. мас­тер­ские, пред­при­ятия транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния, неф­те­пе­ре­ра­бот­ка.

Иллюстрации:

Ка­нал Рио-ди-Па­лац­цо (меж­ду Двор­цом до­жей и зда­ни­ем тюрь­мы) с мо­стом Вздо­хов. Фото В. С. Иванова;

Вид Боль­шо­го ка­на­ла с двор­ца­ми. Архив БРЭ;

Цер­ковь Cанта-Ма­рия-дел­ла-Са­лу­те. Ар­хи­тек­тор Б. Лон­ге­на. 1631–87. Архив БРЭ;

Ин­терь­ер церк­ви Сан­та-Ма­рия-Гло­рио­за-деи-Фра­ри. 1338–1443. Архив БРЭ;

Венеция является жемчужиной Италии и одним из самых узнаваемых городов мира. Необычное островное расположение и богатое культурно-историческое наследие являются причиной невероятной популярности этого итальянского города среди путешественников. Венецию ежегодно посещают около 20 миллионов туристов, хотя само население города не превышает и 300 тысяч человек.

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

Венеция располагается как на материке, так и на прилегающих островах. Пронизанная живописными каналами островная часть города стоит в буквальном смысле в воде. Это, конечно, безумно красиво, но ужасно неудобно. Как же построили все эти дома? Или изначально они стояли на суше, а впоследствии их затопило?

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

Как полагают исследователи, заселение Венецианской лагуны и островов началось в конце VI века, а уже к IX веку островная часть Венеции была полностью застроена. На протяжении своей истории Венеция переживала периоды взлетов и падений, когда она оказывалась под властью иноземных захватчиков. Но тем не менее ей удалось сохранить тот неповторимый образ, который сложился благодаря островному расположению.

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

Островная часть Венеции включает в себя более 100 островков, которые разделены сетью каналов. То есть здания города построены на небольших участках суши, которые просто не видны из-за плотной застройки. А окраины островов погружены в наступающие морские воды. Проливы между островами превратились в каналы, по которым сегодня гондольеры катают романтичных туристов. Глубина этих каналов невелика, в основном не более 2,5 метров. А все здания и сооружения, от жилых домов до мостов, в этой островной части построены на деревянных сваях по очень интересной технологии.

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

Выбрав место для строительства, венецианцы вбивали в илистый грунт деревянные сваи, которые были изготовлены из лиственницы. Эта порода деревьев славится своей долговечностью и устойчивостью к гниению. Лиственницу для строительства Венеции специально привозили из альпийского региона. Деревянные сваи длиной до 7-8 метров вбивали в грунт, а поверх них укладывали деревянные бревна, которые и служили фундаментом для будущего здания. Ну а уже на основание из лиственниц выкладывали ряд из кирпичей и возводили здания.

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

С момента основания Венеции ее острова медленно уходят под воду. По этой причине островной район города как минимум дважды перестраивался, а современные здания датируются XIV-XV веком. Таким образом, лиственничным сваям, на которых стоит островная Венеция, более 500 лет и, как показывают последние исследования, большинство из них находится в прекрасном состоянии.

Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже

К сожалению, Венеция постепенно погружается в воду. Это связано как с общим повышением уровня Средиземного моря, так и с проседанием грунта. Последнее, по мнению ученых, происходит по причине истощения артезианских скважин, эксплуатирование которых уже было прекращено. Регулярные наводнения причиняют немало неприятностей историческим постройкам. Поэтому ведется строительство защитной дамбы, которая бы отсрочила погружение Венеции.

История возникновения города, основные достопримечательности и многое другое в нашем репортаже о сказочной Венеции.

Здесь родились такие гениальные личности, как Марко Поло, Карло Гольдони, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, а также известные художники: Тинторетто, Беллини, Каналетто, Тьеполо, Канова. Декадентское очарование Венеции на протяжении столетий вдохновляло поэтов и писателей. Уильям Шекспир и Томас Манн создали свои лучшие шедевры, действие которых происходило в Венеции.

Венеция – это излюбленное направление отдыха не только для иностранных туристов, но а так же самих итальянцев. Классический тур не обходится без осмотра тройки главных достопримечательностей: площади San Marco, моста Rialto и Галереи Академии. Но наилучший способ познать город – это позабыть о карте и затеряться в узких улочках-лабиринтах, пройтись по незнакомым мостам и раскрыть для себя маленькие старинные площади. Помимо того, что Венеция богата на уникальные музеи и достопримечательности, каждый ее уголок представляет собой настоящее произведение искусства.

Основные достопримечательности Венеции: Площадь Святого Марко

Основные достопримечательности Венеции: Площадь Святого Марко

Рождение Венеции продолжает оставаться темной страницей истории средневековья. Источники, которые сохранились в наше время, часто дополнены легендами и мифами. Единственным достоверным фактом является византийское происхождение Венеции. В этом государстве, которое сформировалось вследствие раздела Римской Империи, появилась Венеция и относилась к его владениям еще на протяжении нескольких веков.

По мнению же современных историков, рождение города выглядит более скромно. Венецианская лагуна была заселена задолго до прихода венетов. Первые населенные пункты можно отнести еще к доисторическим временам. До прихода римлян на лагуне уже была создана цивилизация, успешно развивающаяся в области рыбалки, морских перевозок, производства соли и коммерческой деятельности. Этот стратегический узел, связывающий Адриатическое море с Северной и Центральной Европой, еще больше укрепился в период Римской Империи. Еще одним доказательством является письмо римского сенатора Флавио Аурелио Кассиодоруса, в котором он, отдавая приказ по морскому перевозу продовольствия из Истрии в Равенну, подробно описал лагуну 537-538 годов. Кассиодорус рассказывает о строениях на воде, в которых обитали жители местности. По его наблюдениям дома напоминали водоплавающих птиц, а к каждому жилью, наподобие животного, была привязана лодка. Он также отмечает, что основной деятельностью на острове была рыбалка.

Современная Венеция с ее урбанистическим видом прошла долгий путь развития, который начался еще во 2-й половине VI века.

Основные достопримечательности Венеции, Мост Академии Брайян Копровски CC BY-NC-ND

Основные достопримечательности Венеции, Мост Академии
Брайян Копровски CC BY-NC-ND

Галерея Академии

Галерея Академии, Венеция фото: Браунпо CC BY-NC-ND

Галерея Академии художеств в Венеции представляет собой уникальный музей венецианской живописи XIV-XVII веков. Основанная Сенатом города в 1750 году в качестве школы искусства, Академия стала центром художественной культуры Италии. Ее первоначальное название Академии изящных искусств в 1807 году было изменено: она стала Королевской Академией и обосновалась в здании, где и сегодня расположены ее экспонаты. Уже в XIX веке образовательное заведение было преобразовано в музей, который с каждым годом обогащал свои фонды. Сегодня туристы могут ознакомиться в Галереях Академии с шедеврами известных венецианских мастеров: Венециано, Фьорье, Беллини, Лотто, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Гварди и т.д. Галерея Академии, Венеция
фото: Браунпо CC BY-NC-ND

Гранд-канал

Венеция, вид с моста Академии

Гранд-Канал, Венеция
фото: Паоло Бенеджамо CC BY-NC-ND

Дворец Дожей

Дворец Дожей или Palazzo Ducale – это грандиозный памятник архитектуры готической Италии XIV-XV вв. Дворец был построен архитектором Календарио на месте древних разрушенных стен периода Римской империи. Здесь в прежние времена была резиденция дожей. В 1536 году здание украсил балкон, выполняющий роль своеобразной трибуны. Над ним возвышается статуя Правосудия известного скульптора Витториа. Роскошный внешний вид и интерьер Дворца создан гениальными мастерами Италии – Беллини и Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Особый интерес для туристов представляют Бумажные ворота, галерея Фоскари, уникальные часы на фасаде, Лестница Гигантов, ниши, где расположены античные статуи, и многочисленные пасти львов.

Дворец Дожей

Дворец Дожей, Италия
фото: Генрик Бергер Джоргенсен CC BY-NC-ND

Площадь Сан-Марко и достопримечательности

Площадь Сан-Марко – это центральная площадь, форма которой напоминает трапецию, а параметры равны 175 м в длину и 80 м в ширину. Внешний вид Сан-Марко изменялся вместе с историей Венеции, постепенно превращая ее из военной крепости в символ богатства и роскоши. В IX веке здесь был возведен Дворец Дожей и появилась базилика Св. Марку – покровителю Венеции. В 1172 году от моря площадь стали отделять две колонны, доставленные из Константинополя и украшенные символами города – статуями святых Марка и Федора. В XIII ст. богатое убранство получил собор площади и была установлена группа тетрархов. В этот период Сан-Марко была облицована кирпичом. Позже здесь вырастают здания Старых Прокураций, Библиотеки, Часовой башни, Новых прокураций, появляется фонтан. В 1722 году часть площади после облагораживания стала называться Площадью Львят. Сегодня площадь Сан-Марко также радует своей миниатюрной копией между Дворцом Дожей и Библиотекой.

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка, находится на одноименной площади города, возведен в далеком 832 году, но свое сегодняшнее обличие обрел лишь в 1617 году. Зданию пришлось пережить не один пожар, а его внешний вид был предопределен реконструкцией времен дожа Контарини. На протяжении долгого периода здание было капеллой для дожей, а уже с 1807 года стало служить резиденцией венецианского патриарха. Прообразом архитектуры собора является Константинопольский храм Св.Апостолов. Сегодня это здание имеет три яруса – нижний, террасу и купола. Внимания туристов заслуживают фасад из мрамора, украшенный мозаикой, старинная дверь из бронзы, квадрига из бронзовых лошадей, капелла Богоматери Никопеи и множество статуй.

Собор Святого Марка

Достопримечательности Венеции:
Собор Святого Марка

Колокольня Кампанила собора Святого Марка

Часовая башня Святого Марко

Колокольня Собора Святого Марка, Венеция
фото: Сторм Крипт СС BY-NC

Часовая башня Святого Марка

Основные достопримечательности Венеции, Часовая башня святого Марка

Основные достопримечательности Венеции,
Часовая башня Святого Марка

Мост Риальто

Мост Риальто – один из первых мостов в Венеции через Гранд-канал. Он сначала был выполнен из дерева, его реконструкция в XV столетии была уже в виде разводящегося механизма. В результате разрушений, мост Риальто был заново построен из прочного камня в 1591 году и до 1854 года оставался единственным звеном между берегами Большого канала. Сегодня высота моста достигает 7,5 метров, а длина его арки – 28 метров. Мост Риальто является популярным местом паломничества туристов, поскольку на нем расположено 24 торговых лавки, в центре разделенных двумя большими арками.

Мост Риальто, Венеция

Мост Риальто, Венеция

Театр Ла Фениче

Во время всего функционирования его особенностью была отличная акустика. Именно в Ла Фениче проходили премьеры произведений Беллини, Россини, Верди. XX столетие принесло новое испытание для театра в виде очередного пожара в 1996 году. Принять многочисленных зрителей театр Ла Фениче смог лишь после реставрационных работ, завершившихся в 2003 году.

Театр Ла Фениче, Венеция фото: Лью Сонг CC BY-SA

Театр Ла Фениче, Венеция
фото: Лью Сонг CC BY-SA

Мост делле Гулье

Мост делле Гулье соединяет берега канала Канареджо. Именно на нем открывается панорама изумительного вида впадения Канареджо в Гранд-канал. Название моста переводится как Мост Шпилей. При этом оригинальные обелиски-шпили стали украшать мост намного позже появления его названия – лишь в 1823 году. Изначально мост был построен из дерева, в 1580 году его сменила конструкция из камня. Сегодняшний облик мост получил после реконструкции в 1777 году. Его декор был дополнен столетием позже. А вот XX век оборудовал мост удобствами для передвижения инвалидными колясками. Мост делле Гулье расположен вблизи железнодорожного вокзала Сент-Люсич, венецианского гетто и окружен многочисленными дворцами и уютными площадями.

Мост делле Гулье, Венеция Тим Венчус CC BY-SA

Мост делле Гулье, Венеция
Тим Венчус CC BY-SA

©Copyright 2014 “Italia Report” Все права защищены

Полное и частичное копирование материалов категорически запрещено

Венеция, пожалуй, один из самых популярных городов Италии и всей Южной Европы. Тонкие, хрупкие здания, наполненные литературной и вдохновляющей атмосферой, успели стать уже целыми экспонатами для туристов, на фоне которых мы делаем селфи, и получаем по тысячи лайков в Инстаграмме.

Почему именно Венеция заслуживает столь много внимания у туристов? Почему она стала уходить под воду? А главное, как строили этот знаменитый на весь Архитектурный мир Итальянский город?

Географическое расположение города уже вызывает интерес у многих: Венеция стоит как на островах, так и на Итальянском материке. Островки, на которых стоит город, не видны из-за очень плотной застройки. В современном мире мало кто построит целый город со сложным градостроительным планом и узкими улицами. А самое главное — люди уже научились строить фундаменты на воде. И тут открывается перед нами то, что уже тогда, люди сделали не то что шаг, а целый прыжок в развитии строительства и Архитектуры.

Как Вы понимаете, Архитектура, совместно с Искусством развивается с момента первобытных времён, ведь от Искусства и началось умственное, интеллектуальное развитие человека. Так что, строительство Венеции поспособствовало развитию человеческого интеллекта и его творческого, а также логического мышления. А это ещё произошло в XI веке…

В целом, город построен на деревянных сваях, сделанных из лиственницы. Уже тогда начали строить фундаменты на сваях, что считается более современным методом строительства фундаментов многих небоскрёбов. Лиственницу специально вывозили из Альп, т.к. это очень долговечный и стойкий материал на воде, среди древесных. Изготавливали сваи, длинной от 7 до 8 метров, вбивали в грунт, клали ряд кирпичей, и потом происходил сам процесс строительства.

Венеция стала постепенно уходить под воду… Её

пытаются всячески спасти. Венецию дважды перестраивали, здания построены примерно в XIV-XV вв. Исследования показали, что сваи, на которых стоит Венеция, до сих пор целые, годны для зданий. Город уходит под воду по двум основным причинам: 1) Происходит оседание грунта; 2) Повышается уровень воды в Средиземном море. Но всё равно, фундаменты очень прочные, потому что они всё равно целые, какие бы стихии на них не действовали.

Но почему туристы посещают именно Венецию, а не Таранто или Миллацо?

Потому что, это город, который побил множество строительных и Архитектурных рекордов. Это город, у которого соблюдены множество психологических и культурных факторов, характерных для Италии. Там множество мостов, прекрасная тёплая погода, вдохновляющая природа. Пожалуй, этот город отличается от всех городов мира тем, что там люди использует вместо седанов и микроавтобусов Гондолы, такие Венецианские вдохновляющие лодки. Если кто-то плавал на них, тот получил наверное ощущение благородства среди жилых домиков, расположенных и справа и слева, и такое ощущение, что они смотрят на тебя! Buona giornata, architetti!

Посмотрите на этот канал - он хоть и не прозрачный, но такой вписывающиеся в этот Венецианский образ.

Посмотрите на этот канал - он хоть и не прозрачный, но такой вписывающиеся в этот Венецианский образ.

Интернет-пользователи часто ищут ответы на вопросы: как выглядела Венеция до наводнения и было ли оно вообще, почему город стоит на воде и всё еще не тонет? Фактически Венеция никогда не подвергалась затоплению. На её улицах всегда стояла вода, и это не результат катаклизма: город намеренно построен на воде.

Но почему инженеры решили построить город на воде, а не на близлежащей земле? Чтобы понять это, вернемся во времена, когда зародилась Венеция, то есть, в IV век нашей эры.

История Венеции: почему она построена на воде

Это невероятно старый город, на месте нынешней Венеции всегда были острова и болота. Первые поселенцы прибыли на остров из близлежащих земель: о них сегодня мало что известно, равно как и о временах основания Венеции.

В IV веке в Римскую империю вторглись дикие варвары: они грабили и разрушали всё, что стояло на их пути. Жизнь в распадающейся Римской империи становилась все более опасной. Люди постепенно бежали на островки: сначала только во времена нашествий гуннов (например, когда в 452 году правитель гуннов разрушил Аквилею — город на материке, принадлежащей венецианцам).

Выхода не было:,нужно было заново строиться в болотистых поселениях в надежде, что впредь острова, удаленные от материка, станут стратегически лучшим местом для защиты от захватчиков.

Так и случилось: на островах, где расположена Венеция, стали постоянно появляться первые поселения. Варвары, конечно же, пытались проникнуть туда в надежде устроить еще больше грабежей. К счастью, любого, кто хотел приехать в Венецию, было хорошо видно. Враг становился лёгкой мишенью для поражения огнём.

Между тем условия, в которых создавался город, были сложными и по другим причинам. Например, доступ к пище с суши не был чем-то само собой разумеющимся, нужно было есть в основном рыбу и первые трудноразвивающиеся культуры. А из-за отсутствия связи с врачами смертность поселенцев поначалу была высокой.

Как Венеция строилась на воде: как заливался фундамент

С самого начала дома строились на больших деревянных сваях, и для этого использовались лодки. Строители, стоя на кораблях, сначала отгородили большими сваями пространство, на котором должны были располагаться фундаменты. После того как были очерчены основы и закрыто пространство, воду изнутри откачивали, чтобы построить более мелкие столбы.

Сила характера и развивающаяся сообразительность поселенцев, проявленные в тяжелых условиях, помогли им построить исключительную защиту от вторжений извне.

Когда в 810 году Карл Великий попытался вторгнуться и завоевать острова, жители сняли с воды деревянные столбы, которые служили указателями на отмелях. Приливы и отливы в Венеции по сей день переносят песок в лагуну, вызывая изменение структуры дна. Только зная, где мелко, а где глубоко, можно пересечь лагуну на лодке, не застряв в иле. Когда корабли Карла Великого, прекрасно вооруженные и переполненные воинами, сели на мель, венецианцы окружили их и убили целые команды.

Всего через год после вышеупомянутой битвы в той части Венеции, которую мы знаем сегодня как главный город, была основана независимая от византийцев провинция. Затем в этих областях было учреждено епископство, и Карл Великий прекратил все претензии на эту территорию.

Из небольшого поселения рыбаков и нескольких торговцев Венеция превратилась в европейскую экономическую державу. На протяжении многих веков это был богатый город-государство, правивший всем Средиземноморским бассейном.

Все это завораживает! Причем, посетителей ошеломляет не только вид города на воде, и как он возник, но также и масштаб власти, которую он позже развил. И самое интересное — как за относительно короткое время была потеряна удивительная мировая держава.

Читайте также: