Становление дипломатической службы казахстана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель курсовой работы – изучение основных положений дипломатической службы Республики Казахстан.
Исходя из цели исследования можно определить следующие задачи, решение которых будет проведено в курсовой работе:
1. рассмотреть теоретические основы дипломатической службы;
2. проанализировать особенности функционирования дипломатической службы Республики Казахстан;
3. подвести итоги и сформулировать выводы по исследованию.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы дипломатической службы
1.1 Понятие и основные положения о дипломатической службе
1.2 Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты
2. Дипломатическая служба Республики Казахстан
2.1 Основные понятия дипломатической службы РК
2.2 Министерство иностранных дел Республики Казахстан, его статус и задачи
2.3 Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа шаммы 3 курс.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра дипломатической и консульской службы

Тема: Дипломатическая служба Республики Казахстан

Выполнил: студент 3 курса МО

Нурммадедов Шамухаммет Тоймаммедович

Кандидат исторических наук,

доцент Л. В. Слуцкая

1. Теоретические основы дипломатической службы

1.1 Понятие и основные положения о дипломатической службе

1.2 Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты

2. Дипломатическая служба Республики Казахстан

2.1 Основные понятия дипломатической службы РК

2.2 Министерство иностранных дел Республики Казахстан, его статус и задачи

2.3 Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан

Список использованной литературы

Дипломатия - это служба, которая входит в систему государственного службы и деятельности и обеспечивает интересы государства. Дипломатия требует большого объема знаний и в какой-то степени представляет собой учение. Это искусство, т.к. предполагает наличие определенных талантов (например, искусство ведения переговоров)

Дипломатическая служба исполняет функции и задачи МИДа в области отношений РК с иностранными государствами и международными организациями; координация деятельности в этой области др. органов государственной власти; защита казахстанских интересов, благоприятной внешней среды, гарантирующей безопасность страны.

Высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Республики Казахстан - важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Казахстана на международной арене.

Многолетний исторический опыт свидетельствует, что государство сильно не только своей экономической мощью, научно-техническим и военным потенциалом, но и своей дипломатией, умелой и гибкой дипломатической службой, профессиональным и нравственным потенциалом кадров дипломатического корпуса. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством. [1, c.168]

Дипломатическая служба - это профессиональная деятельность государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа Республики Казахстан, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Казахстан, представительствах Республики Казахстан при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Республики Казахстан, а также в некоторых иных подведомственных МИДу организациях. Тем самым обеспечивается исполнение функций и полномочий МИДа как государственного органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в области отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями, а также координирующего деятельность в этой области иных органов государственной власти.

Тем не менее, проблемность решения перечисленных выше задач существует и связана она с тем, что сегодня все еще наблюдается заметное несоответствие между реальными процессами формирования дипломатической службы, а также ее функционирования и реальными потребностями государства в высококачественной и эффективной дипломатической службе. Этим противоречием прежде всего и определяются актуальность и практическая значимость подготовки нового поколения учебников и учебных пособий по проблемам внешней политики, теории дипломатии и по дипломатической службе. Тем более, что такого рода литература издается нечасто, потребность же в ней немалая, а уже это актуализирует исследование, проведенное в данной курсовой работе.

Цель курсовой работы – изучение основных положений дипломатической службы Республики Казахстан.

Исходя из цели исследования можно определить следующие задачи, решение которых будет проведено в курсовой работе:

1. рассмотреть теоретические основы дипломатической службы;

2. проанализировать особенности функционирования дипломатической службы Республики Казахстан;

3. подвести итоги и сформулировать выводы по исследованию.

Методологической базой исследования, проведенного в данной работе, явились научные труды, нормативно-правовые акты Республики Казахстан, а также материалы периодической печати, касающиеся темы работы.

1. Теоретические основы дипломатической службы

1.1 Понятие и основные положения о дипломатической службе

Примитивные формы внешних сношений между различными государствами, даже разными племенами имели место еще в самые древние времена.

Однако те примитивные формы внешних сношений, которые имели место при родовом строе, до раскола общества на классы и возникновения государства, в какой-то мере можно рассматривать лишь как прообраз дипломатии, как ее предшественника, но не как саму дипломатию. Возникновение самой дипломатии, какой бы примитивной и близкой по своим формам к своим предшественникам в родовом строе она ни была, следует непосредственно связывать с возникновением государства, деятельностью определенных органов и должностных лиц которого она является Дипломатия, как и само государство,- детище и явление классового общества, а не родового. Отсюда и классовая сущность дипломатии и объяснение того обстоятельства, что дипломатия представляла собой область деятельности представителей господствующего класса и осуществляла внешнюю политику государства этого класса. [2, c.83]

Между тем при всей близости указанных понятий и внутренней связи их друг с другом каждое из них имеет свой особый смысл, определяемый реальным содержанием каждого понятия, отражающим его действительные роль и значение в жизни общества.

При всех отличиях этих определений дипломатии они имеют и нечто общее с определением дипломатии, данным Г. Никольсоном; в определении Сатоу и Гардена также говорится о ведении официальных отношений между правительствами государств, о внешних сношениях между ними.

Это определение также страдает недостатками, В первой части формулы Мартенса, во-первых, речь идет не только и не столько о дипломатии, сколько о науке о внешних сношениях государства; дипломатия же, хотя и пользуется определенными научными знаниями, тем не менее все же является практической государственной деятельностью, где научные данные применяются на практике; во-вторых, в формуле Мартенса речь идет не только о дипломатии, но и о внешней политике вообще, ибо внешние сношения и иностранные дела государства - это уже не способы осуществления внешней политики, а сама внешняя политика. [5, c.138]

– указание на международные отношения или внешние сношения между государствами - этот признак указывается во всех формулах;

– упоминание о переговорах как способе ведения этих внешних сношений - этот признак также имеется во всех определениях;

– указание на должностных лиц государства, которые непосредственно заняты ведением переговором (послов и посланников), - этот признак дипломатии дается лишь в формуле Г. Никольсона.

1.2 Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты

Дипломатия как средство осуществления внешней политики и является частью этой политической надстройки, характер которой определяется классовой природой того государства, которому она служит. Дипломатия является продуктом классового общества и развивается вместе с развитием государства. Как показывает история развития общества, вместе со сменой общественно-экономических формаций менялись формы государства, их внешней политики и дипломатии. [6, c.117]

Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики и определяется интересами господствующего класса. Дипломатия, будучи государственной деятельности. по осуществлению целей и задач внешней политики, не является единственным средством этой политики, хотя и занимает важнейшее место в числе этих средств. Дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики, и основной ее метод - переговоры.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

Тема 4 Становление казахстанской дипломатии

Цель лекции – Представить основы казахстанской дипломатии

Вопросы к теме:

1. Правовая основа дипломатической службы РК

2. Основные органы дипломатической службы РК

Краткое содержание темы (тезисы)

Правовая основа дипломатической службы РК. С утверждением советской власти внешняя политика Каз АССР осуществлялась в рамках направленности дипломатической политики республики РСФСР.

С образованием СССР 06.07.1923г. внешние сношения союзных республик перешли в ведение Народного комиссариата иностранных дел СССР, с 15.03.1946г. преобразованный в МИД СССР.

Рекомендуемые материалы

Презентация № 04 по теме Социологические показатели отношения к общественному здоровью (Социология медицины)

Такое положение сохранялось и после принятия Закона Каз ССР от 24 апреля 1990г, учредившего пост Президента Каз ССР, его статус как главы республики и определившего внешнеполитические полномочия Совета Министров Каз ССР.

И только с принятием 25 октября 1990г Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, Казахстан стал самостоятельным и независимым во внутренних и внешних делах.

Таким образом, Казахстан, находясь в составе РСФСР, а затем Союза ССР, фактически не проводил свою внешнюю политику, не осуществлял дипломатическую деятельность, хотя формально был субъектом международного права.

На начальной стадии становления государственности активно создавалась правовая база дипслужбы РК, включающая в себя как международное право, так и национальное законодательство.

Основой деятельности внешнеполитического ведомства РК являются международные конвенции, к которым присоединился Казахстан.

Фундаментом национально-правовой системы и международной правосубъектности является Конституция (Основной закон) РК.

Конституция РК 1995г. содержит ряд нововведений:

· Ст.4 - Включение международных договорных и иных обязательств республики в действующее право на ее территории; признание приоритета международных договоров, ратифицированных РК, перед ее законами

· Устанавливает, что РК уважает принципы и нормы М.П. и проводит соответствующую политику

· Четко распределены внешнеполитические полномочия между внутригосударственными органами внешних сношений и ветвями власти (все ветви власти вовлечены во внешнеполитическую деятельность).

Некоторые изменения и дополнения внесены в Конституцию РК 7 октября 1998г.

Основные органы дипломатической службы РК. Единую систему органов дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел РК, дипломатические представительства и консульские учреждения РК за рубежом, представительства РК при международных организациях, представительства МИД на территории РК, Департамент по обслуживанию Дипломатического корпуса, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности МИД РК.

МИД является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы.

К задачам органов дипломатической службы относятся:

- разработка концепции и основных направлений внешней политики РК и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству РК;

- разработка для Президента РК предложений по внешнеполитической стратегии РК и реализации международных инициатив Президента;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц РК за рубежом;

- осуществление дипломатических и консульских отношений РК с иностранными государствами и международными организациями и т.д.

Функции органов дипломатической службы:

- представительство РК в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

- организация проведения переговоров и подписания международных договоров РК с иностранными государствами и международными организациями;

- обеспечение участия РК в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли РК как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

- осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов и т.д.

Задания для самоконтроля:

1. Функции и принципы деятельности дипломатической службы РК?

2. Какие документы составляют нормативно-правовую базу деятельности дипломатической службы РК?

3. Каковы основные задачи казахстанских дипломатов?

1. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. 25 окт.1990 г. // Казахстанская правда. - 28 октября 1990 г.

2. Закон о дипломатической службе от 7 марта 2002 г. N 299-Н

3. Закон о дипломатической службе// Казахстанская правда.- 17.11.1997.

4. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

5. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 - Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы, 1997.

6. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.

7. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992.- 62 с.

10. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997.

11. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы. 2000.

12. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана, 2001.

13. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003

14. Абенов Е.М. Внешнеполитические интересы РК: уроки и перспективы // Саясат, 1995, №6, с. 54-69.

15. Айдаров Н. Степная дипломатия одевается во фрак. Минск, 1998.

16. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - М., 1998.

17. Арыстанбекова А. X. Объединенные Нации и Казахстан. - Алматы, 2002. - 432 с.

18. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.

19. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

20. Волков А.Ю. Казахстан в ООН // Казахстан и мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 49- 56.

21. Исиналиев М.И. Дипломатия Казахстана // Международная жизнь, - 1999, №3

22. Исинилиев М.И. Он был единственный чрезвычайный и полномочный (к 70-летию М.С.Фазылова) // Дипломатический курьер, 1997, - №3

Вместе с этой лекцией читают "20 Патофизиология почек".

23. Курмангужин С.А. Развитие нормативно-правовой базы МИД РК // Дипломатический курьер, - 1998, - №3

24. Кыдырбекулы Д. Исторические истоки нашей дипломатии //Мысль, - 1996, - №1

25. Приоритеты казахстанской дипломатии. Астана, 2000.

26. Сулейменов Т.С. Первые шаги казахстанской дипломатии // Мысль, 1994, №1, с. 17- 20.

27. Токаев К.К. Некоторые аспекты практической реализации внешнеполитического курса Казахстана (выступление на расширенной коллегии МИД РК 17 августа 1995)//Саясат.-1995.-К5.-С.39-49.

О том, как зарождалась внешняя политика Казахстана рассказал первый министр иностранных дел.

Дипломатия — искусство ведения переговоров для предотвращения и урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений. Сегодня Казахстан является диалоговой площадкой международного уровня, заняв за столь короткий исторический период свою нишу в мировом сообществе. Но с чего начинался успешный опыт страны во внешней политике, корреспонденту BaigeNews.kz рассказал первый министр иностранных дел РК, профессор института дипломатии Академии государственного управления при Президенте РК Толеутай Сулейменов.

Становление дипломатической службы

"Беловежское соглашение" 8 декабря 1991 года стало для Казахстана судьбоносным и необходимым актом. Мы последние объявили о своей независимости, и нам нужно было определиться, по какому пути развития мы пойдем. Разные были слухи и предложения, но Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев принял правильное решение, опираясь на свою политическую дальновидность. Вспоминая те годы, хочу сказать, что это был самый важный исторический период, который определил траекторию развития нашей страны", — говорит Толеутай Сулейменов.

Внешняя политика, которую выбрал Елбасы, была направлена на формирование равноправных и дружественных отношений с мировым сообществом, и Казахстану было непросто найти свое место в сложном, меняющемся мире.

В этот период не было каких-то готовых путей, решений, и каждая ошибка могла стоить слишком дорого, но Нурсултан Назарбаев взял на себя огромную ответственность и сумел повести нашу страну в нужном направлении, вспоминает первый министр иностранных дел РК.

" Казахстан выбрал свой путь развития и, тем самым, внешнюю политику — миролюбивую и дружественную, строить взаимоотношения с мировым сообществом на равноправной основе. Нам нужно было заявить о себе: что за страна, какой народ, геополитическое положение, какие есть природные ресурсы, какой есть бренд и так далее. Для этого нужно было показать Казахстан миру. Начались поездки в Европу, Азию, Америку, в арабские страны. За полгода 1992 уже 50 стран мира признали наше государство независимым, субъектом международного права, подписав с нами документы об установлении дипломатических отношений", — рассказывает Толеутай Сулейменов.

А дипломатическая служба тогда начиналась с нуля, как говорится "с белого листа", потому что своей внешней политики у Казахстана не было, ее ранее проводила Москва .

Министерство иностранных дел тогда было небольшое: 2-3 дипломата с консульским направлением, остальные — административно-технические работники, около 10-12 человек. Конечно, с этим количеством не войдешь в мировой сообщество, не построишь внутреннюю политику. К тому же у Казахстана не было никакой инфраструктуры за рубежом. Не было, посольства, представительства, консульства, генконсульства, не было дипломатов, послов, концепции внешней политики, не было своего государственного протокола.

"Все это нужно было формировать. Как принимать иностранных гостей, куда селить, как вести переговоры, какие документы подписывать, как их готовить, как организовывать зарубежные поездки Президента, Премьер-министра, министров, различных делегаций, как вести переговоры, как находить компромиссы и решать свои проблемы. Это огромный клубок дипломатической деятельности, искусства, чтобы завоевать нишу в мировом сообществе. Нам нужно было заявлять о себе, вступать в международные организации", — делится воспоминаниями первый глава МИД РК.

МИД укреплялся. Уже из одного десятка внешнеполитическое ведомство превратились в представительное министерство — около 900 человек были в штатном расписании, начали открывать представительства за рубежом, сначала в Турции , в братской стране, где одними из первых признали независимость Казахстана , затем в США , Великобритании и так далее.

"Эта работа была проделана безукоризненно. Были, наверное, недостатки, но они не имели большого значения, кто не работает, тот не ошибается, но упреков в адрес министерства со стороны руководства страны, международных организаций, практически не было. И дипломаты МИДа сделали немало, чтобы наша страна заняла достойное место в мировом сообществе", — считает Толеутай Сулейменов.

Казахстан как новый игрок на мировой арене

В 1992 году Казахстан становится членом Организации Объединенных наций (ООН ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ ), вступает в Мировой валютный фонд, Всемирный банк , Евразийский банк реконструкции и развития, затем в Арабский и Исламский банки.

"В тот момент у нас было два знаковых события. Первое — закрытие ядерного полигона и добровольный отказ от ядерного оружия. Вопросы были непростые, но вопреки Москве , Нурсултан Назарбаев закрыл полигон, сумев остановить эту трагедию. Второе — добровольный отказ от ядерного оружия, тяжелый и изнурительный период нашей дипломатии. Тогда общество раскололось на две части: "за" и "против". Но Глава государства, благодаря своей дальновидности, заявил об отказе от ядерного оружия в результате длительных переговоров с Россией и, в первую очередь, с США . Все это сыграло роль при гарантии ядерных государств о ненападении, а также оказании политической и экономической помощи со стороны великих держав. Главами этих государств был подписан соответствующий документ в Будапеште в 1995 году ", — рассказывает об исторических фактах наш собеседник.

Толеутай Сулейменов считает, что именно эти два события повлияли на миролюбивую внешнюю политику страны, а борьба за безъядерный мир и всеобщее разоружение стало одним из брендов как Первого Президента, так и внешней политики Казахстана .

Конечно, внешняя политика неразделима и взаимосвязана с внутренней политикой. Привлекая иностранные инвестиции, приглашая иностранный капитал, дипломаты помогали внутренней политике, говорит первый министр иностранных дел РК.

Начался подъем экономики, что способствовало проведению коренных социально-экономических преобразований в стране.

Вклад Казахстана в мировой международных порядок

"Здесь вклад наших дипломатов, министерства иностранных дел был немалый, и его отмечали постоянно. Это стимулировало к еще большему стремлению работать, чтобы Казахстан приобретал авторитет свободолюбивой и независимой страны. С нами считаются, мы состоим во многих региональных, международных организациях. Выступали со многими инициативами и продолжаем выступать. Мы стали центром проведения саммитов, международных форумов, различных конференций, мероприятий, стали центром международной жизни и это отмечает мировое сообщество", — подчеркнул Толеутай Сулейменов.

Одно из эпохальных событий, как считает наш собеседник, произошло в Астане в 2010 году — саммит ОБСЕ с участием первых лиц из 36 стран.

"Это было историческое событие. Впервые столько глав государств прибыли в нашу страну, оценили новую столицу, уровень жизни, наши достижения, внешнюю политику и дали высокую оценку по организации, проведению и принятию в том числе Астанинской декларации, которая вошла в историю как акт международного значения, направленный на обеспечение безопасности как в Европе, так и в азиатской части мира", — говорит Толеутай Сулейменов.

"Если взять современное время, то три года назад мы были избраны членами Организации объединенных наций и председательствовали в Совете безопасности ООН , тем самым показав, что Казахстанские — полноправный член ООН , ведущий миролюбивую политику, и вносящий свой вклад в мировой международных порядок. В частности, выступление Первого Президента "Манифест. Мир XXI век" обрело статус документа ООН за мир без ядерного оружия. Отечественные дипломаты также сделали немало, наши посольства, представительства помогали стране, нашли себя в этом быстроменяющемся мире. И эти 30 лет труда и достижений нашего народа можно приравнять к 100 годам. Не пересчитать по пальцам сколько всего удалось сделать и добиться молодому государству за столь короткий исторический период", — отмечает профессор Сулейменов.

Дружелюбие и сотрудничество у нас в крови

Первое, что отличает настоящего дипломата — это любовь к родине, к своему народу, стране, земле.

"Наши дипломаты являются истинными патриотами своей страны. Есть выражение, что в международных отношениях нет ни врагов, ни друзей, есть только национальные интересы. И беря этот принцип на вооружение, наши дипломаты стремятся защищать национальные интересы, продвигать Казахстан , брать за рубежом все ценное, начиная от технологий и образования, различных приемов, методов проведения международных мероприятий. Мы одновременно учились и старались все приобретенное внедрять на службе. Я скажу, что мы не отстаем от европейских дипломатов, у нас есть достаточный опыт и наши дипломаты во всех отношениях квалифицированно проводят работу на международной арене, согласно концепции внешней политики — защищать Родину, ее интересы, помогать стране, народу, ответственно выполнять задачи, поставленные руководством страны. Мы не отстаем, мы в авангарде по многим вопросам, касающихся мира, дружбы и сотрудничества", — считает первый министр иностранных дел Казахстана .

По его словам, свою роль в развитии и достижениях дипслужбы сыграли и многовековые традиции казахского народа, основанные на стремлении к миру. Наш собеседник уверен, что дипломатия у нас в крови.

"Исторически мы имеем огромные традиции гостеприимства, дружелюбия, сотрудничества, обмена мнениями. Это в крови нашего народа. И это подтверждается, когда в страну приезжают иностранные гости, делегации и все отзываются чувством благодарности за оказанное гостеприимство. Если же взять годы сталинских времен, времен Второй мировой войны, дореволюционную эпоху, период коллективизации, разгром кулачества, засылки в степные лагеря политзаключенных, переселение немцев, чеченцев, ингушей в нашу страну, переселение военнопленных — это все говорит о том, что мы всегда их принимали с добром, помогали, делились куском хлеба, пускали в дом, обогревали, давали работу, последнюю одежду давали. Это было. И это неспроста, потому что наш народ знает цену свободы, добра, гостеприимства. Да, наш народ страдал, были тяжелые времена, революции, гражданская война, голодомор, Великая отечественная война, 37-й год, расстрелы, различные тюрьмы, концлагеря. Но у казахов душа широкая, и эта душа неиссякаемая. Это передается из одного поколения в другое, это у нас в крови", — заключил Толеутай Сулейменов.

Цель лекции – Представить основы казахстанской дипломатии

1. Правовая основа дипломатической службы РК

2. Основные органы дипломатической службы РК

Краткое содержание темы (тезисы)

Правовая основа дипломатической службы РК. С утверждением советской власти внешняя политика Каз АССР осуществлялась в рамках направленности дипломатической политики республики РСФСР.

С образованием СССР 06.07.1923г. внешние сношения союзных республик перешли в ведение Народного комиссариата иностранных дел СССР, с 15.03.1946г. преобразованный в МИД СССР.

Такое положение сохранялось и после принятия Закона Каз ССР от 24 апреля 1990г, учредившего пост Президента Каз ССР, его статус как главы республики и определившего внешнеполитические полномочия Совета Министров Каз ССР.

И только с принятием 25 октября 1990г Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, Казахстан стал самостоятельным и независимым во внутренних и внешних делах.

Таким образом, Казахстан, находясь в составе РСФСР, а затем Союза ССР, фактически не проводил свою внешнюю политику, не осуществлял дипломатическую деятельность, хотя формально был субъектом международного права.

На начальной стадии становления государственности активно создавалась правовая база дипслужбы РК, включающая в себя как международное право, так и национальное законодательство.

Основой деятельности внешнеполитического ведомства РК являются международные конвенции, к которым присоединился Казахстан.

Фундаментом национально-правовой системы и международной правосубъектности является Конституция (Основной закон) РК.

Конституция РК 1995г. содержит ряд нововведений:

• Ст.4 - Включение международных договорных и иных обязательств республики в действующее право на ее территории; признание приоритета международных договоров, ратифицированных РК, перед ее законами

• Устанавливает, что РК уважает принципы и нормы М.П. и проводит соответствующую политику

• Четко распределены внешнеполитические полномочия между внутригосударственными органами внешних сношений и ветвями власти (все ветви власти вовлечены во внешнеполитическую деятельность).

Некоторые изменения и дополнения внесены в Конституцию РК 7 октября 1998г.

Основные органы дипломатической службы РК. Единую систему органов дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел РК, дипломатические представительства и консульские учреждения РК за рубежом, представительства РК при международных организациях, представительства МИД на территории РК, Департамент по обслуживанию Дипломатического корпуса, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности МИД РК.

МИД является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы.

К задачам органов дипломатической службы относятся:

- разработка концепции и основных направлений внешней политики РК и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству РК;

- разработка для Президента РК предложений по внешнеполитической стратегии РК и реализации международных инициатив Президента;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц РК за рубежом;

- осуществление дипломатических и консульских отношений РК с иностранными государствами и международными организациями и т.д.

Функции органов дипломатической службы:

- представительство РК в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

- организация проведения переговоров и подписания международных договоров РК с иностранными государствами и международными организациями;

- обеспечение участия РК в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли РК как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

- осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов и т.д.

Задания для самоконтроля:

1. Функции и принципы деятельности дипломатической службы РК?

2. Какие документы составляют нормативно-правовую базу деятельности дипломатической службы РК?

3. Каковы основные задачи казахстанских дипломатов?

1. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. 25 окт.1990 г. // Казахстанская правда. - 28 октября 1990 г.

2. Закон о дипломатической службе от 7 марта 2002 г. N 299-Н

3. Закон о дипломатической службе// Казахстанская правда.- 17.11.1997.

4. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

5. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 - Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы, 1997.

6. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.

7. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992.- 62 с.

10. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997.

11. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы. 2000.

12. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана, 2001.

13. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003

14. Абенов Е.М. Внешнеполитические интересы РК: уроки и перспективы // Саясат, 1995, №6, с. 54-69.

15. Айдаров Н. Степная дипломатия одевается во фрак. Минск, 1998.

16. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - М., 1998.

17. Арыстанбекова А. X. Объединенные Нации и Казахстан. - Алматы, 2002. - 432 с.

18. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.

19. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

20. Волков А.Ю. Казахстан в ООН // Казахстан и мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 49- 56.

21. Исиналиев М.И. Дипломатия Казахстана // Международная жизнь, - 1999, №3

22. Исинилиев М.И. Он был единственный чрезвычайный и полномочный (к 70-летию М.С.Фазылова) // Дипломатический курьер, 1997, - №3

23. Курмангужин С.А. Развитие нормативно-правовой базы МИД РК // Дипломатический курьер, - 1998, - №3

24. Кыдырбекулы Д. Исторические истоки нашей дипломатии //Мысль, - 1996, - №1

25. Приоритеты казахстанской дипломатии. Астана, 2000.

26. Сулейменов Т.С. Первые шаги казахстанской дипломатии // Мысль, 1994, №1, с. 17- 20.

27. Токаев К.К. Некоторые аспекты практической реализации внешнеполитического курса Казахстана (выступление на расширенной коллегии МИД РК 17 августа 1995)//Саясат.-1995.-К5.-С.39-49.

Читайте также: