История строительства венеции кратко
Обновлено: 04.07.2024
Город в Северной Италии, административный центр области и провинции Венеция.
Нас. 270,3 тыс. чел. (2006). Крупный порт в Венецианском зал. Адриатического м. (грузооборот св. 30 млн. т, из них св. 1/3 нефть и нефтепродукты, а также зерно, продовольствие, уголь, металлы; св. 1 млн. пассажиров, а также 0,7 млн. круизных пассажиров, 2004). Узел междунар. воздушных линий (междунар. аэропорт Марко Поло). В. состоит из двух частей – историч. островной и промышленно-портовой материковой, которые связаны ж.-д. и автомобильным сообщением.
Островная часть В. (включена в список Всемирного наследия) – город-музей, один из крупнейших в мире центров междунар. туризма. Живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны. Её облик определяют многочисл. каналы (рио; всего ок. 150), узкие проходы вдоль их берегов, открытые площади (кампо), маленькие площади (кампьелло) и дворы (корте) между домами. Особое очарование этой части города придают лабиринты узких улочек, изгибы мостов (ок. 400; самый известный – мост Вздохов через узкий канал Рио-ди- Палаццо, 1600). Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются на речных трамваях (вапоретто; единственный вид обществ. транспорта); гондолы, историч. вид транспорта, имеют туристич. значение. Осн. транспортная артерия – Большой канал (длина 3800 м, ширина 30–70 м), в который впадают 45 небольших каналов. Через него сооружены 3 моста: Риальто (1588–92), Скальци и Академии. Островная часть В. подвержена затоплениям (нагон вод Венецианского залива).
Поселение В. основано в 421 на мелких островах архипелага Риальто, населённых венетами и др. племенами, которые занимались рыболовством и добычей соли. В составе Остготского королевства В. правили трибуны, назначаемые королём. Перейдя в 555 под власть Византии, В. подчинялась экзарху Равенны, который назначал её правителей – дуксов (дожей). С кон. 7 в. В. – республика; дож избирался из среды местной знати, а экзарх утверждал его, наделяя широкими полномочиями. Попытка Карла I Великого подчинить В. (810) успеха не имела, власть Византии над В. сохранилась. В 840 по соглашению между Византией и франками В. получила самостоятельность и стала центром островного дуката (герцогства). Помимо Риальто, в гос-во В. вошли острова Бурано, Мурано, Торчелло, Маламокко, Кьоджа и др. С кон. 9 в. начался экономич. подъём В., она превратилась в крупный пункт транзитной торговли между Западом и Востоком, стала чеканить собственную серебряную монету. С кон. 10 в. республика В. присоединила истрийские города Каподистрию, Паренцо, Умаго, Ровиньо, предпринимала попытки подчинить себе далматинские города. В 11–12 вв. она превратилась в сильную мор. державу, оказывала помощь Византии в борьбе с арабами, получила торговые привилегии и право беспошлинной торговли в визант. владениях (1082). Администрацию В. формировал из знати дож, но в законодат. и судебной деятельности участвовали и простые венецианцы, сохранявшие право избирать дожа и пресекавшие попытки сделать власть наследственной. Развивались обработка дерева и кож, шёлкоткачество, судостроение и др. В нач. 12 в. был создан гос. Арсенал, включавший верфи, кузницы, оружейные склады; развернулось строительство торговых и воен. судов. В Италию и Германию В. поставляла шёлк, хлопок, пряности, покупала там лес, железо, медь. С сер. 12 в. власть дожа была ограничена Советом мудрых, а затем Малым советом, которые избирались из представителей знати. Центром В. стал квартал Сан-Марко, где совершались торговые сделки. После 4-го крестового похода (1202–04), которым руководил дож Э. Дандоло, В. овладела частью Константинополя, рядом гаваней на Мраморном м. и в Черноморских проливах, островами Эвбея, Крит и др. и превратилась в мор. империю, господствовавшую в Вост. Средиземноморье. К кон. 13 в. завершилось формирование гос. системы В.: высшим органом власти стал Большой совет, в состав которого входили только представители семей знати (патрициата). Большой совет принимал законы и избирал из своего состава все высшие магистратуры. Функции правительства исполнял Малый совет во главе с пожизненно избираемым дожем, суд осуществлял Совет сорока, а в 1310 гл. карательным органом стал Совет десяти. В. превратилась в олигархич. республику, где власть принадлежала 200–300 семьям знати. Купеч. круги пытались вернуть старые порядки и восстановить свои позиции (заговор М. Бокконио в 1299, восстание Баймонте Тьеполо в 1310, заговор Марино Фальери в 1355), но потерпели неудачу. 14–15 вв. стали временем расцвета В. Её продолжительная борьба с Генуей завершилась разгромом генуэзского флота у Кьоджи (1380). В. вытеснила свою торговую соперницу из Вост. Средиземноморья и сосредоточила в своих руках значит. часть зап.-европ. торговли с Востоком. В. укрепилась в Далмации, завладела несколькими пунктами в Албании, Ионическими о-вами, значительно расширила свои владения в сев.- вост. Италии, присоединив Падую, Виченцу, Верону, Брешиа, Равенну, Кремону, Бергамо, Римини, Тревизо и др. города. Захват турками Константинополя (1453), перемещение торговых путей из Средиземного м. в Атлантический ок. (как следствие Великих географических открытий) значительно ослабили В. Венециано-тур. войны 15–18 вв., в результате которых В. лишилась почти всех своих владений на Балканах и в Вост. Средиземноморье, подорвали торговлю В., что привело к её глубокому экономич. и политич. упадку в 17–18 вв. В 1797 В. была оккупирована франц. войсками под команд. Наполеона Бонапарта. По Кампоформийскому миру 1797 почти вся территория Венецианской республики была передана Австрии, а по Пресбургскому миру 1805 – присоединена к Итал. королевству. Венский конгресс 1814–15 вновь передал В. под власть Австрии. В марте 1848 в В. была провозглашена республика, в авг. 1849 она пала под ударами австр. армии. По Венскому миру 1866 В. вошла в состав Итал. королевства.
Облик В. складывался на протяжении 9–18 вв., когда были построены большинство дворцов, храмов, обществ. и адм. зданий, театров. В 14–16 вв. складывается своеобразный стиль венецианской готич. и ренессансной архитектуры, формируется венецианская школа живописи. Сердцем В. является пл. Св. Марка, образованная однотипными адм. зданиями Старых (1480–1514) и Новых (1584–1640) Прокураций, аркой Наполеона (19 в.), Часовой башней (1496–99, арх. М. Кодуччи) и 5-купольным Святого Марка собором (строился с 829; перестроен после 1063). К колокольне собора (888–1517, одна из доминант города; в романском стиле, с белокаменным готическим завершением) пристроена открытая галерея Лоджетта (1537–1540, арх. и скульптор Я. Сансовино), рельефы и статуи которой относятся к лучшим образцам ренессансного стиля в В. К пл. Cв. Марка примыкает узкая пл. Пьяццетта, открытая в сторону лагуны и образованная зданиями Нац. б-ки Марчиана (1468, здание 1536–84, по проекту Сансовино) и Дворца дожей. На парадной набережной В. в 1172 были поставлены две высокие гранитные колонны, вывезенные с Востока, с венчающими их статуями св. Теодора (1–2 вв.), первого патрона В., и льва св. Марка (Китай, 14 в.), ставшего символом города.
На островах Венецианской лагуны находятся памятники ром. архитектуры: на о. Торчелло – комплекс собора Санта-Мария-Ассунта (7–11 вв., в апсиде и капелле – мозаики 9 и 12 вв.), ротонда Санта-Фоска (11–12 вв.); на о. Мурано – ц. Санти-Мария-э-Донато (12 в.).
Академия изящных искусств (1750). Университет (1868). Гос. консерватория им. Б. Марчелло (1876; до 1940 Муз. лицей). Ин-т по изучению Адриатики (1946). В. славится своими музейными собраниями, среди которых важнейшие: ансамбль Дворца дожей, Музей Коррер (основан в 1830; коллекция предметов старины и произведений живописи 13–16 вв.), Галерея Академии (1807; картины художников венецианской школы), галерея Куэрини-Стампалия (1869; венецианская живопись 14–19 вв.), Археологич. музей (1523), коллекция П. Гуггенхейма (во дворце Веньер-деи-Леони, 1749; одна из крупнейших в мире коллекций живописи 20 в.), Пинакотека Манфрединиана (1827) и собрание Патриаршей семинарии, Музей совр. иск-ва (1897), Музей конгрегации арм. мхитаристов Венеции на о. Сан-Ладзаро- дельи-Армени, музей сакральных образов Понте-деи-Гречи (1959, иконы 14–18 вв.). Дом-музей К. Гольдони (открыт в 1953) и др.
В экономике города доминирует сфера услуг (занято св. 60% работающих; в осн. торговля, туризм, гостиничное и ресторанное дело, транспорт и связь, проф. услуги, финансы и кредит). В островной части В. пром-сть развита слабо и представлена преим. старыми небольшими предприятиями по ремонту судов [самое старое – Арсенал, в 15 в. – крупнейшие в мире верфи; с 1964 на его территории размещается Историч. мор. музей (основан в 1923), где собраны макеты судов, разл. виды оружия и др.], произ-ву химич., трикотажной, полиграфич. продукции. Сохраняются и развиваются традиц. старинные ремёсла: на о. Мурано – изготовление худож. венецианского стекла (с кон. 13 в.; Музей изделий из стекла, основан в 1861), на о. Бурано – плетение кружев (Музей кружева, с 1981; открыт в школе кружева, основанной в 1872); о. Лидо – преим. курортная зона (пляжи, муниципальные казино).
В материковой части города действуют совр. заводы по произ-ву технич. стекла. Большинство пром. предприятий расположено в пригородах В. – Маргере, Фузине, Местре. В Маргере – крупные глинозёмный, алюминиевый, цинкоплавильный, нефтеперерабатывающий, нефтехимич., коксохимич. заводы, а также заводы по произ-ву фтора и фтористых соединений, азотной кислоты, хлора, соляной кислоты; судоверфь; в Фузине – алюминиевый и алюминиево-прокатный заводы; в Местре – ж.-д. мастерские, предприятия транспортного машиностроения, нефтепереработка.
Иллюстрации:
Канал Рио-ди-Палаццо (между Дворцом дожей и зданием тюрьмы) с мостом Вздохов. Фото В. С. Иванова;
Вид Большого канала с дворцами. Архив БРЭ;
Церковь Cанта-Мария-делла-Салуте. Архитектор Б. Лонгена. 1631–87. Архив БРЭ;
Интерьер церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. 1338–1443. Архив БРЭ;
Венеция является жемчужиной Италии и одним из самых узнаваемых городов мира. Необычное островное расположение и богатое культурно-историческое наследие являются причиной невероятной популярности этого итальянского города среди путешественников. Венецию ежегодно посещают около 20 миллионов туристов, хотя само население города не превышает и 300 тысяч человек.
Венеция располагается как на материке, так и на прилегающих островах. Пронизанная живописными каналами островная часть города стоит в буквальном смысле в воде. Это, конечно, безумно красиво, но ужасно неудобно. Как же построили все эти дома? Или изначально они стояли на суше, а впоследствии их затопило?
Как полагают исследователи, заселение Венецианской лагуны и островов началось в конце VI века, а уже к IX веку островная часть Венеции была полностью застроена. На протяжении своей истории Венеция переживала периоды взлетов и падений, когда она оказывалась под властью иноземных захватчиков. Но тем не менее ей удалось сохранить тот неповторимый образ, который сложился благодаря островному расположению.
Островная часть Венеции включает в себя более 100 островков, которые разделены сетью каналов. То есть здания города построены на небольших участках суши, которые просто не видны из-за плотной застройки. А окраины островов погружены в наступающие морские воды. Проливы между островами превратились в каналы, по которым сегодня гондольеры катают романтичных туристов. Глубина этих каналов невелика, в основном не более 2,5 метров. А все здания и сооружения, от жилых домов до мостов, в этой островной части построены на деревянных сваях по очень интересной технологии.
Выбрав место для строительства, венецианцы вбивали в илистый грунт деревянные сваи, которые были изготовлены из лиственницы. Эта порода деревьев славится своей долговечностью и устойчивостью к гниению. Лиственницу для строительства Венеции специально привозили из альпийского региона. Деревянные сваи длиной до 7-8 метров вбивали в грунт, а поверх них укладывали деревянные бревна, которые и служили фундаментом для будущего здания. Ну а уже на основание из лиственниц выкладывали ряд из кирпичей и возводили здания.
С момента основания Венеции ее острова медленно уходят под воду. По этой причине островной район города как минимум дважды перестраивался, а современные здания датируются XIV-XV веком. Таким образом, лиственничным сваям, на которых стоит островная Венеция, более 500 лет и, как показывают последние исследования, большинство из них находится в прекрасном состоянии.
К сожалению, Венеция постепенно погружается в воду. Это связано как с общим повышением уровня Средиземного моря, так и с проседанием грунта. Последнее, по мнению ученых, происходит по причине истощения артезианских скважин, эксплуатирование которых уже было прекращено. Регулярные наводнения причиняют немало неприятностей историческим постройкам. Поэтому ведется строительство защитной дамбы, которая бы отсрочила погружение Венеции.
История возникновения города, основные достопримечательности и многое другое в нашем репортаже о сказочной Венеции.
Здесь родились такие гениальные личности, как Марко Поло, Карло Гольдони, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, а также известные художники: Тинторетто, Беллини, Каналетто, Тьеполо, Канова. Декадентское очарование Венеции на протяжении столетий вдохновляло поэтов и писателей. Уильям Шекспир и Томас Манн создали свои лучшие шедевры, действие которых происходило в Венеции.
Венеция – это излюбленное направление отдыха не только для иностранных туристов, но а так же самих итальянцев. Классический тур не обходится без осмотра тройки главных достопримечательностей: площади San Marco, моста Rialto и Галереи Академии. Но наилучший способ познать город – это позабыть о карте и затеряться в узких улочках-лабиринтах, пройтись по незнакомым мостам и раскрыть для себя маленькие старинные площади. Помимо того, что Венеция богата на уникальные музеи и достопримечательности, каждый ее уголок представляет собой настоящее произведение искусства.
Основные достопримечательности Венеции: Площадь Святого Марко
Рождение Венеции продолжает оставаться темной страницей истории средневековья. Источники, которые сохранились в наше время, часто дополнены легендами и мифами. Единственным достоверным фактом является византийское происхождение Венеции. В этом государстве, которое сформировалось вследствие раздела Римской Империи, появилась Венеция и относилась к его владениям еще на протяжении нескольких веков.
По мнению же современных историков, рождение города выглядит более скромно. Венецианская лагуна была заселена задолго до прихода венетов. Первые населенные пункты можно отнести еще к доисторическим временам. До прихода римлян на лагуне уже была создана цивилизация, успешно развивающаяся в области рыбалки, морских перевозок, производства соли и коммерческой деятельности. Этот стратегический узел, связывающий Адриатическое море с Северной и Центральной Европой, еще больше укрепился в период Римской Империи. Еще одним доказательством является письмо римского сенатора Флавио Аурелио Кассиодоруса, в котором он, отдавая приказ по морскому перевозу продовольствия из Истрии в Равенну, подробно описал лагуну 537-538 годов. Кассиодорус рассказывает о строениях на воде, в которых обитали жители местности. По его наблюдениям дома напоминали водоплавающих птиц, а к каждому жилью, наподобие животного, была привязана лодка. Он также отмечает, что основной деятельностью на острове была рыбалка.
Современная Венеция с ее урбанистическим видом прошла долгий путь развития, который начался еще во 2-й половине VI века.
Основные достопримечательности Венеции, Мост Академии
Брайян Копровски CC BY-NC-ND
Галерея Академии
Галерея Академии художеств в Венеции представляет собой уникальный музей венецианской живописи XIV-XVII веков. Основанная Сенатом города в 1750 году в качестве школы искусства, Академия стала центром художественной культуры Италии. Ее первоначальное название Академии изящных искусств в 1807 году было изменено: она стала Королевской Академией и обосновалась в здании, где и сегодня расположены ее экспонаты. Уже в XIX веке образовательное заведение было преобразовано в музей, который с каждым годом обогащал свои фонды. Сегодня туристы могут ознакомиться в Галереях Академии с шедеврами известных венецианских мастеров: Венециано, Фьорье, Беллини, Лотто, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Гварди и т.д. Галерея Академии, Венеция
фото: Браунпо CC BY-NC-ND
Гранд-канал
Гранд-Канал, Венеция
фото: Паоло Бенеджамо CC BY-NC-ND
Дворец Дожей
Дворец Дожей или Palazzo Ducale – это грандиозный памятник архитектуры готической Италии XIV-XV вв. Дворец был построен архитектором Календарио на месте древних разрушенных стен периода Римской империи. Здесь в прежние времена была резиденция дожей. В 1536 году здание украсил балкон, выполняющий роль своеобразной трибуны. Над ним возвышается статуя Правосудия известного скульптора Витториа. Роскошный внешний вид и интерьер Дворца создан гениальными мастерами Италии – Беллини и Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Особый интерес для туристов представляют Бумажные ворота, галерея Фоскари, уникальные часы на фасаде, Лестница Гигантов, ниши, где расположены античные статуи, и многочисленные пасти львов.
Дворец Дожей, Италия
фото: Генрик Бергер Джоргенсен CC BY-NC-ND
Площадь Сан-Марко и достопримечательности
Площадь Сан-Марко – это центральная площадь, форма которой напоминает трапецию, а параметры равны 175 м в длину и 80 м в ширину. Внешний вид Сан-Марко изменялся вместе с историей Венеции, постепенно превращая ее из военной крепости в символ богатства и роскоши. В IX веке здесь был возведен Дворец Дожей и появилась базилика Св. Марку – покровителю Венеции. В 1172 году от моря площадь стали отделять две колонны, доставленные из Константинополя и украшенные символами города – статуями святых Марка и Федора. В XIII ст. богатое убранство получил собор площади и была установлена группа тетрархов. В этот период Сан-Марко была облицована кирпичом. Позже здесь вырастают здания Старых Прокураций, Библиотеки, Часовой башни, Новых прокураций, появляется фонтан. В 1722 году часть площади после облагораживания стала называться Площадью Львят. Сегодня площадь Сан-Марко также радует своей миниатюрной копией между Дворцом Дожей и Библиотекой.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка, находится на одноименной площади города, возведен в далеком 832 году, но свое сегодняшнее обличие обрел лишь в 1617 году. Зданию пришлось пережить не один пожар, а его внешний вид был предопределен реконструкцией времен дожа Контарини. На протяжении долгого периода здание было капеллой для дожей, а уже с 1807 года стало служить резиденцией венецианского патриарха. Прообразом архитектуры собора является Константинопольский храм Св.Апостолов. Сегодня это здание имеет три яруса – нижний, террасу и купола. Внимания туристов заслуживают фасад из мрамора, украшенный мозаикой, старинная дверь из бронзы, квадрига из бронзовых лошадей, капелла Богоматери Никопеи и множество статуй.
Достопримечательности Венеции:
Собор Святого Марка
Колокольня Кампанила собора Святого Марка
Колокольня Собора Святого Марка, Венеция
фото: Сторм Крипт СС BY-NC
Часовая башня Святого Марка
Основные достопримечательности Венеции,
Часовая башня Святого Марка
Мост Риальто
Мост Риальто – один из первых мостов в Венеции через Гранд-канал. Он сначала был выполнен из дерева, его реконструкция в XV столетии была уже в виде разводящегося механизма. В результате разрушений, мост Риальто был заново построен из прочного камня в 1591 году и до 1854 года оставался единственным звеном между берегами Большого канала. Сегодня высота моста достигает 7,5 метров, а длина его арки – 28 метров. Мост Риальто является популярным местом паломничества туристов, поскольку на нем расположено 24 торговых лавки, в центре разделенных двумя большими арками.
Мост Риальто, Венеция
Театр Ла Фениче
Во время всего функционирования его особенностью была отличная акустика. Именно в Ла Фениче проходили премьеры произведений Беллини, Россини, Верди. XX столетие принесло новое испытание для театра в виде очередного пожара в 1996 году. Принять многочисленных зрителей театр Ла Фениче смог лишь после реставрационных работ, завершившихся в 2003 году.
Театр Ла Фениче, Венеция
фото: Лью Сонг CC BY-SA
Мост делле Гулье
Мост делле Гулье соединяет берега канала Канареджо. Именно на нем открывается панорама изумительного вида впадения Канареджо в Гранд-канал. Название моста переводится как Мост Шпилей. При этом оригинальные обелиски-шпили стали украшать мост намного позже появления его названия – лишь в 1823 году. Изначально мост был построен из дерева, в 1580 году его сменила конструкция из камня. Сегодняшний облик мост получил после реконструкции в 1777 году. Его декор был дополнен столетием позже. А вот XX век оборудовал мост удобствами для передвижения инвалидными колясками. Мост делле Гулье расположен вблизи железнодорожного вокзала Сент-Люсич, венецианского гетто и окружен многочисленными дворцами и уютными площадями.
Мост делле Гулье, Венеция
Тим Венчус CC BY-SA
©Copyright 2014 “Italia Report” Все права защищены
Полное и частичное копирование материалов категорически запрещено
Венеция, пожалуй, один из самых популярных городов Италии и всей Южной Европы. Тонкие, хрупкие здания, наполненные литературной и вдохновляющей атмосферой, успели стать уже целыми экспонатами для туристов, на фоне которых мы делаем селфи, и получаем по тысячи лайков в Инстаграмме.
Почему именно Венеция заслуживает столь много внимания у туристов? Почему она стала уходить под воду? А главное, как строили этот знаменитый на весь Архитектурный мир Итальянский город?
Географическое расположение города уже вызывает интерес у многих: Венеция стоит как на островах, так и на Итальянском материке. Островки, на которых стоит город, не видны из-за очень плотной застройки. В современном мире мало кто построит целый город со сложным градостроительным планом и узкими улицами. А самое главное — люди уже научились строить фундаменты на воде. И тут открывается перед нами то, что уже тогда, люди сделали не то что шаг, а целый прыжок в развитии строительства и Архитектуры.
Как Вы понимаете, Архитектура, совместно с Искусством развивается с момента первобытных времён, ведь от Искусства и началось умственное, интеллектуальное развитие человека. Так что, строительство Венеции поспособствовало развитию человеческого интеллекта и его творческого, а также логического мышления. А это ещё произошло в XI веке…
В целом, город построен на деревянных сваях, сделанных из лиственницы. Уже тогда начали строить фундаменты на сваях, что считается более современным методом строительства фундаментов многих небоскрёбов. Лиственницу специально вывозили из Альп, т.к. это очень долговечный и стойкий материал на воде, среди древесных. Изготавливали сваи, длинной от 7 до 8 метров, вбивали в грунт, клали ряд кирпичей, и потом происходил сам процесс строительства.
Венеция стала постепенно уходить под воду… Её
пытаются всячески спасти. Венецию дважды перестраивали, здания построены примерно в XIV-XV вв. Исследования показали, что сваи, на которых стоит Венеция, до сих пор целые, годны для зданий. Город уходит под воду по двум основным причинам: 1) Происходит оседание грунта; 2) Повышается уровень воды в Средиземном море. Но всё равно, фундаменты очень прочные, потому что они всё равно целые, какие бы стихии на них не действовали.
Но почему туристы посещают именно Венецию, а не Таранто или Миллацо?
Потому что, это город, который побил множество строительных и Архитектурных рекордов. Это город, у которого соблюдены множество психологических и культурных факторов, характерных для Италии. Там множество мостов, прекрасная тёплая погода, вдохновляющая природа. Пожалуй, этот город отличается от всех городов мира тем, что там люди использует вместо седанов и микроавтобусов Гондолы, такие Венецианские вдохновляющие лодки. Если кто-то плавал на них, тот получил наверное ощущение благородства среди жилых домиков, расположенных и справа и слева, и такое ощущение, что они смотрят на тебя! Buona giornata, architetti!
Посмотрите на этот канал - он хоть и не прозрачный, но такой вписывающиеся в этот Венецианский образ.
Посмотрите на этот канал - он хоть и не прозрачный, но такой вписывающиеся в этот Венецианский образ.
Интернет-пользователи часто ищут ответы на вопросы: как выглядела Венеция до наводнения и было ли оно вообще, почему город стоит на воде и всё еще не тонет? Фактически Венеция никогда не подвергалась затоплению. На её улицах всегда стояла вода, и это не результат катаклизма: город намеренно построен на воде.
Но почему инженеры решили построить город на воде, а не на близлежащей земле? Чтобы понять это, вернемся во времена, когда зародилась Венеция, то есть, в IV век нашей эры.
История Венеции: почему она построена на воде
Это невероятно старый город, на месте нынешней Венеции всегда были острова и болота. Первые поселенцы прибыли на остров из близлежащих земель: о них сегодня мало что известно, равно как и о временах основания Венеции.
В IV веке в Римскую империю вторглись дикие варвары: они грабили и разрушали всё, что стояло на их пути. Жизнь в распадающейся Римской империи становилась все более опасной. Люди постепенно бежали на островки: сначала только во времена нашествий гуннов (например, когда в 452 году правитель гуннов разрушил Аквилею — город на материке, принадлежащей венецианцам).
Выхода не было:,нужно было заново строиться в болотистых поселениях в надежде, что впредь острова, удаленные от материка, станут стратегически лучшим местом для защиты от захватчиков.
Так и случилось: на островах, где расположена Венеция, стали постоянно появляться первые поселения. Варвары, конечно же, пытались проникнуть туда в надежде устроить еще больше грабежей. К счастью, любого, кто хотел приехать в Венецию, было хорошо видно. Враг становился лёгкой мишенью для поражения огнём.
Между тем условия, в которых создавался город, были сложными и по другим причинам. Например, доступ к пище с суши не был чем-то само собой разумеющимся, нужно было есть в основном рыбу и первые трудноразвивающиеся культуры. А из-за отсутствия связи с врачами смертность поселенцев поначалу была высокой.
Как Венеция строилась на воде: как заливался фундамент
С самого начала дома строились на больших деревянных сваях, и для этого использовались лодки. Строители, стоя на кораблях, сначала отгородили большими сваями пространство, на котором должны были располагаться фундаменты. После того как были очерчены основы и закрыто пространство, воду изнутри откачивали, чтобы построить более мелкие столбы.
Сила характера и развивающаяся сообразительность поселенцев, проявленные в тяжелых условиях, помогли им построить исключительную защиту от вторжений извне.
Когда в 810 году Карл Великий попытался вторгнуться и завоевать острова, жители сняли с воды деревянные столбы, которые служили указателями на отмелях. Приливы и отливы в Венеции по сей день переносят песок в лагуну, вызывая изменение структуры дна. Только зная, где мелко, а где глубоко, можно пересечь лагуну на лодке, не застряв в иле. Когда корабли Карла Великого, прекрасно вооруженные и переполненные воинами, сели на мель, венецианцы окружили их и убили целые команды.
Всего через год после вышеупомянутой битвы в той части Венеции, которую мы знаем сегодня как главный город, была основана независимая от византийцев провинция. Затем в этих областях было учреждено епископство, и Карл Великий прекратил все претензии на эту территорию.
Из небольшого поселения рыбаков и нескольких торговцев Венеция превратилась в европейскую экономическую державу. На протяжении многих веков это был богатый город-государство, правивший всем Средиземноморским бассейном.
Все это завораживает! Причем, посетителей ошеломляет не только вид города на воде, и как он возник, но также и масштаб власти, которую он позже развил. И самое интересное — как за относительно короткое время была потеряна удивительная мировая держава.
Читайте также: